Программа социально-психологической реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, "Ты выбираешь сам".

Лазарева Ольга Геннадьевна

Тематический план программы социально-психологической реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей "Ты выбираешь сам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Ты выбираешь сам".doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь

 

Тема 1. «Это я».

Занятие 1.

 Тема: «Знакомство».

  1. Тематическая беседа «Расскажи о себе».
  2. Анкета «Общие демографические данные».
  3. Тест-игра «Кто я?».

Опорный лист с изображением социальных ролей.

  1. Сказкотерапия «Сказка о черном и белом рыцаре» (О целях и методах психологической помощи).
  2. Подведение итогов занятия. Выводы.

«Беседа с психологом – это разговор о себе».

6. Рефлексия актуального эмоционального состояния.

Занятие 2.

Тема: «Автобиография».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий». Обсуждение актуальных проблем.
  3. Упражнение «Автобиография» (Аудиозапись «Расскажи историю своей жизни»).
  4. Обсуждение. Локус ответственности. Эмоциональное отношение  к событиям своей жизни.  Планы на будущее.
  5. Арттерапия «Прошлое, настоящее, будущее».
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.

«Человек ответственен за события, которые происходят в его жизни. Запись в дневнике.

Занятие 3.

Тема: «Привет, индивидуальность».

  1. Рефлексия актуального состояния.
  2. «Дневник важных событий»
  3. Беседа о различиях между людьми (психологических качествах и чертах характера (о различиях между людьми).
  4. Упражнение «Привет, индивидуальность». (Составить свою психологическую характеристику).
  5. Тест-игра «Ассоциации».
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Обсудить те качества, которые ребенок увидел и подчеркнул в себе.

Занятие 4.

Тема: «Автопортрет».

  1. Рефлексия актуального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Обобщение результатов занятий по теме «это Я». Беседа о том, что нового узнал о себе ребенок
  4. Арттерапия «Автопортрет». 1) Изобразить себя, какой ты сейчас. 2) Изобразить, каким ты хочешь стать.

Техники: лепка из пластилина, рисование красками, карандашами, аппликация.

  1. Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого человека есть множество индивидуальных особенностей, есть возможности для их развития. Можно стать тем, кем хочешь.

Занятие 5.

Тема: «Релаксационный сеанс».

Ноябрь

Тема 2. Моя семья.

Занятие 6.

Тема: «Словесный портрет семьи».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа. «Расскажи, пожалуйста, о своей семье». Аудиозапись.
  4. Опросник «Словесный портрет семьи».
  5. Обсуждение. Восприятие семьи и семейных отношений с точки зрения актуальной жизненной ситуации.
  6. Арттерапия «Генеалогическое древо». Структурирование. Сопоставление фактических и реальных связей.
  1. Подведение итогов занятия. Выводы. «Я в этом мире не один. Я пришел в этот мир в своей семье».

Занятие 7.

Тема: «Восприятие межличностных отношений в семье».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Психологическая диагностика «Цветовой тест отношений».
  4. Обсуждение. Выявляем значимые отношения. Позитивные отношения. Негативные отношения.
  5. Исследование проблемы. Можно предложить ребенку обсудить его отношения с кем-либо из близких людей. Выявить позиции и установки.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.

Занятие 8.

Тема: «Я глазами других».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Ласковые имена».
  4. Упражнение «Я глазами других». Какими видят тебя члены семьи.
  5. Релаксация «Себе, любимому». Музыка. Посмотри на себя глазами человека, который тебя любит.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.  «Тебя любят за то, что ты есть».

Занятие 9.

Тема: «Самостоятельность и ответственность».

  1. Рефлексия актуального Эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Метод незаконченных предложений. Тема «Семейные отношения».
  4. Упражнение «Права и обязанности».
  5. Обсуждение. Существуют права и обязанности ребенка. Существуют права и обязанности родителя.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.

Занятие 10.

Арттерапия «Семейный портрет».

Декабрь

Тема 3. «Друг детства».

Занятие 11.

Тема: «Мой лучший друг…».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Скажи мне, кто твой друг».
  4. Обсуждение. Круг значимых отношений. Общительность, открытость, трудности в общении. Опыт развития дружеских отношений.
  5. Сочинение «Портрет друга». Описать историю развития своих отношений с близким другом. Аудиозапись.
  6. Исследование проблемы. Можно предложить ребенку обсудить значимые отношения, с которыми у него связаны трудности. Выявить позиции и установки.
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого человека есть потребность в дружеских отношениях. Есть потребность в человеке, которому можно доверять, на которого можно положиться в трудную минуту.

Занятие 12.

Тема: «Друг придет на помощь в трудную минуту. Дружба как ресурс».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Дружба как ресурс». Вспомни ситуации из твой жизни и жизни близких тебе людей, когда друг пришел на помощь. Вспомни, когда ты оказывал помощь другу.
  4. Упражнение «Письмо другу» (проработка актуальных переживаний). О чем бы ты рассказал другу сегодня? Какими переживаниями ты бы хотел с ним поделиться?
  5. Упражнение «Совет друга» (ответ друга). Что посоветовал бы тебе твой друг в этой ситуации.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Иногда для того, чтобы облегчить свое состояние, достаточно просто поделиться своими переживаниями с близким человеком и получить от него поддержку.

Занятие 13.

Тема: «Идеал дружбы».

1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.

  1. «Дневник важных событий».
  2. Беседа «Какими качествами должен обладать идеальный друг».
  3. Тест Лири. «Твой идеал друга».
  4. Обсуждение. Обсудить с ребенком каждый выбор. Отметить, какие качества ребенок ценит.
  5. Тест Лири. «Я реальное».
  6. Обсуждение.Какие из перечисленных идеальных качеств есть у ребенка.
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. Насколько восприятие себя совпадает с представление об идеале дружбы.

Занятие 14.

Тема: «Мои слабые и сильные стороны».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Мои слабые и сильные стороны».
  4. Обсуждение. Какие качества ребенок принимает в себе, какие отвергает.
  5. Упражнение «Танец с тенью». Позитивная переоценка.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Само по себе присущее тебе качество не может быть хорошим или плохим. Это зависит от того, как ты его будешь использовать.

Занятие 15.

Эмоционально-образная терапия «Раскрась себя любовью».

Январь

Тема 4. «Мир моих увлечений».

Занятие 16.

Тема: «Я люблю».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Рассказ Драгунского «Я люблю».
  4. Обсуждение. Человек любит самые разные вещи: людей, предметы, животных, занятия, продукты. Что ему дает любовь? Что любишь ты?
  5. Упражнение «Воспитание чувств» Увлечения и привязанности начинаю формироваться в раннем детстве. Расскажи историю своих увлечений.
  6. Арттерапия «Моя любимая игрушка».
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. Человек с разносторонними интересами увереннее чувствует себя в жизни и интереснее для других.

Занятие 17.

Тема: «Таланты и поклонники».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Творческие способности». Каждый человек от природы наделен самыми разнообразными способностями и талантами. Какие таланты есть у тебя? Аудиозапись.
  4. Упражнение «Мы ищем таланты». Дать ребенку возможность проявить, продемонстрировать свой талант.
  5. Упражнение «Я глазами других». Кто из окружающих поддерживает твой талант. Какие способности отмечают у тебя близкие люди. Что им нравиться. За что тебя хвалят.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Ты способен на многое, когда делаешь то, что тебе нравиться.

Занятие 18.

Тема: «Профконсультирование».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Выбор профессии». Профессиональные намерения начинаю формироваться в раннем детстве. Вспомни о своих предпочтениях. Каковы сейчас твои профессиональные намерения.
  4. Информация «Мир профессий».
  5. Дифференциальный диагностический опросник.
  6. Информация «Алгоритм правильного выбора профессии».
  7. Подведение итогов. Выводы. На основе индивидуальных предпочтений осуществляется впоследствии выбор профессии.

Занятие 19.

Тема: «Самодеятельное творчество».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Подведение итого занятий по теме «Мир моих увлечений».
  4. Проверка домашнего задания. Представление результатов самодеятельного творчества.
  5. Арттерапия «Мир моих увлечений».
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Только те занятия, которые доставляют радость, наполняют жизнь смыслом.

Занятие 20.

Релаксационный сеанс.

Февраль

Тема 5. Чему учат в школе?

Занятие 21.

Тема: «Моя школа. Мои учителя. Мои одноклассники».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «В первый раз в первый класс». Вспомни о том, как ты пошел в первый класс. Расскажи историю своих успехов и достижений. Аудиозапись.
  4. Упражнение «Я – ученик». Самопредставление.
  5. Упражнение «Мои любимые учителя». Цветовой тест отношений.
  6. Социометрия «Мои одноклассники».
  7. Диаграмма «Созвездие».
  8. Обсуждение актульных проблем, связанных со значимыми отношениями.
  9. Подведение итогов занятия. Выводы. Обучение в школе – важный этап жизни, социально- значимая деятельность.

Занятие 22.

Тема: «История моих школьных успехов».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Рейтинг предметов».
  4. Обсуждение. Какие учебные дисциплины даются легче? С чем это связано? В каких испытываешь затруднения?
  5. Опросник «Карта интересов»
  6. Беседа «Знания каких учебных дисциплин пригодятся в жизни?» Связь школьных знаний с жизнедеятельностью.
  7. Упражнение «Совет другу». Что нужно, чтобы укрепить интерес к учебе?
  8. Подведение итогов занятия. Выводы. Интерес к учебе нужно искать в повседневной жизни.

Занятие 23.

Тема: «Мои школьные трудности».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Табель успеваемости».
  4. Составить таблицу «Успехи и трудности».
  5. Обсуждение. Что помогает быть успешным в одних ситуациях? Что вызывает трудности в других ситуациях. Пути решения проблемы.
  6. Упражнение «Слагаемые успеха».
  7. Информация «Этапы решения проблемы».
  8. Позитивная переоценка «Проблема – бесценный дар для тебя».
  9. Подведение итогов занятия. Выводы. В каждой проблеме содержится ее разрешение. Проблемы даны нам для того, чтобы двигаться вперед, развивать свои способности и таланты.

Занятие 24.

Тема: «Школа – важный жизненный этап».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Подведение итогов занятий по теме «Школа».
  4. Коллаж «Линия времени».
  5. Подведение итогов занятия. Выводы. Закрепление позитивной установки на продолжение обучения.

Занятие 25.

Релаксационный сеанс.

Март

Тема 6. Актуальная жизненная ситуация.

Занятие 26.

Тема: «Дневник наблюдений».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Поговорим о сегодняшнем дне». Рассматриваем материал «Дневника важных событий». Отслеживаем динамику.
  4. Упражнение «Линия времени». Вспомни, каким ты был, как себя чувствовал, о чем беспокоился, когда поступил в приют? Какие изменения произошли с тобой и в твоей жизни за это время? Какое значение имели наши беседы для тебя?
  5. Психодиагностическое структурированное интервью. Отследить характер влияния психотравмирующего события.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Время лечит. Жизнь идет своим чередом.

Занятие 27.

Тема: «Социометрия».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Реп-тест. Исследование субъективного восприятия своего места в коллективе.
  4. Обсуждение. Насколько удовлетворяет сложившая ситуация. Исследование проблемы.
  5. Информация «Этапы решения проблемы».
  6. Упражнение «Ассоциации». Эмоционально-образная терапия.
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. Уровень адаптации. Возможность изменения ситуации. Возможность изменения отношения к ситуации.

Занятие 28.

Тема: «Мои друзья».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Созвездие». Исследование межличностных отношений со сверстниками. Дистанция в общении. Удовлетворенность отношениями.
  4. Исследование проблемы «Я глазами других». Исследование позиций, установок в общении.
  5. Психологическое консультирование. Сопровождение в решении проблемы и принятии решений.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки. Мы разные, но мы нужны дуг другу.

Занятие 29.

Тема: «Мои воспитатели и педагоги».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа по теме «Учитель, друг, помощник».
  4. Педагогический рейтинг. Обосновать каждый выбор.
  5. Упражнение «Развенчание долженствований». Проработка негативных убеждений.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. В жизни мы встречаем разных людей. Умение находить с ними общий язык зависит только от нашего желания. Человека нельзя переделать по своему желанию. У каждого из нас свои задачи в этой жизни.

Занятие 30.

Тема: «Мои любимые занятия».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий»
  3. Беседа « В каких занятиях смог себя реализовать ребенок в нашем учреждении».Рейтинг деятельности. Обсудить выборы.
  4. Упражнение «Любимое занятие». Выделить, что понравилось больше всего на занятиях психолога.
  5. Выводы. У тебя есть выбор, в чем себя реализовать. Жизнь приобретает  смысл, когда есть интересные занятия.

Апрель

Тема 7. Психологическое консультирование.

Занятие 31.

Тема: «Чем поможет психолог».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «К кому может обратиться человек за помощью в трудной ситуации?». Когда человек нуждается в помощи? В ккакой помощи нуждается человек? Кто может оказать помощь?
  4. Упражнение «Актуализация жизненного опыта». Исследование внешних и внутренних ресурсов в решении проблем.
  5. Эмоционально-образная терапия актуального состояния.
  6. Выводы. Только сам человек знает о том, что ему нужна помощь, кто ее может оказать, какая помощь ему нужна.

Занятие 32.

Тема: «Суть психологической помощи».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Информация о целях, задачах и методах психологической помощи.
  4. Упражнение «Я – предмет». Обсуждение потребности в психологической помощи.
  5. Выводы. Суть психологической помощи заключается в том, чтобы открыть человеку психологическую реальность решения его проблем.

Занятие 33.

Тема: «Методы работы с телом».

1.Рефлексия актуального эмоционального состояния.

2. «Дневник важных событий».

  1. Психологическая диагностика «Рисунок человека в полный рост».
  2. Биоэнергетическая системная терапия.
  3. Обратная связь.
  4. Подведение итогов занятия. Состояние тела отражается на общем самочувствии, настроении и работоспособности человека.

Занятие 34.

Тема: «Работа с эмоциональными состояниями».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Информация «Методы работы с эмоциональными  состояниями».
  4. Психологический практикум. Проработка актуального эмоционального состояния.
  5. Подведение итогов занятия. Выводы. Проработка негативных переживаний способствует снижению эмоционального напряжения, измению восприятия ситуации.

Занятие 35.

Тема: «Работа с блокирующими убеждениями».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Материал «Дневника важных событий». Выявление блокирующих убеждений.
  4. Информация « Методы работы с блокирующими убеждениями».
  5. Психологический практикум.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Снятие блокирующих убеждений способствует развитию гибкости в мышлении.

Май

Тема 8. Мое будущее.

Занятие 37.

Тема: «Образ цели».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Список целей». Составить список целей на ближайшее будущее и перспективу.
  4. Упражнение «Структурирование списка». Каждый пункт списка проанализировать с точки зрения того, каким надо быть, что нужно иметь, что нужно знать, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть цели.
  5. Упражнение «Разделяй и властвуй».  Этапы достижения цели. Чувство динамики.
  6. Выводы. Чтобы достигнуть цели, нужно ясно представлять себе, чего ты хочешь.

Занятие 38.

Тема: «Медитация на образ цели».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Медитация. Представить себе как будет выглядеть ситуация, когда цель будет достигнута.
  4. Арттерапия «Рисунок цели».
  5. Выводы. «Хочу – так не шучу!» Русская народная поговорка.

Занятие 39.

Тема: «Ценности жизни».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Жизненная сила». Доказать необходимость жить.
  4. Упражнение «Ценности жизни» Составить перечень ценностей жизни.
  5. Методика «Ценностные ориентации». Обсуждение позиционирования ценностей.
  6. Упражнение «Ценности – цели».
  7. Выводы. Мы ценим в жизни то, что придает ей смысл. У каждого из нас есть в жизни вещи, ради которых стоит жить.

Занятие 40.

Тема: «Мои успехи и достижения».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Арттерапия «Я сейчас. Каким я хочу стать». Сравнить с первым рисунком. Отследить динамику.
  4. Мониторинг результатов. Работа с «Дневником важных событий».
  5. Простраивание перспективных линий жизни.
  6. Упражнение «Письмо психологу». В чем еще необходима помощь психолога.
  7. Выводы. Психологическая помощь способствует развитию навыков самопомощи.

.