Консультация для родителей "Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста"

Петрова Елена Юрьевна

Цель данной консультации:повысить родительскую компетенцию в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков детей в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kommunikatsiya.pptx595.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие коммуникативных способностей у детей» Подготовила: педагог-психолог Петрова Е.Ю.

Слайд 2

Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой. На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Слайд 3

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя: умение с пониманием относиться к окружающим; способность встать на место другого человека; негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника; желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Развитие коммуникативных навыков: 6 советов для взрослых Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в « полевых условиях » . Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.

Слайд 4

Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником , потому что тот « некрасиво одевается » , приведите другой довод: « Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать » . Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: « Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя » . Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

Слайд 5

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность. Именно в игре дети не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком? 1. Игры-драматизации Они идеально подходят для совершенствования коммуникативных умений у детей. Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером». Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену! 2. Ролевые игры Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста. Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками. Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

Слайд 6

3. Игры по правилам Эти упражнения учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила. Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников. 4. Пластические этюды Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику. Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся). Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами .

Слайд 7

Некоторые родители могут поинтересоваться, а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействовать с большим числом собеседников. Безусловно, переступать через индивидуальные особенности своего чада нельзя, но помогать выстраивать отношения с окружающим миром чрезвычайно важно. Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

Слайд 8

Вежливые слова Цель: создать условия для развития уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Возраст:4-7 лет. Описание игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся Цель: создать условия для развития у детей умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Возраст:4-7 лет. Описание игры: игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый даѐт задания: Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперѐд , найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаѐтесь друзьями.

Слайд 9

Игры-ситуации Цель: создать условия для развития у детей умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Возраст: 4-7 лет Описание игры: детям предлагается разыграть ряд ситуаций: Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашѐл на улице слабого, замученного котѐнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришѐл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришѐл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребѐнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребѐнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе и т.д.

Слайд 10

Интервью Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Возраст: 4-7 лет Количество играющих: 3 и более человек. Необходимые приспособления: стул. Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.