Программа эмоциональной гармонизации личности воспитанников.
Человек может выбирать эмоции, и, выбирая, испытывать ежедневно те из них, которые хотел бы испытывать. Для того, чтобы пользоваться выбором эмоций, необходимо иметь следующие навыки:<?xml:namespace prefix = o /??>
1. Способность реагировать широким спектром эмоций.
2. Имеют выбор – не испытывать раздражительных эмоций или испытывать.
3. Способность пережить эмоции, а не жить ими.
Видеть цель и перспективы переживания, ведущего к изменению эмоционального состояния.
4. Способность воспринимать эмоции как сообщения, реально значимую информацию о своем благополучии, возможность держать руку на пульсе своего благополучия.
Вместо того, чтобы воспринимать свои эмоции как удар враждебной среды.
Способность утилизировать неприятные состояния для выработки подходящей манеры поведения для достижения более приятных эмоций.
5. Способность распознавать, о чем сигнализируют вам эмоции.
6. Верно реагировать на сообщения.
Реагировать, значит, адресоваться к потребности, содержащейся в эмоциональном сигнале таким образом, чтобы соответствующим поведением обеспечить ее удовлетворение. Программа позволяет выработать у подростка необходимые навыки эмоциального реагирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональная гармонизация личности.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная гармонизация личности воспитанника.
Программа занятий по теме: «Развитие эмоциональной сферы».
Занятие 1. Заложник эмоций.
Введение. (Как мы создаем свои переживания).
Человек может выбирать эмоции, и, выбирая, испытывать ежедневно те из них, которые хотел бы испытывать.
Способы реагирования, не позволяющие людям справиться со своими эмоциями:
1. Человек постоянно, хронически реагирует на повседневные жизненные ситуации (дело житейское) опустошающими (катастрофическими) эмоциями (чувство неполноценности, беспомощности, отчаяния, злости или фрустрации).
Стратегия работы: заменить на менее опустошающие эмоции (грусть)
Методы: когнитивная терапия, рационально-эмотивная терапия.
Цель – заменить катастрофическое мышление рациональными жизненными установками.
2. Человек не умеет справляться надлежащим образом с эмоциями, которые непереносимы (робость, одиночество, чувство неполноценности, страх, чувство вины).
Он старается избавиться от них, уходя в себя.
Стратегия работы: чувство надо прожить, изучить, наладить с ним контакт, чтобы появилось ощущение своей способности овладеть им. Я владею чувством, а не оно мной.
3. Человек убежден, что неправильно испытывать определенные эмоции (страстное желание, зависть, злость, раздражение).
Когда ему приходиться испытывать одну из этих эмоций, он испытывает чувство стыда или вины.
Для того, чтобы пользоваться выбором эмоций, необходимо иметь следующие навыки:
1. Способность реагировать широким спектром эмоций.
Качество доступных для переживания эмоций и легкости выбора между ними.
тренинг навыка: рассмотреть типичные жизненные ситуации и типичные эмоциональные реакции. Составить шкалу эмоций в зависимости от их интенсивности.
У человека появится выбор:
махнуть рукой – огорчиться – расстроиться – раздражение – разозлиться.
Перейти от одной эмоции к другой можно, просто изменив интенсивность переживаний.
2. Имеют выбор – не испытывать раздражительных эмоций или испытывать.
Тренинг: можно просто выслушать – (я вас слушаю),
можно реагировать (включиться),
выразить, воздействуя для достижения своей цели,
можно не отвечать.
3. Способность пережить эмоции, а не жить ими.
Видеть цель и перспективы переживания, ведущего к изменению эмоционального состояния.
Перемелится – мука будет.
Тренинг: что наступает вслед за или по окончании переживания негативной эмоции.
Техника «Работа горя».
4. Способность воспринимать эмоции как сообщения, реально значимую информацию о своем благополучии, возможность держать руку на пульсе своего благополучия.
Вместо того, чтобы воспринимать свои эмоции как удар враждебной среды.
Способность утилизировать неприятные состояния для выработки подходящей манеры поведения для достижения более приятных эмоций.
Тренинг: научить выбирать подходящие модели поведения, учитывая неприятные эмоции, чтобы достигнуть приятных.
5. Способность распознавать, о чем сигнализируют вам эмоции.
Тренинг: определить, какая потребность содержится в сигнале.
6. Верно реагировать на сообщения.
Реагировать – не путать:
1) с решением испытывать или не испытывать;
2) выразить;
3) совладать с собой.
Реагировать, значит, адресоваться к потребности, содержащейся в эмоциональном сигнале таким образом, чтобы соответствующим поведением обеспечить ее удовлетворение.
Основные навыки.
РАЗМЕЩЕНИЕ.
Способность постоянно реагировать на жизненные ситуации теми эмоциями, которые являются наиболее уместными или полезными.
Эмоции – это сигнал. Сигнал подает ситуация. Есть способ определить, уместны ли эмоции или нет. Если другой человек, попав в аналогичную ситуацию будет испытывать то же самое.
Выбирать подходящие эмоции в соответствии с потребностями в определенных ситуациях.
Тренинг:
1. Определить ведущие потребности в определенной ситуации (понять, что вы хотели бы извлечь из конкретной ситуации).
2. Знания о свойствах различных эмоций.
3. Знания о типах поведения, к которым ведут различные эмоции.
Жизненная ситуация сигнализирует нам, насколько она отвечает нашим потребностям с помощью эмоции (посредством).
Мы учимся воспринимать и распознавать этот сигнал в детстве.
1) осознавая свои потребности,
2) осознавая возможности жизненной ситуации,
3) воспринимая несоответствие потребности и возможности, вызывающее эмоциональный сигнал.
ВЫРАЖЕНИЕ.
Способность выбирать, как выражать данную эмоцию.
1) Наиболее уместно выражать ее способом, который совпадает с вашей самооценкой.
2) В соответствии с желаемым результатом.
Выражение эмоции в присутствии другого человека не имеет смысла.
1) Если выражение этой эмоции не передает смысла (смысл – это реакция на несоответствие потребностей и возможностей).
2) И не воздействует на этого человека так, как вы хотели бы.
Изучить, как наши эмоции воздействуют на других.
Как эмоции передают смысл (определяется, уместны эмоции или нет).
Для того, чтобы вызвать у другого человека определенное чувство нужно быть достаточно убедительным.
1 путь: эмоциональное заражение;
2 путь: создание ситуации, соответствие возможностям;
3 путь: убеждение, эмоция – реакция на мысли.
Применение, использование.
Способность использовать неприятные или приятные эмоциональные состояния для выработки подходящей модели поведения с целью достижения более приятных эмоций – соответствия потребностей и возможностей ситуации.
1) Способность идентифицировать о чем сигнализируют эмоции – о каком несоответствии потребностей и возможностей жизненной ситуации сигнализирует эмоция.
2) Реакция на сигнал – изменение поведения в соответствии с потребностью.
Профилактика. Предупреждение.
Способность влиять на свое собственное поведение и жизненные ситуации с целью предупредить глобальное несоответствие, вызывающее сокрушительные эмоции.
Чтобы предупредить сокрушительные эмоции необходимо:
1) точно узнавать вызывающие их обстоятельства, типичные жизненные ситуации;
2) затем либо изменять свое поведение с учетом того, что эти обстоятельства могут вызвать негативные эмоции;
3) либо реорганизовывать свою жизненную ситуацию, чтобы предотвратить возбуждение этой эмоции.
В любом случае необходимо иметь представление о своих потребностях.
Занятие 2.
Свойства эмоций.
Цель: изучить (составляющие) параметры эмоционального состояния, изменения которых влечет за собой изменение эмоций (качество и интенсивность)
Я владею своим эмоциональным состоянием (а не оно мною).
Упражнение «Временная рамка».
Прошлое-настоящее-будущее.
Каждая из эмоций отнесена либо к прошлому, либо к настоящему, либо к будущему.Переместив внимание на другие временные рамки, вы можете изменить эти эмоции на какие-либо другие.
Примеры:
Опасение и волнение отнесены в будущее. Переключив внимание на то, что происходит вокруг вас в настоящее мгновение, вы получите другие эмоции.
Сожаление обращено к прошлому. Переключая внимание на будущее, вы переходите к другой эмоции – возможно – надежде.
Скука и тревожность соотнесены с настоящим. обращаясь к будущему, вы можете перейти к чувству предвкушения.
Временная соотнесенность может быть важным компонентом при определении свойства эмоции и оказываемого ею воздействия.
Переключиться с одной эмоции на другую можно, просто изменив временную соотнесенность.
Тренинг: определить временную отнесенность эмоции; попробовать переключить внимание на другое время; осознать достигнутый результат.
Упражнение «Модальность».
Модальность эмоции – положительная или отрицательная – определяется тем, насколько наши потребности соотнесены с возможностями их удовлетворения в данной ситуации.
Возможность, необходимость и желательность.
Модальность эмоций определяет наше мнение относительно того, насколько удовлетворение наших потребностей необходимо, возможно, невозможно или важно.
Некоторые эмоции могут в большей степени определяться модальностью.
Пример.
Ответственность зависит от модальности.
1) Это нужно сделать – модальность необходимость.
2) Это нужно сделать мне – я должен – модальность необходимости.
3) можно сделать все необходимое – я могу – модальность возможности.
Присутствие этой модальности определяет, что вы почувствуете.
Присоединение ступени «я могу» обеспечивает подключение к сознанию ответственности чувства неполноценности.
Отсутствие модальности возможности производит ощущение неполноценности, отчаяния, желание избавиться от обязанностей.
Тренинг:
1) Составить список долженствований.
2) Определить присутствие в нем модальности возможности «я могу».
3) Обсудить долженствования, в которых этот компонент отсутствует.
4) Заменить «я должен» - «я хочу».
5) Отследить реакцию.
Упражнение «Причастность».
Тренинг: Определить активность или пассивность своих переживаний.
Примеры:
Установите, к чему вы стремитесь, и затем почувствуйте стремление к тому, чтобы претворить задуманное в реальность.
Вы испытываете чувство активной причастности к достижению вашей цели, ощущение того, что вам есть что делать.
Если вы замените чувство активность ожиданием каких-то событий, которые принесут задуманное, чувство устремленности исчезнет.
Чувство пассивности с сохранением желания достичь результата создает эмоцию надежды. Результат кажется чем-то таким, что нужно подождать.
1) Чувство активной причастности к достижению создает целеустремленность.
Кроме причастности, другими важными компонентами устремленности являются
2) соотнесенность с будущим (рассуждение о цели, находящейся в близком или отдаленном будущем
3) и модальность «я могу».
Чувство активности является источником таких эмоций, как решимость, целеустремленность, привязанность, заинтересованность, любопытство, страх, отвращение и фрустрация.
Чувство пассивность является источником таких эмоций, как надежда, статичность, благодушие, удовлетворенность, одиночество и спокойствие, приветливость.
Чувство пассивной причастности к движению от цели – ключ к таким эмоциям, как скука, раздражение, одиночество, жалость к себе.
Тренинг:
1) Определить перечень наиболее часто испытываемых вами эмоций.
2) Определить компонент активности или пассивности в них.
Я владею своими эмоциями в определенной ситуации, в процессе достижения цели.
Упражнение «Интенсивность».
Эмоциональная пластичность.
Перейти от одной эмоции к другой можно, просто изменив интенсивоность переживаний.
Хотя необходимо иметь в виду, что интенсивность величина субъективная и относительная.
Примеры эмоций, которые структурно схожи, но рознятся по своей интенсивности.
Разочарование – грусть – горе.
Удовлетворение – счастье – восторг – экстаз.
Озабоченность - огорчение – тревога – истеричность.
Любопытство – активная заинтересованность – вожделение – одержимость.
Неодобрение – гнев – ярость.
Тренинг:
1) Припомните любую ситуацию.
2) Определите, какую эмоцию вы испытываете.
3) Какие последствия, какую модель поведения под влиянием этой эмоции вы выберите?
4) Попробуйте изменить интенсивность эмоции. Выберите другую, близкую ей по качеству.
5) Определите последствия. как изменится ваше поведение при изменении интенсивности.
6) Примерьте столько эмоций, сколько пожелаете.
Способность реагировать широким спектром эмоций.
Упражнение «Эффект сравнения».
Сравнение себя, своих достижений и тому подобное с другими людьми. Мы испытываем разные чувства – от превосходства до зависти и самоуничижения.
Тренинг:
1) Определить умозаключения, по результатам сравнения.
2) Можно изменить свои эмоции, изменяя объект и параметры сравнения.
Упражнение «Темп».
Темп является неотъемлемым свойством наших ощущений.
Пример.
На быстром темпе основаны эмоции: возбуждение, беспокойство, нетерпение, тревога, гнев.
Медленный темп лежит в основе скуки, одиночества, апатичности, упадка духа, терпения, согласия, удовлетворения.
Неровный быстрый темп создает беспокойство, нервозность.
Медленный ровный темп помогает создать чувство спокойствия.
Тренинг.
1. Изменение темпа может значительно изменить эмоцию.
2. ситуацию.
Упражнение «Контекст».
Эмоции возникают в определенном контексте, в контексте определенной ситуации.
Контекст определяет потерю или получение.
Тренинг: определить контекст ситуации.
Упражнение «Масштаб».
Масштаб определяет то, насколько вы внимательны к деталям своих переживаний в конкретной ситуации.
Пример:
Человек испытывает чувство беспомощности, рассматривая какую-либо задачу как огромного размера глыбу, решать которую ему не под силу.
Если разбить такую огромную задачу на ряд различных шагов, необходимых для достижения данной цели умений и навыков, ощущение меняется на ощущение способности решить эту задачу.
Человек может испытывать благоговение или робость перед целым сооружением, но, рассматривая отдельные детали, он может почувствовать разочарование.
Человека могут раздражать мелкие сигналы (капризы) ребенка, но если он отнесется к ним всерьез, возможно он заметит, что нужно ребенку.
Тренинг.
1. Припомните какую-либо ситуацию. Вспомните ее в деталях.
2. Определите, какую эмоцию вы испытываете в этой ситуации.
3. Определите, какой была ваша реакция, какие были последствия.
После того, как вы тщательно исследуете свою реакцию.
4. Попробуйте изменить какой-либо параметр эмоции в том же самом контексте.
5. Обратите внимание, как изменяется ваша реакция на эту ситуацию пол влиянием новой эмоции.
6. Сохраняя ситуацию неизменной, изменяйте параметры, наблюдая при этом изменение ваших реакций.
Занятие 2.
Введение.
Теперь, когда вы можете выбирать эмоции, встает другой вопрос:
как вы ведете себя, выбирая эмоцию.
«Как вы ведете себя?» Уместно поставить перед собой этот вопрос.
1) До того, как вы сделали шаг в новую роль или новую ситуацию.
2) Во время происходящего, когда вы обнаружили, что ваши чувства и поведение не такие, какими бы вы их хотели видеть.
3) После того, что произошло, когда вы понимаете, что реагировали не так, как вам хотелось бы.
Тренинг «После того, как».
Следующая последовательность шагов обеспечит вас способом отбора эмоций, вызывающих тот тип поведения, который ведет к удовлетворению ваших потребностей в данной ситуации.
1. Вспомните какой-нибудь случай, который вы до сих пор недовольны своим поведением или эмоциями.
2. Что происходило?
3. Что я хотел?
4. Определите, как бы вы хотели себе вести в этой ситуации.
5. Попробуйте предположить, какая эмоция могла бы запустить этот тип поведения.
6. Проверьте правильность подбора эмоции. Вообразите, что эта ситуация повторится в будущем.
7. Ощутите выбранную эмоцию.
8. Исследуйте, как она будет влиять на ваше поведение.
9. Как реагируют другие люди на ваше поведение?
10. Обратите внимание на ощущение благополучия.
11. Насколько вы сами деятельны в достижении результатов?
12. Если подобранная вами эмоция несоответствует или недостаточна для активизации нужного способа поведения, исследуйте ситуацию вновь, выберите другую эмоцию либо добавьте еще одну эмоцию к уже отобранной.
13. Если эмоция, которую вы выбрали, приводит к желательному результату в этой ситуации, убедитесь в том, что у вас есть к ней доступ, и вы сможете вызвать ее, оказавшись в подобной ситуации в следующий раз.
Тренинг «Во время…»
1. Когда вы замечаете, что ваши текущие переживания вызывают поведение, затрудняющее движение к цели, возьмите паузу.
2. Осознайте, уточните, чего вы хотите в этой ситуации.
3. Установите, какое поведение приведет вас к желанной цели.
4. Предположите, какая эмоция могла бы активизировать этот тип поведения.
5. Проверьте, как вы на самом деле ведете себя под влиянием этой эмоции?
6. Служит ли это поведение достижению того, чего вы хотите?
7. Рассмотрите возможные реакции других людей на ваше поведение.
8. Оцените собственное благополучие.
9. Насколько вы деятельны в достижении желаемых результатов.
10. Попытайтесь ощутить выбранную эмоцию, выходя из паузы, и начинайте действовать, удерживая сосредоточение на этой эмоции.
Тренинг «До того, как…»
1. Исследуйте предстоящую ситуацию, учитывая все ее обстоятельства.
2. Обдумайте то, чего вы хотите достичь в этой ситуации, даже если это желание развлечься, быть полезным или защититься
3. Определите, какое поведение приведет вас к цели.
4. Предположите, какие эмоции активизируют этот тип поведения.
5. Решите, что вы хотите чувствовать в этой ситуации.
6. Представьте себе, что эта ситуация наступила.
7. Вспомнимте ту эмоцию, которую вы отобрали.
8. Рассмотрите, какое поведение она активизирует.
9. Рассмотрите реакции других людей на это поведение.
10. Установите возможность сохранения собственного благополучия.
11. Оцените, насколько вы деятельны в достижении желаемых результатов.
Занятие 3.
Доступ к эмоциям.
Обеспечить доступ к эмоциям можно следующими способами:
1) Извлечение эмоций.
Вы можете извлечь эмоцию, используя
- память
- воображение
- изменение позы
- изменение уже имеющейся (для этого нужно идентифицировать, какую эмоцию вы испытываете в этой ситуации).
1. Определить, чего вы хотите.
2. Определите, что вы могли бы сделать «здесь и сейчас» для достижения цели.
3. Установите, какая эмоция активизирует этот тип поведения.
4. Вспомните свойства этой эмоции, чтобы испытывать ее здесь и сейчас (создайте эмоцию).
5. Вспомните ситуацию, которая возбуждала у вас эту эмоцию, восстановите, почувствуйте ее «здесь и сейчас» и перенесите ее.
6. Поработайте со своим телом таким образом, чтобы изменение его положения вызвало нужную эмоцию.
7. Определите, какую эмоцию вы испытываете «здесь и сейчас» и изменяя отдельные ее параметры, моделируйте ее до тех пор, пока она не станет нужной вам.
8. Действуйте, исходя из испытываемой теперь эмоции.
Упражнение «Создание каталога эмоций».
Используя прием погружения в конкретную ситуацию и интенсивные переживания, имевшие в ней место, исследуем их свойства, идентифицируем их, составляя каталог эмоций для повседневного пользования.
1. Вспомните какую-либо жизненную ситуацию.
2. Погрузитесь в это воспоминание, погрузитесь в чувство, которое вы испытываете в этой ситуации.
3. Точно установите, что за чувство вы испытывали.
4. Определите параметры испытываемой эмоции.
5. Определите, как изменяется эмоция при изменении какого-либо из параметров.
6. Вернитесь к переживаемой эмоции.
7. Закрепите результаты исследования, зафиксировав основные моменты «Каталога».
Упражнение «Устранение воздействия причин».
1. Выберите беспокоящую ситуацию.
2. Установите, какую эмоцию вы испытываете.
3. Установите содержание эмоционального сигнала, исходя из контекста ситуации.
4. К какой потребности относится эмоция.
5. Какие обстоятельства, свойства ситуации фрустрируют удовлетворение этой потребности.
6. Измените отношение к данному обстоятельству. Измените способ восприятия данного обстоятельства
1) изменив перспективу,
2) переключив внимание,
3) удаляясь физически.
7. Снова вернитесь к эмоции. какие изменения вы наблюдаете?
Упражнение «Реконструирование эмоций».
1. Выберите определенную эмоцию.
2. Установите важнейшие компоненты этой эмоции.
3. Измените каким-либо образом один из компонентов.
4. Заметьте, как меняются эмоции в результате изменения компонентов.
5. Одно за другим изменяйте качества всех компонентов.
6. Оцените, к каким изменениям в поведении ведут изменения параметров эмоционального состояния.
7. К достижению каких целей ведет данное поведение.
Упражнение «Выражение эмоций».
1. Определите эмоцию, которую вы выражаете неудовлетворяющим вас способом.
2. Точно установите, чего вы хотите достигнуть, выразив эту эмоцию. Какого эффекта?
3. Рассмотрите несколько способов выражения этой эмоции, используя опыт вашей повседневной жизни и поведения других людей.
4. Проведите поведенческий эксперимент, чтобы решить, какие способы выражения более пригодны для достижения намеченного результата.
5. Учитывайте малейшие нюансы поведения.
6. Проверьте правильность выбора, прокрутив ситуацию, вызывающую эту эмоцию, и способ ее выражения, который вы выбрали.
Упражнение «Путешествие по карте эмоциональных состояний».
Практикум.
Используя материалы предыдущей работы, составьте как можно борее полную карту эмоциональных состояний, перечислите все наши эмоции, чувства и переживания.
Вы можете заметить, что на этой «карте» есть и те эмоции, те состояния, к которым вы привыкли, те, в которых вы проводите большую часть времени, есть малознакомые, редко посещающие вас состояния.
Релакс.
Вы можете совершить воображаемое путешествие в этом пространстве.
Каждая точка на карте – это ваша эмоция, ваше настроение, ваше переживание.
Вы можете указать место, где находитесь сейчас. Если вы перейдете в другое место, соответственно измениться ваше состояние.
Вы можете совершить воображаемое путешествие. Посетить незнакомые настроения, новые переживания, сделать забавные открытия и полезные приобретения.
Настольная игра.1. Нарисуйте небольшую фишку «Я».
2. Найдите наиболее привычное место для вас на этой карте и положите туда фишку.
3. Поразмышляйте о том, что если вы привыкли проводить большую часть времени в каком-то состоянии, то это совершенно не означает, что это лучший выбор из возможных.
Вы можете попробовать посетить другие состояния и определить то, что для вас предпочтительнее.
4. Экологическая проверка. После того, как вы сделали выбор, определите, что изменилось в вашем самоощущении: что вы приобрели в результате изменения, что утратили.
Если в новом приобретении достаточно плюсов, вы получите хороший вариант.