Защита дипломной работы "Развитие речи старших дошкольников посредством логопедических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях"

Фомина Алла Валерьевна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие речи является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития. В целом уровень речевого развития у современных детей – дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Поэтому данная проблема приобретает массовый характер. Усугубляет её и особенность речевого становления у детей, которое не всегда поддается традиционным коррекционно-методическим мероприятиям.

В виду этого педагоги вынуждены апробировать методики, которые построены на гипотезах, результаты которых позволяют доверять эффективности подбираемых способов, приемов и методов, направленных на устранение речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_zashchity_vkr_fomina.pptx2.57 МБ
Microsoft Office document icon rech_dlya_zashchity_vkr_fomina.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСВТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии Кафедра педагогики и психология детства ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Работу выполнила: студентка 751-З группы Фомина Алла Валерьевна Научный руководитель: Фадеева Марина Владимировна, к .п.н , доцент, заведующий кафедрой, кафедра педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии Петрозаводск 2023 г.

Слайд 2

«Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» В системе формировании способностей и личности ребенка особое место занимает развитие речи; В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с проблемами в речевом развитии, поэтому необходима профилактическая работа; На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно; В последнее время, особое внимание в психолого-педагогической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Актуальность исследования: Мы полагаем, что оказать эффективную помощь в РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА могут музыкальные логоритмические занятия, в том числе с элементами нейрогимнастики.

Слайд 3

Музыкальное занятие — это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Нейрогимнастика – это система физических ( кинезиологических ) упражнений, которые помогают активизировать определенные участки мозга ребенка, способствуя его развитию, что положительно влияет на развитие памяти, внимания и речи, координации и психофизических функций. К тому же, они не монотонны и вызывают стойкий интерес у ребенка, помогают переключиться с одной деятельности на другую, не разрывая процесс обучения. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Основные понятия:

Слайд 4

«Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Методологический аппарат исследования: Цель исследования: выявление влияния логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: программа использования л огоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики как средства речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях. Гипотеза исследования: предположение о том, что процесс речевого развития у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии использования программы на музыкальных занятиях, основанной на сочетании приемов логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики . Задачи исследования: 1. рассмотреть теоретические основы проблемы развития речи дошкольников средствами логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях; 2. подобрать диагностические методики и выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста; 3. разработать и апробировать программу использования музыкальных занятий по речевому развитию дошкольников средствами логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики; 4. провести работу по повышению педагогической компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики в педагогическом процессе(мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, просмотр музыкальных занятий с использованием логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики); 5. выявить динамику речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Слайд 5

Содержание и формы работы по речевому развитию старших дошкольников «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой ; Технология «Обучение составлению творческих рассказов »; Технология ТРИЗ, моделирование, мнемотехника; Технологии обучения образной речи: технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения составлению метафор; технология обучения составлению загадок, технология синквейна ; Сказкотерапия (сочинение детьми сказок ); Артикуляционная и пальчиковая гимнастика; Логоритмика ; Мини-драматизации , инсценировки. Одним из основных занятий, которые стоят с наиболее важными в развитии ребенка – являются игровые технологии. Они могут быть направлены как на общее развитие, так и конкретные отдельные области такие, как онтогенез речи. В условиях современных реалий образовательного процесса ДОО, необходим регулярный поиск новых путей для построения эффективных и интересных занятий на предмет речевого развития. Таким требованиям соответствуют следующие разработки: Представленные технологии оказывают значительное воздействие на становление речи детей дошкольного возраста, за счет всестороннего воздействия на мыслительные процессы ребенка, задействую все участки коры головного мозга, регулируя психо -эмоциональное состояние и организовывая комплекс мероприятий, использование которых главным образом оказывает эффективное воздействие на развитие речи старших дошкольников.

Слайд 6

Нейропсихологические основы развития речи ребенка «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» речь – это самостоятельная система, имеющая психологическую, физическую и социальную основы, являющаяся совместной деятельностью работы мозга и тела ; совместный запуск процессов мозговой деятельности различных анализаторов, нервов и отдельных участков мозга позволяет формировать процессы становления речевых форм, тем самым подтверждается эффективность задействования нейрогимнатики и кинезиологии на занятиях по развитию речи, в качестве диагностических мероприятий и коррекционной практики; становление и развитие речи представляет собой процесс, в котором задействованы высшие психические функции, основа которых заложена как в психологическом, так и нейропсихологическом процессе; многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка ; с нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта, что имеет определяющее значение для психического развития ребенка.

Слайд 7

Особенности работы педагогов по использованию логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики в речевом развитии дошкольников «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Развитие речи в процессе логоритмических занятий происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки; Специалисты выделяют несколько принципов логоритмических занятий: системности, повторяемости, наглядности, доступности; Основными направлениями логоритмического воздействия могут являться следующие: формирование психологической базы движения, формирование речевой и двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической сферы; Как полагает Т.Е. Шанина , использование логоритмики с элементами нейрогимнастики, развивает у дошкольников координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ритмической структуры речи; На занятиях по логопедической ритмике с элементами нейрогимнастики осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса , тактильного гнозиса , интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций.

Слайд 8

База исследования «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 6 детский сад «Светлячок » г. Питкяранта . В исследовании участвовали дети 6-7 лет в количестве 12 человек и 10 педагогов.

Слайд 9

Диагностические методики «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Методика 1. «Диагностика состояния связной речи» ( Волковская Т.Н .) Цель - оценка состояния связной речи . Методика 2. «Диагностика состояния словарного запаса и грамматического строй речи» ( Волковская Т.Н .) Цель - оценка состояния словарного запаса и грамматического строя речи . Методика 3. «Диагностика состояния фонематических процессов» ( Волковская Т.Н .) Цель - оценка состояния фонематических процессов. Методика 4. «Методика нейропсихологического анализа: фонематический анализ и синтез» (Р.И . Лалаевой , Т.В. Волосовец , Т.Б. Филичевой). Цель - оценка фонематического анализа и синтеза.

Слайд 10

Констатирующий этап «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях»

Слайд 11

Констатирующий этап «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Анкета для воспитателей Цель: Представление педагогов о потенциале логоритмики в речевом развитии детей (варианты ответов и сами ответы представлены в приложении №5) «Какие виды деятельности вы используете преимущественно в рамках речевого развития детей» 40% воспитателей отметили - совместная деятельность педагога с детьми, 30% воспитателей указали совместная деятельность с семьей, 20% считают - режимные моменты, 10% воспитателей отметили самостоятельную деятельность детей. Только 40% воспитателей используют потенциал занятий с использованием логоритмических упражнений в рамках речевого развития детей. Большинство воспитателей (80%) используют элементы логоритмики в педагогическом процессе : использование артикуляционной гимнастики (70 %) ; пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики (60 %); упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей (60%);песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти (40%); коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения (30%);упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения (30%). Среди видов логоритмических упражнений, которые доступны их воспитанникам воспитателями были отмечены следующие варианты: – Ходьба и маршировка в различных направлениях – 40%. – Счётные упражнения – 40%. – Речевые упражнения без музыкального сопровождения – 30%. – Упражнения на активизацию внимания и памяти – 30%. – Упражнения на регуляцию мышечного тонуса – 20%. – Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции – 10%. – Ритмические упражнения – 10 %. При оценке воспитателями роли логоритмики с элементами нейрогимнастики на занятиях в ДОУ были получены следующие ответы: развитие речи и психических функций детей (60%), – логоритмика незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления (50%); психологическая и физическая разрядка, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня (40%).

Слайд 12

Формирующий этап « Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Цели: 1. провести работу по повышению педагогической компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики в педагогическом процессе 2. разработать и апробировать программу музыкальных занятий по речевому развитию дошкольников средствами логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики. Задачи занятий: 1. профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 2. воспитание и развитие чувства ритма: способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; 3. развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; совершенствование певческих навыков; 4. формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; 5. развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия.

Слайд 13

Тематическое планирование музыкальных занятий с элементами нейрогимнастики № Тема Цель, задачи 1 Какие дети в детском саду? Формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений 2 Игрушки Преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 3 Овощи Развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческих способностей 4 Богатый урожай Развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата 5 В стране музыки Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкальной деятельности с использованием логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики. 6 Части тела человека Преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 7 Морское путешествие Развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабится, снять напряжение. 8 Дикие животные Развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие восприятия, воображения, мышления. 9 Посылка от кота Музика Развитие мимической и артикуляционной моторики, интонационной выразительности речи; активизировать словарь по данной теме 10 Зимние забавы Преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. А так же такие занятия как: «Новый год», «Путешествие в страну цветов», «В лес за грибами», «До свидания птицы», «Обувь», «Профессии», «Космическое путешествие», «Армейская карусель», «Весеннее солнышко», «Фрукты и ягоды».

Слайд 14

Основу комплекса программы составили следующие логоритмические упражнения с элементами нейрогимнастики: «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» ПРИВЕТСВИЕ: «Вместе», «Тили-та», ( Т.Новоселовой »), «Здравствуй» ( Т.Сикачевой ), «Солнышко » и др. варианты возможны на ортоковриках , с использованием музыкальных инструментов. МРД: Различные виды шагов на ортоковриках под музыку с добавлением речевого материала и нейропальчиков , массажных мячиков и музыкальных инструментов: «Перекрестный шаг»; « Stop and go », с кинезиологическими мешочками «Апчхи» и др. ПЕНИЕ: Использование нейропальчиков , музыкальных инструментов . «Огородная- хороводная», «Антошка», «Морская песенка», « Снижинка », «Стрекоза» и др. Артилякуационная гимнастика: «Лягушка» с упражнением «Кулак – ребро –ладонь», «Сказка про язычок», «Оближем губки», «А-О-У-Ы» и др. Пальчиковая гимнастика: «Еж, медведь, барсук, енот», « Кинезиологическая игра косманатов », «Чудо- юдо рыба- кит», «Ручки греем» и др. Дыхательная гимнастика: «Снежинка пушинка», «Гудок», «Поиграем животиками» и др. Танцевальное творчество: «Ты улыбнись», «Мы играем не скучаем», «Замри» и др. Игры: « Паравозик », «Теремок», «Сделай так» «Нос – ухо –голова», «Космический полет», «Море волнуется», «Яблочко садовое» и др. Игра на ДМИ: «Веселые клавесы », «Что еще за звук» и др. Массажики : «Я рисую», «Сапожник», «Дождик» и др.

Слайд 15

Авторские игровые модели логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики: «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Музыкально-ритмическое приветствие на орто-ковриках « Вместе. Цель – развитие концентрации внимания и настроя на работу, развитие речевых движений, регуляции мышечного тонуса и чувства темпа, ритма . Песенное творчество с элементами нейропальчиковой гимнастики - « Антошка. Цель - развитие речевых и мимических движений, мелкой мускулатуры пальцев рук, координации слов с положением рук (муз инструментов ). Нейропсихологическое упражнение «Кольцо» со стихотворением «Вырос у нас чесночок ». Цель - развитие речевых и мимических движений, мелкой моторики пальцев рук. Музыкально – ритмическая игра с элементом ускорения «Кубик » . Цель – развитие музыкально - ритмического восприятия и слуха, межполушарных связей, мелкой и общей моторики, переключаемости, координации движений, памяти. Артикуляционная гимнастика с нейромячами - «Покатаем шарики. Цель - развитие артикуляционной и мелкой моторики. Распевка «Ежик – чудачок » - с нейропальчиками . Цель – развитие певческих навыков, внимания, координации слов и движений . Упражнение «Поиграем животиками» . Цель - формирование диафрагмального дыхания, выработка глубокого и длительного вдоха, развитие речевых и мимических движений . и другие. Полное описание упражнений и рекомендации к ним, можно посмотреть в приложении № 7

Слайд 16

Формирующий этап « Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Проводимые нами музыкальные занятия с использованием логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики проводились на основе методических рекомендаций таких авторов как – В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Т. Новоскольцева , А.Л. Сиротюк, Л.А. Пьянова, Е. Ломакина, Г.Р. Шашкина, О. Воеводина, И. Праведникова , О.Н. Тверская, Е.В. Каменских, В.Н. Беляева.

Слайд 17

Контрольный этап « Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях»

Слайд 18

Контрольный этап « Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» Для оценки эффективности проведенной развивающей работы и подтверждения гипотезы экспериментального исследования мы воспользовались статистическим методом t-критерием Стьюдента. Статистической обработке подлежали сравнения диагностических данных уровня развития компонентов речи обследуемых детей до и после развивающего воздействия по четырем диагностическим методикам. Проводился автоматический расчет (таблицы в приложении 8). В результате использования логоритмических занятий у воспитанников прослеживается положительная динамика речевого развития . У детей подготовительной группы увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь, что несомненно будет служить хорошим аспектов для обучения в школе и жизни. Для педагогов был проведен итоговый семинар , целью которого было подведение итогов по повышению педагогической компетентности по использованию логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики в педагогическом процессе. Часть педагогов была вдохновлена современной формой работы и взяла на заметку представленные нами материалы, некоторые из них были реализованы в работе. Руководство сада поддерживает данную технологию и старается поспособствовать дальнейшей ее реализации.

Слайд 19

Участие в конференции и публикация статьи « Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях» В 2021 году было принято участие в 73-ей Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых, где я получила диплом III степени. В 2022 году было принято участие в 74-ей Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. В 2023 году, публикация статьи: Фадеева М. В., Фомина А. Г. Использование упражнений с элементами нейрогимнастики в дошкольной образовательной организации // Гуманитарные аспекты образования в Северных регионах России = Humanitarian aspects of education in the Northern regions of Russia : электронный сборник научных трудов / отв.ред . Н. А Семенова ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Федер . гос. бюджет. образоват . учреждение высш . образования Петрозавод . гос. ун-т, Ин-т педагогики и психологии. - Петрозаводск : Издательство ПетрГУ , 2023. - 1 CD-ROM. - Систем. требования : PC, MAC с процессором Intel 1,3 ГГц и выше ; Microsoft Windows , MAC OS X $ 256 Мб (RAM) ; Adobe Reader ; дисковод CD-ROM. - Загл . с титула экрана. - Текст ; электронный.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! « Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях»



Предварительный просмотр:

Выступление.

Слайд 1.

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему выпускной квалификационной работы: «Развитие речи старших дошкольников посредством логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях».

Слайд 2.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие речи является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития. В целом уровень речевого развития у современных детей – дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Поэтому данная проблема приобретает массовый характер. Усугубляет её и особенность речевого становления у детей, которое не всегда поддается традиционным коррекционно-методическим мероприятиям.

В виду этого педагоги вынуждены апробировать методики, которые построены на гипотезах, результаты которых позволяют доверять эффективности подбираемых способов, приемов и методов, направленных на устранение речевых нарушений у детей.

Проанализировав ситуацию, пришли к выводу о необходимости дополнительного поиска приёмов и способов развивающего воздействия в данном направлении.

Слайд 3.

Так, одним из эффективных методов, все чаще выбираемым профессиональными специалистами в ДОУ – являются музыкальные занятия, которые могут быть основаны на нейропсихологических методах.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нейропсихологический подход активно используется в технологии развития речи, однако в музыкально – логоритмических занятиях он или не используется вовсе, или крайне мало. Именно данный факт послужил для выбора темы исследования.

Слайд 4.

Все вышеизложенное определяет проблему исследования: каковы особенности работы по речевому развитию дошкольников средствами логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики на музыкальных занятиях.

В связи с ранее сказанным, была сформулирована тема работы, цель, объект, предмет исследования, гипотеза, а так же поставлены следующие задачи.

Слайд 5.

Одни из современных технологий речевого развития, формирования и активизации связной речи дошкольников, представлены на слайде, они оказывают эффективное воздействие на становление речи детей дошкольного возраста.

Исходя из изученного в данном разделе, следует сказать, что требуется тщательная разработка программ, копилок и других педагогических способов, оказывающих положительное воздействие на процесс пребывания ребенка в учреждении и планомерной работы по подготовке ребенка к обучению грамоте в школе.

В связи, с чем следует проанализировать нейропсихологический подход как основу этого материала.

Слайд 6.

И к этому вопросу целесообразно подходить, учитывая нейропсихологические, психолингвистические, физиологические особенности ребенка.

За основу можно взять работы следующих ученых:

- Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздевой, А.В. Запорожца – рассматривали тему развития речи, с точки зрения психических особенностей;

- Е.И. Исенина, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия – изучали вопросы особенности становления речи и общения детей с инклюзивными особенностями.

Так же важно опираться на готовые методики, приемы и способы обучения разных категорий детей, которые были разработаны и апробированы такими исследователями, как:

Е.Н Винарской, М.И. Лисиной, Е.М. Мастюковой, Т.Н. Ушаковой и другими.

На базе этих и других научных работ, появилась нейропсихологическая теория, которая основывается на системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации.

В свою очередь, нейропсихология представляет собой направление, которое основано между нейронаукой и психологией, задача которого участвовать в процессе познания функций головного мозга. Таким образом, развитие психических функций детей, в частности дошкольного возраста лежит в основе нейропсихологического подхода, через:

– выявление нарушения и диагностические методы;

– коррекционную работу и профилактические мероприятия.

Слайд 7.

Исходя из изучения методической литературы, по мнению многих исследователей, занятия логопедической ритмикой оказывают влияние не только на овладение детьми двигательными навыками в содружестве с речью, но также происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Так же, многие авторы предлагают использовать ряд приёмов и методов развития детской речи, которые в полной мере описаны в работе. В данный момент, следует упомянуть нейропсихологические игры, развивающие не только речь детей, но и все психические процессы.

Об этом свидетельствуют исследованиям Л.А. Пьяновой, так как данные игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, служат подспорьем в улучшении запоминания, восприятия, активно концентрируют его внимание и многое другое, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова считают, что нейрогимнастика является здоровьесберегающей и игровой технологией. Стимулирование межполушарного взаимодействия, дает возможность развивать нейромоторную готовность, способствовует улучшению вертикали тела и чувству равновесия, освоению понятия лево-право, улучшению слухо-речевой памят. Такого рода работа дает возможность детям повышать внутренний ресурс, который способствует созданию базы для преодоления психо-речевых нарушений.

Слайд 8.

Экспериментальное исследование проводилось в детском саду, в котором я работаю в настоящее время, совместно с воспитателями Фуксовой Ю.М. и Ващенко А.Е. и логопедом Жердевой Ю.В., в исследовании участвовали дети 6-7 лет в количестве 12 человек и педагоги.

Слайд 9.

Исследование предполагало проведение трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе использовались следующие методики, представленные на слайде, их подробное описание представлено в приложениях 1-4.

Слайд 10.

На данном этапе низкий уровень состояния связной речи обнаружился у 16% детей, который характеризуется, тем, что дети не видят ошибки и педагогу приходится оказывать помощь в установлении причинно следственных связей, выясняя, что было сначала, а что потом. Дошкольникам требуется помощь в раскладывании последовательных картинок, наводящие вопросы к каждой картинке, данные представлены на рис. 1.

Как показали полученные результаты, низкий уровень состояния словарного запаса и грамматического строя речи, так же у 16% дошкольников: дошкольники используют 2-3 постоянно, повторяющихся глагола с неточными заменами и употребляют в рассказе такие слова, как «ест» вместо «грызет», «кусает» вместо «клюет», и другое, что объясняется ограниченностью словарного запаса - рис. 2.

Низкий уровень состояния фонематических процессов показали 16% детей: они допускают много ошибок - на рис. 3.

Фонематические процессы (анализ и синтез) сформированы недостаточно. Простые формы фонематического анализа доступны, сложные формы вызывают большие затруднения. Они испытывают трудности при определении места звука в слове (начало, середина, конец); при вычленении первого (последнего) согласного звука из слова и тд. Отмечаются большие трудности при синтезе слов из звуков данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности - рис. 4.

По данным проведенной диагностики можно заключить, что некоторые дошкольники имеют нарушения звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слова, снижение фонематического восприятия, бедный словарный запас. При нейропсихологическом обследовании выявлено, что у большинства детей отмечается средний уровень фонематического анализа и синтеза.

Слайд 11.

Также нами было проведено анкетирование воспитателей по теме «Представление педагогов о потенциале логоритмики в речевом развитии детей», в нем приняли участие 10 воспитателей.

Полученные данные указывают на необходимость в организации работы по повышению педагогической компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики в педагогическом процессе.

Слайд 12 .

С педагогами были проведены мероприятия по повышению компетентности в данной области, а именно: консультация на тему: «Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс: «Логоритмика как эффективный метод развития речи у детей дошкольного возраста», семинар-практикум: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах», и непосредственно просмотр занятий в данном направлении.Все методические материалы представлены в приложении №6.

Также была разработана и апробирована программа использования музыкальных занятий, она представляет собой цикл, состоящий из 20 занятий по речевому развитию дошкольников средствами логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики, конспекты представлены в приложении 7.

Представленные занятия были направлены на развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развития общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развития чувства ритма, темпа, фонематического и слухового восприятия. А комплекс логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики служит для усиления взаимодействия полушарий головного мозга.

Слайд 13 .

К проведению занятия предъявляются определенные требования:

1. Занятия составляются с опорой на лексические темы.

2. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

3. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

4. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Слайд 14 .

В ООД с использованием логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики были включены разнообразные компоненты:

1. Пальчиковая гимнастика, песни, стихи, сопровождаемые движением рук.

2. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

3. Артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

4. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

5. Упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы.

В структуру занятия не всегда входят все перечисленные элементы.

Планируя логоритмические занятия, были использованы:

  • принцип концентрированного наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем;
  • принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

А также выполнены психолого-педагогические условия: создана благоприятная психологическая атмосфера, постоянно осуществлялось привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений.

Слайд 15 .

Представленный комплекс, в который так же вошли авторские игровые модели, был направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Упражнения были включены в каждое занятие как основной элемент, разминка, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.

Слайд 16 .

Подводя итог формирующего этапа, следует отметить, что регулярное выполнение нейропсихологических упражнений позволило добиться положительных результатов:

- Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.

– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

Поэтому использование составленной программы дает возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.

Слайд 17 .

На контрольном этапе выявлена положительная динамика сформированности речевого развития обследуемых детей старшего дошкольного возраста: состояния связной речи, словарного запаса, грамматического строй речи и фонематических процессов, нейропсихологического обследования фонематического анализа и синтеза.

По методике «Диагностика состояния связной речи» (Волковская Т.Н.): количество детей с высоким уровнем увеличилось с 26% до 50%.

По методикам: «Диагностика состояния словарного запаса и грамматического строй речи» (Волковская Т.Н.) и нейропсихологического анализа: фонематический анализ и синтез (Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой): уровень состояния словарного запаса и грамматического строй речи, фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста вырос на 8% (количество детей с высоким уровнем увеличилось с 34% до 42%).

Уровень фонематических процессов так же вырос, количество детей с высоким уровнем увеличилось с 34% до 42%.

Слайд 18 .

Итак, качественный и количественный анализы экспериментальных данных подтверждают выдвинутую нами гипотезу, о том, процесс речевого развития у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии использования программы на музыкальных занятиях, основанной на сочетании приемов логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики.

Слайд 19 .

Участие в конференции и публикация статьи

Слайд 20.

Благодарим за внимание!