Главные вкладки
Приложение №1 к ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Танец - это радость» "Танец -это радость".
Раздел: Введение в образовательную программу «Танец – это радость!
I. Теория дисциплины.
- Инструктаж по технике безопасности во время занятий.
-Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с образовательной программой.
-Знакомство с образовательной программой.
-История танца
Раздел: « Партерная гимнастика»
I. Теория дисциплины
Основные задачи гимнастики:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности;
- развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков высокой культуры движений.
II.Практика
Элементы партерной гимнастики практика.
1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины; «День — ночь», «Змейка»,«Рыбка».
2. Упражнения, развивающие подъем стопы:
- вытягивание и сокращение стопы;
- круговые движения стопой;
3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «лодочка»; «складочка»; «колечко»;
4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «ступеньки»; «ножницы»;
5. Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава: «Неваляшка»; «Passe' с разворотом колена»
6. Упражнения развивающие выворотность ног: «Звездочка»;«Лягушка»
7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага: «Боковая растяжка»; «Растяжка с наклоном вперед»; «Часы».
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в первоначальных музыкальных раскладках.
2. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в первоначальных музыкальных раскладках.
3. Упражнения на развитие поясничного пояса: наклоны корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд.
4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
Раздел: « Ритмика»
I. Теория дисциплины (ознакомительный уровень)
1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
2. Маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
II.Практика
Музыкально-ритмические игры.
1 Упражнения, игры и метр:
2. Упражнения, игры и фразировка.
3. Упражнения, игры и темп.
4. Упражнения, игры и динамика.
5. Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
Разел: «Танец»
I. Теория дисциплины.
1. Понятия «мелодия», «поза», «движение».
2. Музыкально-хореографическая, образная выразительность.
II.Практика
Ориентационно-пространственные упражнения.
1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»);
2. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
- линейных (плоскостных)
- шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная; объёмных - круг; «цепочка»;
3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые: из линейных в линейные; из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальная; из колонны горизонтальная в шеренгу горизонтальную; из объемных в объёмные:
- сужение и расширение круга; из круга в «цепочку»; из объёмных в линейные и наоборот: из круга в горизонтальную шеренгу; из круга в горизонтальную колонну; из горизонтальной шеренги в круг; из колонны горизонтальной в «цепочку»;
1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с первый годом обучения) музыкальных раскладках:
3. Упражнения на развитие поясничного пояса: перегибы корпуса назад; повороты корпуса вокруг вертикальной оси; круговые движения корпуса.
4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног- отведение ноги назад на носок с полуприседанием;
- прыжки, перескоки, пдскоки, бег (челночный, простой, переменный)
Раздел: «Классический танец».
Базовый уровень.
I. Теория дисциплины
1. Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas.
2. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов
классического танца. Наиболее типичные (распространенные) ошибки при
исполнении того или иного элемента или упражнения классического танца у станка и на середине зала.
3. Становление русской школы классического танца.
II. Экзерсис у станка
1. Постановка корпуса (в выворотных позициях).
2. Позиции ног: I, III, II, V.
3. Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. После освоения на середине зала и лицом к станку.
4. Разучивание элементов классического танца у станка.
III. Экзерсис на середине зала
1. Повторение элементов темы Постановка корпуса (в выворотных позициях),
2. Повторение элементов темы Позиции ног: I, II, III, V изученные в упражнениях у станку.
3. Повторение элементов темы Позиции и положения рук: подготовительное положение,I, III, II позиции.
4. Разучивание элементов классического танца на середине зала. Повторение элементов темы 2.
IV. Allegro
1. Temps levés sautés в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к
станку, затем на середине зала.
2. Трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала.
3. Трамплинные прыжки во II свободной (полувыворотной) позиции с поджатыми
ногами и сокращенными стопами («Лягушка») – лицом к станку, затем на середине зала.
4. Трамплинные прыжки. «Разножка» из I свободной (полувыворотной) позиции с вытянутыми стопами – лицом к станку, затем на середине зала.
Углубленный уровень
1. Теория. Отличительные черты русского классического балета и его школы (содержательность, многонациональный характер репертуара балетных спектаклей и школы классического танца, осмысленность и выразительность исполнительской техники, не смотря на высокую техничность исполнения, воспитание исполнителей-индивидуумов, педагогов, балетмейстеров).
2. Освоение методики изучения новых движений классического танца. Сохранение
активного поворота головы в экзерсисе. Роль элементарного adagio в уроке.
I Экзерсис у станка
1. Подготовительные движения рук(и) – préparations. Закрытие рук(и) в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
2. Координация ног, рук и головы в движении – temps relevé par terre.
3. Закрытие рук(и) в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
4. Разучивание элементов классического танца у станка.
III. Экзерсис на середине зала
1. Подготовительные движения рук(и) – préparations.
2. Закрытие рук(и) в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
3. Координация ног, рук и головы в движении – temps relevé par terre.
4. Повторяются упражнения, разученные в теме 2.
5. Дополнительно изучается понятие:
• épaulement .
• Épaulemént croisé (с ногой на полу)
• épaulemént éffacé (с ногой на полу)
IV. Allegro
1. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка (temps levé sauté): подготовка к взлету, толчок, взлет. Фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.
2. Temps levé sauté. Изучается по I, II, V позициям. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение.
3. Pas échappé. Изучается из V позиции во II позицию. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое движение.
Разде: «Историко-бытовой танец»
Углубленный уровень.
I. Теория дисциплины
1. Особенности танцев XVIII века. Влияние на манеру исполнения этих танцев быта, костюмов и причесок.
2.Танцы XVII-XIX веков. Факторы, влияющие на разницу стиля, характера танцевальных движений.
II. Экзерсис на середине зала
Танцы XVIII века.
1. Поклоны и реверанс (шаг с приставкой и наклоном головы: на pliés – для девочек, без pliés – для мальчиков).
2. Простейшие формы pas chassé.
3. Галоп по VI и по III свободной позициям.
4. Pas de grasse.
Раздел: « Народно-сценический танец».
I. Теория дисциплины (базовый уровень).
Народный танец как вид хореографического искусства.
II. Экзерсис на середине зала
1. Русский танец. Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции ног
выворотные (только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные
(закрытые). Три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под
грудью, на груди, на пояснице, на затылке. Платочек в русском танце. Положения
рук в паре. Положения корпуса и головы. Подготовка к началу движения. Поклоны.
2. Элементарные ходы и проходки.
• Основной шаг – с продвижением назад.
• Основной шаг с притопом – с продвижением назад.
• Основной шаг с проскальзывающим притопом.
Шаг на ребро каблука с притопом – с продвижением вперед.
• Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом – с продвижением вперед.
• Перекрещивающийся шаг с продвижением вперед.
3. Бег, подскоки, галоп.
• Бег назад с выбрасыванием вытянутых в коленях ног вперёд (на носок и на ребро
каблука).
• Скользящие подскоки по VI (I прямой) позиции на полуприседании.
4. «Гармошка», «ёлочка».
• «Гармошка» с продвижением вправо и влево на вытянутых в коленях ногах.
• «Гармошка» с полуприседанием по I обратной (закрытой) позиции.
• «Ёлочка» с продвижением вправо и влево на вытянутых в коленях ногах.
• «Ёлочка» с полуприседанием при повороте пяток обеих ног.
5. «Моталочки» одной ногой без подскока с двойным притопом.
6. Дробные выстукивания.
• Удары полупальцами.
• Удары каблуком.
• Двойные притопы.
7. Хлопки – одинарные прямые (фиксированные) – спереди, сзади, сбоку.
8. Присядки, прыжки и трюки.
• «Мячик» на полуприседании.
• «Мячик» с одинарным выносом ноги вперёд на ребро каблука в конце муз фразы (на полуприседании) – на месте.
• Мячик» с одинарным выносом ноги в сторону на каблук в конце муз фразы (на
полуприседании) – на месте.
• «Разножка» в стороны на каблуки («одноимённая» разножка»).
• Малые прыжки на двух ногах – с вытянутыми ногами.
Углубленный уровень:
I. Теория дисциплины
Экзерсис у станка и его предназначение: общее развитие организма детей, развитие подвижности в суставах, укрепление связок. Повышение техники танца. Подготовка к восприятию
движений на середине зала. Развитие выразительности и танцевальности.
II.Экзерсис на середине зала
1. Повторение и закрепление элементов русских и белорусских танцев.
2. Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка,
цепочка.
3. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.
4. «Припадания», «подбивки», дробные выстукивания, присядки, прыжки, трюки.
- «Припадания», «подбивки».
• «Припадание» по III позиции (на месте, с продвижением в сторону вперёд)
• Балансе (balancé) как разновидность припадания (вперёд – назад)
• «Подбивка» вытянутой в колене и подъёме работающей ноги – с продвижением в сторону и вперёд.
• «Подбивка» вытянутой в колене и сокращённой в «Ковырялочка» с подскоком – с паузой и без неё. «Ковырялочка» с различными окончаниями.
• одной ногой с подскоком на всей стопе и тройным притопом с поочерёдной сменой ног;
• сочетании с балансе (balancé) вперед и назад, с «приплясом» (pas de basque), с
«маятником», с «подбивкой», с «ковырялочкой
- Дробные выстукивания.
• Притоп с подскоком.
• «Печатка» (одновременный притоп двумя ногами) в координации с руками, корпусом, головой.
• Тройные притопы («семейная дробь», калужские выстукивания...).
• Двойная дробь с подскоком.
• Двойная дробь с подскоком и двумя переступаниями.
• Дробь «в три ножки» («трилистник»).
• Дробь «в три ножки» с двумя переступаниями.
• Дробь «хромого» (трёхдольная).
• «Голубец» с двумя переступаниями на полупальцах на месте.
• «Ключ» одинарный.
- Присядки, прыжки и трюки.
• Присядка с выносом ноги вперёд на ребро каблука (на полуприседании, по мере освоения на полном приседании) – на месте.
• Присядка с выносом ноги в сторону на каблук (на полуприседании, по мере освоения – на полном приседании) – на месте.
• «Разножка» в стороны на каблуки («одноимённая» разножка»).
• «Разноимённая разножка» вперед-назад (на каблук и полупальцы).
• «Гусиный шаг»
• «Ползунок» – вперёд.
• «Закладка» на месте.
• Перевороты через голову.
• «Лягушка».
• Малые и большие прыжки на двух ногах – с вытянутыми и «поджатыми» ногами.
• Прыжки на одной ноге.
• Прыжок по I свободной позиции с двух ног на две с одновременным подниманием
согнутой в колене работающей ноги вперёд.
• «Колесо».
Раздел: « Современный танец»
I. Теория дисциплины
• История возникновения современного танца. Появление современного танца в России.
II.Экзерсис на середине
1. Техника изоляции.
• Один из основных принципов современного танца. Изолированные движения всех частей тела – головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. На первом этапе обучения координируется 1, а затем 2 центра в одновременном параллельном или разнонаправленном
движении, ритмический рисунок ровный, без синкоп.
2. Основные шаги
• приставной шаг с plie. Сначала изучается в чистом виде, а потом соединяется с работой корпуса
• выпады в сторону, сначала изучаются в чистом виде, а затем с поворотом корпуса
• подъем на носки, разворот стоп «краб»
3. Основные движения корпусом
• Раскачивание корпусом вперед-назад, из стороны в сторону.
4. Прыжки
• прыжки на месте
• прыжки вперед – назад
• прыжки вправо-влево
• прыжки «крестом»
• прыжки «ноги вместе - ноги врозь»
5. Танцевальная комбинация.
• Танцевальная комбинация строится на основе изученных элементарных движений.
I. Теория дисциплины
1. Стили современного танца. Их отличительные особенности. Хаус.
II. Экзерсис на середине зала
1. Повторение пройденного материала. Усложнение движений за счет увеличения темпа
исполнения и соединения работы 2х и более центров.
2. Изучение новых танцевальных элементов.
• слайд из стороны в сторону
• слайд вперед назад
• кик-степ-степ
• кик слайд в сторону
3. Изучение танцевальных элементов в стиле хаус.
• основные шаги
• Прыжки
Раздел: «Современный танец (джаз-модерн, джаз-фак, контепарари)» (углубленный уровень)
I. Теория дисциплины
1. История возникновения джазового танца, художественные особенности, знаменитые
исполнители и хореографы. Интересные факты из их биографий.
2.Стили джазового танца. Их отличительные особенности.
II. Экзерсис у станка
1. Изучение основных позиций рук.
• Основные позиции рук аналогичны классической школе, но положение локтя и кисти
может варьироваться (вытянутое, округленное положение локтя, сокращенное flexположение кисти или jazz hand - пальцы напряжены и расставлены). А также существуют V-положения – положения между основными позициями.
2. Изучение основных позиций ног.
• Изучаются 5 основных позиций ног. У всех позиций кроме III существует 2 варианта:
out-положение, аналогичное классическому танцу, и параллельное положение – стопы
стоят параллельно друг другу. III позиция исполняется в классическом варианте, но используется не часто.
3. Изучение элементов джазового танца.
• Plie -Движение аналогично классическому варианту, но имеет больше вариантов, за счет большегоколичества позиций ног, в котором исполняется. Изучается сначала лицом к станку по I и II позициям, затем боком к станку, и позже на середине по тем же позициям.
• Battement tendu - Движение классического экзерсиса, которое также имеет больше вариантов за счет позиций ног, в которых исполняется. Изучается по I out-позиции в сторону, позже вперед и назад – у станка, затем на середине зала – Passé. Рабочая нога стопой касается колена опорной ноги. В первый год обучения изучается на полной стопе по I позиции – у станка, по мере усвоения переходим на середину зала. Выворотное исполнение этого движения желательно проучивать в партере.
III. Экзерсис на середине зала
1. Основные положения корпуса в джазовом танце
• Roll down / up – Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника. Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Это движение заимствовано из танца модерн. Изучается на середине зала.
• Flat back – Наклоны, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию, ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90о. Изучается по II параллельной позиции на середине зала. По мере освоения добавляется исполнение на plie.
• Deep body bend –Глубокий наклон корпуса с прямым позвоночником. Изучается после освоения flat back, Помере освоения исполняется в сочетании с plie.
2. Прыжки:
• jump –Прыжок с двух ног на две. Изучается по I параллельной и out позиции.
• hop –Прыжок с одной ноги на ту же ногу. На первом этапе изучения руки наверху в V-позиции.Изучаем сначала на месте, а по мере освоения с продвижением по залу.
• leap –Прыжок с одной ноги на другую. Изучается с продвижением по залу.
3. Вращения:
• поворот на 3 шагах – Элементарное вращение, изучается с двух ног сначала на месте, а по мере освоения с продвижением по залу.
4.Техника изоляции – В период 4 года обучения отдельные движения 1го центра группируются в небольшие комбинации с простым ритмом. По мере освоения можно координировать движения 2х центров, например, соединять с шагами.
5. Шаги: pas de bourre –Pas de bourre – чередование трех переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demiplie, изучается с передвижением по залу. side walk – Side walk – передвижение боком. Изучается также с передвижением по залу в разделе Кросс.
6. Прыжки: jump– Прыжок изучаем на месте. Во время прыжка ноги разрываются на шпагат или на «веревочку». hop-passé с руками во 2 и 3 позиции –Изучаем сразу с передвижением, с обеих ног, рабочая нога в положении passé. По мере освоения добавляем спираль в корпусе.hop с ногой на 45о в стороне
7. Вращения: chaоnés –Chaоnés – вращение на двух ногах с продвижением, является логическим продолжениемповорота на 3х шагах. preparation к пируэтам –Preparation – подготовительное движение. Вскок на полупальцы, рабочая нога в положении passé.
пируэтыВращение на опорной ноге, рабочая нога на passé. Изучается в закрытом (не выворотном) положении.
Раздел: «Стили джазового танца. Модерн-джаз».
I. Теория дисциплины (7 год обуч.)
2. Особенности и отличительные черты модерн-джаз танца.
3. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
4. Знакомство с музыкальным материалом постановки
II. Экзерсис на середине зала(7 год обуч.)
1. Повторение пройденного материала.
2. Изучение новых джазовых элементов.
• Relevé lent на 90о – Изучение движения на данном этапе только у станка.
• Техника изоляции . В период 5 года обучения комбинации отдельных центров исполняются в более сложном ритмическом рисунке.
• Flat back – Добавляется положение flat back на полупальцах, и в plie на полупальцах.
• «Восьмерка» рук -Сложное движение руками, направленное на развитие координации. По мере освоения усложняется добавлением вращения.
3. Шаги:
• grand battement - бросок ноги на 90о в любом направлении. Изучается на середине зала спродвижением. На третьем году обучения данное движение исполняется только вперед и в сторону. Усложняется исполнением grand battement с подходом с прыжка.
• pas de bourre – В период 3 года обучения изучается pas de bourre с preparation к пируэту, с пируэтом, с rond рукой.
4. Прыжки:
• hop-passé с поджатой ногой – Во время исполнения прыжка опорная нога сгибается и принимает положение трамплинного сгибания.
• hop с ногой на 90о в стороне – Рабочая нога открывается в сторону на 90о. Прыжок с продвижением.
5. Вращения:
• twist во вращении – закручивание корпуса в горизонтальной плоскости, начиная с плеч. Происходит вовращении, по мере освоения усложняется опусканием в пол или подъемом с пола (винт).
• пируэт –Вращение на опорной ноге, рабочая нога на passé. Изучается в закрытом (не выворотном)положении.
• пируэт на Plie. Опорная нога во время вращения находится на Plie, рабочая нога на passé. Изучается в закрытом (не выворотном) положении.
6. Танцевальная комбинация. Танцевальная комбинация строится на ранее изученном материале. Движения постепенно соединяются друг с другом в медленном темпе под счет, затем темп увеличивается и в конечном итоге комбинация соединяется с музыкальным материалом.
III. Знакомство с техникой Модерн-Джаз.
1. Изучение основ модерн джаза. Roll down / up –Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника. Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Это движение заимствовано из танца модерн. Изучается на середине зала. Contraction / release – Contraction– выдох и сжатие диафрагмы, release – положение обратное contraction, вдох и раскрытие диафрагмы. Изучаются движения сначала в партере, затем стоя. SwingSwing- Раскачивание любой частью тела. На первом этапе изучается swing руками на середине зала, а swing ногами изучается в партере.
Swing с отрыванием ног от пола и опорой на плечо. Перекидка через плечо. Ноги закидываются за голову, положение корпуса со спины резко меняется на живот. Прыжок с опорой на руку.
Раздел: Репетиции и постановка танцев
I. Теория дисциплины
1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
2. Знакомство с музыкальным материалом постановки
II. Экзерсис на середине зала
1. Создание сценического образа
2. Изучение танцевальных движений
3. Соединение движений в танцевальные комбинации
4. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах
5. Отработка элементов
6. Работа над музыкальностью
7. Развитие пластичности
8. Синхронность в исполнении
9. Работа над техникой исполнения
10. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений
11. Выразительность и эмоциональность исполнения
Раздел: « Интегрированные технологии»
1. Изучение основ музыкальной грамоты
2. Изучение основ актерского мастерства
3. Изучение основ правильного дыхания
4. Ознакомление с анатомическим строением тела
5. Основы саммомасажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no1.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Раздел: Введение в образовательную программу «Танец – это радость!
I. Теория дисциплины.
- Инструктаж по технике безопасности во время занятий.
-Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с образовательной программой.
-Знакомство с образовательной программой.
-История танца
Раздел: « Партерная гимнастика»
I. Теория дисциплины
Основные задачи гимнастики:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности;
- развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков высокой культуры движений.
II.Практика
Элементы партерной гимнастики практика.
1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины; «День — ночь», «Змейка»,«Рыбка».
2. Упражнения, развивающие подъем стопы:
- вытягивание и сокращение стопы;
- круговые движения стопой;
3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «лодочка»; «складочка»; «колечко»;
4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «ступеньки»; «ножницы»;
5. Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава: «Неваляшка»; «Passe' с разворотом колена»
6. Упражнения развивающие выворотность ног: «Звездочка»;«Лягушка»
7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага: «Боковая растяжка»; «Растяжка с наклоном вперед»; «Часы».
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в первоначальных музыкальных раскладках.
2. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в первоначальных музыкальных раскладках.
3. Упражнения на развитие поясничного пояса: наклоны корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд.
4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:
Раздел: « Ритмика»
I. Теория дисциплины (ознакомительный уровень)
1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Строение музыкального произведения. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
2. Маршевая и танцевальная музыка. Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
II.Практика
Музыкально-ритмические игры.
1 Упражнения, игры и метр:
2. Упражнения, игры и фразировка.
3. Упражнения, игры и темп.
4. Упражнения, игры и динамика.
5. Упражнения, игры и характер музыкального произведения.
Разел: «Танец»
I. Теория дисциплины.
1. Понятия «мелодия», «поза», «движение».
2. Музыкально-хореографическая, образная выразительность.
II.Практика
Ориентационно-пространственные упражнения.
1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»);
2. Изучение одноплановых рисунков и фигур:
- линейных (плоскостных)
- шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная; объёмных - круг; «цепочка»;
3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые: из линейных в линейные; из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальная; из колонны горизонтальная в шеренгу горизонтальную; из объемных в объёмные:
- сужение и расширение круга; из круга в «цепочку»; из объёмных в линейные и наоборот: из круга в горизонтальную шеренгу; из круга в горизонтальную колонну; из горизонтальной шеренги в круг; из колонны горизонтальной в «цепочку»;
1. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с первый годом обучения) музыкальных раскладках:
3. Упражнения на развитие поясничного пояса: перегибы корпуса назад; повороты корпуса вокруг вертикальной оси; круговые движения корпуса.
4. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног- отведение ноги назад на носок с полуприседанием;
- прыжки, перескоки, пдскоки, бег (челночный, простой, переменный)
Раздел: «Классический танец».
Базовый уровень.
I. Теория дисциплины
1. Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas.
2. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов
классического танца. Наиболее типичные (распространенные) ошибки при
исполнении того или иного элемента или упражнения классического танца у станка и на середине зала.
3. Становление русской школы классического танца.
II. Экзерсис у станка
1. Постановка корпуса (в выворотных позициях).
2. Позиции ног: I, III, II, V.
3. Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. После освоения на середине зала и лицом к станку.
4. Разучивание элементов классического танца у станка.
III. Экзерсис на середине зала
1. Повторение элементов темы Постановка корпуса (в выворотных позициях),
2. Повторение элементов темы Позиции ног: I, II, III, V изученные в упражнениях у станку.
3. Повторение элементов темы Позиции и положения рук: подготовительное положение,I, III, II позиции.
4. Разучивание элементов классического танца на середине зала. Повторение элементов темы 2.
IV. Allegro
1. Temps levés sautés в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к
станку, затем на середине зала.
2. Трамплинные прыжки в I и II свободной (полувыворотной) позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала.
3. Трамплинные прыжки во II свободной (полувыворотной) позиции с поджатыми
ногами и сокращенными стопами («Лягушка») – лицом к станку, затем на середине зала.
4. Трамплинные прыжки. «Разножка» из I свободной (полувыворотной) позиции с вытянутыми стопами – лицом к станку, затем на середине зала.
Углубленный уровень
1. Теория. Отличительные черты русского классического балета и его школы (содержательность, многонациональный характер репертуара балетных спектаклей и школы классического танца, осмысленность и выразительность исполнительской техники, не смотря на высокую техничность исполнения, воспитание исполнителей-индивидуумов, педагогов, балетмейстеров).
2. Освоение методики изучения новых движений классического танца. Сохранение
активного поворота головы в экзерсисе. Роль элементарного adagio в уроке.
I Экзерсис у станка
1. Подготовительные движения рук(и) – préparations. Закрытие рук(и) в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
2. Координация ног, рук и головы в движении – temps relevé par terre.
3. Закрытие рук(и) в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
4. Разучивание элементов классического танца у станка.
III. Экзерсис на середине зала
1. Подготовительные движения рук(и) – préparations.
2. Закрытие рук(и) в подготовительное положение на два заключительных аккорда.
3. Координация ног, рук и головы в движении – temps relevé par terre.
4. Повторяются упражнения, разученные в теме 2.
5. Дополнительно изучается понятие:
• épaulement .
• Épaulemént croisé (с ногой на полу)
• épaulemént éffacé (с ногой на полу)
IV. Allegro
1. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка (temps levé sauté): подготовка к взлету, толчок, взлет. Фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.
2. Temps levé sauté. Изучается по I, II, V позициям. Музыкальный размер 2/4 – 4 такта на каждое движение.
3. Pas échappé. Изучается из V позиции во II позицию. Музыкальный размер 2/4 – 8 тактов на каждое движение.
Разде: «Историко-бытовой танец»
Углубленный уровень.
I. Теория дисциплины
1. Особенности танцев XVIII века. Влияние на манеру исполнения этих танцев быта, костюмов и причесок.
2.Танцы XVII-XIX веков. Факторы, влияющие на разницу стиля, характера танцевальных движений.
II. Экзерсис на середине зала
Танцы XVIII века.
1. Поклоны и реверанс (шаг с приставкой и наклоном головы: на pliés – для девочек, без pliés – для мальчиков).
2. Простейшие формы pas chassé.
3. Галоп по VI и по III свободной позициям.
4. Pas de grasse.
Раздел: « Народно-сценический танец».
I. Теория дисциплины (базовый уровень).
Народный танец как вид хореографического искусства.
II. Экзерсис на середине зала
1. Русский танец. Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции ног
выворотные (только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные
(закрытые). Три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под
грудью, на груди, на пояснице, на затылке. Платочек в русском танце. Положения
рук в паре. Положения корпуса и головы. Подготовка к началу движения. Поклоны.
2. Элементарные ходы и проходки.
• Основной шаг – с продвижением назад.
• Основной шаг с притопом – с продвижением назад.
• Основной шаг с проскальзывающим притопом.
Шаг на ребро каблука с притопом – с продвижением вперед.
• Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом – с продвижением вперед.
• Перекрещивающийся шаг с продвижением вперед.
3. Бег, подскоки, галоп.
• Бег назад с выбрасыванием вытянутых в коленях ног вперёд (на носок и на ребро
каблука).
• Скользящие подскоки по VI (I прямой) позиции на полуприседании.
4. «Гармошка», «ёлочка».
• «Гармошка» с продвижением вправо и влево на вытянутых в коленях ногах.
• «Гармошка» с полуприседанием по I обратной (закрытой) позиции.
• «Ёлочка» с продвижением вправо и влево на вытянутых в коленях ногах.
• «Ёлочка» с полуприседанием при повороте пяток обеих ног.
5. «Моталочки» одной ногой без подскока с двойным притопом.
6. Дробные выстукивания.
• Удары полупальцами.
• Удары каблуком.
• Двойные притопы.
7. Хлопки – одинарные прямые (фиксированные) – спереди, сзади, сбоку.
8. Присядки, прыжки и трюки.
• «Мячик» на полуприседании.
• «Мячик» с одинарным выносом ноги вперёд на ребро каблука в конце муз фразы (на полуприседании) – на месте.
• Мячик» с одинарным выносом ноги в сторону на каблук в конце муз фразы (на
полуприседании) – на месте.
• «Разножка» в стороны на каблуки («одноимённая» разножка»).
• Малые прыжки на двух ногах – с вытянутыми ногами.
Углубленный уровень:
I. Теория дисциплины
Экзерсис у станка и его предназначение: общее развитие организма детей, развитие подвижности в суставах, укрепление связок. Повышение техники танца. Подготовка к восприятию
движений на середине зала. Развитие выразительности и танцевальности.
II.Экзерсис на середине зала
1. Повторение и закрепление элементов русских и белорусских танцев.
2. Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка,
цепочка.
3. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.
4. «Припадания», «подбивки», дробные выстукивания, присядки, прыжки, трюки.
- «Припадания», «подбивки».
• «Припадание» по III позиции (на месте, с продвижением в сторону вперёд)
• Балансе (balancé) как разновидность припадания (вперёд – назад)
• «Подбивка» вытянутой в колене и подъёме работающей ноги – с продвижением в сторону и вперёд.
• «Подбивка» вытянутой в колене и сокращённой в «Ковырялочка» с подскоком – с паузой и без неё. «Ковырялочка» с различными окончаниями.
• одной ногой с подскоком на всей стопе и тройным притопом с поочерёдной сменой ног;
• сочетании с балансе (balancé) вперед и назад, с «приплясом» (pas de basque), с
«маятником», с «подбивкой», с «ковырялочкой
- Дробные выстукивания.
• Притоп с подскоком.
• «Печатка» (одновременный притоп двумя ногами) в координации с руками, корпусом, головой.
• Тройные притопы («семейная дробь», калужские выстукивания...).
• Двойная дробь с подскоком.
• Двойная дробь с подскоком и двумя переступаниями.
• Дробь «в три ножки» («трилистник»).
• Дробь «в три ножки» с двумя переступаниями.
• Дробь «хромого» (трёхдольная).
• «Голубец» с двумя переступаниями на полупальцах на месте.
• «Ключ» одинарный.
- Присядки, прыжки и трюки.
• Присядка с выносом ноги вперёд на ребро каблука (на полуприседании, по мере освоения на полном приседании) – на месте.
• Присядка с выносом ноги в сторону на каблук (на полуприседании, по мере освоения – на полном приседании) – на месте.
• «Разножка» в стороны на каблуки («одноимённая» разножка»).
• «Разноимённая разножка» вперед-назад (на каблук и полупальцы).
• «Гусиный шаг»
• «Ползунок» – вперёд.
• «Закладка» на месте.
• Перевороты через голову.
• «Лягушка».
• Малые и большие прыжки на двух ногах – с вытянутыми и «поджатыми» ногами.
• Прыжки на одной ноге.
• Прыжок по I свободной позиции с двух ног на две с одновременным подниманием
согнутой в колене работающей ноги вперёд.
• «Колесо».
Раздел: « Современный танец»
I. Теория дисциплины
• История возникновения современного танца. Появление современного танца в России.
II.Экзерсис на середине
1. Техника изоляции.
• Один из основных принципов современного танца. Изолированные движения всех частей тела – головы, плеч, рук, корпуса, бедер, ног. На первом этапе обучения координируется 1, а затем 2 центра в одновременном параллельном или разнонаправленном
движении, ритмический рисунок ровный, без синкоп.
2. Основные шаги
• приставной шаг с plie. Сначала изучается в чистом виде, а потом соединяется с работой корпуса
• выпады в сторону, сначала изучаются в чистом виде, а затем с поворотом корпуса
• подъем на носки, разворот стоп «краб»
3. Основные движения корпусом
• Раскачивание корпусом вперед-назад, из стороны в сторону.
4. Прыжки
• прыжки на месте
• прыжки вперед – назад
• прыжки вправо-влево
• прыжки «крестом»
• прыжки «ноги вместе - ноги врозь»
5. Танцевальная комбинация.
• Танцевальная комбинация строится на основе изученных элементарных движений.
I. Теория дисциплины
1. Стили современного танца. Их отличительные особенности. Хаус.
II. Экзерсис на середине зала
1. Повторение пройденного материала. Усложнение движений за счет увеличения темпа
исполнения и соединения работы 2х и более центров.
2. Изучение новых танцевальных элементов.
• слайд из стороны в сторону
• слайд вперед назад
• кик-степ-степ
• кик слайд в сторону
3. Изучение танцевальных элементов в стиле хаус.
• основные шаги
• Прыжки
Раздел: «Современный танец (джаз-модерн, джаз-фак, контепарари)» (углубленный уровень)
I. Теория дисциплины
1. История возникновения джазового танца, художественные особенности, знаменитые
исполнители и хореографы. Интересные факты из их биографий.
2.Стили джазового танца. Их отличительные особенности.
II. Экзерсис у станка
1. Изучение основных позиций рук.
• Основные позиции рук аналогичны классической школе, но положение локтя и кисти
может варьироваться (вытянутое, округленное положение локтя, сокращенное flexположение кисти или jazz hand - пальцы напряжены и расставлены). А также существуют V-положения – положения между основными позициями.
2. Изучение основных позиций ног.
• Изучаются 5 основных позиций ног. У всех позиций кроме III существует 2 варианта:
out-положение, аналогичное классическому танцу, и параллельное положение – стопы
стоят параллельно друг другу. III позиция исполняется в классическом варианте, но используется не часто.
3. Изучение элементов джазового танца.
• Plie -Движение аналогично классическому варианту, но имеет больше вариантов, за счет большегоколичества позиций ног, в котором исполняется. Изучается сначала лицом к станку по I и II позициям, затем боком к станку, и позже на середине по тем же позициям.
• Battement tendu - Движение классического экзерсиса, которое также имеет больше вариантов за счет позиций ног, в которых исполняется. Изучается по I out-позиции в сторону, позже вперед и назад – у станка, затем на середине зала – Passé. Рабочая нога стопой касается колена опорной ноги. В первый год обучения изучается на полной стопе по I позиции – у станка, по мере усвоения переходим на середину зала. Выворотное исполнение этого движения желательно проучивать в партере.
III. Экзерсис на середине зала
1. Основные положения корпуса в джазовом танце
• Roll down / up – Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника. Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Это движение заимствовано из танца модерн. Изучается на середине зала.
• Flat back – Наклоны, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию, ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90о. Изучается по II параллельной позиции на середине зала. По мере освоения добавляется исполнение на plie.
• Deep body bend –Глубокий наклон корпуса с прямым позвоночником. Изучается после освоения flat back, Помере освоения исполняется в сочетании с plie.
2. Прыжки:
• jump –Прыжок с двух ног на две. Изучается по I параллельной и out позиции.
• hop –Прыжок с одной ноги на ту же ногу. На первом этапе изучения руки наверху в V-позиции.Изучаем сначала на месте, а по мере освоения с продвижением по залу.
• leap –Прыжок с одной ноги на другую. Изучается с продвижением по залу.
3. Вращения:
• поворот на 3 шагах – Элементарное вращение, изучается с двух ног сначала на месте, а по мере освоения с продвижением по залу.
4.Техника изоляции – В период 4 года обучения отдельные движения 1го центра группируются в небольшие комбинации с простым ритмом. По мере освоения можно координировать движения 2х центров, например, соединять с шагами.
5. Шаги: pas de bourre –Pas de bourre – чередование трех переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demiplie, изучается с передвижением по залу. side walk – Side walk – передвижение боком. Изучается также с передвижением по залу в разделе Кросс.
6. Прыжки: jump– Прыжок изучаем на месте. Во время прыжка ноги разрываются на шпагат или на «веревочку». hop-passé с руками во 2 и 3 позиции –Изучаем сразу с передвижением, с обеих ног, рабочая нога в положении passé. По мере освоения добавляем спираль в корпусе.hop с ногой на 45о в стороне
7. Вращения: chaоnés –Chaоnés – вращение на двух ногах с продвижением, является логическим продолжениемповорота на 3х шагах. preparation к пируэтам –Preparation – подготовительное движение. Вскок на полупальцы, рабочая нога в положении passé.
пируэтыВращение на опорной ноге, рабочая нога на passé. Изучается в закрытом (не выворотном) положении.
Раздел: «Стили джазового танца. Модерн-джаз».
I. Теория дисциплины (7 год обуч.)
2. Особенности и отличительные черты модерн-джаз танца.
3. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
4. Знакомство с музыкальным материалом постановки
II. Экзерсис на середине зала(7 год обуч.)
1. Повторение пройденного материала.
2. Изучение новых джазовых элементов.
• Relevé lent на 90о – Изучение движения на данном этапе только у станка.
• Техника изоляции . В период 5 года обучения комбинации отдельных центров исполняются в более сложном ритмическом рисунке.
• Flat back – Добавляется положение flat back на полупальцах, и в plie на полупальцах.
• «Восьмерка» рук -Сложное движение руками, направленное на развитие координации. По мере освоения усложняется добавлением вращения.
3. Шаги:
• grand battement - бросок ноги на 90о в любом направлении. Изучается на середине зала спродвижением. На третьем году обучения данное движение исполняется только вперед и в сторону. Усложняется исполнением grand battement с подходом с прыжка.
• pas de bourre – В период 3 года обучения изучается pas de bourre с preparation к пируэту, с пируэтом, с rond рукой.
4. Прыжки:
• hop-passé с поджатой ногой – Во время исполнения прыжка опорная нога сгибается и принимает положение трамплинного сгибания.
• hop с ногой на 90о в стороне – Рабочая нога открывается в сторону на 90о. Прыжок с продвижением.
5. Вращения:
• twist во вращении – закручивание корпуса в горизонтальной плоскости, начиная с плеч. Происходит вовращении, по мере освоения усложняется опусканием в пол или подъемом с пола (винт).
• пируэт –Вращение на опорной ноге, рабочая нога на passé. Изучается в закрытом (не выворотном)положении.
• пируэт на Plie. Опорная нога во время вращения находится на Plie, рабочая нога на passé. Изучается в закрытом (не выворотном) положении.
6. Танцевальная комбинация. Танцевальная комбинация строится на ранее изученном материале. Движения постепенно соединяются друг с другом в медленном темпе под счет, затем темп увеличивается и в конечном итоге комбинация соединяется с музыкальным материалом.
III. Знакомство с техникой Модерн-Джаз.
1. Изучение основ модерн джаза. Roll down / up –Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника. Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку. Это движение заимствовано из танца модерн. Изучается на середине зала. Contraction / release – Contraction– выдох и сжатие диафрагмы, release – положение обратное contraction, вдох и раскрытие диафрагмы. Изучаются движения сначала в партере, затем стоя. SwingSwing- Раскачивание любой частью тела. На первом этапе изучается swing руками на середине зала, а swing ногами изучается в партере.
Swing с отрыванием ног от пола и опорой на плечо. Перекидка через плечо. Ноги закидываются за голову, положение корпуса со спины резко меняется на живот. Прыжок с опорой на руку.
Раздел: Репетиции и постановка танцев
I. Теория дисциплины
1. Беседа о хореографическом произведении, выбранном к постановке.
2. Знакомство с музыкальным материалом постановки
II. Экзерсис на середине зала
1. Создание сценического образа
2. Изучение танцевальных движений
3. Соединение движений в танцевальные комбинации
4. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах
5. Отработка элементов
6. Работа над музыкальностью
7. Развитие пластичности
8. Синхронность в исполнении
9. Работа над техникой исполнения
10. Отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений
11. Выразительность и эмоциональность исполнения
Раздел: « Интегрированные технологии»
1. Изучение основ музыкальной грамоты
2. Изучение основ актерского мастерства
3. Изучение основ правильного дыхания
4. Ознакомление с анатомическим строением тела
5. Основы саммомасажа.