Главные вкладки
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ. Опыт работы в МБДОУ «Детский сад № 7 «Ромашка».
СЛАЙД 1. Здравствуйте! Меня зовут…. Сегодня я представляю вашему внимаю Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 7 «Ромашка»
СЛАЙД 2. Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть основан на тесном взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. От качества этого взаимодействия напрямую зависит уровень педагогической культуры родителей и эффективность семейного воспитания.
Мониторинг, проведенный нами в начале 2023-2024 уч.года показал низкую вовлеченность родителей детей с ОВЗ в жизнь детского сада – всего лишь 22 родителя, что составляет 61% от общего числа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим нами было принято решение об организации таких мероприятий, которые бы способствовали укреплению связей с родителями, повышению их педагогической грамотности и вовлечению максимального числа родителей детей с ОВЗ в жизнь ДОУ.
СЛАЙД 3. Классификация форм взаимодействия с родителями представлена на слайде. Отметим, современные родители требуют современного решения проблемы сотрудничества, поэтому все чаще наблюдается переход от традиционных форм взаимодействия с семьей (родительские собрания, круглый стол, наглядные формы, устные и письменные консультации) к нетрадиционным формам.
Рассмотрим подробнее нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, которые осуществляются на базе нашего детского сада.
СЛАЙД 4. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами и родителями, родителями и детьми.
Сюда относятся опросы, анкетирование на всевозможные темы, начиная с «удовлетворенностью качеством образования» и заканчивая психологическими тестированиями, позволяющим родителям оценить свое мастерство воспитателя, родителя, наставника или выявить у себя гиперопекающие установки.
Еще одна распространённая и интересная форма – «Почтовый ящик». Это коробка, в которую любой родитель может поместить записку со своими идеями, предложениями, вопросами. Записку можно адресовать любому педагогу учреждения. Ответы на вопросы озвучиваются лично родителю, освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно.
СЛАЙД 5. Главная задача информационно-ознакомительных форм работы – познакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, а так же с педагогическим составом, достижениями и успехами педагогов. Официальный сайт дошкольного учреждения, официальные гос.паблики (Вконтакте, Телеграмм) позволяют родителям узнать о самых важных событиях, новостях и изменениях в жизни детского сада, а серия видео роликов «Устами детей о педагогах МБДОУ «Детский сад № 7 «Ромашка» позволила родителям «познакомиться поближе» с людьми, которые работают с их детьми – СЛАЙД 6
СЛАЙД 7. К информационно-ознакомительным формам так же можно отнести творческие работы, которые родители выполняют совместно с детьми – это выставки рисунков «Я рисую с мамой», конкурсы семейных фотографий «Наше лето» «Мама милая моя», «С папой вместе», «Родной город в объективе», «Пусть дорога будет доброй», «Четвероногие друзья», «Всей семьей за ЗОЖ», поделок из природного материала «Щедрая осень»,
СЛАЙД 8. работы на конкурсы «Книжки-малышки своими руками о мамочках», «Герб нашей семьи» . По итогам конкурсов авторы лучших работ были награждены грамотами и памятными призами.
СЛАЙД 9. Информационно-просветительские и познавательные формы направлены на обогащение и систематизацию знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей-дошкольников, а так же о возрастных и психологических особенностях детей с ОВЗ.
Основная роль принадлежит традиционным общим собраниям, однако все чаще наши педагоги ищут, находят и активно включают инновационные формы проведения родительских собраний. Они основаны, в первую очередь, на диалоге, на искренности, открытости.
Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных программ: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Устами
младенца».
СЛАЙД 10. К этим формам так же относятся информационные стенды в коридорах и групповых раздевалках детского сада, страничка педагога-психолога на официальном сайте, серия постов о психологическом здоровье ребенка и семьи в гос.пабликах, папки-передвижки, буклеты и памятки на разнообразные темы.
СЛАЙД 11. Всеми любимые формы взаимодействия с родителями – досуговые. Они направлены на установление теплых, доверительных, неформальных отношений, положительного эмоционального контакта между педагогами и родителями, родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам взаимодействия с семьей воспитанников с ОВЗ относятся не только всевозможные традиционные праздники, организованные совместно с родителями: «Встреча Нового года», «Масленица», «День знаний» и другие,
СЛАЙД 12 но и особые праздники, музыкально-спортирные мероприятия, которые проводятся с целью доставить радость воспитанникам: «В гостях у сказки», «Праздник Нептуна», «День Рождения Чебурашки», «День смеха», «День мыльных пузырей», «Праздник осени», «Концерт для любимых игрушек», «День театральных постановок, приуроченный к Дню театра», «День рождения А.С. Пушкина», «День творчества К.И. Чуковского», квест-игра «В мире музыки», серия музыкально-литературных гостинных «Дыхание весны», «Шелест осени», «Щебетание лета», «Зимние колыбели», «день рождения рябинки», «День русской березы», «День хоровода» и другие.
Все чаще на наших мероприятиях родители становятся не гостями, а участниками – они поют песни, читают стихи, делятся своими увлечениями и успехами, рассказывают о своих профессиях.
СЛАЙД 13. Предложенную классификацию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей можно дополнить организацией совместной деятельности с детьми с ОВЗ. Подключение родителей к жизни дошкольного учреждения способствует укреплению дружественных связей между родителями и детьми, позволяют устанавливать и поддерживать доверительные, теплые, открытые взаимоотношения между педагогами и родителями. Так ребята познакомились с профессиями родителей: «Повар», «Сотрудник полиции», «Медсестра», «Швея», «Часовщик», «Почтальон», «Парикмахер», «Учитель». Сюда же относится и привлечение родителей к работе по озеленению участков детского сада, расчистке территории от снега, субботникам, организации совместных посещений пожарной части, музея, библиотеки, дома спорта, дома культуры, досуговых мероприятий, совместные конкурсы и акции «Снежные фигуры», «Помоги птицам зимой», «Мультики и сказки по эмодзи» (на страницах гос.пабликов).
СЛАЙД 11.
Использую те или иные формы сотрудничества с родителями, не стоит забывать о важных принципах взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, принципы представлены на слайде.
СЛАЙД 12. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
В результате мониторинга в конце 2023-2024 года была отмечена положительная динамика вовлеченности родителей детей с ОВЗ в жизнь ДОУ. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilova.pptx | 1.6 МБ |
danilova_formy_vzaimod._s_rod.docx | 79.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен строиться на тесном взаимодействии с родителями, которое влияет на уровень их педагогической культуры и эффективность семейного воспитания. В современном мире педагогам необходимо организовывать мероприятия, способствующие укреплению связей с родителями и повышению их педагогической грамотности.
Формы взаимодействия с родителями Формы взаимодействия с родителями Традиционные формы Нетрадиционные формы Коллективные Наглядные Индивидуальные Наглядно-информационные Познавательные Досуговые Информационно-аналитические Информационно-просветительские Информационно-ознакомительные
Информационно-аналитические формы
Информационно-ознакомительные формы
Информационно-ознакомительные формы
Информационно-ознакомительные формы
Информационно-просветительские и познавательные формы
Информационно-просветительские и познавательные формы
Досуговые формы
Досуговые формы
Организация совместной деятельности с детьми с ОВЗ
Принципы взаимодействия с родителями 1. Доброжелательность и открытость в общении педагога с родителями . 2. Индивидуальный подход к каждому родителю – необходимо чувствовать ситуацию и настроение родителя . 3. Атмосфера взаимопомощи и поддержки семьи в педагогических ситуациях . 4. Формирование развивающей среды, которая помогает взаимодействовать педагогу с семьей, способствуя развитию личности ребёнка в семье и детском коллективе . 5. Динамичность – быстрое реагирование на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
Заключение Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 «Ромашка»
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 7 «Ромашка»
Данилова Ксения Дмитриевна
учитель-логопед
педагогический стаж – 6 лет
1 квалификационная категория
2024
Продуктивный образовательный процесс в дошкольном учреждении сегодня сложно представить без тесного сотрудничества с родителями воспитанников. От этого сотрудничества зависит и уровень педагогической культуры самих родителей, и уровень семейного воспитания.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.
Отметим, современные родители требуют современного решения проблемы сотрудничества, поэтому все чаще наблюдается переход от традиционных форм взаимодействия с семьей (родительские собрания, круглый стол, наглядные формы, устные и письменные консультации) к нетрадиционным формам. Рассмотрим подробнее нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, которые осуществляются на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 7 «Ромашка».
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами и родителями, родителями и детьми.
Сюда относятся опросы, анкетирование на всевозможные темы, начиная с «удовлетворенностью качеством образования» и заканчивая психологическими тестированиями, позволяющим родителям оценить свое мастерство воспитателя, родителя, наставника или выявить у себя гиперопекающие установки.
Еще одна распространённая и интересная форма – «Почтовый ящик». Это коробка, в которую любой родитель может поместить записку со своими идеями, предложениями, вопросами. Записку можно адресовать любому педагогу учреждения. Ответы на вопросы озвучиваются лично родителю, освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно.
Главная задача информационно-ознакомительных форм работы – познакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, а так же с педагогическим составом, достижениями и успехами педагогов. Официальный сайт дошкольного учреждения, официальные гос.паблики (Вконтакте, Телеграмм) позволяют родителям узнать о самых важных событиях, новостях и изменениях в жизни детского сада, а серия видео роликов «Устами детей о педагогах МБДОУ «Детский сад № 7 «Ромашка» позволила родителям «познакомиться поближе» с людьми, которые работают с их детьми.
К информационно-ознакомительным формам так же можно отнести творческие работы, которые родители выполняют совместно с детьми – это выставки рисунков «Я рисую с мамой», конкурсы семейных фотографий «Наше лето» «Мама милая моя», «С папой вместе», «Родной город в объективе», «Пусть дорога будет доброй», «Четвероногие друзья», «Всей семьей за ЗОЖ», поделок из природного материала «Щедрая осень», работы на конкурсы «Книжки-малышки своими руками о мамочках», «Герб нашей семьи» . По итогам конкурсов авторы лучших работ были награждены грамотами и памятными призами.
Информационно-просветительские и познавательные формы направлены на обогащение и систематизацию знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей-дошкольников, а так же о возрастных и психологических особенностях детей с ОВЗ.
Основная роль принадлежит традиционным общим собраниям, однако все чаще наши педагоги ищут, находят и активно включают инновационные формы проведения родительских собраний. Они основаны, в первую очередь, на диалоге, на искренности, открытости.
Например, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных программ: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Устами
младенца».
К этим формам так же относятся информационные стенды в коридорах и групповых раздевалках детского сада, страничка педагога-психолога на официальном сайте, серия постов о психологическом здоровье ребенка и семьи в гос.пабликах, папки-передвижки, буклеты и памятки на разнообразные темы: «Скоро в школу!», «Ребенок взял чужую вещь - что делать?», «Поговорим о детских страхах», «Ребенок с ОВЗ: особенности воспитания и обучения» «Сон, режим сна, укладываем ребенка спать», «Детская площадка. Как избежать конфликтов?» и другие.
Всеми любимые формы взаимодействия с родителями – досуговые. Они направлены на установление теплых, доверительных, неформальных отношений, положительного эмоционального контакта между педагогами и родителями, родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам взаимодействия с семьей воспитанников с ОВЗ относятся не только всевозможные традиционные праздники, организованные совместно с родителями: «Встреча Нового года», «Пришла весна», «Масленица», «Международный женский день», «День Победы», «Выпускной для дошколят», «День защиты детей», «День семьи, любви и верности», «День знаний», «День пожилого человека», «Мамин праздник» и другие, но и особые праздники, музыкально-спортирные мероприятия, которые проводятся с целью доставить радость воспитанникам: «В гостях у сказки», «Праздник Нептуна», «День Рождения Чебурашки», «День смеха», «День мыльных пузырей», «Праздник осени», «Концерт для любимых игрушек», «День театральных постановок, приуроченный к Дню театра», «День рождения А.С. Пушкина», «День творчества К.И. Чуковского», квест-игра «В мире музыки», серия музыкально-литературных гостинных «Дыхание весны», «Шелест осени», «Щебетание лета», «Зимние колыбели», «день рождения рябинки», «День русской березы», «День хоровода» и другие.
Все чаще на наших мероприятиях родители становятся не гостями, а участниками – они поют песни, читают стихи, делятся своими увлечениями и успехами, рассказывают о своих профессиях.
Предложенную классификацию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей можно дополнить организацией совместной деятельности с детьми с ОВЗ. Подключение родителей к жизни дошкольного учреждения способствует укреплению дружественных связей между родителями и детьми, позволяют устанавливать и поддерживать доверительные, теплые, открытые взаимоотношения между педагогами и родителями. Так ребята познакомились с профессиями родителей: «Повар», «Сотрудник полиции», «Медсестра», «Швея», «Часовщик», «Почтальон», «Парикмахер», «Учитель». Сюда же относится и привлечение родителей к работе по озеленению участков детского сада, расчистке территории от снега, субботникам, организации совместных посещений пожарной части, музея, библиотеки, домов спорта, домов культуры, досуговых мероприятий, совместные конкурсы и акции «Снежные фигуры», «Помоги птицам зимой», «Мультики и сказки по эмодзи» (на страницах гос.пабликов).
Использую те или иные формы сотрудничества с родителями, не стоит забывать о важных принципах взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями:
1. Доброжелательность и открытость в общении педагога с родителями.
2. Индивидуальный подход к каждому родителю – необходимо чувствовать ситуацию и настроение родителя.
3. Атмосфера взаимопомощи и поддержки семьи в педагогических ситуациях.
4. Формирование развивающей среды, которая помогает взаимодействовать педагогу с семьей, способствуя развитию личности ребёнка в семье и детском коллективе.
5. Динамичность – быстрое реагирование на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.