План-конспект занятия на тему: "Развитие внимания младших школьников на уроке"
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие внимания младших школьников на уроке.
Цели:
- Конкретизировать, закрепить и углубить знания студентов по данной теме.
- Развивать наблюдательность и пытливость как профессионально важные качества личности; умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения; формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.
- Воспитывать исследовательскую позицию по отношению к образовательному процессу и способам организации учебной активности учащихся; устойчивый познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- Лист контроля.
- Тетради для наблюдений.
- Диагностика устойчивости внимания.
- Творческие задания.
- Мультимедийная установка (презентация урока), фрагмент урока музыки в 5кл, фрагмент урока письма в 1-Б кл.
- Таблица «Виды внимания».
- Вопросы-задачи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: семинар.
План
- Особенности внимания младшего школьника на уроке.
- Приёмы управления вниманием школьников младших классов.
Организационный момент:
- Организация начала урока.
- Постановка учебной задачи (отрывок из рассказа М.П.Далиновой «Записки учительницы»).
Сообщение темы и целей урока:
Систематизация и контроль:
- Лист контроля.
- Таблица «Виды внимания».
Конкретизация и обобщение знаний:
1. Особенности внимания младших школьников:
- анализ наблюдений на уроках за вниманием учащихся (тетради для наблюдений);
- Факторы привлечения непроизвольного внимания: (экран)
- сила раздражителя;
- динамика объектов;
- необычность, новизна предметов.
• Особенности внимания младшего школьника: (экран)
- преобладание непроизвольного внимания;
- слабо развита способность к переключению внимания;
- неустойчивость внимания, частая отвлекаемость.
Рефлексия:
- Какие впечатления у вас остались от урока?
- Что вам дала работа над анализом наблюдений?
- Какие трудности и чувства возникали в процессе наблюдений?
• Анализ динамики устойчивости собственного внимания (диагностика,
материалы лабораторной работы).
2. Приёмы управления вниманием младших школьников:
- Трудности удержания внимания (выступление студентки 5В группы Пешковой Юлии).
- Формирование произвольного внимания (из опыта работы опытных педагогов Страховой И.А., Ивановой Н.П., фрагменты уроков).
- Приёмы управления вниманием школьников на уроке: (экран)
- эффект «яркого пятна»;
- создание ситуации ожидания;
- неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации;
- опора на имеющийся опыт ученика;
- удовлетворение выраженной познавательной потребности в определённых знаниях;
- снятие напряжения, страха, неуверенности;
- уважение личности ребёнка (невнимательность к его состоянию в данный момент), (ошибка).
3. Внимательность как качество личности учителя:
• Подбор синонимов: (экран)
- собранность,
- заботливость,
- доброжелательность,
- наблюдательность,
- осмотрительность,
- осторожность.
• Творческие работы студентов (упражнения, задания, игры на
развитие внимания).
Итог урока:
• оценка листа контроля;
- оценка участия и эффективности каждого студента в обсуждении.