Проект – программа

Мусатова Юлия Вадимовна

Проект – программа «Оказание удалённой психологической помощи. Организация электронной почты доверия

на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы № 251» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochta_doveriya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект – программа

«Оказание удалённой психологической помощи. Организация электронной почты доверия на базе Государственного Бюджетного

Образовательного Учреждения

Средней Общеобразовательной Школы № 251»

     

Составитель педагог-психолог

                                                         ГБОУ СОШ № 251 Мусатова Ю.В.

г. Москва 2012 год.

Введение.

В последние годы неотложная помощь и психологическое консультирование по телефону получили широкое распространение во многих странах мира. Консультирование при помощи электронной почты доверия может ли получить такое же распространение в обществе и занять не менее прочные позиции, как и телефонное консультирование?

Данный проект направлен на исследование возможности внедрения данной концепции в рамках образовательного процесса на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения  Средней Образовательной Школы № 251. Примерно установленные сроки реализации проекта 3 года.

1 –ый год реализации программы включает в себя организацию работы электронной почты доверия, в первую очередь рекламные мероприятия, направленные на распространение информации о данном виде психологического консультирования. Необходимо заинтересовать учащихся, родителей и педагогов в возможности такого рода удалённого консультирования.

2-ой год работы программы обуславливается продолжением распространения информации о работе службы, т.е. должны продолжаться рекламные действия. Анализ обращений, писем поступающих на электронный адрес. Необходимо проводить анализ обращений, тематики, возрастных особенностей и т.д. Анализ необходим для улучшения качества работы, как самой службы, так и специалистов педагогов-психологов.

3-ий год программы включает в себя в основном анализ проведённой работы, оформление необходимой документации, выводы о деятельности электронной почты доверия.

Таким образом, основным является организация деятельности и анализ проведённой работы, т.е. получение статистических данных для улучшения качества работы службы, а так же чёткого понимания сущности деятельности.

В связи с тем, что информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, и прочно вошли в наш повседневный быт, использование электронной почты доверия может являться одним из эффективных видов удалённого консультирования, наряду с телефонами экстренной психологической помощи.

Век информационных технологий не оставляет нам выбора, кроме как активно пользоваться своими достижениями, и именно поэтому, смело можно говорить об актуальности рассматриваемой программы и проекта электронной почты доверия в целом.

Возраст, когда человек начинает пользоваться компьютером и различного рода инновациями, не имеет конкретного начала и отсчёта, с учётом того, что уже примерно в 3-4 года, в зависимости от политики воспитания родителей, дети умеют играть в элементарные компьютерные игры. Конечно, пользование электронной почтой им ещё не доступно, но при изменённых требованиях в системе образования, уже в первом классе проходит обучение компьютерной грамотности, и, следовательно, возможно использование электронной почты в своих целях. Поэтому, можно предположить, что минимальный возраст учащихся, которые могут пользоваться данной формой психологического консультирования является 6-7 лет, а высшая планка не имеет определённых ограничений.  

Категория граждан нуждающихся в таком виде консультирования не ограничивается какими-либо рамками вообще. Возраст, социальный статус и уровень образования не являются определяющими факторами, т.к. достижениями информационных технологий пользуются все категории граждан, в том числе и перечисленные выше. Надо отметить, что использование электронной почты доверия является общедоступной формой оказания психологической помощи.

Консультация – одна из основных форм работы, как школьного психолога, так и специалистов работающих в других сферах, т.е. психолога вообще.

Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служить средством повышения психологической грамотности и учеников, и педагогов, и родителей.

Таким образом, характер работы электронной почты доверия способен удовлетворить вышеописанные потребности и необходимости.

  Консультации по электронной почте доверия могут обеспечить оперативность общения, достаточно щадящие условия и психологическую поддержку клиента.

Целью организации электронной почты доверия является оказание экстренной удалённой психологической помощи по поступающим запросам на определённый электронный адрес. В связи с тем, что данный конкретный рассматриваемый случай, т.е. почта доверия, была организована на базе образовательного учреждения и не является муниципальным или районным и т.д. учреждением или организацией, а функционирует только, как внутри школьная служба, то, следовательно, необходимо говорить и об определённой специфике обращений. Необходимо учитывать то, что в данном варианте запросы поступают в первую очередь от учеников школы, а за тем уже от их родителей, педагогов и администрации.

Но следует помнить и о том, что данная служба может являться не только внутри школьной структурой, так же электронная почта доверия может быть организованна в рамках любой другой организации и нести в себе различные функции: от информационной до сугубо консультативной и т.д.

При анализе имеющихся обращений всегда следует использовать и учитывать возрастную специфику, следовательно, консультант должен знать и легко ориентироваться в возрастных особенностях так называемых абонентов.

Консультант для большей эффективности и информативности может привлекать и других сотрудников для ответов на полученные вопросы, если считает их более компетентными, например: социального педагога, педагога организатора и т.д.

При организации подобного рода службы психологической помощи следует учитывать следующее: отсутствие необходимости отдельного помещения для работы. Работа с почтой доверия может проводиться специалистом там же на своём рабочем месте в рабочее время, или в методические часы, что не всегда предусматривает присутствие специалиста на рабочем месте. Что качественно отличается от задействования кабинетов при организации телефона доверия.

Функции «Электронной психологической почты доверия»:

- Удалённое индивидуальное психологическое консультирование;

- Просвещение (информирование по поступающим запросам);

- Сохранение психологического здоровья учащихся, родителей и педагогического коллектива;

- Профилактика употребления психоактивных веществ;

- Внедрение и распространение информационных технологий в психологическом консультировании.

Глава 1.

Электронная почта доверия охватывает широкий возрастной спектр. Следовательно, запросы, приходящие на почту зависят от возрастных особенностей, интересов и личностного развития обратившегося с вопросом к консультанту.

Каждый возрастной период, в который происходит становление личности, имеет свои особенности, нас интересуют начальная, средняя, старшая школа:

Возрастной период

Ведущая деятельность

Психические новообразования

Младший школьный возраст (6-11)

Учение

Возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности.

Формирование позиций школьника, развитие общественной направленности. Первоначальное складывание характера.

Средний школьный возраст (11-15)

Интимно-личностное общение и обучение

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевое качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.

Старший школьный возраст (15-17)

Учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентационная)

Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.

Так же как и при работе на  телефоне доверия, необходимо применение классификации запросов, для более удобной и эффективной обработки статистических данных.

Структура запросов:

  1. Межличностные взаимоотношения:

  1. Взаимоотношения со сверстниками.
  2. Взаимоотношения с противоположным полом.
  3. Переживание родителей из-за взаимоотношений ребёнка со сверстниками
  4. Конфликты.

  1. Семейные взаимоотношения:

2.1. Переживание ребёнка в связи с конфликтами между родителями.

2.2. Конфликты учащегося с родителями.

2.3. Уход одного из родителей из семьи, разводы и т.д.

2.4. Взаимоотношения братьев и сестёр и т.д.

  1. Запросы, связанные с учебной деятельностью.

3.1. Переживания связанные с успеваемостью/неуспеваемостью

3.2. Конфликты с учителями.

3.3. Переживания родителей (родственников) по поводу успеваемости ребёнка.

3.4. Профессиональное ориентирование подростков (вопросы связанные с проблемами выбора профессии и дальнейшего обучения).

  1. Половые вопросы.

4.1. Сексуальная (половая) неосведомлённость.

4.2. Половое воспитание.

4.3. Переживания родителей в связи с половым воспитанием ребёнка.

4.4. Переживания по поводу сексуальной ориентации.

  1. Экзистенциальные проблемы.

5.1. Переживание одиночества.

5.2.  Вопросы бытия, смерти и т.д.

5.3. Переживания, связанные с уходом из жизни близких людей, родственников, родителей.

5.4. Запросы, связанные с хобби и увлечениями (кино, музыка, театр, и прочее.

5.5. Информация о неформальных движениях и направлениях деятельности молодёжи.

5.6. Националистические и экстремистские взгляды.

5.7. Религия, вероисповедание и т.д.

5.8. Суицидальные наклонности.

5.9. Мысли о суициде, постсуицидальный синдром и т.д.

  1. Здоровьесберегающее просвещение, профилактика психоактивных веществ.

6.1. Переживания, связанные с наркотической зависимостью одно из родственников.

6.2. Переживания, связанные с алкогольной зависимостью одного из родственников.

6.3. Переживания родителей в связи с алкогольной или наркотической зависимостью ребёнка.

6.4. Информационные запросы на данную тематику.

6.5. Куда обратиться за помощью, в специализированные заведения и учреждения.

6.6. Переживания,  связанные с заболеваниями СПИД, Гепатит и т.д.

  1. Информационные запросы любой направленности.

  1. Письма – шутки, розыгрыши  и т.д.

Работа консультанта заключается в прочтении, анализе полученных писем и информации, и написании ответа в таком же электронном виде. Помимо основного вида деятельности – переписки, консультант должен вести журнал учёта обращений, где необходимо производить классификацию запросов с их кратким содержанием.

Пол

Возраст

Краткое содержание обращения

Код запроса

Примечания консультанта

Ежемесячно консультант анализирует все полученные электронные письма, а за тем создаётся статистический отчёт о проведённой работе. Все имеющиеся статистические данные  за учёбный год сводятся в один статистико-аналитический отчёт, который, в свою очередь, должен быть представлен в двух экземплярах, и подписан у заместителя директора по социальной защите и директора образовательного учреждения.

Статистические данные могут носить публичный характер, но не детальное содержание писем. Стоит помнить всегда, что служба «Электронная почта доверия», как и Телефоны экстренной психологической помощи, являются носителями принципов конфиденциальности и анонимности.

Всегда необходимо помнить, что обращение за психологической помощью, как правило, связано с тем, что у человека существует проблема, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Необходимо помнить о создании обстановки безопасности клиента, безоценочного, сочувственного к нему отношения с предоставлением права чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя необходимым и важным. Данным условием, как нельзя хорошо соответствует именно оказание психологической помощи по электронной почте. Человек всегда имеет возможность прервать своё общение с консультантом, «невидимый» консультант не вызывает чувства тревоги или смущения, отсутствие визуального контакта в большей степени способствует раскрепощённому диалогу со стороны клиента.

Основными принципами, как говорилось выше, должны являться анонимность и конфиденциальность, т.е. доверительность.

Возможность не называть своего имени даёт обратившемуся за помощью возможность свободно говорить о своих личных проблемах и обсуждать волнующие вопросы.

Анализируя всю имеющуюся информацию о работе электронной почты доверия, может возникать ряд вопросов, которые в свою очередь могут ставить под сомнение эффективность деятельности. Таким образом, нам необходимо рассматривать подобные вопросы для опровержения, и доказательства состоятельности своей работы.

Можно ли говорить о  существовании диалога в общепринятом понимании, при консультировании с использованием электронной почты доверия? На мой взгляд, диалога, как такового, в данном виде консультирования не может существовать, только если считать диалогом переписку между обратившемся за консультацией человеком и консультантом. Абонент может удовлетвориться одним ответом на свой запрос, или же продолжить переписку, что в принципе не возбраняется. Не зависимо от кратности обращений одного и того же абонента, задача консультанта состоит в формировании и поддержки у абонента благоприятной позиции «взгляда со стороны», способствующей более продуктивному восприятию сложной кризисной ситуации.

Если, в свою очередь, телефонные консультанты не должны предоставлять абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы, то консультант почты доверия не имеет возможности остаться не известным, т.к. данная служба организована в рамках одного конкретного учебного заведения и несёт в себе социально-психологическую направленность, то абонентам заранее известно, кто отвечает на их запросы, т.к.  любой         ученик и педагог школы хорошо знает имя, отчество и фамилию специалистов работающих в социально-психологической службе школы.

Учитывая возможность того, что электронные почты доверия могут, теоретически, организовываться не только в рамках одного образовательного учреждения, т.е. охватывать более широкий круг абонентов, то возможность у консультантов остаться неизвестными возрастает.

Доверительность  и конфиденциальность работы службы обеспечивается тем, что вся информация, получаемая в электронном письме (текст, фото, ссылка и т.д.), журналы, статистическая информация и т.д. доступны только сотрудникам социально-психологического отдела, но со статистическим отчётом, сформированным один раз в конце каждого учебного года, имеет право ознакомиться директор школы.

При консультировании необходимо придерживаться определённых принципов, например:

- Консультант не должен манипулировать абонентом.

- Консультант не должен оценивать клиента или давать советы: главное - довести проблему клиента до уровня, когда он сможет её осознать.

- Консультант не должен бояться эмоций клиента и своих собственных.

- Консультант должен чувствовать себя независимым, в частности от взаимоотношений с вовлечёнными в консультирование коллегами.

Моральные принципы являются важной составной частью жизни человека. Они всегда носят личный характер. Консультант должен различать свои собственные нравственные принципы и этику ответственности в решении профессиональных задач. Абонент, в свою очередь, имеет собственные этические принципы, которые возможно отличаются от принципов консультанта. Но следует помнить, что в процессе консультирования принципы и того, и другого соприкасаются.

Глава 2.

В рамках рассмотрения психотехнических аспектов удалённого консультирования, а именно работы электронной почты доверия, следует помнить о том, что мы не можем говорить об активном слушании, как при телефонном консультировании, но определённые принципы должны сохраняться в нашей работе. Во - первых, активное слушание заменяется на активное чтение и анализ полученной информации; во-вторых, необходимо желание консультанта помочь «здесь и теперь»; в-третьих, искреннее стремление принять чувства собеседника такими, каковы они есть в данный момент; в- четвёртых, нужна вера в то, что человек сам может управлять своими переживаниями и находить собственные решения; в-пятых, принятие уникальности личности абонента, понимание его права на собственные чувства, мнения, побуждения, а также пути выхода из психологического кризиса.

В работе консультанта нужно помнить о значении следующих терминов:

Понимание. Понимать – значит принять собеседника и его систему ценностей, рассматривать его как человека, не имеющего неразрешимых проблем, без стремления обвинить, осудить ил направить на путь истинный.

Эмпатия. Вчувствоваться – означает настроиться на эмоциональные переживания собеседника, помочь ему в определении своих чувств и работать с ними, через них и сквозь них, улавливая и всеми силами поддерживая момент их позитивного изменения.

Забота. Заботиться – значит проявлять доверительность, оказывать поддержку и, искренне уважая уникальность личности абонента, укреплять возникающие у него надежду, позитивные чувства, мнения и позиции, не стремясь стать экспертом в проблемной ситуации.

Открытость. Быть открытым означает дать возможность собеседнику выразить свои чувства, принять его, разрешить ему облегчить свою душу, все время, давая понять, что его «слышат».

Объективность. Быть объективным значит сохранять независимость от проблем собеседника, чрезмерно не отождествляться с ним и ни в коем случае не манипулировать его переживаниям и поведением.

Выяснение. Выяснить – означает помочь собеседнику определить и понять его проблемы; не отвергать его, даже если обсуждаемая тема окажется придуманной, помочь выразить проблемную ситуацию словами, обратить внимание на имеющиеся расхождения в мыслях и чувствах, чувствах и поступках.

Исследование. Исследовать – значит работать вместе с собеседником над поиском внешних и внутренних возможностей выхода из проблемной ситуации; оказать помощь в определении альтернативных решений, их вероятных последствий и предполагаемого стратегического плана разрешения жизненных сложностей.

Завершение. Завершить – означает уверить в преимуществах преодоления ситуации, поддержать вновь обретённую уверенность и положительные эмоциональные изменения.

Понятно, что консультанту может быть сложно отрешиться от своих чувств и переживаний в процессе работы.

Мы помним, что активное слушание в ходе телефонного диалога постоянно подкрепляется «обратной связью» с абонентом, которая, даёт абоненту ощущение того, что его слышат, понимают и поддерживают. Отсутствие такого вида «обратной связи» при консультировании через электронную почту доверия, может являться отрицательным фактором, влияющим на абонента, т.к. отсутствует информация о том, что тебя услышали, в данном случае прочитали, поняли и приняли твою проблему.

Можно ли применять основные приёмы активного слушания в рамках работы электронной почты? Вопрос, требующий определённого анализа. Таким образом, необходимо привести ниже таблицу, отражающую основные принципы активного слушания.

Основные приёмы активного слушания

приёмы

цели

реализация

примеры

поощрение

Продемонстрировать заинтересованность

Поддерживать у собеседника стремление к рассказу

Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что вы слышите.

Используйте благожелательный тон и уклончивые слова.

Я понимаю…

Угу…

Это интересно…

повторение

Показать, что вы слушаете и заинтересованы

Показать, что вы улавливаете факты

Повторяйте основные мысли собеседника, подчёркивая важные факты

Если я правильно понимаю, Вы считаете…

Другими словами, Явы решили…

отражение

Показать, что Вы слушаете и заинтересованы

Показать, что Вы понимаете чувства собеседника

Отражайте ведущие чувства собеседника

Вы чувствуете, что…

Вы были этим сильно встревожены…

обобщение

Собрать воедино, все важные мысли, факты и т.п.

Заложить основу для дальнейшего обсуждения

Повторяйте, отражайте и обобщайте основные мысли и чувства

Похоже, из того, что Вы сказали, самое главное…

Если я правильно понимаю, Вы испытываете по этому поводу…

Проанализировав имеющуюся информацию в выше приведённой таблице, мы можем говорить о  том, что демонстрировать заинтересованность в диалоге, оказывать поддержку, поддерживать стремление к диалогу, показать понимание чувств, заложить основу для дальнейшей переписки – мы можем и в письменном виде, непосредственно  отразив в письме основные принципы активного слушания только в рамках удалённого (бесконтактного) консультирования.

Задавая вопросы в письме, или анализируя полученную информацию от абонента, мы можем использовать примеры, приведённые в таблице.

Таким образом, мы смело можем утверждать, что активное слушание может применяться не только к очному и телефонному  консультированию, но и к полностью бесконтактному консультированию и работе электронной почте доверия в рамках учебных учреждений.

Существуют понятия завершенного и незавершенного диалога.

Непосредственно в телефонном консультировании чаще всего встречаются законченные диалоги. Они имеют своё начало, закономерную стадийность развития и оканчиваются по желанию абонента. Устойчивость является главным свойством завершённого диалога.

В свою очередь, незавершённые диалоги по существу не имеют логического окончания. Они могут прекратиться в силу различных причин, в том числе и не зависящих от консультанта и абонента тоже. Формирование пространства диалога практически не происходит, неустойчивость – основное качество таких диалогов.

Для того чтобы говорить о том, какие формы диалогов наиболее распространены в рамках работы удалённого консультирования, т.е. в работе электронной почты доверия, нам необходимо проанализировать имеющиеся запросы, как можно за больший период. Для того чтобы процентное соотношение от общего числа носило, как можно более точный характер, потому что случайность не играет нам на руку.

Мы можем предположить, что, в связи с некоторыми особенностями данной работы, могут преобладать всё-таки незавершенные диалоги, а работа самой службы сводиться к получению информации по различным вопросам.

Следовательно, мы можем говорить о том, что основной функцией работы электронной почты доверия будет являться просвещение. Что не мало важно для учащихся, педагогов, а так же родителей.

Заключение.

        Телефонное консультирование современных детей и подростков сталкивается с широким спектром психологических и социальных проблем, характеризующих современное противоречивое и охваченное повседневными изменениями общество.

        Т.к. за основу данного проекта-программы была взята работа службы экстренной психологической помощи по телефону или телефон доверия, то при обсуждении вопроса о профессиональном выгорании проведём следующие параллели.

Необходимо помнить, что феномен «сгорания» является острым кризисным состоянием. Он свойственен людям, которые по роду своей деятельности или специальности, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями людей и оказываются в большей или в меньшей степени в них вовлечены. Феномен «сгорания» характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможностью проводить эффективное консультирование.  

Говоря о работе консультанта с электронной почтой доверия,  мы должны помнить о том, что в работе используется только чтение, отсутствует  не только визуальной контакт, но и слуховое взаимодействие, как на телефоне доверия, т.е. консультант и абонент практически полностью изолированы друг от друга. На мой взгляд, такое абстрагирование от взаимодействия с другой личностью, а в данном случае с личностью абонента, способствует в меньшей степени развитию у консультанта синдрома профессионального выгорания.  

Сама по себе электронная почта доверия, как и телефон доверия, ограничивает возможности консультирования. Существует невозможность: «выбирать» клиентов, как это возможно в очном консультировании; полностью контролировать контакт с абонентом, т.к. мы не можем знать, как долго продлится наша переписка, да и продлится ли она вообще.

Многие специалисты предполагают, что в основе феномена «сгорания» лежит особый механизм идентификации – отчуждения. Специфическая эмоциональная связь с абонентом, переживание тождественности чувств, эмоций и смыслов сочетается с переживанием чувства противоположности абоненту. Идентифицируясь с негативными переживаниям клиента, консультант переживает «чужое как своё».

Консультирование при помощи почты доверия, располагает большими возможностями для консультанта в плане подготовки ответа на полученное письмо или запрос. Если в работе консультанта на телефоне доверия, консультация происходит здесь и сейчас, при неизвестности о том, кто звонит и каким будет запрос, консультант должен быть готов принимать решения, и активно вести консультационную деятельность. То, получив письмо на почту доверия, консультант имеет больше времени на обдумывание своего ответа, на подготовку к работе и т.д. что в некоторых случаях даёт преимущество относительно телефонного консультирования, и может влиять в большей степени на эффективность профессиональной деятельности.

Реклама служб экстренной удалённой психологической помощи должна представлять собой составную часть рекламной деятельности, осуществляемой учреждениями в социальных сферах в рамках образования, особенно касательно конкретного рассматриваемого случая, т.е. работы электронной почты доверия, как неотъемлемой части социально-психологической службы образовательного учреждения.

Средствами рекламы служба выражает намерения вызвать заинтересованность у потенциальных потребителей помощи. Эта цель определяет необходимость внимания к одновременному формированию:

- определённого уровня знаний о предоставляемой помощи;

- соответствующего образа надёжности служб;

- потребности в обращении у потенциальных клиентов;

  - благожелательного обращения к службе.

Основная задача рекламы данной службы состоит именно в том, чтобы сделать сообщение не только понятным, но и стимулирующим соответствующие потребности, а именно: совершение конкретного действия – обращения в службу при помощи электронной почты доверия.

Реклама может представлять из себя следующие варианты, такие как, рекламные объявления, раздаточный материал, листовки, размещение информации в сети Интернет, на сайте школы, в электронном журнале; для активизации обращений следует более менее точно представлять контингент абонентов и, следовательно, направлять рекламную деятельность именно на особенности каждой части этого контингента.

Необходимы публикации статей, участие в семинарах, круглых столах, диспутах и т.д. Так же следует помнить и о посещении родительских собраний и выступлениях на педагогических советах учебного заведения.

Любая рекламная компания подразумевает наличие действий по всем направлениям, акции должны дополнять друг друга.

Рекламное объявление или рекламная листовка должны нести следующую информацию: непосредственно информацию о службе (номер электронной почты, время работы), характер помощи; рекламный лозунг-убеждение обратиться за помощью именно сюда при необходимости.

Помимо решения конкретных целей службы, грамотно организованная рекламная компания в целом способствует повышению психологической культуры населения, помогает обозначать реальные психологические проблемы, происходит развинчивание мифов, предрассудков, что подразумевает раскрытие возможности жизненных альтернатив для человека, описывая позитивные изменения, которые могут происходить с ним в результате внутренней работы, также информируя о том, где и какую помощь в обществе можно получить, и каким образом это осуществить.

Приложение.

Этическая Хартия Международной Федерации Неотложной Телефонной Помощи (IFOTES).

Степень и скорость перемен в современном обществе приводят к тому, что отдельные люди поглощаются толпой и это угрожает их основной ценности как индивидуумов. Даже будучи окруженными множеством людей, они часто чувствуют себя изолированными и испытывают эмоциональные страдания.

Межличностное общение часто является настолько недостаточным, что некоторым людям становится трудно найти кого-нибудь, с кем можно побеседовать и искренно обменяться мнениями.

Усовершенствование технологии общения само по себе не привело к улучшению значимых человеческих контактов.

Если кто-то хочет побеседовать, то необходимо, что бы был другой человек – тот, кто слушает. Становится всё более трудно найти слушателя.

Вследствие этого группа людей, обладающих интуицией, солидарностью и социальной изобретательность, организовала службы телефонной помощи в форме неправительственных организаций.

Эти службы предлагают временную, но мгновенно доступную поддержку любому, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству.

Слушающие стремятся помочь звонящему прояснить их опыт и увеличить осознание собственных ресурсов для продолжения жизни.

Эти службы созданы и продолжают действовать на основе ценностей, содержащихся в Международной Декларации прав человека Организации Объединённых Наций. В частности, службы подтверждают:

- достоинство всех людей;

- право на уважение своих мыслей, желание, того, ради чего человек живёт;

- право выражать себя своими собственными словами.

Международные нормы.

1. Службы неотложной телефонной помощи являются доступными в любое время для любого человека, желающего обратиться в них, независимо от его возраста, пола, конфессии или национальности.

2. Все звонящие имеют право быть выслушанными и право на уважение независимо от их верований, убеждений Ии личностного выбора.

3. Слушание производится неотложной телефонной службой помощи в духе доброжелательности и открытости по отношению к звонящему.

4. Детали всех звонков, особенно касающихся частной жизни звонящих, остаются абсолютно конфиденциальными.

5. Звонящие и слушающие имеют право оставаться анонимными – или звонящие и слушающие остаются анонимными.

6. Слушающие обычно являются добровольцами, отобранными, получившими подготовку и работающими под наблюдением (супервизией) с тем, чтобы постоянно улучшать качество слушания.

7. Слушающие не просят у звонящие никакого вознаграждения.

                 

 

 

Список литературы

  1. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: 1999г.
  2. «Бифрендерз Интернэшнл». Расширение деятельности добровольцев по предотвращению случаев самоубийств. Учебное пособие. Лондон: Издание «Бифрендерз Интернэшнл», 1994 год.
  3. Хэмбли Г. «Телефонная помощь». Одесса: 1992 год.
  4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию Становление человека. М.: 1994 год.
  5. Гадамер Г.Г. Неспособность к разговору// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного М.: 1991.
  6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.1991 год.
  7. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва 2007 год.
  8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.: Москва 2003
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.: Москва 2003 год.
  10. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. Москва 2003 год.
  11. Настольная книга школьного психолога. СПб.: 2008 год.
  12. История психологии Ярошевский М.Г., Москва 1976 год.