Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы


Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что обозначено в нормативных документах: «…Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» (из Пояснительной записке к ФГОС).

В настоящее время в условиях реализации обновлённых стандартов, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Можем ли мы оценить всех одинаково? Конечно, нет.

В современной педагогике существует два подхода к оцениванию:

1. Итоговое оценивание – оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

2. Формирующее оценивание – оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.

Что же такое «формирующее оценивание»?

Как сказал Боб Стейк: «Когда суп пробует повар — это формирующее оценивание, а когда суп пробуют гости — это итоговое».

Формирующее оценивание – это не отметка, это механизм сбора информации, на основе которой учитель качественно меняет свои формы и методы работы, а также учебные материалы.

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степень усвоения материала учащимся, его иначе можно назвать – «оценивание для обучения».

Формирующее оценивание:

  1. Встраивается в личностно-ориентированное обучение.
  2. Носит системный характер.
  3. Оценивается не только результат, но и процесс.
  4. Ориентировано на обучающихся, на их дальнейшее развитие.
  5. Отслеживается процесс каждого обучающегося.
  6. Ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений.

Главным принципом технологии формирующего оценивания является создание обратной связи при рефлексии, которая проявляется практически на всех этапах урока и бывает 2-х видов: устная и письменная.

Рассмотрим некоторые приемы формирующего оценивания, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы

Приём «Индекс-карточки».

Оцениваемые результаты: предметные.

Учитель периодически раздает карточки с заданиями на обеих сторонах:

1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2- я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе) и сформулируйте вопросы.

Приём «Индекс-карточки» можно применять на этапе оценки (рефлексии) в ходе урока.

Приём «Рефлексия-эссе» (возможные варианты: одно-, двух-, трёх-, пятиминутное эссе).

Оцениваемые результаты: предметные.

Свободное сочинение для подведения итогов урока и фиксирования на уроке мыслей и выводов по теме

Данный прием предполагает написание короткого эссе по вопросам.

Например:

- Что оказалось на уроке самым главным для тебя?

- Какой материал остался непонятным?

 «Недельный отчет»

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.

Недельные отчеты – листы, которые ученики заполняет раз в неделю, отвечая на три вопроса:

- чему я научился за эту неделю?

- какой изученный материал остался для меня неясным?

- если бы я был учителем, какие бы вопросы задал ученикам?

Использование данного приёма позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

 «Оценка работ по критериям»

Оценивать выполнение подобных заданий удобно с помощью совместно разработанных с учениками критериев. Например, при работе с текстом можно совместно с учениками разработать следующие критерии оценивания:

Таблица 1.

Показатель оценивания

Справился

с заданием

(2б.)

Справился

с заданием частично

 (1б.)

Не справился

с заданием

(0б.)

Восприятие текста как произведения искусства.

  • Выразительное чтение отрывка;
  • соблюдение авторских знаков препинания;
  • четкое и правильное проговаривание слов

Умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Умение определять главную мысль в тексте.

  • Правильно определена главная мысль;
  • есть аргументация

Умение искать необходимую информацию в тексте. Умение находить художественную деталь и определять ее роль в тексте.

  • Все важные детали выделены;
  • найдена взаимосвязь между ними;
  • определена роль детали

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 

  • Умение погрузиться в ситуацию, дать оценку происходящему, использовать оценочные слова

Умение устанавливать аналогии и аргументировать свой выбор.

  • Удачно ли проведена аналогия, есть ли аргументация?

На уроке развития речи по теме «Имя прилагательное» перед тем, как пятиклассники получат задание написать сочинение «Мое любимое животное», учитель совместно с учениками разрабатывает критерии оценивания творческого задания. Данный этап работы необходим для того, чтобы каждый ребёнок знал, как необходимо вы полнить работу, чтобы оценка была как можно выше.

Таблица 2

Критерии

Баллы

Раскрытие темы

2 балла (только описание – 1 балл, описание и пояснение, почему это животное является любимым – 2 балла)

Объём сочинения

1 балл (не менее 10 предложений)

Использование имен прилагательных

2 балла (не менее 10 прилагательных, точность словоупотребления – 2 балла, есть недочеты в употреблении имен прилагательных – 1 балл)

Композиционная стройность

2 балла (есть вступление, основная часть, заключение – 2 балла, отсутствие одной из частей – 1 балл)

Максимальное количество баллов: 7 баллов

Орфография

2 балла (нет ошибок или 1 негрубая – 2 балла, 1 – 2 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов)

Пунктуация

2 балла (0 – 1 ошибка – 2 балла, 2 – 3 ошибки – 1 балл)

Грамматика

2 балла (0 – 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл)

Максимальное количество баллов: 8 баллов

«5» – 14 – 15 баллов

«4» – 13 – 11 баллов

«3» – 10 – 7 баллов

«2» – 6 баллов и менее        

Использование критериального оценивания позволяет сделать образовательный процесс понятным и объективным.

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов обучающимися как на ВПР, так и на ГИА.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы Автор: учитель русского языка и литературы Еремеева Е.М. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждени е « Тэминская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС

Слайд 3

Два подхода к оцениванию: 1. Итоговое оценивание – оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период. 2 . Формирующее оценивание – оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.

Слайд 4

Формирующее оценивание «Когда суп пробует повар — это формирующее оценивание, а когда суп пробуют гости — это итоговое ». Боб Стейк

Слайд 5

Формирующее оценивание: Встраивается в личностно-ориентированное обучение. Носит системный характер. Оценивается не только результат, но и процесс. Ориентировано на обучающихся. Отслеживается процесс каждого обучающегося. Ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений.

Слайд 6

Приемы формирующего оценивания «Индекс-карточки» Учитель периодически раздает карточки с заданиями: 1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2- я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе) и сформулируйте вопросы.

Слайд 7

Приемы формирующего оценивания «Рефлексия-эссе» (возможные варианты: одно-, двух-, трёх-, пятиминутное эссе) Написание короткого эссе по вопросам: Что оказалось на уроке самым главным для тебя? Какой материал остался непонятным?

Слайд 8

Приемы формирующего оценивания «Недельный отчет» Недельные отчеты – листы, которые ученики заполняет раз в неделю, отвечая на три вопроса: Чему я научился за эту неделю? Какой изученный материал остался для меня неясным? Если бы я был учителем, какие бы вопросы задал ученикам?

Слайд 9

«Оценка работ по критериям» Оценивание умения работать с текстом

Слайд 10

Критерии оценивания творческого задания Например: описание животного

Слайд 11

Спасибо за внимание!