Цикл "Уроки общения". Радиорубрика "Советы психолога" Детской радиостудии "СТРИЖ"

Лазарева Ольга Геннадьевна

 

На основе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с девиантным поведением был разработан и успешно применяется на практике проект «Детская радиостудия «Стриж», который  строится как коллективное творческое дело. Эта замечательная методика, которая учитывает психологию несовершеннолетних подросткового возраста, пробуждает их творческий потенциал, укрепляет детский коллектив, используется в условиях отделения социальной реабилитации Центра в течение 3-х лет.
Проект начинался как творческая инициатива коллектива детей и взрослых.  В процессе работы он дополнялся и изменялся, исходя из целей и задач коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними.
Понять ребёнка, заинтересовать его, вовлечь в сотрудничество – главная забота наших специалистов. Мы верим в каждого ребёнка, находим в нем ту главную  изюминку, которая подчеркивает его индивидуальность, привлекает к нему сверстников и взрослых независимо от его успеваемости, особенностей характера, поведения в группе. Каждый ребёнок одарён, и мы со «СТРИЖом»  стараемся предоставить ему возможность проявить себя. Мы не боимся рисковать, доверяя детям.
Атрибутика детской радиостудии родилась легко. Веселый образ неугомонных   звонкоголосых птиц как нельзя лучше ассоциировался с детской радиостудией. Наш девиз - «Строим творческую радостную интересную жизнь» - легко сложился в необходимую аббревиатуру.
 
Традиционная сетка радиопередач, отвечающих задачам социальной реабилитации несовершеннолетних, включает радиорубрики: «Новости приюта», «Азбука здоровья», «Советы психолога», «Школа этикета», «Театр у микрофона», «С нами не соскучишься», Почтовый ящик», «Музыкальная открытка». Разноплановость тематического содержания радиопередач позволяет охватить широкую возрастную аудиторию - детей дошкольного, подросткового и старшего школьного возраста, а также все категории специалистов. Кроме воспитателей и педагогов в подготовке радиопередач принимают участие медицинская сестра, врач-педиатр, нарколог, юрисконсульт, руководители кружков.
 
 
Творческая деятельность детской радиостудии предусматривает не только подготовку радиопередач, но и большую просветительскую работу, а также деятельность, не связанную напрямую с радиовещанием: конкурсы рисунков, «домашний театр», смотры художественной самодеятельности, подготовку костюмов и реквизитов к праздничным мероприятиям. Каждый участник может найти себе дело по душе и по силам, развить свои природные таланты и способности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Общение в жизни человека».

В. Добрый день, дорогие друзья! В эфире детской радиостудии «Стриж» радиогазета «Советы психолога». У микрофона педагог-психолог … и …(Р.). Сегодня мы открываем цикл радиопередач под названием «Уроки общения». Начнем мы с темы: Общение в жизни человека. Сначала давайте попытаемся раскрыть понятие «Общение».  (Р.) расскажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что такое общение.

Р.: Общение — это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мыслями. В отличие от простого взаимодействия, в процессе общения происходит открытие друг друга и самих себя. Я тебе открываю свое Я, а ты мне – свое.

В. Р., скажи, пожалуйста, всегда ли твое общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

Р. Конечно нет. Это зависит от человека, с которым я общаюсь. С одними людьми мне приятно общаться, с другими нет.

В. А зависит ли твое общение с другими людьми от тебя? Как ты считаешь, нужно ли учится общению? Что нужно для того, чтобы успешно общаться с людьми?

Р. Общение играет важную роль в жизни человека и общению нужно учится, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.  А для того, чтобы научится общаться, нужно для начала выполнять определенные правила.

В. (Р), назови, пожалуйста, некоторые основные правила общения, с которых стоит начать.

Р: Правила общения.

  1. Общение – дело добровольное!
  2. Хорошее настроение делает общение приятным
  3. Будьте вежливы. Называйте друг друга по имени!
  4. Доверие, искренность в общении помогает найти друзей.
  5. Проявляйте друг к другу уважение. В группе все равны.
  6. Говорите по очереди. Каждый имеет право высказать свое мнение.
  7. Проявляйте интерес к личности другого. У нас другого способа узнать друг друга.
  8. Уступайте друг другу.
  9. Общение удается только тогда, когда правила соблюдаются всеми участниками.

В. Спасибо, (Р.). А вам, ребята, я предлагаю подумать о том, какие правила в этом перечне еще можно добавить. Свои предложения запишите на листах и опустите в почтовый ящик Стрижа. Лучшие предложения мы обсудим в нашей следующей передаче. А те ребята, которые сопроводят свои предложения примерами, доказывающие их необходимость, получат возможность рассказать о них в эфире.

Трудно представить себе жизнь без общения. Оно входит в нашу жизнь с рождения и повсюду сопровождает нас. Мы общаемся с детьми и взрослыми, в своей семье, в школе, в общественных местах. Но если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то станет понятно, что общение доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Р сказал, что приятным или неприятным будет общение зависит от того, с каким человеком ты общаешься. Такого мнения по данным проведенного социологического опроса среди слушателей детской радиостудии «Стриж» придерживается 89% детей и 56 % взрослых. Так уж происходит, что в ссорах люди чаще всего обвиняют других людей, а не себя. А хотите узнать, приятно ли общаться с вами? Мы с (Р.) предлагаем вам, ребята, пройти тестирование. Приготовьте листочки и карандаши. Постарайтесь честно ответить на вопросы.

Р.  Тест-игра «С тобой приятно общаться». В этом тесте всего 10 вопросов. У каждого вопроса может быть два варианта ответов: «Да» или «Нет». Вы готовы?

  1. Любите ли вы общаться?
  2. Много ли  у вас друзей?
  3. Нравится ли вам принимать участие в коллективных играх и развлечениях?
  4. Всегда ли вы внимательно слушаете собеседника?
  5. Всегда ли вы выполняете свои обещания?
  6. Всегда ли соблюдаете правила игры?
  7. Можете ли вы развеселить друзей?
  8. Охотно ли вы выполняете просьбы собеседника?
  9. Идете ли вы первым на примирение с обидчиком?
  10. Стараетесь ли предложить такое решение, которое понравилось бы вам обоим?

А теперь подсчитайте результаты. За каждый ответ «Да» прибавьте себе по одному плюсу. За каждый ответ «Нет» поставьте себе по одному минусу. Если плюсов получилось больше, чем минусов, то общаться вами, скорее всего, приятно. Если наоборот, то вам есть над чем подумать. Помочь вам разобраться в результатах тестирования сможет педагог-психолог. Если результаты вам не понравились, то не стоит огорчаться, все зависит от каждого из нас.

В. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научится общаться можно, но для этого нужно желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Эту тему мы продолжим в нашей следующей передаче, которая называется «Зачем нужно знать себя?».

Надеемся, что вас заинтересовала сегодняшняя радиопередача и мы  с вами успешно освоим уроки общения и будем использовать их в своей жизни. А сейчас мне хотелось бы еще раз напомнить вам о правилах общения.

Мы ждем ваших писем.



Предварительный просмотр:

Тема: Зачем нужно знать себя.

Цель: Раскрытие значения первого впечатления и его влияния на дальнейшие взаимоотношения с человеком.

Задачи:

  1. Формирование понятия о первом впечатлении и его роли.
  2. Развитие представления о человеке, умеющем эффективно общаться.

Содержание:

  1. Приветствие.

  1. Озвучивание темы очередной встречи.

  1. Представление ведущих радиопередачи.

  1. Почта! (Анализ предложений новых правил эффективного общения).

  1. Обсуждение значения первого впечатления на человека..

  1. Обсуждение способов создания благоприятного впечатления.

  1. Экспресс-тест «Набор качеств человека, успешного в общении».

  1. Объявление темы следующей радиопередачи.

  1. Завершение радиопередачи.

Зачем нужно знать себя»

«В». Добрый день дорогие друзья! В эфире детской радиостудии «Стриж» радиогазета «Советы психолога». Мы продолжаем цикл радиопередач «Уроки общения».

«Р». Тема сегодняшней радиопередачи «Зачем нужно знать себя?». У микрофона педагог-психолог ….  и  …..

«В». В прошлой передаче мы начали с вами разговор о значении общения в жизни человека. Мы пришли к выводу, что общение нужно каждому человеку. Но общение с другими людьми не всегда бывает успешным и вызывает положительные эмоции.

«Р». В прошлой передаче мы предлагали Вам протестировать себя и узнать, приятно ли с Вами общаться.  Те ребята, которые в результате тестирования получили больше пятерок, чем двоек, умеют и любят общаться.

«В». Но, если результаты Вам не понравились, то не стоит огорчатся. Многое зависит от самого человека, от его желания и умения общаться успешно. Начинать учится общению нужно с себя. Я прошу ответить «Р» на вопрос: «Зачем нужно знать себя?». Как ты считаешь, «Р», поможет ли тебе знание себя научится общению с другими людьми.

«Р». Я считаю, что для того, чтобы научится общаться с другими, нужно сначала хорошо узнать себя, свои способности и качества, которые привлекают ко мне людей и облегчают общение.  И недостатки, которые осложняют общение и приводят к ссорам.  

«В». «Р», что в первую очередь нужно тебе знать о себе?

«Р». Как я себя веду, как подхожу к человеку, как разговариваю. Осознавать свои поступки. Какие они на самом деле. Какое впечатление они производят на человека, с которым я общаюсь. Как мои поступки отражаются на других. Что во мне нравится другим людям, а что – нет. Мне бы не хотелось приукрашать себя. Но и не хотелось бы думать о себе хуже, чем я есть.

«В». Скажи, пожалуйста, всегда ли наше представление о себе совпадает с тем, что думают о нас другие.

«Р». Конечно, нет! Если тебе нравится человек, то ты замечаешь только его достоинства, а недостатки стараешься не замечать.  Или прощаешь ему его недостатки. А если человек не нравится, ты можешь преувеличивать его недостатки и не замечать достоинства. Поэтому многие люди думают обо мне лучше, чем я есть на самом деле. А некоторые думают хуже. Вот почему так важно знать, какая я на самом деле. А еще мне бы хотелось научится находить общий язык не только с теми, кто мне нравится.  Но и со всеми людьми, независимо от их характера и отношения ко мне.

«В». Мне хочется, «Р», задать тебе еще один вопрос. Как по-твоему, отчего зависит, что подумают и как будут к тебе относится окружающие люди?

«Р». От того, как я себя веду. Как я выгляжу, как разговариваю.

«В». А какой человек производит хорошее впечатление? С каким приятно общаться?.

«Р». Симпатичный, приветливый, веселый, спокойный, воспитанный, искренний, решительный , смелый.

«В» А какой человек не производит хорошее впечатление?

«Р» Неопрятный, скучный, грубый, хитрый, хвастливый, задиристый, крикливый, лживый, нерешительный.

«В». Дорогие ребята! Хотите узнать, обладаете ли вы личными качествами, необходимыми, чтобы произвести приятное впечатление на человека, с которым общаешься? Или у вас много качеств, осложняющих общение? Приготовьте листочки и карандаши. Разделите листок на две части вертикальной чертой (снизу вверх). Слева запишите свои достоинства. Справа перечислите недостатки. А мы с «Р» дадим вам подсказку. Готовы? Если у вас есть качества, которые мы сейчас назовем, запишите их в колонку слева.

«Р» . Симпатичный. Приветливый. Веселый. Воспитанный. Добрый. Спокойный. Честный. Смелый.

«В». А теперь заполним правую колонку. Если у вас есть качества, которые мы сейчас назовем, запишите их справа.

«Р». Неопрятный. Скучный. Грубый. Хитрый. Хвастливый. Задиристый. Лживый. Злой.

«В» А теперь подсчитайте, сколько качеств у вас получилось в каждой колонке. Ребята! Вы можете продолжать заполнять этот листочек сами. Хорошенько подумайте, какие еще качества вы у себя замечаете или замечают другие. Разобраться в результатах тестирования вам поможет педагог-психолог. А мы подведем итоги нашей передачи. Сегодня мы с вами выяснили, что для того, чтобы научится общаться с разными людьми, нужно хорошенько узнать себя. Но умеем ли мы общаться лучше всего знают те, с кем мы общаемся. Поэтому, не менее важно знать, что думают о вас другие. К этой теме мы с вами обратимся к следующей передачи. А сегодня мы попрощаемся с вами. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Тема: «Я глазами других»

«Р». Добрый день дорогие друзья! В эфире детской радиостудии «СТРИЖ» радиопередача «Советы психолога». У микрофона педагог-психолог … и воспитанница младшей гр. …. Мы предлагаем вашему вниманию очередную радиопередачу из цикла «Уроки общения». Сегодня мы предлагаем вам посмотреть на себя со стороны глазами окружающих вас людей. Тема сегодняшней радиопередача «Я глазами других».

«В» В прошлой радиопередаче мы говорили с вами о том, что для успешного общения с другими людьми важно прежде всего как можно лучше узнать самого себя. Помогать вам в том, чтобы как можно лучше узнать самого себя могут не только близкие вам люди, друзья и педагоги, но и специалисты, которые обладают специальными знаниями в области личностной психологии и психологии общения. Интересно, догадались ребята, о ком я говорю? А ты, «Р», можешь сказать, кто это?

«Р» Я считаю, что это педагог-психолог.

«В» Конечно же, педагог-психолог обладает знаниями в области личностной психологии, психологии общения и поможет вам разобраться в себе, лучше узнать о своих личностных качествах и найти себе путь к успеху в общении с окружающими людьми.

«Р» «В», скажите пожалуйста, почему для успешного общения важно знать, каким тебя видят другие люди? Как считают психологи?

«В». Совершенно очевидно, что успешное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания собеседников. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, речью, особенностями поведения. Это помогает в познании другого человека. На основе внешнего впечатления, которое мы производим на других людей, они получают представление о нашем внутреннем мире, особенностях поведения.

Ты согласен, что впечатление и играет важную роль, регулируя общение?

«Р» Мы наблюдаем за человеком, чтобы лучше узнать его, оценить, понять логику его поступков и содержание мыслей. А затем, на основе этого, строим свое поведение. Например, если передо мной человек добрый и мягкий, то я буду с ним дружелюбен. А если мне приходится общаться с агрессивным человеком, я постараюсь держаться от него подальше.

«В» Давай попытаемся ответить на вопрос; На что прежде всего обращают внимание люди, оценивая собеседника?

«Р» Выражение лица, способы выражения чувств, жесты и поза, походка. Внешний вид. Особенности голоса и речи.

«В» Какую информацию о собеседнике мы хотим получить, исходя из наших наблюдений.

«Р» Во-первых, мы можем определить, в каком настроении человек. Хочет ли он общаться с нами, нравимся ли мы ему. Чего он хочет.

«В» Как по-твоему, этой информации достаточно, чтобы общение с человеком было приятным и полезным?

«Р» Я думаю, что нет. Иногда другой человек воспринимает меня не таким, какой я есть на самом деле и отношения у нас не складываются. Иногда у меня создается ошибочное впечатление о другом человеке. А почему так происходит?

«В» Давайте попробуем разобраться в том, что происходит на самом деле. Мало наблюдательный, невнимательный человек может увидеть в своем собеседнике лишь внешние признаки. Такие как физические качества,  внешность, одежда, макияж. Или построить общения исходя из особенностей поведения человека — его действий, эмоциональных реакций. На основании этих внешних качеств невнимательный человек определенным образом оценивает собеседника и делает вывод о его внутренних душевных свойствах. Это представление в сою очередь дает возможность сформировать определенное отношение к собеседнику, которое чаще всего носит эмоциональный характер и выражается словами «нравится» – «не нравится».

«Р»  В нашей прошлой передаче мы уже говорили о том, какие люди производят благоприятное впечатление, а с какими бывает трудно общаться.

«В» Как правило, воспринимая другого человека, мы сопоставляем себя и его. Поэтому представления о другом человеке соответствует уровню развития самосознания, представления о собственном Я. Потому, чем богаче, интереснее наш внутренний мир, нам интереснее  и привлекательнее кажутся другие люди. У них же, у кого внутри «пустота», кто не задумывается о себе, о своем поведении, будет скудное представление о других людях.

«Р». «В»! Мы сейчас говорили с вами о том, какое важное значение для успешного общения имеет производимое на собеседника впечатление. А какое это имеет отношение к нам лично?

«В». Поскольку в процессе общения участвуют как минимум два человека, у каждого из них складывается свое впечатление друг о друге.  Поэтому, когда ты с кем-то общаешься, необходимо учитывать не только то, какое ты производишь впечатление на человека, но и то, что он тоже производит определенное впечатление на тебя и в зависимости от этого меняется твое поведение. Без преувеличения можно сказать, что 80 % успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность. Для правильного построения своего общения, необходимо ориентироваться в эмоциональных состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника.

«Р». «В»! А что еще Вы можете рассказать о роли  первого впечатления о человеке? Это очень интересно.

«В» Давайте поговорим о том, как складывается первое впечатление о человеке.

«Р» Больше влияния на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Всем известно выражение «Встречаем по одежке..».

«В». Это  в самом деле соответствует истине. Психологи проведи интересный эксперимент. Одного и того же человека одели по-разному и показали одним и тем же людям. Затем попросили описать его характер. Оказалось, что помимо черт, которые совпадали у всех, в каждой характеристики были названы черты, связанные с его одеждой. Например, когда человек был в тренировочном костюме, ему приписали такие качества, как активность, упорство, трудолюбие;

в военной форме — дисциплинированность и строгость;

в деловом костюме — упорство, деловитость, аккуратность;

в ярком костюме — веселье, открытость, беззаботность.

«Р» Значит, зная «секреты» одежды, можно создать определенное впечатление у собеседника?

«В» Да, конечно! Но для этого, прежде чем одеваться, вы должны решить зачем, для кого и для чего это делаете. То есть какое впечатление на собеседника хотите произвести. С помощью правильно подобранной одежды вы можете создать правильное впечатление о себе, вызвать доверие и расположение собеседника к общению.

«Р» А что еще, кроме общения, влияет на собеседника?

«В» Давайте сейчас произведем с вами небольшой эксперимент. Представьте себе сейчас какого-нибудь знакомого человека, которого нет рядом. Как он выглядит? Если вы представили только его лицо, то вы не справились с заданием. Как правило, кроме одежды, на первое впечатление, которое формируется у нас о данном человеке, существенно влияет его поза: как он стоит, как идет, как сидит. Результаты опросов показывают, что окружающим больше нравятся люди, сидящие в свободной форме, наклонив тело немного вперед. Неприятное впечатление производит человек, развалившийся на стуле, а также скрестивший руки на груди или скрестивший ноги. Легкая пружинистая походка больше располагает к себе, чем большой шаг, выпяченная грудь и взгляд поверх головы собеседника.

«Р» А я вспомнил еще одну поговорку: «Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты».

«В» Не менее важным является окружение человека, которое также влияет на впечатление о другом. Безусловно, если вас увидят в компании симпатичны, аккуратных, веселых людей, то вы произведете более благоприятное впечатление, чем если бы рядом с вами были невоспитанные, неряшливые спутники.

«Р» А теперь давайте вернемся к первой пословице: «Встречаем по одежке, а провожаем по уму».

«В» Вот тут не все верно и , к сожалению, достаточно часто оказывается, что как встречают, так и провожают. Первое впечатление становится своеобразным внутренним предубеждением, которое трудно изменить. Для того, чтобы сформировать верное впечатление, необходимо узнать его в различных ситуациях общения. В этом нам помогут приемы, которое я сейчас назову. Прежде всего мы должны узнать о собеседнике как можно больше из его слов, наблюдая за поведением, эмоциями. Далее мы должны стремится понять его. Если мы задумаемся, то сможем понять поступок другого, если поставим себя на его место. Здесь нам будет полезно такое качество, как эмпатия — умение правильно представить себе что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Кроме того, лучше понять другого человека поможет эмоциональная привязанность, дружеские отношения, основанные на возникновении положительных чувств — симпатии к собеседнику. Нередко причиной тому становится внутреннее и внешнее сходство.

«Р». Кроме того, для успеха в общении нужно знать, как собеседник относится к вам, как оценивает и воспринимает вас. Думаю, что вы согласитесь со мной, что стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какое-то его качество в отдельности, особенно нас интересует то, что заставляет окружающих нас людей действовать тем или иным способом, то есть мотивы, внутренние причины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки собеседника.

«В». Однако, мы сами часто не достаточно знаем истинные причины своего поведения, не говоря уже о поведении  других и начинаем им приписывать самые разнообразные мотивы. Нередко они негативны, общны и могут разрушить отношения. Мы продолжим наш разговор об этом в нашей следующей передаче, тема которой: «Мои внутренние друзья, Мои внутренние враги». Мы желаем вам помнить о том, как важно, какое впечатление мы производим на окружающих.



Предварительный просмотр:

Тема: «Мои внутренние друзья. Мои внутренние враги».

«Р».  Добрый день дорогие друзья. В эфире детской радиостудии «Стриж» радиопередача «Советы психолога».

«В». У микрофона педагог-психолог и воспитанники младшей группы ….

«Р». Мы предлагаем вашему вниманию очередную радиопередачу из цикла «Уроки общения». Сегодня мы поговорим о причинах поведения человека.

«В». Поговорим о том, что заставляет нас и окружающих людей поступать так, а не иначе. Как ты считаешь, «Р», что заставляет нас действовать. Совершать поступки?

«Р». Я даже не знаю. Думаю, это мозг.

«В»  Что ты имеешь в виду? Объясни, пожалуйста, мне и нашим радиослушателям.

«Р» Действовать заставляют мои мысли. В разных ситуациях разные мысли заставляют меня поступать по разному.

«В»  Ты хочешь сказать, что все обдумываешь свои поступки, прежде чем что-то сделать?

«Р»  Не всегда. Но  если я знаю, что права, то поступаю так, как считаю нужным.

«В»  Спасибо тебе за ответ. А вы ребята, почему совершаете поступки? Что заставляет вас действовать?.

Могу предположить, какими разными оказались бы ваши ответы. Кто-то скажет мне, что он поступает так, как нравится. Кто-то хочет получить желаемое в результате действий. Кто-то ждет похвалы за поступок. Наверняка будут и те, что действует потому, что так надо. И, наконец, кто-нибудь делает именно это потому, что не хочет делать ничего другого.

«Р»  Можно сделать вывод: внутренних причин нашего поведения очень много. Они у каждого свои. Поэтому нам не удастся угадать причины поведения другого человека. О них можно только спросить.

«В»  Скажи «Р», что поможет нам знать заранее, как поведет себя человек?

«Р»  Если я хорошо знаю человека, то о причинах его поведения я могу догадать. Сделать предположение. А если я совсем не знаю своего собеседника, то я могу предпринять следующие шаги:

  1. Расспросить его знакомых о нем, о его поведении в данной ситуации.
  2. Представить, что сделала бы я на его месте.

«В»  Молодец, «Р», но ты забыла сказать нам о чем-то важном. Что еще  может нам подсказать, как поступит человек, который рядом. А вы, ребята не догадались?

Нужно следить за реакцией человека на ваши слова, за возникающими у него эмоциями. Чтобы предугадать поступок человека нужно следить за его настроением. В том случае, если у человека хорошее настроение и он испытывает положительные эмоции, то велика вероятность хорошего поступка. При плохом настроении человек чаще всего совершает плохие поступки. Например, когда у нас плохое настроение, нам  ничего не хочется делать. И наоборот, при хорошем и веселом настроении любое дело спорится в руках.

«Р»  «В» Вы хотите сказать, что нашими внутренними друзьями и внутренними врагами являются наши эмоции? Это они руководят нашими поступками?

«Р». Совершенно верно. Ниши внутренние друзья — положительные эмоции. А наши внутренние враги — отрицательные эмоции.

Скажи, «Р», какое у тебя бывает настроение и какие эмоции тебе приходится испытывать?

«Р» Конечно я испытываю и радость, и грусть, и гнев, и страх, и удивление, и счастье. У меня чаще бывает хорошее настроение. Все потому, что я стараюсь больше внимания уделять тому, что мне нравится и стараюсь не переживать из-за маленьких неудач и неприятностей.

«В»  Ребята, я думаю, что каждый из вас был добрым и веселым, или раздражительным и злым. Вам приходилось удивляться и испытывать чувство счастья.

«Р»  Все люди бывают иногда грустными, иногда злыми, иногда веселыми и добрыми. Эмоции всегда сопровождают нас.

«В»  Скажи «Р», как по-твоему, откуда берутся эмоции?

«Р»  Они появляются у нас в душе.

«В» А как это происходит?

«Р»  Не могу сказать точно. Мне кажется, что эмоции возникают у меня в душе тогда, когда со мной что-то происходит. Когда я делаю что-то и у меня получается, я чувствую радость. Когда у меня ничего не выходит, я огорчаюсь. Когда я поссорился с другом, я злюсь. Когда друзья делают мне подарки, я испытываю радость.

«В»  То есть можно сказать, что эмоции — это выражение нашего отношения к происходящему вокруг нас или с нами лично: приятно, весело, или грустно, обидно.

А теперь давай с тобой попробуем объяснить такое выражение, которое стало темой нашей сегодняшней передачи: «Эмоции — наши внутренние друзья и наши внутренние враги».Почему мы так говорим? Какие эмоции могут навредить, а какие —  принести пользу?

«Р»  Я понимаю это так. Если человеку не нравится, что происходит вокруг, он злиться. Он может нагрубить и обидеть окружающих. И наоборот. Веселый человек может подбодрить и поддержать, помочь справится с бедой.

Я думаю, что злость, гнев, и другие негативные эмоции — это мои враги. А радость, веселье, уверенность — это мои друзья.

«В» Совершенно с тобой согласна. Зная, что внутренними врагами становятся отрицательные эмоции, а друзьями — положительные эмоции, можно предугадать поведение нашего собеседника.

Если собеседник хорошо к нам относится, согласен с нами, он будет приветлив и весел. Мы тоже будем чувствовать удовлетворение от общения с ним. И наоборот. Если разговор неприятен собеседнику, не вызывает у него интерес, то он будет груб, скучен и будет стремится поскорее закончить разговор. А мы почувствует разочарование от того, что разговор не удался.

«Р» Ребята. Сейчас я предложу вам психологический тест. Он поможет определить, какие у вас есть внутренние враги и друзья. Запишите в столбик эмоции. Пишите одно слово под другим. Итак, начнем.

Счастье. Любопытство. Симпатия. Радость. Спокойствие. Удивление. Горе. Страх. Отвращение. Печаль. Гнев. Вина.  

Поставьте каждой эмоции оценку от 0 до 5 в зависимости от того, как часто вы ее используете. Поставьте 0, если вы никогда не испытывали этой эмоции, 1 — если испытываете эмоцию редко, 2 — иногда, 3 — регулярно, 4 — часто, 5 — всегда.  Посмотрите, что у вас получилось.

«В»  Внимательно изучите список и свои оценки. Чем больше положительных эмоций получили оценку 4 и 5, тем больше у вас друзей. А если много отрицательных эмоций получили оценку 4 и 5, значит внутренних врагов слишком много. Тут есть над чем подумать и что обсудить с психологом.

«Р»  А теперь домашнее задание. Понаблюдайте за своим поведением в разных ситуациях. Определите, какие эмоции руководят ваши поступками и что получается в результате.

«В»  И тогда придет решение: Взять управление своими эмоциями и поведением под свой контроль. Самому решать, насколько успешным и приятным будет общения с другими людьми.

«Р»  Нужно учится управлять своими эмоциями. Это под силу каждому из нас.

«В» На этом наша передача подходит к концу. Надеюсь, что она помогла вам понять \, почему с одними людьми вы легко находите взаимопонимание, а с другими никак не можете подружиться.

Наша следующая передача будет посвящена конфликтам. Мы рассмотрим тему: «Почему люди ссорятся». Мы поможем вам преодолеть трудности в общении и научим дружить.

«Р» На этом попрощаемся с вами. До новых встреч!!!!