Исследование влияния личностных факторов на профессиональное выгорание педагогов

Бизина Елена Валентиновна

В статье рассмотрены результаты исследования, проведенного на базе ДОУ№36 Приморского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 18 педагогов и 2 медработника.

Целью практической части данной работы является исследование  синдрома эмоционального выгорания педагогов, посредством  исследования 
 личностных  и организационных факторов, инициирующих развитие данного синдрома. Так же мы задались задачей отобрать методикидля быстрой 
оценки степени выгорания у педагогов, а так же методики для использования в индивидуальной консультативной работе психолога с педагогами.

 С использованием таких  методик  диагностики уровня эмоционального выгорания как опросник на «выгорание» К.Маслач и С. Джексон,
 опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко и др. был проведен анализ структуры выгорания данных сотрудников. С помощью мето-
дики диагностики стратегии поведения в конфликте А. Казанцева, В. Подлесных и Л.Серовой   были выявлены предпочитаемые  типы 
межличностного взаимодействия в конфликте. Так же  исследовался уровень эмпатии  (  опросник  И.М. Юсупова), агрессии, конфликтно
сти и выраженности некоторых установок в общении       ( опросники  Е.П.Ильина и П.А. Ковалева).
 Мотивационная структура деятельности педагогов исследовалась с использованием  методики  Е.П.Ильина «Мотивы выбора деятельности 
преподавателя». Были выявлены особенности взаимосвязи между структурой профессионального выгорания и возрастом, стажем  работы,
 между уровнем выраженности симптомов выгорания и такими особенностями личности педагогов как широта интересов, конфликтность,
 косвенная вербальная агрессия.

На основе полученных данных составлены рекомендации по профилактике  профвыгорания и психологической помощи «выгорающим» педагогам.

Работа проводилась на протяжении нескольких лет – с 2007-2008 по 2010-2011уч.год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 компенсирующего вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Исследование факторов, влияющих на профессиональное выгорание у сотрудников ДОУ .

(пояснительная записка, результаты, выводы)

                                                                           Составлено:         Кузнецова В.Г.

                                                                                                       Бизина Е.В.

Санкт-Петербург

2011

Аннотация

В ходе исследования была поставлена цель - выявить характер взаимосвязи симптомов профессионального выгорания и личностных особенностей у педагогов дошкольного образовательного  учреждения для детей с нарушениями зрения.. В исследовании приняли участие 20 педагогов ДОУ № 36 Приморского района г. Санкт-Петербурга. С использованием таких  методик  диагностики уровня эмоционального выгорания как опросник на «выгорание» К.Маслач и С. Джексон, опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко и др. был проведен анализ структуры выгорания данных сотрудников. С помощью методики диагностики стратегии поведения в конфликте А. Казанцева, В. Подлесных и Л.Серовой   были выявлены предпочитаемые  типы межличностного взаимодействия в конфликте. Так же  исследовался уровень эмпатии  (  опросник  И.М. Юсупова), агрессии, конфликтности и выраженности некоторых установок в общении       ( опросники  Е.П.Ильина и П.А. Ковалева). Мотивационная структура деятельности педагогов исследовалась с использованием  методики  Е.П.Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя». Были выявлены особенности взаимосвязи между структурой профессионального выгорания и возрастом, стажем  работы, между уровнем выраженности симптомов выгорания и такими особенностями личности педагогов как широта интересов, конфликтность, косвенная вербальная агрессия.

На основе полученных данных составлены рекомендации по профилактике  профвыгорания и психологической помощи «выгорающим» педагогам.

Работа проводилась на протяжении нескольких лет – с 2007-2008 по 2010-2011уч.год.

Цель исследования

В  данной работе  мы ставили своей целью  исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов посредством изучения личностных факторов, инициирующих развитие данного синдрома ,  для построения более адекватной системы работы психолога с  персоналом  ДОУ по профилактике профвыгорания.

  Гипотезой данного исследования послужили следующие предположения:

-  синдром  эмоционального  выгорания  развивается  в  процессе длительной  профессиональной деятельности педагога;

-  на  развитие  синдрома  эмоционального  выгорания  оказывают

влияние  как социально-демографические, так и личностные  качества               педагогов.

  Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

     

   1. Диагностика личностных особенностей педагогов;

   2.  Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов;

   3. Анализ влияния личностных факторов на развитие синдрома эмоционального   выгорания педагогов.

   4.Отбор  методик для скрининговой и индивидуальной диагностики эмоционального выгорания, наиболее подходящих для использования в коррекционной работе психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   5.Разработка рекомендаций по профилактике и коррекции профвыгорания в условиях ДОУ.

Испытуемыми стали  20  педагогов  с  различным  профессиональным

стажем.

 

     Тестирование   испытуемых   проводилось   небольшими    группами    или индивидуально.  Испытуемые  получали  инструкции  и  бланки   ответов   (см.приложения). После проведения тестирования, данные тестов  были  обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведен корреляционный  анализ результатов.

Методы исследования

Теоретико-методологической  основой исследования стали представления об эмоциональном выгорании  К.  Маслач  и  С. Е. Джейксона ,   Б. Пельман  и  Е. Хартман , а также работы российских учёных - Н. Е. Водопьяновой ,  В. В. Бойко ,  Е.П.Ильина , Т.Иванченко, И.М. Юсупова, А. Б. Серебряковой, Г.Д.Труновым - занимающихся проблемой эмоционального выгорания и изучения стратегий поведения и личностных особенностей на тяжесть проявления синдрома.

1.Методика Е.П.Ильина «Ауто- и гетеро-агрессия»

Методика разработана Е.П.Ильиным для определения направленности агрессии на себя или на других. Сравнение полученных данных позволяет судить о том, какой вид агрессии более выражен у данного человека.

2.Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»

Методика предназначена для выявления склонности субьекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

Ответы на вопросы соответствуют восьми шкалам:

1)вспыльчивость;

2)наступательность;

3)обидчивость;

4)неуступчивость;

5)компромиссность;

6)мстительность;

7)нетерпимость к мнению других;

8)подозрительность.

Сумма баллов по шкалам наступательности (напористости) и неуступчивости дает суммарный показатель позитивной агрессивности. Сумма баллов по шкалам нетерпимости и мстительности – показатель негативной агрессии. Сумма баллов по шкалам бескомпромиссности, вспыльчивости, обидчивости, подозрительности – обобщенный показатель конфликтности.

3. Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Агрессивное поведение»

Направлена на выявление сдержанности-несдержанности и типа агрессивного поведения.

Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию и прямую вербальную агрессию позволяет судить о несдержанности, если сумма 20 баллов и больше, или сдержанности(выдержке).если сумма 10 баллов и меньше.

4. Методика выявления маскулинности-фемининности.Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника(FPI).

Чем выше сумма баллов, тем больше выражена маскулинность и меньше - фемининность.

5.Методика И.М.Юсупова «Диагностика уровня эмпатии»

При сумме баллов выше 82 у человека очень высокий уровень эмпатии, от 63 до 81 – высокий, от 37 до 62 – средний, от 12 до 36 – низкий,11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии.

6.Методика «Стратегия поведения в конфликте»(А.Казанцев,В.Подлесных,Л.Серова)

Эта методика позволяет выявлять склонность к использованию пяти основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях).

7. Методика Е.П.Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя»

Методика предназначена для качественного анализа преподавателем мотивационной структуры своей педагогической деятельности для выявления наиболее значимых причин выбора профессии преподавателя.

По степени значимости каждого мотива делается суждение о том насколько выражено у педагога педагогическое призвание,и насколько у него выражены сопутствующие и второстепенные мотивы.

8. Опросник на «выгорание» MB1 К.Маслач и С.Джексон.

Методика предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е.Водопьяновой.

Опросник имеет три шкалы: 1)эмоциональное истощение (максимальная сумма баллов-54), 2)деперсонализация (максимальная сумма баллов-30),

3)редукция личных достижений (максимальная сумма баллов-48)

9. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.

 Данная   методика   предназначена   для   измерения    уровня    проявления эмоционального выгорания.

 Методика В.В.Бойко представляется нам наиболее информативной, и при условии автоматизации обработки может быть рекомендована для работы с персоналом.

10.Шкала организационного стресса Маклин (русскоязычная адаптация Н.Водопьяновой)

Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил

 Опросник подходит для самоанализа педагогов при условии использования компьютерной версии теста.

12.Методика для диагностики состояний снижения работоспособности

(ДОРС)

Позволяет определить следующие показатели выгорания:

1)индекс утомления;

2)индекс монотонии;

3)индекс пресыщения;

4)индекс стресса.

В нашем исследовании эта методика оказалась слабо чувствительной в определении степени выгорания и не показала значительных различий у обследуемых. Степень выраженности стресса у всех испытуемых оказалась низкой или умеренной (за исключением одного человека).

13.Шкала дифференцированных эмоций

Позволяет определить преобладающие эмоции: позитивные,негативные или тревожно-депрессивные. Может быть использована педагогами для самооценки и самоанализа.

Результаты исследования и их анализ

1 Выгорание

        В   таблице1, лист1   представлены   результаты   исследований степени эмоционального выгорания у  педагогов.   Как  видно  из  этой таблицы,  все испытуемые различаются по  количеству  набранных  баллов,  как  в  отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов. При этом для группы в целом характерны невысокие средние значения по выгоранию, стадия резистенции выражена примерно у трети испытуемых в фазе её формирования; ярко выражены в группе следующие складывающиеся симптомы «неадекватное эмоциональное реагирование» и «расширение сферы экономии эмоций», а так же  «эмоционально-нравственная дезориентация». Для фазы напряжения характерны симптомы «переживание психотравмирующих ситуаций», а так же «тревога и депрессия».

В фазе истощения преобладают эмоциональный дефицит и психосоматические и психовегетативные нарушения.

Явления деперсонализации выражены менее,чем эмоциональное истощение и редукция личных достижений.

Данные результатов диагностики по тестам В.В.Бойко и опросника МВ1 К.Маслач и С.Джексон хорошо коррелируют между собой,а так же со «Шкалой организационного стресса» Маклин.

2 Личностные  факторы

 Перейдем теперь к анализу проявления   личностных  факторов  данного

явления.

 Среди стратегий поведения в конфликте предпочитаемыми являются стратегии сотрудничества и компромисса, на втором – избегание и уступки, наименее выражены агрессивная и эгоистическая стратегии.

Обнаружены различия по уровню выраженности симптомов профвыгорания в стажевых подгруппах. На высоком уровне статистической значимости прослеживаются различия по сформированности стадии резистенции в целом, по симптомам «неудовлетворенность собой», «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей». На высоком уровне значимости есть различия по уровню ощущения «тревоги и депрессии», по симптому «деперсонализация» - группа со стажем работы более 25 лет характеризуется большей выраженностью симптомов профвыгорания.

Так же деперсонализация положительно коррелирует со сниженной способностью к самопознанию, подозрительностью.

Эмоциональное истощение прежде всего связано с такими показателями, как широта интересов, гетероагрессия, конфликтность, косвенная вербальная и физическая агрессия, негативная агрессия.

Позитивная агрессия (это такие показатели, как напористость и неуступчивость), напротив, препятствует развитию такого компонента выгорания, как индукция личных достижений. Зато этот компонент напрямую связан с возрастом, с низкой степенью толерантности.

 

И, хотя в целом показатели агрессии у педагогов невысоки по сравнению со среднестатистическими данными и с возрастом уменьшаются (Панова Е.М.),а показатели аутоагрессии (агрессии, направленной на себя) у педагогов значительно превышают показатели гетероагрессии (агрессии, направленной на других), усиление агрессивного компонента, цинизма, враждебности и конфликтности в общении являются показателями, а возможно, и факторами повышенного уровня выгорания, эмоционального дефицита, ощущения «загнанности в клетку».

В то же время показатель уровня стресса положительно корреллирует как со  сдержанностью, так и с прямой вербальной агрессией, что говорит о необходимости овладения методами саморегуляции и способами социально-приемлемого выражения своих чувств.

3 Социально-демографические показатели                    

               

Стаж

Следующим особенно значимым фактором, является количество лет работы: при росте этого фактора незначительно уменьшается значение в субшкале  «Деперсонализация».  Однако он не оказывает  почти никакого влияния на «Эмоциональное истощение» и положительно коррелирует с «Индукцией личностных достижений».  

Рассмотрим зависимость выгорания от стажа работы.                                                                                                                                      Анализируя показатели фаз, можно  заметить, что  в  фазе“напряжения”  наиболее  высокие  показатели,  имеют  педагоги  со  стажем работы: от 0 до 5 лет; от 10 до 15 лет и более 20 лет. В группах от 5  до 10 лет и от 15 до 20  показатели  имеют  более  низкий  уровень.  В  фазе “резистенции”  мы  видим   постепенное  возрастание  уровня сопротивления  от первой к третьей группе (от 0 до 15 лет), затем спад  в группе  педагогов со стажем работы от 15 до  20  лет  и  у  педагогов  со стажем  работы  более  20  лет  этот  уровень  снова   повышается.   Фаза “истощения” наиболее ярко выражена у педагогов со стажем работы от 10  до15 лет; затем у педагогов со стажем работы свыше 20 лет. И менее выражена у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и от 15 до 20.

 Таким образом, среди молодых педагогов  наиболее высокие показатели имеют   педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Причиной  может быть так называемый “педагогический криз”  (Львова,  1988 г.), это спад  профессиональной  деятельности педагога  после  10-15  лет работы.

 Педагоги  со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет.  Возможной  причиной  выгорания  в   этом   возрасте   может   стать несоответствие   ожиданий   связанных    с    профессией    и    реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований относительно  профессионалов  и  их  работы,  которые  заложены   в   нас

обществом. Например, мы ожидаем, что, как  только  профессионал  закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И,  конечно,  молодые педагоги  сами  ожидают  от  себя  компетентности.  Они  чувствуют   себя неадекватными,  когда  сталкиваются  с  ситуациями,  к  которым  не  были подготовлены.  Это также средний возраст  создания  семьи  (24  года,  по

 Абрамовой, 1999г.) и молодых педагогов вступивших в брак ждет  не  только начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что  может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального  выгорания.

 И, напротив, неудачные попытки создать семью в более старшем возрасте могут накладывать отпечаток на  профессиональную  деятельность педагога.

 

   У педагогов со стажем работы более 20 лет, но менее 33-35 лет,  возрастные  границы   40-55  года,  все  фазы  синдрома  эмоционального  выгорания  имеют тенденцию  к  росту.

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа  педагогов  со  стажем работы от  15  до  20  лет,  возрастные  границы  35-40 лет.  Для  этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с  детьми, появляется  возможность  больше  времени   и   внимания   уделять   своей собственной жизни. Это  приводит  к  обновлению  переживаний,  появляется чувство  полноты  жизни,  причастности  ко  всем  ее  проявлениям.  Таким образом,  можно  предположить,  что  достижение   определенной   душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются  положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

  На  рисунке (лист 3)   показаны   средние   значения   развития   синдрома

эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы.

Возраст

Педагоги, вошедшие в возрастную группу 41-55  лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это  связано  с  особенностями  возраста,  а  именно  с частично совпадающим с этим возрастом кризисом идентичности личности и смысла жизни.

Особенно заметна связь возраста с индукцией личных достижений (коэффициент корреляции 0,49 в таблице 1),связь с эмоциональным выгоранием менее выражена (коэффициент 0,23),и слабо выражена отрицательная корреляция с деперсонализацией.

На рисунке (лист 2) показана динамика развития синдрома эмоционального выгорания в зависимости от возраста.

Выводы

Исследование показало: 1. Существует взаимосвязь между уровнем профвыгорания сотрудника и стажем работы. 2. У сотрудников, различающихся по семейному положению, незначительно различаются уровни профессионального выгорания. 3. Существует взаимосвязь между особенностями межличностного взаимодействия сотрудника и уровнем его профессионального выгорания. 4. Высокий уровень принятия других и доброжелательности, широта интересов, взаимосвязан с низким уровнем профвыгорания. 5. Высокий уровень враждебности, цинизма и конфликтного поведения взаимосвязан с высоким уровнем профвыгорания. 6. Для большинства педагогов характерен достаточно высокий уровень профессиональной мотивации. Второстепенные мотивы выбора профессии повышают риск профвыгорания.

Профилактика и коррекция выгорания

Проблема "профессионального выгорания" представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогов.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе с «синдромом сгорания, можно разделить на четыре  направления:

1) приспособление себя к работе – развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком;

2) приспособление работы к себе – включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе;

3) экономичный расход «эмоционального топлива» - уменьшение эмоциональных затрат, связанных с взаимодействием с другими людьми. Это можно осуществить с помощью способов «контроля контпереноса», «разделения ответственности», формализации и структурирования своей деятельности, использования «техник» и др.;

4) восстановление – мероприятия, направленные на восполнение эмоциональных потерь, способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия (отслеживание результата, получение благодарности, материальное вознаграждение и др.) .

Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя  методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Можно сделать вывод о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания  специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.

Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами..

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень психологической устойчивости.

2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. На некоторых людей возможность осваивать новое действует благотворнее, чем, например, материальное поощрение. Нужно стараться применять невостребованные навыки и знания сотрудников для решения новых задач. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. Чувство причастности к общему делу и командный дух являются сильным мотивирующим фактором. Сотрудники с таким мотивом готовы жертвовать своими личными интересами и временем, работая на достижение общих целей. Для этого необходимы совместные досуговые  мероприятия, участие в субботниках, тренинговых группах. Эффективным мотивирующим средством могут стать кадровые перемещения – и необязательно по вертикали. Для педагогов это может быть возможность  работы с детьми разного возраста и перемена воспитателя, работающего в паре.

Все педагоги  должны иметь возможность высказывать идеи и предложения.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большиие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических  ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.