План-конспект занятия на тему: "Развитие внимания младших школьников на уроке"


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие внимания младших школьников на уроке.

Цели:

  1. Конкретизировать, закрепить и углубить знания студентов по данной теме.
  2. Развивать наблюдательность и пытливость как профессионально важные качества личности; умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения; формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.
  3. Воспитывать исследовательскую позицию по отношению к образовательному процессу и способам организации учебной активности учащихся; устойчивый познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

  1. Лист контроля.
  2. Тетради для наблюдений.
  3. Диагностика устойчивости внимания.
  4. Творческие задания.

  1.  Мультимедийная установка (презентация урока), фрагмент урока музыки в 5кл, фрагмент урока письма в 1-Б кл.
  2. Таблица «Виды внимания».
  3. Вопросы-задачи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: семинар.

План

  1. Особенности внимания младшего школьника на уроке.
  2. Приёмы управления вниманием школьников младших классов.

Организационный момент:

  1. Организация начала урока.
  2. Постановка учебной задачи (отрывок из рассказа М.П.Далиновой «Записки учительницы»).

Сообщение темы и целей урока:

Систематизация и контроль:

  1. Лист контроля.
  2. Таблица «Виды внимания».

Конкретизация и обобщение знаний:

1. Особенности внимания младших школьников:

  1. анализ наблюдений на уроках за вниманием учащихся (тетради для наблюдений);
  2. Факторы привлечения непроизвольного внимания: (экран)

  1. сила раздражителя;
  2. динамика объектов;
  3. необычность, новизна предметов.

•        Особенности внимания младшего школьника: (экран)

  1. преобладание непроизвольного внимания;
  2. слабо развита способность к переключению внимания;
  3. неустойчивость внимания, частая отвлекаемость.

Рефлексия:

  1. Какие впечатления у вас остались от урока?
  2. Что вам дала работа над анализом наблюдений?
  3. Какие трудности и чувства возникали в процессе наблюдений?

•        Анализ динамики устойчивости собственного внимания (диагностика,
материалы лабораторной работы).

2.        Приёмы управления вниманием младших школьников:

  1. Трудности удержания внимания (выступление студентки 5В группы Пешковой Юлии).
  2. Формирование произвольного внимания (из опыта работы опытных педагогов Страховой И.А., Ивановой Н.П., фрагменты уроков).
  3. Приёмы управления вниманием школьников на уроке: (экран)

  1. эффект «яркого пятна»;
  2. создание ситуации ожидания;
  3. неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации;
  4. опора на имеющийся опыт ученика;
  5. удовлетворение выраженной познавательной потребности в определённых знаниях;
  6. снятие напряжения, страха, неуверенности;
  7. уважение личности ребёнка (невнимательность к его состоянию в данный момент), (ошибка).

3.        Внимательность как качество личности учителя:

•   Подбор синонимов: (экран)

  1. собранность,
  2. заботливость,
  3. доброжелательность,
  4. наблюдательность,
  5. осмотрительность,
  6. осторожность.

•   Творческие работы студентов (упражнения, задания, игры на
развитие внимания).

Итог урока:

•        оценка листа контроля;

- оценка участия и эффективности каждого студента в обсуждении.