Программа социально-психологической реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, "Ты выбираешь сам".
Тематический план программы социально-психологической реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей "Ты выбираешь сам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Ты выбираешь сам".doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Октябрь
Тема 1. «Это я».
Занятие 1.
Тема: «Знакомство».
- Тематическая беседа «Расскажи о себе».
- Анкета «Общие демографические данные».
- Тест-игра «Кто я?».
Опорный лист с изображением социальных ролей.
- Сказкотерапия «Сказка о черном и белом рыцаре» (О целях и методах психологической помощи).
- Подведение итогов занятия. Выводы.
«Беседа с психологом – это разговор о себе».
6. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
Занятие 2.
Тема: «Автобиография».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий». Обсуждение актуальных проблем.
- Упражнение «Автобиография» (Аудиозапись «Расскажи историю своей жизни»).
- Обсуждение. Локус ответственности. Эмоциональное отношение к событиям своей жизни. Планы на будущее.
- Арттерапия «Прошлое, настоящее, будущее».
- Подведение итогов занятия. Выводы.
«Человек ответственен за события, которые происходят в его жизни. Запись в дневнике.
Занятие 3.
Тема: «Привет, индивидуальность».
- Рефлексия актуального состояния.
- «Дневник важных событий»
- Беседа о различиях между людьми (психологических качествах и чертах характера (о различиях между людьми).
- Упражнение «Привет, индивидуальность». (Составить свою психологическую характеристику).
- Тест-игра «Ассоциации».
- Подведение итогов занятия. Выводы. Обсудить те качества, которые ребенок увидел и подчеркнул в себе.
Занятие 4.
Тема: «Автопортрет».
- Рефлексия актуального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Обобщение результатов занятий по теме «это Я». Беседа о том, что нового узнал о себе ребенок
- Арттерапия «Автопортрет». 1) Изобразить себя, какой ты сейчас. 2) Изобразить, каким ты хочешь стать.
Техники: лепка из пластилина, рисование красками, карандашами, аппликация.
- Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого человека есть множество индивидуальных особенностей, есть возможности для их развития. Можно стать тем, кем хочешь.
Занятие 5.
Тема: «Релаксационный сеанс».
Ноябрь
Тема 2. Моя семья.
Занятие 6.
Тема: «Словесный портрет семьи».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа. «Расскажи, пожалуйста, о своей семье». Аудиозапись.
- Опросник «Словесный портрет семьи».
- Обсуждение. Восприятие семьи и семейных отношений с точки зрения актуальной жизненной ситуации.
- Арттерапия «Генеалогическое древо». Структурирование. Сопоставление фактических и реальных связей.
- Подведение итогов занятия. Выводы. «Я в этом мире не один. Я пришел в этот мир в своей семье».
Занятие 7.
Тема: «Восприятие межличностных отношений в семье».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Психологическая диагностика «Цветовой тест отношений».
- Обсуждение. Выявляем значимые отношения. Позитивные отношения. Негативные отношения.
- Исследование проблемы. Можно предложить ребенку обсудить его отношения с кем-либо из близких людей. Выявить позиции и установки.
- Подведение итогов занятия. Выводы.
Занятие 8.
Тема: «Я глазами других».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Упражнение «Ласковые имена».
- Упражнение «Я глазами других». Какими видят тебя члены семьи.
- Релаксация «Себе, любимому». Музыка. Посмотри на себя глазами человека, который тебя любит.
- Подведение итогов занятия. Выводы. «Тебя любят за то, что ты есть».
Занятие 9.
Тема: «Самостоятельность и ответственность».
- Рефлексия актуального Эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Метод незаконченных предложений. Тема «Семейные отношения».
- Упражнение «Права и обязанности».
- Обсуждение. Существуют права и обязанности ребенка. Существуют права и обязанности родителя.
- Подведение итогов занятия. Выводы.
Занятие 10.
Арттерапия «Семейный портрет».
Декабрь
Тема 3. «Друг детства».
Занятие 11.
Тема: «Мой лучший друг…».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Скажи мне, кто твой друг».
- Обсуждение. Круг значимых отношений. Общительность, открытость, трудности в общении. Опыт развития дружеских отношений.
- Сочинение «Портрет друга». Описать историю развития своих отношений с близким другом. Аудиозапись.
- Исследование проблемы. Можно предложить ребенку обсудить значимые отношения, с которыми у него связаны трудности. Выявить позиции и установки.
- Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого человека есть потребность в дружеских отношениях. Есть потребность в человеке, которому можно доверять, на которого можно положиться в трудную минуту.
Занятие 12.
Тема: «Друг придет на помощь в трудную минуту. Дружба как ресурс».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Дружба как ресурс». Вспомни ситуации из твой жизни и жизни близких тебе людей, когда друг пришел на помощь. Вспомни, когда ты оказывал помощь другу.
- Упражнение «Письмо другу» (проработка актуальных переживаний). О чем бы ты рассказал другу сегодня? Какими переживаниями ты бы хотел с ним поделиться?
- Упражнение «Совет друга» (ответ друга). Что посоветовал бы тебе твой друг в этой ситуации.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Иногда для того, чтобы облегчить свое состояние, достаточно просто поделиться своими переживаниями с близким человеком и получить от него поддержку.
Занятие 13.
Тема: «Идеал дружбы».
1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Какими качествами должен обладать идеальный друг».
- Тест Лири. «Твой идеал друга».
- Обсуждение. Обсудить с ребенком каждый выбор. Отметить, какие качества ребенок ценит.
- Тест Лири. «Я реальное».
- Обсуждение.Какие из перечисленных идеальных качеств есть у ребенка.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Насколько восприятие себя совпадает с представление об идеале дружбы.
Занятие 14.
Тема: «Мои слабые и сильные стороны».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Упражнение «Мои слабые и сильные стороны».
- Обсуждение. Какие качества ребенок принимает в себе, какие отвергает.
- Упражнение «Танец с тенью». Позитивная переоценка.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Само по себе присущее тебе качество не может быть хорошим или плохим. Это зависит от того, как ты его будешь использовать.
Занятие 15.
Эмоционально-образная терапия «Раскрась себя любовью».
Январь
Тема 4. «Мир моих увлечений».
Занятие 16.
Тема: «Я люблю».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Рассказ Драгунского «Я люблю».
- Обсуждение. Человек любит самые разные вещи: людей, предметы, животных, занятия, продукты. Что ему дает любовь? Что любишь ты?
- Упражнение «Воспитание чувств» Увлечения и привязанности начинаю формироваться в раннем детстве. Расскажи историю своих увлечений.
- Арттерапия «Моя любимая игрушка».
- Подведение итогов занятия. Выводы. Человек с разносторонними интересами увереннее чувствует себя в жизни и интереснее для других.
Занятие 17.
Тема: «Таланты и поклонники».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Творческие способности». Каждый человек от природы наделен самыми разнообразными способностями и талантами. Какие таланты есть у тебя? Аудиозапись.
- Упражнение «Мы ищем таланты». Дать ребенку возможность проявить, продемонстрировать свой талант.
- Упражнение «Я глазами других». Кто из окружающих поддерживает твой талант. Какие способности отмечают у тебя близкие люди. Что им нравиться. За что тебя хвалят.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Ты способен на многое, когда делаешь то, что тебе нравиться.
Занятие 18.
Тема: «Профконсультирование».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Выбор профессии». Профессиональные намерения начинаю формироваться в раннем детстве. Вспомни о своих предпочтениях. Каковы сейчас твои профессиональные намерения.
- Информация «Мир профессий».
- Дифференциальный диагностический опросник.
- Информация «Алгоритм правильного выбора профессии».
- Подведение итогов. Выводы. На основе индивидуальных предпочтений осуществляется впоследствии выбор профессии.
Занятие 19.
Тема: «Самодеятельное творчество».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Подведение итого занятий по теме «Мир моих увлечений».
- Проверка домашнего задания. Представление результатов самодеятельного творчества.
- Арттерапия «Мир моих увлечений».
- Подведение итогов занятия. Выводы. Только те занятия, которые доставляют радость, наполняют жизнь смыслом.
Занятие 20.
Релаксационный сеанс.
Февраль
Тема 5. Чему учат в школе?
Занятие 21.
Тема: «Моя школа. Мои учителя. Мои одноклассники».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «В первый раз в первый класс». Вспомни о том, как ты пошел в первый класс. Расскажи историю своих успехов и достижений. Аудиозапись.
- Упражнение «Я – ученик». Самопредставление.
- Упражнение «Мои любимые учителя». Цветовой тест отношений.
- Социометрия «Мои одноклассники».
- Диаграмма «Созвездие».
- Обсуждение актульных проблем, связанных со значимыми отношениями.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Обучение в школе – важный этап жизни, социально- значимая деятельность.
Занятие 22.
Тема: «История моих школьных успехов».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Рейтинг предметов».
- Обсуждение. Какие учебные дисциплины даются легче? С чем это связано? В каких испытываешь затруднения?
- Опросник «Карта интересов»
- Беседа «Знания каких учебных дисциплин пригодятся в жизни?» Связь школьных знаний с жизнедеятельностью.
- Упражнение «Совет другу». Что нужно, чтобы укрепить интерес к учебе?
- Подведение итогов занятия. Выводы. Интерес к учебе нужно искать в повседневной жизни.
Занятие 23.
Тема: «Мои школьные трудности».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Табель успеваемости».
- Составить таблицу «Успехи и трудности».
- Обсуждение. Что помогает быть успешным в одних ситуациях? Что вызывает трудности в других ситуациях. Пути решения проблемы.
- Упражнение «Слагаемые успеха».
- Информация «Этапы решения проблемы».
- Позитивная переоценка «Проблема – бесценный дар для тебя».
- Подведение итогов занятия. Выводы. В каждой проблеме содержится ее разрешение. Проблемы даны нам для того, чтобы двигаться вперед, развивать свои способности и таланты.
Занятие 24.
Тема: «Школа – важный жизненный этап».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Подведение итогов занятий по теме «Школа».
- Коллаж «Линия времени».
- Подведение итогов занятия. Выводы. Закрепление позитивной установки на продолжение обучения.
Занятие 25.
Релаксационный сеанс.
Март
Тема 6. Актуальная жизненная ситуация.
Занятие 26.
Тема: «Дневник наблюдений».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «Поговорим о сегодняшнем дне». Рассматриваем материал «Дневника важных событий». Отслеживаем динамику.
- Упражнение «Линия времени». Вспомни, каким ты был, как себя чувствовал, о чем беспокоился, когда поступил в приют? Какие изменения произошли с тобой и в твоей жизни за это время? Какое значение имели наши беседы для тебя?
- Психодиагностическое структурированное интервью. Отследить характер влияния психотравмирующего события.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Время лечит. Жизнь идет своим чередом.
Занятие 27.
Тема: «Социометрия».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Реп-тест. Исследование субъективного восприятия своего места в коллективе.
- Обсуждение. Насколько удовлетворяет сложившая ситуация. Исследование проблемы.
- Информация «Этапы решения проблемы».
- Упражнение «Ассоциации». Эмоционально-образная терапия.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Уровень адаптации. Возможность изменения ситуации. Возможность изменения отношения к ситуации.
Занятие 28.
Тема: «Мои друзья».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Упражнение «Созвездие». Исследование межличностных отношений со сверстниками. Дистанция в общении. Удовлетворенность отношениями.
- Исследование проблемы «Я глазами других». Исследование позиций, установок в общении.
- Психологическое консультирование. Сопровождение в решении проблемы и принятии решений.
- Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки. Мы разные, но мы нужны дуг другу.
Занятие 29.
Тема: «Мои воспитатели и педагоги».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа по теме «Учитель, друг, помощник».
- Педагогический рейтинг. Обосновать каждый выбор.
- Упражнение «Развенчание долженствований». Проработка негативных убеждений.
- Подведение итогов занятия. Выводы. В жизни мы встречаем разных людей. Умение находить с ними общий язык зависит только от нашего желания. Человека нельзя переделать по своему желанию. У каждого из нас свои задачи в этой жизни.
Занятие 30.
Тема: «Мои любимые занятия».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий»
- Беседа « В каких занятиях смог себя реализовать ребенок в нашем учреждении».Рейтинг деятельности. Обсудить выборы.
- Упражнение «Любимое занятие». Выделить, что понравилось больше всего на занятиях психолога.
- Выводы. У тебя есть выбор, в чем себя реализовать. Жизнь приобретает смысл, когда есть интересные занятия.
Апрель
Тема 7. Психологическое консультирование.
Занятие 31.
Тема: «Чем поможет психолог».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Беседа «К кому может обратиться человек за помощью в трудной ситуации?». Когда человек нуждается в помощи? В ккакой помощи нуждается человек? Кто может оказать помощь?
- Упражнение «Актуализация жизненного опыта». Исследование внешних и внутренних ресурсов в решении проблем.
- Эмоционально-образная терапия актуального состояния.
- Выводы. Только сам человек знает о том, что ему нужна помощь, кто ее может оказать, какая помощь ему нужна.
Занятие 32.
Тема: «Суть психологической помощи».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Информация о целях, задачах и методах психологической помощи.
- Упражнение «Я – предмет». Обсуждение потребности в психологической помощи.
- Выводы. Суть психологической помощи заключается в том, чтобы открыть человеку психологическую реальность решения его проблем.
Занятие 33.
Тема: «Методы работы с телом».
1.Рефлексия актуального эмоционального состояния.
2. «Дневник важных событий».
- Психологическая диагностика «Рисунок человека в полный рост».
- Биоэнергетическая системная терапия.
- Обратная связь.
- Подведение итогов занятия. Состояние тела отражается на общем самочувствии, настроении и работоспособности человека.
Занятие 34.
Тема: «Работа с эмоциональными состояниями».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Информация «Методы работы с эмоциональными состояниями».
- Психологический практикум. Проработка актуального эмоционального состояния.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Проработка негативных переживаний способствует снижению эмоционального напряжения, измению восприятия ситуации.
Занятие 35.
Тема: «Работа с блокирующими убеждениями».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Материал «Дневника важных событий». Выявление блокирующих убеждений.
- Информация « Методы работы с блокирующими убеждениями».
- Психологический практикум.
- Подведение итогов занятия. Выводы. Снятие блокирующих убеждений способствует развитию гибкости в мышлении.
Май
Тема 8. Мое будущее.
Занятие 37.
Тема: «Образ цели».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Упражнение «Список целей». Составить список целей на ближайшее будущее и перспективу.
- Упражнение «Структурирование списка». Каждый пункт списка проанализировать с точки зрения того, каким надо быть, что нужно иметь, что нужно знать, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть цели.
- Упражнение «Разделяй и властвуй». Этапы достижения цели. Чувство динамики.
- Выводы. Чтобы достигнуть цели, нужно ясно представлять себе, чего ты хочешь.
Занятие 38.
Тема: «Медитация на образ цели».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Медитация. Представить себе как будет выглядеть ситуация, когда цель будет достигнута.
- Арттерапия «Рисунок цели».
- Выводы. «Хочу – так не шучу!» Русская народная поговорка.
Занятие 39.
Тема: «Ценности жизни».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Упражнение «Жизненная сила». Доказать необходимость жить.
- Упражнение «Ценности жизни» Составить перечень ценностей жизни.
- Методика «Ценностные ориентации». Обсуждение позиционирования ценностей.
- Упражнение «Ценности – цели».
- Выводы. Мы ценим в жизни то, что придает ей смысл. У каждого из нас есть в жизни вещи, ради которых стоит жить.
Занятие 40.
Тема: «Мои успехи и достижения».
- Рефлексия актуального эмоционального состояния.
- «Дневник важных событий».
- Арттерапия «Я сейчас. Каким я хочу стать». Сравнить с первым рисунком. Отследить динамику.
- Мониторинг результатов. Работа с «Дневником важных событий».
- Простраивание перспективных линий жизни.
- Упражнение «Письмо психологу». В чем еще необходима помощь психолога.
- Выводы. Психологическая помощь способствует развитию навыков самопомощи.
.