Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Давлетбаева Айслу Ирбулатовна

Цель: Создание условий для развития умений ребенка взаимодействовать с иследуемыми обьектами в «лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.pesok_.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  » Детский сад № 21 » Октябрьского района г. Саратова

Конспект занятия по

опытно-экспериментальной деятельности

 в средней группе

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Выполнила: воспитатель

Давлетбаева А.И.

Саратов 2024

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Цель: Создание условий для развития умений ребенка взаимодействовать с иследуемыми  обьектами в «лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Материал к занятию:

 Детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки, лупы, трубочки для коктейля,мекшочек с песком,салфетки,тарелки,стаканы с песком.,камни,ракушки.,черный картон.,трубочки.

Методы: беседы,вопросы,обьяснения,практические выполнения заданий, игра.

Ход занятия:

-Ребята,давайте поздороваемся с нашими гостями!  - Здравствуйте!

- Я для вас подготовила вот такой мешочек, вы должны его потрогать, и подумать,что же там лежит?

-Песок ! Правильно!

- Поиграем мы с утра:  Заниматься нам пора,  но не лепкой и не чтеньем, ждёт нас опыт и игра. Мы сегодня будем с вами проводить опыты  с песком!

Отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе, насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брат

И играть (песок)

- Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком?  (Ответы детей). Давайте с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры:

- песок в рот не берём;

- не трём глаза грязными руками;

- песком не обсыпаемся.

- С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.

-Ребята,приглашаю вас в наше лабораторию! Присаживайтесь.

-Ребята, как выв думаете откуда взялся песок? (ответы детей)

-Ребята, а вы знали что песок достают из под воды?

-Мы живем с вами на берег реки Волга. Да дне реки есть камни и рукашки.( показывает) . Камни и ракушки трутся друг об друга ,то получаеются песничнки.(показывает)

-Мы сегодня с вами будем изучать песок!

1 ОПЫТ.

-Давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».

- Что вы почувствовали?  Какой песок?

(ответы детей)  (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)

- А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа).

- Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.

2 ОПЫТ.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.

- Из чего он состоит?  (ответы детей)  (Зёрнышки, камешки).

- Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.

- Как выглядят песчинки?   (ответы детей)

- Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка).

- Похожи ли песчинки одна на другую?  (Ответы детей)

- Чем похожи?

- Чем отличаются?  (ответы детей)

3 ОПЫТ.

Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок в тарелочках.

- Что происходит с песком?  (ответы детей)

- Они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу.

4 ОПЫТ.

- Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него.

- Что происходит?   (ответы детей) (песок рассыпается)

ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.

- Ребята, давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.

- Но сначала, перед игрой  мы с вами помоем руки.

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, уметь изображать, двигаться легко и непринужденно, действовать по сигналу.

Ход игры:

- Становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка.

- Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок).

- Ветер стих и песчинки опустились на землю.

(Дети приостанавливают движение,  присаживаются на корточки).

- Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

- А теперь мы с вами продолжим наши игры с песком.

5 ОПЫТ.

- Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.

- Что происходит?  (ответы детей)  (вода исчезла)

- Куда исчезла вода?  (Ответы детей)      

- Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

-Каким стал песок?  (Ответы детей)   (мокрый, влажный).

- Попробуйте мокрый песок посыпать.

- Что происходит?  (ответы детей)  (он не сыпется)

ВЫВОД:  Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

6. ОПЫТ.

-Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок.

- Почему вы смогли слепить?  (ответы детей)

- Потому что он мокрый, влажный и т.д..

- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).

ВЫВОД: намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».

- Из какого песка нужно строить песочный дом?   (ответы детей)  (из мокрого).

Ребята, еще я хот ела вас познакомить с песочными часами. Их используют врачи. Они показывают время.В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

Итог занятия:

- Молодцы, ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.

- Что мы узнали:

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

- Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.

В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Песок используется для детских игр

Самостоятельные игры с песком в песочнице.