Программа внеурочной деятельности в 6-х классах "Все грани успеха"
Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного и социального воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_grani_uspeha_2016-2017.docx | 50.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Все грани успеха» для 6 класса составлена на основе федерального закона от 29.12.2012г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования), на основе основной образовательной программы основного общего образования, согласно учебному плану МАОУ СОШ №43 города Тюмени на 2016 – 2017 учебный год, с использованием методического комплекса.
Строится она на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа предназначена для учащихся 6-х классов и построена с учетом особенностей взросления. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению окружающих в игре, в жизни, взрослея, научится замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Все грани успеха» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Кризисные явления часто связывают с формированием целостной идентичности – процесса самоопределения (Э. Эриксон, Дж. Марсиа). Формирование идентичности требует от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно–регулирующая.Учитывая особенности ребёнка при переходе из начальной школы в основную, основной формой организации внеурочной деятельности является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого.
В программе используются разнообразные психологические игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.
Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного и социального воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.
Новизна Программы в следующих особенностях:
- во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;
- во-вторых, стержневая основа рабочей программы «Все грани успеха» способна интегрировать социальные ценности в единое образовательное пространство;
- в-третьих, в рабочей программе продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития (в процессе реализации программы ребёнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬЮ внеурочной деятельности по развитию духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт.
ЗАДАЧИ:
- Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
- Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
- Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
- Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
- Освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- Вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
- Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- формирование мотивационно- ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
- формирование мотивационно- ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни; формирование устойчивого отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода – наркозависимость, алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др., как факторам ограничивающим свободу личности);
- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);
- формирование мотивационно- ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры,
- формирование антикоррупционного сознания.
СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- создание условий для успешной социализации учащихся 6 классов к условиям обучения в средней школе – классные часы, кружки, круглые столы;
- формирование во внеурочной деятельности «Ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми - тренинги;
- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими- работа в малых группах, тренинги, психологические игры;
- формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров – доверительные беседы.
- формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап – диагностический, адаптационный. Включает в себя психологические тесты, игры и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка, создание ситуации безопасности.
Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.
Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных. Планирование дальнейших мероприятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатами реализации программы «Все грани успеха» будут:
-формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
-усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
-наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных
-ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям,
старшему поколению;
-опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми правилами
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические средства и формы:
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
- экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
- участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
- знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
- доверительные профилактические беседы, дискуссии об асоциальных явлениях (ПАВ, курение, наркомания);
- обмен информацией о семейных ценностях и традициях;
- изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Материально-техническая база.
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: кабинет педагога-психолога укомплектован коррекционно-развивающим комплексом Пертра, Бос-здоровьем, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.
Состав участников:
Программа курса ориентирована на учащихся 6-х классов. Оптимальный состав группы – 20-25 человек.
Сроки и место реализации программы.
Программа реализуется в рамках Программы духовно-нравственного и социального развития и воспитания обучающихся на ступени среднего образования в МАОУ СОШ № 43 города Тюмени и рассчитана на 34 занятия в год.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для учащихся 6-х классов, включает в себя 6 разделов и построена с учетом возрастных особенностей подростков:
- Диагностика.
изучение личностных, индивидуальных психологических особенностей;
социометрическое исследование, изучение социальной позиции
каждого учащегося, микроклимат в классе.
- Глава 1.
Познание себя.
Упражнения, направленные на изучение личностных, индивидуальных особенностей.
3. Глава 2.
Мир чувств. Я-концепция.
Упражнения, направленные на изучение внутренних чувств: особенностей восприятия, ощущения, эмпатии.
- Глава 3
Социальная позиция.
Упражнения, направленные на принятие себя, как личность, как единица общества.
- Глава 4.
Социальные нормы и правила.
Упражнения, направленные на привитие социальных ценностей, норм и правил.
- Глава 5.
Мои вершины.
Упражнения, направленные на поиск ресурсов для саморазвития личности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2016-2017уч.г.
Срок | Содержание | Ответственный |
Диагностический модуль | ||
Сентябрь-октябрь | Социометрическое исследование классных коллективов, выявление учащихся с низким социальным статусом | Н.В.Курманова классный руководитель |
Сентябрь-октябрь | Анализ социальных паспортов классных коллективов, выявление детей «группы риска» | А.Г. Бородина Н.В.Курманова |
Октябрь | Социально-психологическое тестирование учащихся 7-11 кл | Н.В.Курманова |
Октябрь-ноябрь | Профессиональные предпочтения выпускников 9,11 кл | Н.В.Курманова Э.В.Водилова |
Ноябрь-декабрь | Мониторинг эмоциональных состояний учащихся 7-11 кл | Н.В.Курманова классный руководитель |
Февраль | Мониторинг мотивации выбора профессии 8, 10 кл | Н.В.Курманова Э.В.Водилова |
Март-апрель | Мониторинг жестокого и несправедливого обращения с несовершеннолетними 5-11 кл | Н.В.Курманова |
Практический модуль | ||
05.09.16 | Глава 1. Познание себя. Упражнения, направленные на изучение личностных, индивидуальных особенностей. Кого мы видим, когда смотрим. | Н.В.Курманова |
12.09.16 | Знаете ли вы свою внешность? Справка о половых различиях. | Н.В.Курманова |
19.09.16 | Заявка на успех Как оценить, сколько Вам лет? А какое в Вас телосложения? | Н.В.Курманова |
26.09.16 | На какого зверя я похож? Как управлять впечатлениями о себе? Разные стратегии самопредъявления. | Н.В.Курманова |
03.10.16 | Сила слова. Язык успеха. Путь к себе. Как организовано наше восприятие других людей. Человек-тест и его прочтение. | Н.В.Курманова |
10.10.16 | Как читать движения человека. Чтение наших жестов. Болезненные, неприятные для человека жесты. | Н.В.Курманова |
17.10.16 | Глава 2. Мир чувств. Я-концепция. Упражнения, направленные на изучение внутренних чувств: особенностей восприятия, ощущения, эмпатии. Как узнать какое чувство нас охватило? Внутренние признаки тревоги. Оцените свой уровень тревожности. Принятие чувств и состояний другого. | Н.В.Курманова |
24.10.16 | Как принято выражать чувства в нашей культуре? Как мир искажается нашими чувствами? | Н.В.Курманова |
31.10.16 | Стратегии достижения успеха Как изменить свои чувства Можно ли принимать свои грехи? | Н.В.Курманова |
07.11.16 | Пути преодоления своих страстей. Технология самосовершенствования себя. | Н.В.Курманова |
14.11.16 | Деловые и коммуникативные навыки Упражнения по перевоплощению. Есть ли у Вас деловая эмпатия? | Н.В.Курманова |
21.11.16 | Упражнения по улучшению контактов между людьми. Будьте теплы и открыты. Умение твердо, приветливо и спокойно говорить «нет». | Н.В.Курманова |
28.11.16 | Глава 3. Социальная позиция. Упражнения, направленные на принятие себя, как личность, как единица общества. Сколько во мне меня? На золотом крыльце сидели… Упражнения по познанию своего Я. | Н.В.Курманова |
05.12.16 | Этикет. Лестница успеха. Изучаем свою судьбу. Что такое аристократизм. Упражнение по осознанию своей жизненной стратегии. | Н.В.Курманова |
12.12.16 | Как отличить псевдожизнь по навязанному сценарию от своей жизни? А потом никуда не пошел. | Н.В.Курманова |
19.12.16 | Я и мир вокруг меня( люди, место, время6 процессы, предметы) Какие вопросы нужно задавать себе. Самодельный детектор правды. Техника контрольных вопросов. | Н.В.Курманова |
26.12.16 | Осознание своей национальности. Каков уровень одобрения и принятия себя? Кем я бываю? | Н.В.Курманова |
16.01.17 | Глава 4. Социальные нормы и правила. Упражнения, направленные на привитие социальных ценностей, норм и правил. Сколько меня во мне меня? Где границы моего Я. Медитация. | Н.В.Курманова |
23.01.17 | Бесконфликтное взаимодействие. Позитивное мышление. Почему мы обижаемся. Что значит принимать других. | Н.В.Курманова |
30.01.17 | Открытие себя и другого. Оцените себя как собеседника. Особенности религии, как саморазвитие. | Н.В.Курманова |
06.02.17 | Толерантное взаимодействие, социальные навыки. Какие ситуации и темя являются интимными. Что такое одиночество? Степень одиночества.
| Н.В.Курманова |
13.02.17 | Почему девушки не любят Печорина? Нравятся ли Вам компетентные люди? | Н.В.Курманова |
20.02.17 | Глава 5. Мои вершины. Упражнения, направленные на поиск ресурсов для саморазвития личности. Самоактуализация. Духовная стойкость. | Н.В.Курманова |
27.02.17 | Профориентация Свое призвание. Право выбора. | Н.В.Курманова |
06.03.17 | Верь в себя! Старания и умения. В чем проявляется неуверенность? Это невозможно ,граф. | Н.В.Курманова |
13.03.17 | Успех начинается с мыслей. Траектории путей к себе. Особенности психологической травмы. | Н.В.Курманова |
20.03.17 | Как измерить духовный рост. Самоактуализация. | Н.В.Курманова |
03.04.17 | Упражнения на развитие наблюдательности, ориентировки в ситуации и установлении контакта с незнакомыми людьми. Принятие чувств и состояний другого. Умение твердо, приветливо и спокойно говорить «нет». | Н.В.Курманова |
10.04.17 | Толерантное взаимодействие, социальные навыки. Коммуникативный тренинг «Мы вместе» Проверьте, насколько вы откровенны. | Н.В.Курманова |
17.04.17 | Трудные ситуации. Ваше достоинство. | Н.В.Курманова |
24.04.17 | Разные стратегии самопредъявления. Самоактуализация. Духовная стойкость. | Н.В.Курманова |
15.05.17 | Профориентация Свое призвание. Право выбора. | Н.В.Курманова |
22.05.17 | Мечта моей жизни Скажи мне кто твой друг | Н.В.Курманова |
29.05.17 | Профилактика безопасности Упражнения на развитие наблюдательности, ориентировки в ситуации и установлении контакта с незнакомыми людьми. | Н.В.Курманова |
Основная литература:
- Д.Лессинга «Игры для занятий по нравственному воспитанию и творческому развитию детей»,2006г.
- Досуговые программы для детей и подростков.Проектирование.Реализация.Экспертиза.166с.
- Программа факультатива «Этика.Азбука добра», Хомякова И.С.,Петрова В.И.
- Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность.1-11 кл. 289 с.
- Игры совеременных тинейджеров.Ролевые и социально-моделирующие игры.219с.
- Загадки тридесятого царства.1-6 кл.Сборник сказочных викторин.138с.
- Кутеева И.Н., журнал «Психология и школа» №3,2006г. «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с высоким уровнем агрессивности и враждебности».