Мастер класс для детей старшей группы "Опыты с водой"

Балымова Надежда Витальевна

Как говорил В. А Сухомлинский: «Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». С ранних лет ребенок окружен природой. Он к ней тянется, интересуется и воспринимает ее, какая она есть. Но с возрастом интересы ребенка растут, любознательность становится движущей силой в его познании мира. Ребенок дошкольного возраста развивается благодаря этому познанию. Дети стремятся найти ответы на все свои Почему это происходит? А что будет, если…? Дети ищут ответы на эти вопросы, они хотят знать ответы: Что? Почему? Как? в природе происходит. Они познают, им интересно, они исследуют окружающий их мир.  Так вот именно такая исследовательская деятельность становится одним из главных факторов познавательного развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_-_opyty_s_vodoy.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по экспериментированию в старшей группе для воспитателей ДОУ.

Подготовила воспитатель Балымова Надежда Витальевна.

Цель мастер – класса:

-   продемонстрировать и ознакомить с методикой проведения экспериментов

- распространение опыта среди воспитателей по использованию метода экспериментирования в организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- обратить  внимание воспитателей на активность и заинтересованность детей в ходе экспериментальной деятельности;

- обменяться педагогическим опытом по данной теме;

- повысить уровень мастерства педагогов;

- способствовать появлению положительного эмоционального настроя у педагогов.

              Как говорил В. А Сухомлинский: «Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». С ранних лет ребенок окружен природой. Он к ней тянется, интересуется и воспринимает ее, какая она есть. Но с возрастом интересы ребенка растут, любознательность становится движущей силой в его познании мира. Ребенок дошкольного возраста развивается благодаря этому познанию. Дети стремятся найти ответы на все свои Почему это происходит? А что будет, если…? Дети ищут ответы на эти вопросы, они хотят знать ответы: Что? Почему? Как? в природе происходит. Они познают, им интересно, они исследуют окружающий их мир.  Так вот именно такая исследовательская деятельность становится одним из главных факторов познавательного развития детей.

Таким образом, проводя с детьми занятия по экспериментированию, мы предоставляем им возможность сделать для себя новые интересные открытия в мире физических и химических явлений. При этом в процессе эксперимента ребенок является не только сторонним наблюдателем, но и принимает непосредственно активное участие в его проведении. Поэтому считаю, что подобные практические занимательные мероприятия активизируют познавательные процессы детей, повышают его любознательность, расширяют кругозор и поднимают самооценку.

Если говорить о масштабности затронутых мною тем для экспериментов, то, интересных вещей в мире много, и охватить все – невозможно. В своих занятиях я не стала углубляться во все тайны нашей природы, и решила более подробно затронуть то, с чем дети встречаются ежедневно. Открыть для них свойства, казалось бы, простых и элементарных явлений, таких как вода и воздух. И показала  пару фокусов:  о  электрических зарядах, фокус с водой и воздушным шариком.

Все проводимые нами опыты рассчитаны в основном на детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети задают уже осмысленные вопросы, и стараются грамотно их поставить, выдвигают свои предположения и сравнивают их с результатом эксперимента.

 Сегодня я вам продемонстрирую некоторые из них. Возможно, вам они и знакомы, но для детей это было открытие.

Опыты с водой.

Опыт №1  Вода течет вверх или как растения пьют воду.

Материал: Пластиковый стаканчик с водой (или прозрачная пластиковая бутылка) бечевка, фломастеры, ножницы.

Цель: Показать наглядно как твердые тела (в том числе растения) впитывают жидкость.

Описание:

  1. На бечевку  нанести  на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
  2. Наливаем в стакан (бутылку) воду.
  3. Опускаем бечевку в стакан так, чтобы она  касалась поверхности воды.

Итог: вода поднимается по ворсинкам вверх, так и растения пьют воду. Кстати, между ворсинками ткани есть маленькие просветы, поэтому она впитывает воду.

Опыт №2 Фокус «Дырявый пакет»

Материал: полиэтиленовый пакет, вода, карандаши.

Описание: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет на половину.
Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Итог: если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой на половину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет.  Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Опыт №3 Опыт с яйцом и соленой водой.

Цель: показать как меняется плотность воды в зависимости от наличия в ней соли.

Материал: 2 поллитровые банки, 1 литровая, два  яйца, соль, вода.

Описание: Взять 3 банки: две поллитровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налить крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустить туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь кладем на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, можно добиться  того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт№4  Как работает фильтр для воды?

Цель: Показать  принцип работы фильтра для очистки воды.

Материалы: Две прозрачные емкости (одна пустая, другая  с водой), краски, кисточка, песок, воронка, бумажные салфетки, марлевая ткань.

Описание: В  стакан с водой добавить немного краски, песка. На втором (пустом) стакане установить воронку, сверху покрыть марлевой тканью и бумажными салфетками. Медленно переливать окрашенную воду в пустой стакан.

Результат: очищенная  вода

Итог: все загрязнения застревают в порах ткани, проходя через несколько слоев ткани и бумажных салфеток, тем самым очищая воду.

Опыт №5  Растопить лед без спичек

Цель: показать, что соль способствует таянию льда.

Материалы: два кубика льда, мелкая соль, неглубокая тарелка.

Описание: сначала сделать две одинаковые ледышки. Для этого нужно налить одинаковое количество воды в одинаковые стаканы и поставить в морозилку на несколько часов. Можно сделать ледышки разного цвета, если подкрасить их красками. Теперь, одна ледышка будет таять сама, а на другую насыпать горку соли. Через некоторое время (минут 5-7) можно заметить изменения. Видно, что сосулька, на которой насыпана соль, тает невероятно быстро, по сравнению с той, которая осталась таять самостоятельно!

Итог: соль растапливает лёд

Опыт №6  Достать льдинку из воды, не намочив рук.

     Цель: показать, что соль способствует таянию льда, чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

          Материалы: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

          Описание: Опустить лёд в воду. Нитку положить на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпать немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Взять за свободный конец нитки и вытащить кубик льда из стакана.

         Итог: соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Опыты с воздухом.

Опыт №7 Летающие виноградинки

Цель: показать, что воздух легче воды.

Материал: стакан с газированной водой, виноград.

Описание: Взять стакан со свежей газированной водой, и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут «садиться» пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Итог: воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх.

Аналогично опыт с апельсином.

Материалы: 2 апельсина. Один в кожуре, второй очищенный, таз с водой.

Цель: показать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Описание: Сначала опустить в воду целый апельсин, он будет плавать на поверхности. Потом опустить в воду очищенный, он пойдет на дно.

Итог: апельсин в кожуре не тонет по причине  того, что в кожуре имеется воздух, который выталкивает его на поверхность.

Опыт №8 Упрямые шарики.

Материалы: два шарика, шерстяная ткань, шелковая ткань, кувшин с водой, тазик.

Цель: познакомить детей с понятием электрические заряды. Выяснить, почему шарики могут притягиваться, или отталкиваться.

Описание:

  1. Надуть два шарика, натереть оба шарика шерстяной тканью. Повесить шарики рядом. Они будут отталкиваться друг от друга.
  2.  Один из шариков натереть шелковой тканью. И снова повесить рядом. Шарики будут притягиваться друг к другу.
  3. Натереть один шарик шерстяной тканью и поднести к тонкой струе воды, не касаясь ее. Струя воды будет отталкиваться от воды.

Итог: как известно, при трении тела электризуются. Если натереть оба шарика шерстяной (или шелковой) тканью, они приобретут одноименные заряды и будут отталкиваться друг от друга. Если же один шарик натереть шерстяной тканью, а другой шелковой, заряды на шариках окажутся разноименными, и шарики будут притягиваться друг к другу

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов

Опыт с огнем.

Опыт №9  Огонь и воздух.

Цель: показать, что без доступа воздуха огонь гаснет.

Материалы: свеча, спички, тарелка, стеклянная прозрачная литровая банка.

Описание:  Зажженную свечу плотно закрыть банкой, тем самым прекратит доступ воздуха к пламени, через несколько секунд пламя гаснет.

Итог: Без воздуха огонь не горит.

Опыт №10 Опасная бумага

Цель: Показать наглядно, что бумагой можно порезаться.

Материалы: пластилин, полоски бумаги.

Описание: скатать из пластилина большую колбаску (ствол дерева) и несколько колбасок поменьше (ветки). Сделать дерево, прикрепить к дощечке, чтобы оно стояло. Натянуть полоску бумаги и провести краем по стволу «дерева». Попробовать его «спилить».

Итог: бумага режет пластилин. Значит ей можно порезаться из-за острого ровного края.

Опыт №11  Создаем радугу своими руками.

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Материалы: ёмкость с водой (противень), плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Описание:  опыт проводить лучше в ясный солнечный день. Противень с водой поставить около окна так, чтобы на него падал свет солнца. Поместить зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой  держать перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближать зеркало. Регулировать положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Можно произвести легкие вибрирующие движения зеркалом.  На белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.  

Итог: вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Предложить детям запомнить цвета радуги выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Уточнить, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Опыт №12  Естественная лупа

Цель:  разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху.

Материалы: трехлитровая банка, пищевая пленка, вода, резинка, насекомое или любой небольшой предмет.

Описание: посадить насекомое в трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а, наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды. Получается чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Фокус.  Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклеить на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь  можно спокойно проткнуть шарик через скотч без всякого вреда для него.

           Подводя итоги данного мастер-класса, хочется отметить, что мы, воспитатели, имеем прекрасную возможность сделать детство наших воспитанников  ярче, насыщеннее, иногда даже волшебнее. Ведь мир экспериментирования очень разнообразен и широк. И в нем мы можем вместе  с детьми  искать ответы на множественные вопросы, которые бесконечно рождаются в этих маленьких головках.

Основным  достоинством такого экспериментирования является то, что дети  получают реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта, о его «взаимоотношениях» с другими объектами и окружающей средой. Еще одним плюсом такой познавательно - исследовательской деятельности считаю безопасность и доступность материалов, несложная система проведения опытов (последовательность действий), понятная дошкольнику старшего возраста.

Также хочется отметить, что благодаря регулярному проведению с детьми подобных занятий по экспериментированию, дети становятся более активными, вырастает их исследовательский интерес к миру неживой природы.