"Дружба начинается с улыбки"
Предварительный просмотр:
Дружба начинается с улыбки
Цель:
1.Развитие эмоционально-чувтсвенной компетентности учащихся младшего школьного возраста.
2.Приобщение учащихся к социальному миру взаимоотношений.
3.Развивать умение работать в команде.
Задачи:
1.Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
2.Развитие умений учащихся вести рассуждения.
3.Воспитание доброжелательности.
Форма работы: разговор-рассуждение; групповая.
Ход занятия:
1.Организация класса. Эмоциональный настрой.
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- Ребята сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Поэтому, чтобы определить тему, хочу предложить вам разгадать кроссворд.
Задание 1: «Разгадывание кроссворда» (в данном кроссворде скрыто слово «друга»).
Каждой группе предлагается кроссворд, который они должны отгадать, тогда они смогут определить предмет нашего разговора.
Загадки:
1.Шея длинная такая, хвост крючком… И не секрет: любит всех она лентяев, а её лентяи – нет! (Двойка)
2.Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их. Но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры).
3.Отгадай, что за вещица,- острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке – на листах твоей тетрадки. (Ручка).
4.Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (Книга).
Вывод: Давайте внимательно посмотрим, какое слово получилось из выделенных букв? Правильно! «Друг»! Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Дружба начинается с улыбки». В ходе нашего занятия пусть каждый из вас задумается и ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?», «Кого мы называем другом?», «Кто становится другом?», «Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы?»
Задание 2. «Цветик-семицветик»
Инструкция. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о дружбе. На доске размещается цветик-семицветик с отрывными лепестками. На каждом лепестке написана одна пословица.
- Ребята, посмотрите, у меня есть прекрасный, непростой цветок – цветик-семицветик. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтём их. Дети читают и объясняют значение каждой пословицы.
- «Не мил и свет, когда друга нет». (Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга – и свет не мил).
- «Нет друга – так ищи, а найдёшь – береги». (Друга необходимо искать, а если нашёл – дружбой надо дорожить).
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Лучше иметь сто друзей, чем сто рублей. Деньги сегодня есть, завтра – их нет. А друзья остаются на всю жизнь).
- «С добрыми дружись, а лукавых берегись».( Хорошо, когда у друга существует такое замечательное качество . как доброта. Но если друг лукавит, врёт – таких людей необходимо беречься).
- «Старый друг лучше новых двух». (Старый друг – верный проверенный человек. Он лучше, чем новый не проверенный друг).
- «Хорошую дружбу топором не разрубишь» (Перестал нуждаться в помощи друга и забыл о нём).
- «Дерево держится корнями, а человек друзьями» (У дерева очень много корней. Дерево держится на земле именно корнями. А человек – друзьями).
Вывод: Ребята, теперь, когда мы узнали смысл этих пословиц, давайте подведём итог: что значит – дружба? Кто такой друг? Легко ли найти друга? Как стать другом?
(Ответы детей: дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.).
3. Беседа.
- В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта и дружба. А что такое дружба?
«Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
«Дружба» - отношения между друзьями.
«Дружба» - основана на взаимной симпатии.
Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растем и изменяемся.
4. Правила дружбы.
Упражнение «Веник».
На столике вы видите цветные палочки. Каждый участник берет одну палочку. Каждый участник называет свое имя и рассказывает, почему выбрал этот цвет.
А теперь попробуйте сломать свою палочку.
Ну как легко сломалась???
А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? Как вы думаете, так же легко будет их сломать…
Как вы думаете на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали??
Правила:
Оказывать помощь.
Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.
Правила:
Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Радоваться вместе с другом успехам, победам.
А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.
Доверять.
Не критиковать.
Поддерживать в трудные минуты
- А вы когда – нибудь обращали внимание, когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем??
Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.
Скажите а как люди, т.е. мы с вами можем друг-друга подбадривать??
На все эти вопросы мы можем ещё лучше ответить, прочитав сказку «Новый год старой доброй ели». Но сначала мы проведём физминутку.
5. Чтение сказки «Новый год старой доброй ели», автор Н. Абрамцева или просмотр мультфильма «Найда»
«Жила была ёлка. Уважаемая всем лесом старая ель. И исполнялось ей сто лет. Много повидала она на своём веку и многое умела.
Умела, например, предсказывать погоду. Это было совсем нетрудно, потому что все на свете ветры, и даже маленькие ветерки, были ей добрыми друзьями. Они и научили её узнавать погоду6 прилетит завтра туча – прольётся дождём над лесом, или улетит далеко за речку – и погода будет ясной.
А ещё старая ель умела рассказывать удивительные сказки и истории. И откуда она их столько знала?... а вот откуда!
Самые короткие сказки рассказывала ей быстрая молния. Самые длинные – долгие зимние ночи. Самые весёлые – солнечные лучи. Самые грустные – осенние дожди.
За сказки и любили ёлку, и за то, что про погоду всё знала, а главное – за то, что доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, да не простой, а сотый, весь лес задумался: чем бы её порадовать?
- Придумал! – подпрыгнул заяц,- Мы, зайцы, соберём самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне одна маленькая ёлочка рассказывала, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.
- А может у самой ёлки спросить, какой она хочет подарок? – предложил лягушонок.
- Спасибо, друзья,- зашуршала ветвями старая ель. – Спасибо, что помните… Мы – старые друзья, и поэтому признаюсь вам, что есть у меня давнее заветное желание…
Замерли звери и птицы – слушают.
- Девяносто девять раз встречала я свой день рождения зелёным-презелёным летом. А ведь день рождения – это начало нового года жизни. Это праздник – почти как Новый год.. Мы, ёлки, привыкли встречать его в пушистом лёгком платье из нежных снежинок. Я и мечтала всегда: вот бы на день рождения одеться в этот наряд! Но даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни одной снежинки, - вздохнула ель.- Только зима-кудесница это умеет…
Опечалились лесные жители. Вдруг, крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушки медведя. Посмотрел на неё медведь, и его осенило:
- Послушай. А много у тебя подружек?
- Много, дедушка: и в лесу, и на лугу. И в поле, и в берёзовой роще…
- И все такие же белые, нежные, лёгкие, как ты? Также похожи на снежинки?
- Говорят, похожи. Правда, я никогда не видела снега: ведь мы, бабочки, спим зимой.
И вот в назначенный день собрались все друзья на праздник.
- Милая елка,- торжественно произнёс дедушка-медведь,- с днём рождения тебя! Закрой, пожалуйста, на минутку глаза.
Послушалась ель. А когда открыла, увидела, что на каждой её веточке сидит, трепеща крылышками, лёгкая, невесомая, белая бабочка. Бабочка – «снежинка».
Такого необыкновенного, живого снега никогда ещё ель не видела. Она была счастлива, благодарно кивала ветвями и думала: «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья».
А друзья повторяли: «С Новым годом! С днём рождения! С Новым годом!»
Беседа по содержанию сказки:
1.О чём эта сказка? О чём она учит нас?
2.За что любили ёлку?
3.Почему все лесные звери хотели порадовать ёлку в её день рождения?
4.какой сюрприз приготовили друзья для ёлки?
5.Почему ёлка была счастлива?
6.О чём думала ёлка после того, как друзья сделали ей подарок?
6.Творческое групповое задание «Вместе весело шагать…»
Психолог каждой команде выдаёт карточки, в которых написаны слова из детских песен о дружбе.
- Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
Нам счастливую тропинку выбрать надо бы.
Раз дождинка, два дождинка – будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка…
- Если с другом вышел в путь
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть.
А с друзьями – много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
- Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём.
И в песенке поётся
О том, как мы живём!
Задание: создать на листе ватмана групповой рисунок так, чтобы остальные группы ребят догадались, о какой песенке идёт речь. Затем по очереди идёт представление рисунков, обсуждение. Дети хором поют песенки.
- Посмотрите внимательно на лица, которые вы изобразили в своих рисунках, на цвет красок. Какие эмоции преобладают в них? Вот видите: дружба приносит положительные эмоции! Запомните, что учиться дружить никогда не поздно.
Заключение занятия.
Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем и скажем все вместе слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
Нам счастливую тропинку выбрать надо бы.
Раз дождинка, два дождинка – будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка…
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть.
А с друзьями – много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём.
И в песенке поётся
О том, как мы живём!
Решите кроссворд
1. | |||||||||
2. 4. | |||||||||
1. Шея длинная такая, хвост крючком… И не секрет: любит всех она лентяев, а её лентяи – нет!
2. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их. Но братья эти сосчитают всё на свете.
3. Отгадай, что за вещица,- острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке – на листах твоей тетрадки.
Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней.
«Не мил и свет, когда друга нет».
«Нет друга – так ищи, а найдёшь – береги».
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«С добрыми дружись, а лукавых берегись».
«Старый друг лучше новых двух».
«Хорошую дружбу топором не разрубишь»
«Дерево держится корнями, а человек друзьями»