Главные вкладки
Снижение уровня агрессивности и заболеваемости у младших школьников средствами гандбола
Разработанный мной экспериментальный лечебно-оздоровительный комплекс, на основе средств гандбола, снизил уровень агрессивности и заболеваемости, а также оказал положительное влияние на показатели физического развития и психическое состояние младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_pautova_o.e.gandbol.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Снижение уровня агрессивности и заболеваемости у младших школьников средствами гандбола
Паутова Оксана Евгеньевна
МБУ СШ «Русич»
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким: под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [3]. Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [1].
Среди всех спортивных игр гандбол, пожалуй, в наибольшей мере подходит как средство, снижающее уровень агрессивности. Он развивает качества необходимые бегуну, прыгуну, метателю, гимнасту, воспитывает игровое тактическое мышление, силу воли, инициативность, коллективизм и, таким образом, является действенным способом спортивного совершенствования.
Анализ научно-литературных источников позволяет утверждать, что в настоящее время значительно увеличилось число агрессивных детей, отличающихся повышенной возбудимостью, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление агрессивного поведения связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка, но чаще всего связана с новой социальной обстановкой переход из дошкольного учреждения в школу, особенно волнует тот факт, что у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. Вся манера общения и поведению у таких детей в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениваем своих поступков, а импульсно, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия и общения характерно для них крайне низкая терпимость [5]. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что проявление агрессивности на улице, в спортивных и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей, тренеров и родителей. Учителю, психологу, тренеру и родителям нужны знания особенностей проявления агрессивности у детей для того, чтобы своевременно корректировать и предотвращать деструктивное поведение [4]. Однако, несмотря на многочисленные исследования в области проявлений и коррекции детской агрессивности, проблема агрессивного поведения детей далека от своего разрешения.
Цель исследования: снижение уровня агрессивности и заболеваемости, коррекция деструктивного поведения и психического состояния младших школьников средствами гандбола в процессе тренировочных занятий.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме агрессии детей в младшем школьном возрасте.
2. Исследовать характер и проявление агрессивного поведения у младших школьников.
3. Разработать и оценить эффективность экспериментального оздоровительного комплекса для снижения уровня агрессивности и заболеваемости у детей младшего школьного возраста на основе средств гандбола.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, визуальный метод оценки агрессии по поведению, врачебно-педагогические наблюдения, тестирование детей с родителями и педагогов («Уровень агрессивности ребенка» - тест Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. и тест "Семейная социограмма" авторов Э.Г.Эйдемиллер и О.В.Черемисин).
Результаты исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО ДЮСШ «Русич». В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Экспериментальная и контрольная группа составляла по 10 человек. По итогам тестирования, были выявлены дети с высоким уровнем агрессии и из них сформирована экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе, где были дети с излишней агрессией, дополнительно проводился разработанный комплекс лечебно-оздоровительных занятий на основе средств гандбола. Дети контрольной группы, где были дети с умеренной агрессией и с чрезмерным миролюбием, занимались в режиме обычных тренировочных занятий.
Экспериментальный лечебно-оздоровительный комплекс по коррекции агрессии средствами гандбола включал: дыхательные и расслабляющие упражнения; тренинговые занятия; упражнения для развития физических качеств на выносливость, координацию, меткость и силу; использовались подвижные и спортивные игры; психологические игры, , направленные на закрепление навыков и снижение агрессивных импульсов младших школьников.
До и после эксперимента были проведены следующие тесты для определения уровня агрессивности:
- проективный тест "Семейная социограмма" (Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин)
- графическая методика «Кактус» (М.А. Панфиловой)
- тест “Уровень агрессивности ребенка” (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
Количество детей с излишней агрессией значительно уменьшилось, результаты представлены в таблице1.
Таблица 1
Динамика уровня агрессии по результатам тестов (абсолютные числа)
Уровень агрессивности | Семейная социограмма | Тест «Кактус» | Тест «Уровень агрессивности ребенка | Тест «Критерии агрессивности» | ||||
до | после | до | после | до | после | до | после | |
Умеренная агрессия | 9 | 15 | 11 | 16 | 9 | 14 | 9 | 16 |
Излишняя агрессия | 9 | 4 | 8 | 3 | 9 | 2 | 10 | 3 |
Чрезмерное миролюбие | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Дополнительно к психологическим тестам были проведены двигательные тесты (табл. 2): пападание в цель, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег 60м, обыгрыш 1:1, дальний бросок в верхний угол.
Таблица 2
Итог результатов двигательных тестов у детей экспериментальной группы
Двигательные тесты | До эксперимента | После эксперимента | ИТОГ (хорошо+ отлично) | |
до | после | |||
Попадание в цель за 30 сек (количество) | 10 чел- неуд | 2-неуд, 7-хорошо, 1-отлично | 0 | 8 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество) | 8 чел-отлично, 2-хорошо | 9 человек отлично, 1-хорошо | 10 | 10 |
Обыгрыш 1:1 | 2/10 | 8/10 | 2 | 8 |
Дальний бросок в верхний угол | 10 чел- неуд | 1-неуд, 8 –хорошо, 1- отлично | 0 | 9 |
Бег 60м | 6-отлично, 4-хорошо | 7-отлично, 3-хорошо | 10 | 10 |
Результаты двигательных тестов показали, что наш экспериментальный комплекс значительно улучшил меткость и координацию в экспериментальной группе, об этом говорят высокие показатели в таких упражнениях как «попадание в цель», «обыгрыщ» и «дальний бросок». По данным амбулаторных карт изучили динамику заболеваемости в случаях и днях до проведения и после эксперимента за один календарный год (табл. 3).
Таблица 3
Уровень заболеваемости детей экспериментальной группы
Болезнь | До эксперимента | После эксперимента | ||
Кол-во случаев | Продолжительность в днях | Кол-во случаев | Продолжительность в днях | |
Простудные заболевания | 15 | 65 | 10 | 35 |
Сердечно-сосудистые | 0 | 0 | 0 | 0 |
Болезни органов дыхания | 3 | 37 | 1 | 10 |
Различные травмы | 15 | 98 | 6 | 39 |
Заболевания желудочно-кишечного тракта | 36 | 76 | 19 | 34 |
По результатам анализа уровня заболеваемости мы видим у детей экспериментальной группы значительно снизилась заболеваемость, особенно по классу «травмы» и «заболевания желудочно-кишечного тракта».
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что разработанный экспериментальный лечебно-оздоровительный комплекс, на основе средств гандбола, снизил уровень агрессивности и заболеваемости, а также оказал положительное влияние на показатели физического развития и психическое состояние младших школьников.
Список литературы
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, с.
- Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет.- Ростов на Дону: Феникс, 317 с.
- Мельникова, М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет./М. Мельникова. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2012. - 126 с.
- Монина Е.К., Лютова Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2013. –136 с.
- Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Москва: Феникс, с.