Контрольные работы по психологии ( заочное отделение).

Методическая разработка "Контрольные работы по психологии" Цель предлагаемой разработки - помочь студентам- заочникам определить тему контрольной работы, найти необходимую литературу, собрать и обработать материал, правильно оформить его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21_kontrolnye_raboty_po_psihologii_zaochnoe_otdelenie..doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Г(О)ОУ СПО «Усманский педагогический колледж»

Контрольные работы по психологии

(заочное отделение)

2008


УПК 08.22

ППД 6

Печатается по решению НМС УПК

Составитель: С.П. Клинкова

ППД 6

Контрольные работы по психологии (заочное отделение)/ Г(О)ОУ СПО «Усманский педагогический колледж»; сост.  С.П. Клинкова. – Усмань: УПК, 2008. – 32 с.

УПК 08.22

 

© Клинкова С.П., 2008

© Усманский педагогический

    колледж


ВВЕДЕНИЕ.

      Контрольная работа по психологии — один из видов межсес сионных заданий. Она выполняется студентами-заочниками 2-3  кур сов предметных факультетов после прослушивания лекций и окон чания всех других видов аудиторных учебных занятий по общей, возрастной и педагогической психологии. Написание контрольной работы — важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педаго гических проблем.

        Вдумчивое выполнение контрольной работы будет способство вать повышению эффективности педагогической деятельности сту дента-заочника.

Цель предлагаемого пособия — помочь студентам-заочникам определить тему контрольной работы, найти необходимую литера туру, собрать и обработать материал, правильно оформить его.

          При составлении заданий, определении их характера, объема и степени сложности учитывалось, что студенты приобрели некоторые навыки по изучению специальной психологической литературы и ведению психологического исследования в ходе лабораторных, се минарских и практических занятий. Эти знания и навыки должны быть максимально использованы при выполнении контрольной ра боты.

         Пособие состоит из двух разделов:

1) реферирование пси хологической литературы;

2) психологическая теория в приложении к практике обучения и воспитания;

         Тематика каждого раздела разнообразна, все темы имеют прямое отношение к практической работе в школе. В каждом разделе даны практические  указания с конкретными примерами, описанием методики проведения наблюдений и опытов и т.д.

        Тему контрольной   работы следует выбирать самостоятельно из любого раздела  пособия,  руководствуясь своими интересами, накопленным   опытом    и    имеющимися материалами. Выбору  должно предшествовать детальное ознакомление с пособием в целом. Это поможет уяснить его структуру, учебную информацию, которая заложена в содержании, и полностью учесть все условия раскрытия темы.  Выбор ее надо согласовать с преподавателем; в период сессии в общих чертах продумать и обсудить с ним план выполнения задания, подобрать литературу.

Структура контрольной работы зависит от ее характера.

             Реферат, как правило, составляется с выделением материала глав или частей реферируемого источника.

            Возможна   и   такая   структура: проблематика, цели и задачи исследования, его методы и результаты, выводы и предложения.

         Контрольная работа на тему из второго раздела должна осно вываться, с одной стороны, на сведениях, почерпнутых из литера турных источников, с другой — на фактических данных наблюде ний, зафиксированных в дневниках и протоколах.

          Студентам-заочникам, еще не работающим   учителями,   рекомендуется выполнять задания, связанные   с   посещением школы. Это будет способствовать скорейшему приобщению их к учительской профессии.

Контрольная работа сдается в печатном виде. Образец титульного листа приводится ниже.

Г(О)ОУ СПО «Усманский педагогический колледж»

Контрольная   работа  

по   психологии  

Тема:  «        »

                                          Выполнил студент 2 курса

                               факультет (Ф.И.О.)

                         Преподаватель: (Ф.И.О.)

          При оформлении должно быть наличие:

  1. титульного листа;
  2. плана работы;
  3. текста работы (введение, аналитическая часть, заключение);
  4. списка используемой литературы;
  5. листа для рецензии преподавателя.

Содержание должно включать:

  1. формулировку актуальности темы;
  2. объём работы – не менее 10-12 страниц печатного текста;
  3. полное раскрытие содержания каждого раздела;
  4. необходимые примечания, пояснения, схемы, рисунки;
  5. список используемой литературы (не менее трёх авторов).

            Реферируемый источник, списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные работы должны быть оформ лены следующим образом: фамилия и инициалы автора, название источника, место и год издания; для журнальных статей необхо димо указать название журнала, год издания и номер.

Сроки представления контрольной работы определяются графи ком межсессионных занятий. По всем вопросам, возникающим в ходе ее выполнения, следует обращаться к ведущему преподава телю.

        Из вышесказанного следует, что контрольная работа – это своеобразный письменный экзамен, который требует серьёзной подготовки.

l. РЕФЕРИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

          Целью данного раздела является, прежде всего, общее озна комление с основной литературой по психологии и современными психологическими исследованиями, а также реферирование от дельных научных трудов, которое предполагает их более углублен ное изучение. Все это будет способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления, выработке необходи мых навыков работы с книгой.

          Для реферирования предлагаются монографии и отдельные статьи по различным вопросам психологии.

          При подборе литературы и ее группировке по темам автор старался охватить важнейшие направления развития психологи ческой науки на современном этапе. Особое внимание уделялось тем литературным источникам, которые (прямо или косвенно) мо гут оказать помощь учителю в его практической деятельности.  Эту литературу рекомен дуется использовать при написании дипломных работ, на кружко вых занятиях, а также для расширения своих знаний в какой-либо отрасли психологии.

           Не все предлагаемые научные работы равнозначны по содер жанию и объему, поэтому возможен различный подход к их изу чению. Это может быть реферирование или сразу нескольких на учных работ по психологии различных авторов, посвященных рас смотрению одного и того же вопроса, или одной из них, или даже отдельных ее разделов. Для того чтобы решить, как поступить в каждом конкретном случае, следует проконсультироваться с пре подавателем.

Выбору источника для реферирования должно предшествовать детальное ознакомление с перечнем и группировкой всей литературы, приведённой в разделе.

Темы для рефератов

( 2 курс)

  1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
  2. Методы психологических исследований.
  3. Физиологические механизмы познавательных процессов.
  4. Виды деятельности человека. Специфика человеческой деятельности.
  5. Роль и виды ощущений у человека.
  6. Виды и свойства восприятия.
  7. Внимание и его психологические свойства.
  8. Виды памяти у человека.
  9. Определение и функции воображения.
  10. Мышление и речь.
  11. Способности, одарённость и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.
  12. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
  13. Понятие, признаки и проявления воли у человека.
  14. Функции и виды эмоций у человека.
  15. Развитие психологии в первой половине 20 века.
  16. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.
  17. Понятие малой группы и коллектива.
  18. Виды общения у человека.
  19. Психологическая характеристика личности.

                                             

Литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.,1988.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – т. 1. – М.,1989.

Немов Р.С. Психология: в 3 т. – т. 1. – М., 2001.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.

Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – т.2,3. – М., 1982.

Темы для рефератов

( 3 курс)

  1. Периодизация детского познавательного и личностного развития.
  2. Врождённые формы психики и поведения младенцев.
  3. Формирование речи у ребёнка от одного года до трёх лет.
  4. Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.
  5. Характеристика учебной, трудовой, игровой деятельности и общения младших школьников.
  6. Основные изменения познавательных процессов, характерные для подросткового и раннего юношеского возраста.
  7. Межличностные отношения младших школьников.
  8. Взаимоотношения в подростковом возрасте.
  9. Основные проблемы современной педагогической психологии.
  10. Психологические теории воспитания.
  11. Психологические средства воспитательного воздействия.
  12. Воспитательное влияние коллектива на личность.
  13. Педагогические способности, их структура и развитие.
  14. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
  15. Личностные психологические характеристики современного учителя.
  16. Психологические требования к методике организации урока в начальных классах школы.

         

 Литература

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1971.

Немов Р.С. Психология: в 3 т. – т. 2. – М., 2001.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.,1981.

Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2005.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1996.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980.- т.2.


2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ПРИЛОЖЕНИИ К ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

         Успех педагогической деятельности, как известно, во многом зависит от психологической подготовки учителя, от его умения применять на практике полученные теоретические знания. Именно психология призвана помочь учителю в разрешении многих педа гогических задач.

          Цель контрольных работ этого раздела — научить студентов связывать основные теоретические положения психологии с 'повсе дневными практическими задачами, стоящими перед учителем, ус танавливать тем самым целесообразность тех или иных педагоги ческих действий. Задания разработаны по всем основным темам курса психологии и направлены на выявление психологических особенностей деятельности учащихся и учителя.

По каждой теме предлагаются вопросы, которые помогут луч ше разобраться в материале и будут способствовать выявлению интересующих психологических закономерностей. Однако к реали зации каждой темы следует подходить творчески (возможно вклю чение новых вопросов или изменение их последовательности).

                Перед тем как приступить к выполнению контрольной работы, необходимо изучить соответствующий раздел по учебнику психо логии и прочесть рекомендованную литературу. Затем следует со брать фактический материал. Результаты исследований надо си стематически фиксировать в дневнике, который нужно приложить к контрольной работе.

           После того как будет закончен сбор материала, следует обра ботать полученные данные. Для этого рекомендуется внимательно прочитать все записи и проанализировать их. Необходимо по воз можности более полно объяснить выявленные закономерности, сделать соответствующие выводы и наметить формы работы, кото рые могут быть использованы в дальнейшем.

            Выполнение контрольных работ, помещенных ниже, в большин стве случаев предполагает применение методов наблюдения и беседы. Возможно использование и других методов, а также данных передового педагогиче ского опыта. При этом следует иметь в виду, что ряд заданий тре бует самостоятельного анализа отдельных конкретных фактов, встречающихся в повседневной практической деятельности, другие же — умения быстро ориентироваться в сложных педагогических ситуациях.


Тема 1. Закономерности высшей нервной деятельности и особенности поведения учащихся

Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике:

1.        Почему:

при замечании, сделанном в очень резкой форме, часто не улав ливается его смысл;

на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;

ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал;

первоклассник при письме совершает много лишних движений;

увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает во круг;

после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть?

2.        Чем обусловлена:

трудность удержания внимания класса после звонка на пере мену;

необходимость соблюдения учащимися режима;

сложность работы в четвертых классах;

необходимость применения наглядных пособий при объяснении нового, особенно сложного, материала?

Литература

Павлов И. П. Условный рефлекс. — Полн. собр. соч.: В 6-ти т. 3-е изд., доп. М. — Л.: Изд-во АН, 1991, т. III, кн. 2.

Акимова М. К. Динамическая характеристика нервной системы и проблема природных задатков способностей. — Вопр. психологии, 1997, № 3.

Тема 2. Особенности восприятия школьниками учебного материала

Возьмите какую-нибудь тему из преподаваемого вами учебного предмета и постарайтесь установить:

1. Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного? Объясните с позиций психо логии необходимость приготовления домашних заданий системати чески.

  1. Как проявляются целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников?
  1. Какие требования с точки зрения психологии восприятия не обходимо предъявлять к показу наглядных пособий и к самим на глядным пособиям?


Тема 3. Наблюдательность и условия ее развития в учебной деятельности

Наблюдение — это целенаправленное и организованное вос приятие. Наблюдательность — качество личности, необходимое для успешной деятельности вообще, а для учебной особенно.

Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности у учащихся вашего класса на уроке и во внеклассной работе.

Подумайте:

  1. Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у школьников?
  1. Чем вызвана необходимость словесных указаний и фиксации результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)?
  1. С  какими  ошибками  при восприятии  учащимися учебного материала вы чаще всего встречаетесь   в   своей   педагогической практике, и чем они обусловлены?

Литература  к  темам   2   и   3

Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. — Вопр. психологии, 1997, № 1.

Зорина Л. Я- Системность — качество знаний. М.: Знание, 1986.

Маркова А. К- Психология обучения подростка. М.: Знание, 1985.

Рожина Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (II—VII кл.). М.: Педагогика, 1977.

Тема 4. Внимание учащихся на уроке и пути его привлечения.

Отберите для наблюдения нескольких учеников (тех, кого вы считаете внимательными, и тех, кто, по вашему мнению, невнима телен).

Постарайтесь установить:

  1. Какой из видов внимания преобладает на уроке у тех и других? Умеют ли выбранные вами   школьники   распределять   свое внимание, переключать его с одной работы на другую, концентрировать на наиболее важном?
  1. Какие приемы вы применяете в своей практической деятельности для поддержания и развития внимания учащихся, насколько действенны эти приемы?

При рассмотрении полученных данных обратите внимание на следующее:

1. Каковы пути привлечения внимания учеников на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового и т. д.)?

2. Какова зависимость внимания школьников от различных ви дов работы и приемов ведения урока учителем:

  1. от характера подачи учебного материала (четкости, логичности, доказательности, эмоциональности и т. д.);
  2. от вопросов как средства активизации класса;
  3. от связи теоретического материала с практикой;
  4. от меры использования новейших достижений науки и техни ческих средств обучения.

Литература

Гоноболин Ф. Н. Внимание младших школьников и его воспитание. — На чальная школа, 1986, № 11.

Мазур Я. Невнимательность: наблюдения учителя. — Семья и школа, 1994, № 9.

Степанишия Б. И. Из опыта воспитания внимания у учащихся на уроках.— Вопр. психологии, 1986, № 1.

Шершаков В. Невнимательность: мнение психолога. — Семья и школа, 1994, № 9.

Шершаков В. Предупреждение невнимательности у школьников. — Воспита ние школьников, 1980, № 4.

Тема 5. Особенности формирования понятий у учащихся на уроке

На примере изучения школьниками одного из разделов препо даваемого вами предмета установите, как происходит у них про цесс формирования понятий.

Продумайте:

  1. Какие понятия  необходимо   усвоить   детям   при   изучении
    этого раздела?
  1. С чего вы начинаете работу по формированию у них понятий? Как организуете работу по выделению их существенных при знаков?
  1. Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления  и  понятия?  Каковы этапы усвоения новых понятий?
  1. Какие   мыслительные   операции    способствовали    усвоению школьниками изучаемых понятий? Какова при этом роль анализа, синтеза, сравнения, обобщения?

На основе данных психологической науки и анализа своего опыта оцените, как должна быть организована работа по форми рованию у детей научных понятий.

Тема 6. Анализ решения школьниками мыслительных задач на уроке.

Всякая учебная задача — это задача мыслительная. Поэтому многие исследователи при изучении закономерностей мышления у детей используют именно учебные задачи и способы их решения.

Назовите основные этапы решения типичных мыслительных задач, выделяемые в психологии.

Продумайте:

  1. Как соотносятся этапы решения учебных задач по вашему предмету с названными выше? Укажите, какие умственные дейст вия используют школьники для решения этих задач.
  1. Какова степень самостоятельности учащихся в нахождении новых способов решения задач?
  1. Как учитель, может управлять мыслительной деятельностью учеников в процессе решения учебных задач? Приведите примеры из собственной практики.

Литература к темам 5 и 6

Бондаренко С. Инертность мышления. — Семья и школа,   1995, № 7.

Бондаренко С. Учите детей сравнивать. — Там же, 1985, № 8.

Давыдов В. В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении. — Вопр. психологии, 1998, № 6.

Давыдов В. В., Боданский Ф. Г., Что такое мышление? — Семья и школа, 1994, № 1.

Машбиц Е. И. Психологический анализ учебной задачи. —  Педагогика, 1993, № 2.

Николаева Л. Развивать навыки и умения умственного труда. — Народное образование, 1974, № 5.

Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. —  Педагогика, 1999, № 10.

Шапоринский С. А. Восхождение от абстрактного к конкретному и обуче ние.— Там же.

Тема 7. Особенности речевой деятельности учащихся на уроке.

Речь — это, с одной стороны, способ выражения мыслей и об щения, с другой — средство формирования и развития мышления. Проанализируйте речь   школьников по   следующим   показателям;

  1. Содержательность: точность  и  ясность;   насыщенность   ин формацией.
  1. Выразительность: эмоциональность, образность.
  1. Фонетические особенности:  правильность произнесения зву ков; четкость; темп и громкость.
  1. Степень развития устной и письменной речи (в сравнении).
    Объясните, почему у большинства учеников устная речь развита лучше, чем письменная.

Т е м а 8. Речь учителя на уроке.

Речь учителя — один из существенных факторов учебной дея тельности.

Подумайте:

  1. Какие основные требования должны предъявляться к речи учителя?
  1. Каковы сходство и различия между устной   и   письменной речью? Как учитель должен составлять планы и конспекты уро ков, готовиться к выступлениям и докладам?

3. Как влияет общая культура речи учителя на успех его пе дагогической деятельности,  покажите на конкретных/ примерах?

Литература  к темам  7  и  8

Крымская Л. Р. Пути формирования речевой культуры учителя. — Педагогика,  1987, № 9.

Ладыженская Т. А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практи ческая проблема межпредметного характера. — Там же, 1878, № 9.

Леонтьев А. А. Речь и общение. — Иностр. языки в школе, 1974, М° 6.

Львов М. Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся. —  Педагогика, 1996, № 8.

Селиванов В. Речь учителя. — Народное образование, 1979, № 11.

Тема 9. Условия успешного запоминания и воспроизведения учебного материала.

Закономерности запоминания сложны и многообразны. По дан ным психологической литературы и собственным наблюдениям определите:

  1. Почему необходимым условием успешного запоминания яв ляется   активность   мыслительной   деятельности   учащихся?    Как влияет на запоминание отношение   к   запоминаемому   материалу (целевая установка, понимание значимости, интерес и т. д.)? Чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запомина ются лучше?
  1. Какие ошибки часто допускают учителя при повторении ма териала и как надо правильно  его   организовывать?   Как   преду преждать забывание важного материала?
  1. Как с точки зрения требований психологии следует прово дить опрос учащихся и формировать у них готовность к ответу?

Литература

Андреева В. Память школьника, ее изучение и развитие. — Народное обра зование, 1971, № 2.

Салмина Н., Сохина В. Хорошая память. — Семья и школа, 1995, № 1.

Федотов А. И. Влияние школьного обучения на развитие памяти ребенка. — Вопр. психологии, 1980, № 4.

Тема 10. Развитие творческого и воссоздающего воображения в процессе обучения.

Ознакомившись с рекомендованной ниже литературой и дру гими доступными вам литературными источниками по теме «Вооб ражение», выполните следующие задания:

  1. На конкретном примере раскройте роль творческого и вос создающего воображения в усвоении школьниками преподаваемого вами предмета.
  1. Выясните зависимость между развитием воображения и рас ширением запаса знаний по  предмету.  Какую роль  играет дея тельность  (игра, учение, труд)  в   развитии воображения   школь ников?
  1. Перечислите и охарактеризуйте приемы, с помощью которых вы и ваши коллеги развивают воображение своих учеников.
  1. В чем проявляются индивидуальные различия воображения учащихся?  Как вы учитываете их в своей практической работе?

Литература    

Додонов Б. И. Мечта и ее роль в формировании личности школьника. —  Педагогика, 1983, № 1.

Мухина В. Воображение. — Семья и школа, 1999, № 6.

Никифорова О. И. К вопросу о воображении. — Вопр. психологии, 1992, № 2.

Соломатина Т. Развивать творческое воображение детей. — Воспитание школьников, 1998, № 2.

Тема 11. Интересы и их роль в процессе усвоения знаний.

Роль интересов в развитии личности особенно наглядно прояв ляется в учебной деятельности, в процессе усвоения знаний. Продумайте:

  1. Какими  способами  вы   поддерживаете    интерес   учащихся в течение урока и развиваете его во внеклассной работе?
  1. Какое влияние оказывают интересы на общую успеваемость школьников?

Выполните следующее задание: опишите двух-трех учеников вашего класса, которые интересуются преподаваемым вами пред метом (посещают кружок, читают дополнительную литературу и т. д.). Постарайтесь выяснить, когда возник у них интерес к предмету и, что способствовало его появлению.

Литература

Ахмедов А. Развивать познавательные интересы каждого. — Народное об разование, 1980, № 9.

Меньшикова М. А. Учебно-познавательные интересы и жизненные устрем ления учащейся молодежи. — Вопр. психологии, 1979, № 6.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.

Ткачев А. П. Опыт изучения предметной направленности познавательных интересов современных школьников. —  Педагогика, 1988, № 12.

Шаров Ю. В., Кузьмина Э. М. Осознание учащимися значимости знаний — условие формирования их познавательных интересов. — Там же, 1974, № 6.

Щукина Г. И. Познавательный интерес—актуальная проблема современ ной дидактики. — Там же, 1979, № 8.

Тема 12. Особенности учебной деятельности школьников, различных по темпераменту.

Отберите для наблюдений трех учеников (подвижного, медли тельного и уравновешенного) и постарайтесь установить:

1. Как быстро они включаются в занятия после перерыва? Ка ковы темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реак ции и ее внешнее проявление? В каком темпе они работают, дово дят ли начатое до конца?

Сделайте вывод о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента.        

2. Каковы особенности работы с холериками, сангвиниками, флегматиками, меланхоликами? Как вы учитываете типы тем пераментов учащихся в своей педагогической деятельности?

Литература

Бондаренко С. «Художники» и «мыслители». — Семья и школа,  1975, № 2. Бондаренко С. Надо ли торопить «тугодума»? — Там же,  1975, № 5. Мерлин В. С. Темперамент как фактор учебной деятельности. —  Педа гогика, 1983, № 5.

Шершаков В. Возбудимые дети. — Семья и школ/а, 1979, № 2. Шершаков В. «Тормозимые» дети. — Там же, 1979, № 3. Шершаков В. Нервные дети.— Там же, 1979, № 6.

Тема 13. Психологический анализ поступков и черт характера ученика.

Характер человека проявляется в его поступках, поведении и деятельности.

Выполните задания:

  1. Дайте  психологический  анализ  какому-либо поступку  уче ника, в котором проявилось бы его отношение к делу, к людям, к себе. Какие отрицательные черты характера   можно   отметить у него? Каковы причины их возникновения?
  1. Опишите, как вы в своей педагогической деятельности вос питываете положительные черты характера у учащихся  (коллек тивизм, трудолюбие, любовь к Родине и   т. д.)   и   преодолеваете отрицательные.

Литература

Казакина М. Г. Изучение нравственной воспитанности школьников. Вопр. психологии, 1989, № 4.

Левандовский Н. Г. О структуре характера. — Там же, 1970, № 3.

Махов Ф. Дети с характером. — Семья и школа, 1976, № 6.

Платонов К. К. Черты личности и черты характера. — Среднее специальное образование, 1973, № 2.

Шершаков В. Лень и как с ней бороться. — Семья и школа, 1974, № 3.

Шершаков В. Упрямые дети. — Там же, 1979, № 1.

Тема 14. Характеристика выдержки школьника на уроке.

Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах установите:

  1. Умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выпол нении трудных заданий и т. д.? Является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий?
  1. В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испыту емого? Что вы в своей практической деятельности   делаете   для преодоления  невыдержанности учащихся  и   развития   выдержки как волевой черты характера?

Литература

Орлов А., Что стоит за активностью ребенка.— Семья и школа,  1979, № 9:.

Ребизов Д. 'Т. Представление о волевых качествах личности и отражение их в поведении подростков. —  Педагогика, 1993,

Рева Ю. Воспитание волевых качеств в учебном процессе. — Народное об разование, 1979, № 5.

Селивано.В., И. .Воспитание воли в условиях соединения обучения с про изводительным трудом. - М.: Высшая школа. 1980.

Толстых Н. Н. Психология воспитания воли у младших школьников. — Вопр..психологии, 1989, № 4.    \

Тема 15. Особенности проявления способностей у детей.

Способности ребенка проявляются  и развиваются в его дея тельности, особенно учебной. Продумайте:

  1. В чем заключается связь способностей со знаниями,   уме ниями и навыками? Приведите   примеры   из   вашего   педагогиче ского опыта.
  1. Как, по-вашему, следует организовать работу с детьми, про являющими определенные способности к предмету?

Выполните задание: определите учеников вашего класса, у ко торых наиболее ярко выражены способности к преподаваемому вами предмету. Опишите, в чем они проявляются.

Литература

Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей. — Вопр. психологии, 1972, № 2.

Лейтес Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей. —  Педагогика, 1984, № 1.

Платонов К. К. В. И. Ленин и проблема способностей. — Там же, 1969, № 12".

Теплов Б. М. Способность и одаренность: Из педагогического наследия. — Семья и школа, 1970, № 2.

Тема 16. Эмоциональное состояние ученика и учителя на уроке.

На конкретных примерах из вашей практики покажите:

  1. Как положительные эмоции влияют на протекание учебной деятельности школьников?
  1. Как эмоциональное состояние учителя определяет успех его педагогической деятельности?

Выполните задание: опишите, какие эмоциональные состояния возникают у вас при подготовке к урокам и при их проведении (преобладающее настроение, состояние вдохновения, страсть к ра боте и т. д.; поддаетесь ли вы аффектам и, как это сказывается на работе).

Литература

Баранов С. П. Управление чувственным опытом учащихся в процессе обу чения.—  Педагогика, 1984, № 9.

Поплужный В. Эмоции на уроке. — Народное образование, 1986, № 6. Якобсон П. М. Эмоциональная сфера подростка   и   старшего школьника.— Воспитание школьников, 1992, № 1.

Тема 17. Условия успешного формирования

навыков в учебной деятельности.

Одной из задач обучения является формирование умений и на выков, без которых невозможно мастерство, творческое выполне ние любой деятельности.

Продумайте:

Какие   навыки   вы    считаете    необходимым    сформировать у учащихся в процессе обучения преподаваемому предмету? По чему важнейшим условием выработки навыков является наличие глубоких знаний по предмету?

Как следует организовывать упражнения по формированию навыков? Какие ошибки при этом часто допускают учителя?

Как влияют на выработку новых навыков ранее сформиро ванные?

Какое значение для успешного овладения навыками имеет систематическое приготовление учащимися уроков, соблюдение ре жима дня и т. д.?

Литература

Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщения в переносе [в процессе обучения школьников].— Вопросы психологии. 1982, № 2.

Красновский Э. А., Коган Т. Л. Качество знаний, умений и навыков как критерий оценки учебных достижений школьников.— Педагогика, 1980, №8.

Лошкарева Н. А. Проблема формирования системы учебных умений и на выков учащихся. — Там же, 1980, № 3.

Психологические проблемы учебной деятельности школьника. / Под ред. В. В. Давыдова. М.:  Россия, 1997.

Пустильник И. Один из главных источников познания, развития мышле ния, умений и навыков. — Народное образование, 1987, № 4.

Тема 18. Психологические причины неуспеваемости.

Составьте краткую характеристику неуспевающих учеников вашего класса. Для этого выясните:

  1. Как неуспевающие школьники относятся к учению? Развито ли у них чувство ответственности? Умеют ли они организовывать себя? Доводят ли начатое до конца?
  1. Каковы особенности их   умственной   деятельности    (умение анализировать, сравнивать, обобщать, особенности памяти, внима ния и пр.)?
  1. Легко или трудно происходит усвоение ими учебного мате риала?
  1. Стойкой или эпизодической является их неуспеваемость? Ка ковы ее причины? Какие из них зависят от методов преподавания, а какие от особенностей личности ученика?

Литература

Байкова В. Предупреждение неуспеваемости. — Народное образование, 1980, № 1.

Вивюрский В. Я. Один из путей нормализации учебной нагрузки школьни ков.—  педагогика, 1980, № 10.

Ипполитов Ф. В. К проблеме учебной перегрузки школьников. — Вопр. пси хологии, 1980, № 2.

Психологические проблемы неуспеваемости школьников. / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1991.

Тема 19. Пути индивидуального подхода к учащимся.

Успех учебно-воспитательных воздействий на школьников воз можен лишь при условии учета их индивидуальных  особенностей.

Продумайте:

  1. В чем, по вашему мнению, заключается сущность индивиду ального подхода к ученикам?
  1. Каковы причины неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся вашего класса? Какую индивидуальную ра боту с ними вы проводите и, какие получены результаты?
  1. Должны ли и могут ли учитываться школьниками индиви дуальные особенности учителя? Если да, то, каким образом это до стигается?

Тема 20. Психологические особенности «трудных» детей.

Особенно много хлопот доставляют учителям так называемые «трудные» дети. Кто они и почему стали такими? Выполните следующие задания:

1.        Назовите учащихся вашего   класса,   которых   вы   относите к «трудным». Выявите путем наблюдений и бесед условия их жиз ни в семье, взаимоотношения с коллективом детей, с учителями; чем они интересуются, как проводят свободное время, с кем дру жат, как относятся к труду и т. д.; каковы основные причины, спо собствовавшие тому, что эти дети стали «трудными».

2.        Изложите ваши конкретные предложения по работе с таки ми школьниками.

Литература  к   темам   19  и  20

Белкин А. С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся. —  Педагогика, 1986, № 7.

Березина А. Знаем ли мы детей? — Воспитание школьников, 1973, № 5.

Божович Л. И., Конникова Т. Е. Некоторые психологические предпосылки методики воспитательной работы в школе.— Педагогика,  1995, №  11.

Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащихся. — Вопр. психо логии, 1980, № 5.

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — В кн.: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.

Махов Ф. Дети с характером. — Семья и школа, 1976, № 6.

Милыиин А. Поиски подхода к каждому школьнику. — Народное образова ние, 1975, № 9.

Наумов П. А. Об изучении психологических особенностей школьников. — Педагогика, 1996, № 1.

Славина Л. С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. — Вопр. психологии, 1985, № 3.

Славина Л. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М., Знание, 1986.

Тема 21. Авторитет учителя и пути его формирования.

Учителю принадлежит решающая роль в формировании лично сти школьников. Определите:

  1. От каких свойств учителя, по вашему мнению, зависит успех его педагогической деятельности?
  1. Что вы понимаете под педагогическим тактом и, как он вли яет на успех работы?
  1. Каким образом вы устанавливаете контакт с учащимися?

4.        Что вас больше всего привлекает в профессии учителя?
Выполните задание: опишите личность учителя, о котором у вас
 сохранилось наиболее яркое впечатление.

Литература

Березина А. Авторитет учителя. — Воспитание школьников,  1995, № 5.

Вейт М. К проблеме формирования качеств личности учителя. — Народное образование, 1986, 6.

Векслер С. Психолого-педагогический анализ урока (опыт школ г. Одес сы).— Там же, 1995, № 6.

Кожевников Е. Советский учитель — активная творческая сила, - г - Там же, 1980, № 10.

Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя.— В кн.: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

Психология труда и личности учителя. / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1996.

Щербаков Ю. И. Педагогическое руководство познавательной деятельностью младших школьников в процессе учения. —  Педагогика,  1999, № 7.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Одной из важнейших задач выполнения контрольных работ, как уже отме чалось в общих методических указаниях, является осмысление практики обуче ния и воспитания школьников с позиций психологической теории. Это способст вует выработке навыков наблюдения, анализа, составления психолого-педагоги ческой характеристики личности школьника и классного коллектива, психоло гического анализа урока (его содержания, воспитательного потенциала и мето дического совершенства).  

Для студентов-заочников ниже приводятся примерные схемы выполнения указанных видов работ, примерные образцы заданий студентам, методические рекомендации. Они могут оказать помощь при выполнении заданий, связанных с анализом педагогического процесса в школе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

/. Общие данные

Фамилия, имя.

Дата рождения.

Класс.

Общее физическое развитие.

Состояние здоровья.

Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

//. Учебная деятельность

  1. Успеваемость   (преобладающие оценки, успеваемость  по    разным    пред метам).
  1. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).
  1. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).
  1. Способность к учению:
  1. особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его со средоточенность, устойчивость, способность к распределению);
  2. осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;
  3. уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (меха ническое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, ин дивидуальные особенности памяти);
  4. развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахож дения решения).
  1. Старательность в учебной работе.
  1. Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учеб ной деятельности).
  1. Умение учиться   (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, со ставлять план, конспект и пр.).

III.Труд (уроки труда, общественно полезный труд
в школе и дома)

  1. Отношение к труду   (уважительное или  пренебрежительное,  заинтересо ванность в общественной пользе своего труда, любовь к труду, что именно наи более привлекательно в труде — процесс работы, сделанная вещь или овладение трудовыми навыками).
  1. Наличие трудовых навыков и умений, легко ли они приобретаются?
  1. Организованность и дисциплинированность в труде.
  1. Привычка к длительным трудовым усилиям.
  1. Каким видам труда отдается предпочтение?

IV.Общественная деятельность и активность.

  1. Отношение к общественной жизни коллектива  (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).
  1. Интерес к общественной жизни страны   (чтение газет, слушание радио, обсуждение общественных событий с учи телями и товарищами).
  1. Выполнение  общественных  обязанностей   (постоянно,  эпизодически,    ни когда).

V.Направленность личности учащегося
и специальные способности.

  1. Интересы   (перечислить все, чем интересуется ученик:  техникой, рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием   и   т.  д.);   характер   интересов с точки зрения их глубины и активности; особо осветить интерес к чтению (лю бит ли читать и что читает — художественную, научно-популярную или преиму щественно развлекательную литературу).
  1. Наличие особых способностей к какой-нибудь деятельности  (музыке, рисованию и т. д.) и их проявление.
  1. Мечты и планы на будущее (отмечаются в характеристиках учащихся начиная с VI класса).

VI. Дисциплинированность.

  1. Общая  характеристика   поведения   (спокойное,  сдержанное,  ученик  про являет излишнюю подвижность, непоседлив).
  1. Соблюдение  школьного  режима    (соблюдается,   нарушается   намеренно, по небрежности, ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.).
  1. Выполнение требований  взрослых   (охотно  или по  принуждению;   часто ли  ученик  отказывается  выполнять  требования  и   какие).   Отметить  наиболее типичные нарушения дисциплины..

VII. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.

  1. Положение в коллективе (пользуется либовыо, авторитетом; чем определяется то или иное отношение).
  1. Отношение к товарищам по классу (любит их, равнодушен, дорожит мнением  коллектива,  с кем дружит и  на  чем  основана  эта  дружба,  бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

3. Удовлетворенность своим положением в коллективе и, какое положение хотел бы занять?

  1. Отношение  к  школе   (дорожит ли  пребыванием   в   ней,   что   особенно ценит).
  1. Отношение к воспитателям и учителям  (есть ли контакт, любит ли, уважает их).

VIII.Особенности характера и темперамента.

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера:
направленность личности  (по отношению к людям, учебе,   труду,    самому
 себе — чуткость,   доброта,   коллективизм,  эгоизм,   черствость,   добросовестность, зазнайство, скромность и т. д.);

волевые черты характера    (настойчивость,    самостоятельность,    упрямство, внушаемость и т. д.);

  1. Особенности темперамента  (эмоциональность, работоспособность, подвиж ность, общительность).
  1. Преобладающее настроение   (веселое, грустное,    подавленное),    устойчи вость настроения, чем вызываются его смены.

IX.Общие психолого-педагогические выводы.

  1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося.
    Причины  (внутренние и внешние)  имеющихся недостатков   (условия семейного воспитания,  болезни,  отсутствие  определенных  способностей,   навыков   работы и т. д.).
  1. Важнейшие   психолого-педагогические  задачи,  стоящие   перед   учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Примерная схема изучения и составления характеристики классного коллектива.

1. Общие  сведения   о   классном   коллективе   и   история  его  формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав,   когда  сформировался  коллектив,  были  ли  слияния  с  другими коллективами, смена классных руководителей и т. д).

 2.Руководство и организация классного коллектива:

  1. организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; характеристика активистов (их  инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организатор ские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению);
  2. наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс,  наличие «отвержен ных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей;
  3. взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской за боты, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе; осо бенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления това рищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя ос нова; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов кол лектива;
  4. личность классного руководителя (образованность, общая культура, орга низаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т. д.) и его влияние на коллектив; отношение коллектива к классному руководителю, ав торитет последнего среди школьников.

3.        Содержание и характер коллективной деятельности:

  1. учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация);
  2. дисциплина класса в процессе учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание и т. д.);
  3. жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политиче ским событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т, д.;
  4. формы проявления этого интереса (читательские конференции, посеще ния театра, кино, обсуждение увиденного, диспуты и т. д.);
  5. участие классного коллектива в общешкольной жизни;
  6. общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива;
  7. виды труда и характер его выполнения;
  8. проявление сознательной дисциплины.

4.        Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата   (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нер возный и т.д.), дисциплинированности. Определение основных недостатков ор ганизации жизни  коллектива  и взаимоотношений  его  членов,  пути  их  ликви дации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Психологический анализ урока

Предполагается изучение психической деятельности учащихся на уроке: вы явление уровня их знаний, умений и навыков, степени сформированное™ убеж дений, отношения к учебе, особенностей психических состояний в процессе обучения. Во многом эти особенности зависят от того, как организована учебная деятель ность, вызывает ли она активность школьников, способствует ли их развитию.

Примерная схема психологического анализа урока.

Знания, умения, навыки учащихся на уроке.

  1. Какими знаниями оперировали ученики и каков их уровень?
  1. Как протекал процесс формирования понятий?
  1. Какие навыки проявили школьники и каков уровень их развития?
  1. Какие умения проявили ученики и каков их уровень?
  1. Каковы психологические условия формирования умений и навыков?

Психологические условия формирования взглядов, убеждений, идеалов учащихся на уроке.

  1. Какие  убеждения,  взгляды,  идеалы  позволял  сформировать  и  выявить материал урока?
  1. Какой уровень, убеждений проявили школьники?
  1. Как учитель руководил   формированием   у   учеников   убеждений и идеалов?

Отношение учащихся к учебе и мотивы учебной работы на уроке.

  1. Какое отношение  школьников  к учебной  деятельности  преобладало  на
    уроке?
  2. Были ли причины, вызывающие их отрицательное отношение к учебе?
  1. Какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе?

IV. Познавательная деятельность учащихся на уроке.

1.        Мышление:

  1. что побуждало учеников к мыслительной деятельности; создавались ли проблемные ситуации и как это делалось;
  2. какие приемы мыслительной деятельности проявились у школьников и ка ков их уровень;
  3. какие качества ума проявились у детей и как учитель способствовал их формированию;
  4. как учитель контролировал решение учащимися мыслительных задач на различных этапах урока и в чем  проявилась его помощь на каждом   из них.

2.        Память: какие особенности воспроизведения учебного материала проявились у школь ников и как учитель руководил этим процессом;

какие случаи забывания материала обнаружились на уроке и каковы их причины;

как осуществлялось руководство процессом запоминания.

3. Воображение:

какие образы должны были быть созданы учениками на данном уроке для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;

какие недостатки формирования образов обнаружились у школьников и, ка ковы их причины;

какие условия способствовали эффективности деятельности воображения детей.

V.        Психические состояния учащихся на уроке.

  1. Какие психические состояния проявились у школьников?
  1. Каковы их причины?

При анализе необходимо различать причины, связанные:

с физическим состоянием учащихся (степенью утомления, состоянием здо ровья и т. п.);

с предшествующими влияниями или обстоятельствами (событиями на пред шествующем уроке, на'перемене и т. п.);

с ходом самого урока — с его содержанием и организацией: с характером учебного материала; с методами работы (их активностью, разнообразием и т. п.); с внешним оформлением урока (чистотой классной комнаты, опрятностью учени ков и т. п.); с использованием различных средств наглядности (их содержатель ностью, яркостью, оптимальным размером, нормальной удаленностью); с темпом урока; с состоянием, поведением учителя; его манерой говорить; с результатом работы учащихся и характером их оценки и т. д.

        

VI.        Деятельность и поведение учителя на уроке.

  1. Какой уровень знаний, навыков и умений проявил учитель?
  1. Какие педагогические способности наиболее ярко проявились у учителя?
  1. Какие черты характера учителя содействовали или мешали успешному
    протеканию учебной деятельности?


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Контрольная работа по общей психологии:

Психологическая характеристика личности

(Задание и методические советы по его выполнению)

1. Тема данной контрольной работы предназначена для сово купного представления общепсихологических явлений конкрет ной личности. Студент на заданную тему самостоятельно выби рает кого-либо из хорошо знакомых ему людей и дает психологи ческую характеристику этой личности. Такая характеристика конкретного живого человека, выступающего перед студентом в своей плоти и крови в качестве объекта психологического анали за (исследования), имеет целью научить студента использова нию научных знаний и имеющегося опыта для постановки, ана лиза и решения реальной проблемы — психологическому изуче нию конкретного человека во имя лучшего его знания и понима ния его поведения. Так как в качестве объекта выбирается знако мая студенту личность, то, казалось бы, не представляет какой-либо трудности описать в психологических терминах все, что о ней известно. Однако опыт показывает, что ранее кажущееся знакомым оказывается не всегда понятным и объяснимым с точ ки зрения требований научной психологии. Поэтому приходит ся часто дополнительно изучать, практически исследовать пси хологические особенности хорошо знакомого человека. Например, чтобы охарактеризовать особенности протекания психиче ских процессов (познавательных, эмоциональных и др.) или оп ределить характер или темперамент человека, оценить его спо собности, непременно нужно понять, в чем они конкретно прояв ляются, и показать на примерах. Будет ошибкой, если студент просто констатирует, что, например, у данной личности хорошая память, а почему он так считает, не объясняет.

2. Если цель преподавателя научить студента  изу чать и понимать психологию человека, то цель студента при на писании контрольной работы — показать свое умение мыслить психологически, т. е. творчески применять теоретические зна ния из области психологии в анализе и оценке поведения (дейст вий, поступков, отношений) реальных людей. Для достижения этой цели студенту придется постоянно проводить мысленную проекцию на избранную личность всех тех теоретических зна ний, которые он получает на лекциях и из прочитанной литера туры. Это значит, что личность изучается и характеризуется не только для написания контрольной работы, а для лучшего ус воения самого содержания науки, которое невозможно только путем запоминания книжных истин, а возможно только при по стоянном сопоставлении этих истин с реальными фактами, яв лениями, процессами — объектами и предметами науки, чем в данном случае служит характеризуемая реальная личность. Контрольная работа не самоцель, а руководство к действию при изучении психологии как науки, некое творческое воплощение результатов этого изучения.

3. Основные требования к тексту контрольной работы:

— психологическая грамотность языка (правильное употреб ление научной терминологии, лаконичность и точность выраже ния мысли без «общих слов» и т. д.), но без буквального повто рения «книжных» истин;

— объем работы не должен превышать 10-12 страниц рукописи, так как всякое увеличение количества страниц свидетельствует об аморфности мысли, о ее поверхностности, являющейся след ствием спешки или нежелания (неумения) размышлять над про читанным материалом и наблюдаемыми явлениями в сопостав лении их друг с другом;

— в тексте работы обязательно должно быть описание особен ностей проявления у характеризуемой личности психических процессов, состояний и свойств, а если таких атрибутов ее инди видуальности не наблюдается в явном виде, то это надо как-то объяснить (почему этот человек ничем особенным не выделяет ся «из толпы»?);

— в начале работы как исходные данные или в конце текста как часть вывода, подтверждающего истинность характеристи ки, должны быть приведены некоторые биографические сведения о личности: возраст, профессия (и менялась ли она и почему), об разование, семейное положение, отношение к детям и родителям;

— работа должна завершаться общим выводом о том, как ре комендуется с этой личностью общаться, чтобы было эффектив ным взаимодействие, сотрудничество в процессе совместной деятельности в качестве коллеги, подчиненного или руководите ля, а также в процессе обучения и воспитания.