Главные вкладки
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
Обмен опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы | 25.92 КБ |
formiruyushchee_otsenivanie_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.pptx | 237.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что обозначено в нормативных документах: «…Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» (из Пояснительной записке к ФГОС).
В настоящее время в условиях реализации обновлённых стандартов, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Можем ли мы оценить всех одинаково? Конечно, нет.
В современной педагогике существует два подхода к оцениванию:
1. Итоговое оценивание – оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
2. Формирующее оценивание – оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Что же такое «формирующее оценивание»?
Как сказал Боб Стейк: «Когда суп пробует повар — это формирующее оценивание, а когда суп пробуют гости — это итоговое».
Формирующее оценивание – это не отметка, это механизм сбора информации, на основе которой учитель качественно меняет свои формы и методы работы, а также учебные материалы.
Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степень усвоения материала учащимся, его иначе можно назвать – «оценивание для обучения».
Формирующее оценивание:
- Встраивается в личностно-ориентированное обучение.
- Носит системный характер.
- Оценивается не только результат, но и процесс.
- Ориентировано на обучающихся, на их дальнейшее развитие.
- Отслеживается процесс каждого обучающегося.
- Ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений.
Главным принципом технологии формирующего оценивания является создание обратной связи при рефлексии, которая проявляется практически на всех этапах урока и бывает 2-х видов: устная и письменная.
Рассмотрим некоторые приемы формирующего оценивания, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы
Приём «Индекс-карточки».
Оцениваемые результаты: предметные.
Учитель периодически раздает карточки с заданиями на обеих сторонах:
1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2- я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе) и сформулируйте вопросы.
Приём «Индекс-карточки» можно применять на этапе оценки (рефлексии) в ходе урока.
Приём «Рефлексия-эссе» (возможные варианты: одно-, двух-, трёх-, пятиминутное эссе).
Оцениваемые результаты: предметные.
Свободное сочинение для подведения итогов урока и фиксирования на уроке мыслей и выводов по теме
Данный прием предполагает написание короткого эссе по вопросам.
Например:
- Что оказалось на уроке самым главным для тебя?
- Какой материал остался непонятным?
«Недельный отчет»
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.
Недельные отчеты – листы, которые ученики заполняет раз в неделю, отвечая на три вопроса:
- чему я научился за эту неделю?
- какой изученный материал остался для меня неясным?
- если бы я был учителем, какие бы вопросы задал ученикам?
Использование данного приёма позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Оценка работ по критериям»
Оценивать выполнение подобных заданий удобно с помощью совместно разработанных с учениками критериев. Например, при работе с текстом можно совместно с учениками разработать следующие критерии оценивания:
Таблица 1.
Показатель оценивания | Справился с заданием (2б.) | Справился с заданием частично (1б.) | Не справился с заданием (0б.) |
Восприятие текста как произведения искусства.
| |||
Умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Умение определять главную мысль в тексте.
| |||
Умение искать необходимую информацию в тексте. Умение находить художественную деталь и определять ее роль в тексте.
| |||
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
| |||
Умение устанавливать аналогии и аргументировать свой выбор.
|
На уроке развития речи по теме «Имя прилагательное» перед тем, как пятиклассники получат задание написать сочинение «Мое любимое животное», учитель совместно с учениками разрабатывает критерии оценивания творческого задания. Данный этап работы необходим для того, чтобы каждый ребёнок знал, как необходимо вы полнить работу, чтобы оценка была как можно выше.
Таблица 2
Критерии | Баллы |
Раскрытие темы | 2 балла (только описание – 1 балл, описание и пояснение, почему это животное является любимым – 2 балла) |
Объём сочинения | 1 балл (не менее 10 предложений) |
Использование имен прилагательных | 2 балла (не менее 10 прилагательных, точность словоупотребления – 2 балла, есть недочеты в употреблении имен прилагательных – 1 балл) |
Композиционная стройность | 2 балла (есть вступление, основная часть, заключение – 2 балла, отсутствие одной из частей – 1 балл) |
Максимальное количество баллов: 7 баллов | |
Орфография | 2 балла (нет ошибок или 1 негрубая – 2 балла, 1 – 2 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов) |
Пунктуация | 2 балла (0 – 1 ошибка – 2 балла, 2 – 3 ошибки – 1 балл) |
Грамматика | 2 балла (0 – 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл) |
Максимальное количество баллов: 8 баллов |
«5» – 14 – 15 баллов
«4» – 13 – 11 баллов
«3» – 10 – 7 баллов
«2» – 6 баллов и менее
Использование критериального оценивания позволяет сделать образовательный процесс понятным и объективным.
Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов обучающимися как на ВПР, так и на ГИА.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС
Два подхода к оцениванию: 1. Итоговое оценивание – оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период. 2 . Формирующее оценивание – оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Формирующее оценивание «Когда суп пробует повар — это формирующее оценивание, а когда суп пробуют гости — это итоговое ». Боб Стейк
Формирующее оценивание: Встраивается в личностно-ориентированное обучение. Носит системный характер. Оценивается не только результат, но и процесс. Ориентировано на обучающихся. Отслеживается процесс каждого обучающегося. Ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений.
Приемы формирующего оценивания «Индекс-карточки» Учитель периодически раздает карточки с заданиями: 1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2- я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе) и сформулируйте вопросы.
Приемы формирующего оценивания «Рефлексия-эссе» (возможные варианты: одно-, двух-, трёх-, пятиминутное эссе) Написание короткого эссе по вопросам: Что оказалось на уроке самым главным для тебя? Какой материал остался непонятным?
Приемы формирующего оценивания «Недельный отчет» Недельные отчеты – листы, которые ученики заполняет раз в неделю, отвечая на три вопроса: Чему я научился за эту неделю? Какой изученный материал остался для меня неясным? Если бы я был учителем, какие бы вопросы задал ученикам?
«Оценка работ по критериям» Оценивание умения работать с текстом
Критерии оценивания творческого задания Например: описание животного
Спасибо за внимание!