Психологический всеобуч "Основы конструктивного взаимодействия". Программа групповых занятий для специалистов.
Программа групповых занятий профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов помогающих профессий в области социального взаимодействия.
Цель программы: профессиональная подготовка и повышение квалификации воспитателей, социальных педагогов и узких специалистов в области социального взаимодействия с воспитанниками учреждения.<?xml:namespace prefix = o /??>
Задачи:
Ø Повышение психологической культуры в области социального взаимодействия, возрастной психологии.
Ø Формирование способности осознавания ситуации профессионального взаимодействия, своего поведения, мыслей и чувств, условий, влияющих на ситуацию профессионального взаимодействия.
Ø Формирование навыков конструктивного взаимодействия и продуктивной коммуникации.
Ø Формирование навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации.
Ø Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снижение негативного напряжения, формирование навыков саморегуляции.
Ø Формирование умения использовать поддержку, обращаться за помощью к специалистам.
Формы и методы:
Занятия сочетают лекционный материал, ролевые игры, упражнения на релаксацию, работу в подгруппах.
Целевая аудитория:
Воспитатели, социальные педагоги, узкие специалисты, социальные работники, принимающие участие в создании реабилитационной среды для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в условиях отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение».
Программа включает цикл из 8 групповых занятий продолжительностью 1,5 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа Взаимодействие.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ
«ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПЕДАГОГО-ПСИХОЛОГ
ЛАЗАРЕВА О.Г.
САРАТОВ 2003
ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУ СО СРЦН «ВОЗВРАЩЕНИЕ».
Цель программы: профессиональная подготовка и повышение квалификации воспитателей, социальных педагогов и узких специалистов в области социального взаимодействия с воспитанниками учреждения.
Задачи:
- Повышение психологической культуры в области социального взаимодействия, возрастной психологии.
- Формирование способности осознавания ситуации профессионального взаимодействия, своего поведения, мыслей и чувств, условий, влияющих на ситуацию профессионального взаимодействия.
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия и продуктивной коммуникации.
- Формирование навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации.
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снижение негативного напряжения, формирование навыков саморегуляции.
- Формирование умения использовать поддержку, обращаться за помощью к специалистам.
Формы и методы:
Занятия сочетают лекционный материал, ролевые игры, упражнения на релаксацию, работу в подгруппах.
Целевая аудитория:
Воспитатели, социальные педагоги, узкие специалисты, социальные работники, принимающие участие в создании реабилитационной среды для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в условиях отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение».
Программа включает цикл из 8 групповых занятий продолжительностью 1,5 часа.
Тематический план занятий.
Занятие 1.
Цель: предоставление информации об особенностях возрастного развития, проявлениях стрессовых реакций, особенностях поведения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- Ознакомить с целями, задачами, содержание курса.
- Повышение психологической культуры в области возрастной и социальной психологии.
План:
- Введение (правила и нормы группы).
- Лекция «Психологическая проблематика и особенности поведения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Возрастные особенности личности воспитанников. Последствия негативного влияния факторов социального неблагополучия».
- Практикум «Профессиональные цели» (границы профессиональной компетенции разных специалистов).
- Психосинтез «Маяк».
Занятие 2.
Цель: расширение сферы осознавания ситуации профессионального взаимодействия, собственного поведения, условий, влияющих на общение с несовершеннолетним.
Задачи:
- Разбор ситуаций из профессиональной практики.
- Обсуждение различных моделей поведения в ролевой игре, оценка их эффективности.
- Формирование навыка мышечного расслабления.
План:
- Ролевые игры «Ситуации профессионального взаимодействия».
- Лекция «Профессиональная педагогическая этика».
- Инфолист «Профессиональная педагогическая этика».
- Нервно-мышечный психотренинг.
Занятие 3.
Цель: психологическое просвещение в области конфликтологии.
Задачи:
- Ознакомить с психологией конфликта и способами его разрешения.
- Тестирование особенностей поведения участников в конфликте.
- Апробация различных моделей поведения в конфликте, оценка эффективности.
План:
- Лекция «Конфликты и способы их разрешения».
- Диагностический опросник.
- Ролевые игры «Модели поведения в конфликтной ситуации».
- Релакс «Мудрец».
Занятие 4.
Цель: модификация способа эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.
Задачи:
- Осознание способа реагирования.
- Модификация способа реагирования.
- Формирование привычки заботиться о себе.
План:
- Практикум «На качелях».
- Информация о механизмах эмоционального реагирования в стрессовой ситуации.
- Практикум «Принятие ответственности».
- Инфолист «Правила поведения в конфликтной ситуации».
Занятие 5.
Цель: профилактика «синдрома сгорания» и стрессовых состояний.
Задачи:
- Снижение эмоционального напряжения.
- Информирование о методах и приемах снятия негативного напряжения.
План:
- Информация о влиянии профессиональной деятельности на эмоциональное состояние специалиста.
- «Синдром сгорания»: причины, последствия, признаки, способы профилактики.
- Упражнение «Управление дыханием»
- Мышечное расслабление.
- Расслабление с помощью аудиостимуляции и визуализации.
- Инфолист «Синдром сгорания».
Занятие 6.
Цель: дать понятие об эмоциональном стрессе и мерах его профилактики.
Задачи:
- Формирование навыков эмоциональной регуляции.
- Создание положительного настроя.
План:
- Лекционный материал «Эмоциональный стресс».
- Упражнение «Психологическая диета».
- Упражнение «Положительный настрой».
- Релакс «Путешествие к месту личной силы».
Занятие 7.
Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия.
Задачи:
- Блокировка неадекватного способа поведения.
- Формирование адекватных способов поведения.
- Отработка новых приемов и способов поведения.
План:
- Ролевые игры.
- Лекционный материал «Основы конструктивного взаимодействия и продуктивной коммуникации».
- Упражнение «Отобрази эмоцию».
- Упражнение «Парафраз».
- Упражнение «Разговор через стекло».
- Упражнение «Конструктивная дистанция».
Занятие 8.
Цель: отработка навыков конструктивного общения.
Задачи:
- Закрепление навыков конструктивного общения.
- Осознание ресурсов собственного поведения.
План:
- Упражнение «Слепой и поводырь».
- Лекционный материал «Конструктивные установки в общении. Способы влияния».
- Упражнение «Липкие руки».
- Ролевая игра «Найди компромиссное решение».
- Подведение итого курса.