Главные вкладки
Круглый стол "Использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в физическом развитии дошкольников"
Круглый стол для молодых педагогов и наставников по использованию здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_zdorovesberezhenie.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
Круглый стол
для молодых педагогов и наставников
«Использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в физическом развитии дошкольников»
Подготовила: учитель-логопед
Гурова Е.В.
Бугуруслан, 2023 г.
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в физическом развитии дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Задачи:
- Совершенствовать качество образовательного процесса в ходе внедрения в практику педагогической деятельности ДОУ инновационных здоровьесберегающих технологий.
- Содействовать становлению культуры здоровья педагогов ДОУ.
Оборудование: мультимедиа.
Актуальность здоровьесберегающих технологий.
Слайд 1
Проблема здоровья и его сохранения, воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Слайд 2
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально –экономического развития общества. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как ее основной линии, охраны и укрепления здоровья детей. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» рассматривается, как совокупность форм и методов организации образования детей без ущерба для их здоровья;
- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Слайд 3
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Слайд 4
Виды технологий:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии валеологического просвещения родителей.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДО используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий.
Слайд 5
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- технологии обучения здоровому образу жизни,
- коррекционные технологии
Задание № 1 – Игра «Ромашка»
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ромашка здоровья».
Уважаемые педагоги, у вас на столах серединка и лепестки от цветка Ромашка, на серединке ромашки написана группа здоровьесберегающих технологий, а на каждом лепестке есть название – вид технологий. Вам нужно выбрать лепестки с названием той технологии, которая относится к вашей группе, т. е. необходимо распределить технологии по группам.
Проверим.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг (комплекс упражнений на совершенствование гибкости, развития подвижности в суставах и эластичности мышц), ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, физминутки, утренняя гимнастика, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения, закаливающие мероприятия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, занятия (беседы) из серии «Здоровье», самомассаж, дни здоровья, физкультурные праздники и развлечения.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, смехотерапия.
Задание № 2 – Игра «Скажи иначе»
В игре «Скажи иначе» нужно объяснить другими словами отгадываемое слово. Каждый игрок команды берет по одной карточке, на которой написано слово, которое так или иначе связано с нашей сегодняшней темой семинара. Во время объяснения слова игрок может использовать синонимы и антонимы, главное не использовать однокоренные слова. Задача остальных игроков команды отгадать данное слово как можно быстрее.
1 участник Правильное питание, бодрость.
2 участник Зарядка, выносливость, подвижные игры, кислородный коктейль, профилактика.
3 участник Закаливание, соревнования, массаж.
При использовании данной игры с детьми, можно использовать карточки с изображением слова – ребенок должен объяснить детям, что нарисовано на его карточке. На первом этапе введения игры можно разрешить детям при объяснении использовать мимику и жесты.
Задание № 3 – Сказкотерапия. Спортивная сказка «Репка»
Проводится для снятия напряжения и усталости.
Ход: Пошел дед в огород (ходьба друг за другом), посадил репку (приседание с прямой спиной), и не одну, а много (серия приседаний). Выросла репка большая-пребольшая (потянуться вверх). Стал дед репку тянуть (наклоны с прямой спиной). Тянул, тянул…не вытянул. Позвал дед бабку. Пошла бабка в огород (ходьба переваливаясь). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Позвали внучку (ходьба на носочках). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Пришла Жучка (ходьба на коленях с опорой на ладони), не вытянули репку. Прибежала Мурка, спинку выгибает (стоя на четвереньках, прогибать спину), хвостиком машет (повороты таза в стороны, не отрывая ног от пола). Не вытянули репку. Позвали мышку (легкий бег на носочках). Взялись друг за друга (сесть друг за другом, ноги упираются в спину сидящего), потянули репку (наклоны вперед) и вытащили репку. Устали, легли на спину. А потом встали, показали, какая репка была большая (потянулись вверх), и захлопали от радости в ладоши (хлопки над головой). В конце сказали на выдохе: «Тянули, тянули…вытянули репку!»
Сейчас мне хочется представить вам такой вид здоровьесберегающих технологий – виброгимнастика. Слайд 6
Вряд ли найдется человек, не согласный с широко известным выражением о том, что «жизнь – это движение». Недостаток движения в детстве приводит к возникновению у детей неправильной осанки, сколиоза и других серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата. Во взрослом возрасте – это различные поражения суставов, хрупкость костей, общая мышечная слабость и раннее старение.
В различных частях света, люди, создавшие собственные эффективные системы здоровья, использовали вибрационные упражнения, как органические составные части таких систем. Так, например, японский ученый Кацудзо Ниши в середине прошлого века создал теорию, обосновывающую важную роль микровибраций капилляров в кровоснабжении, и разработал комплекс вибрационных упражнений для поддержания в хорошем состоянии и восстановления опорно-двигательного аппарата и сосудов.
По мнению К.Ниши, два его упражнения – «для капилляров» и «золотая рыбка» являются очень полезными практически для всех людей.
На основе упражнений К.Ниши российским врачом В. Шолоховым была создана «Гимнастика здоровья доктора Шолохова», которая сегодня активно пропагандируется Медицинским реабилитационным центром В.А. Шолохова и, по отзывам в Интернете, является эффективным методом восстановления здоровья.
Их результатом является присутствие на рынке большинства развитых стран мира различных виброплатформ и вибротренажеров, предназначенных для тренировки мышц и сосудов.
А.Микулин выдвинул гипотезу о том, что естественным образом очистка клеток организма от шлаков осуществляется тремя путями:
1) путем беспрерывной, но очень слабой вибрации клеток биотоками нервных импульсов;
2) вытеснением шлаков из клеток и межклеточного пространства благодаря большим силам сокращения мышц и
3) за счет энергичного продвижения шлаков из клеток и межклеточного пространства инерционными силами во время сотрясений человеческого тела (бег, упражнения со скакалкой и т.д.).
Эта гипотеза послужила основой для создания А.Микулиным комплекса виброгимнастики. При этом А.Микулин отмечал, что наличие клапанов в венах мышц является тем механизмом, который обеспечивает интенсивное самоочищение организма при виброгимнастических упражнениях.
Слайд 7
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.
Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка вовремя или после напряженной умственной деятельности.
В своей книге «Активное долголетие» А. Микулин предлагает всем людям, без учета возраста и состояния здоровья утром выполнять простое и эффективное упражнение для очистки сосудов: «Если подняться на носках так, чтобы каблуки оторвались от пола всего на один сантиметр, и резко опуститься на пол, то испытаешь удар, сотрясение. При этом произойдет то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх…
Такие сотрясения тела нужно делать не спеша, не чаще раза в секунду. После тридцати упражнений (сотрясений) нужно сделать перерыв в 5—10 секунд. Ни в коем случае не старайтесь поднять каблуки выше сантиметра над полом. Упражнение от этого не станет эффективнее, а лишь вызовет ненужное утомление ступней. Слишком частые сотрясения тоже бесполезны. В межклапанных пространствах вен не успеет накопиться достаточная порция крови, и ее волна не захлестнет следующий «этаж» вены…
Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для спинного хребта и его дисков виброгимнастика не представляет…. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма — это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта…».
Виброгимнастика А.Микулина имеет много последователей в странах бывшего СССР. По отзывам людей, регулярно ее практикующим, эта гимнастика действительно является очень простой и действенной, позволяющей избавиться от ряда заболеваний сосудов, в том числе тромбофлебита.
В ДОУ с детьми дошкольного возраста виброгимнастику проводить сложно, так как у детей наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. С этой целью виброгимнастику необходимо проводить в игровой форме.
Я подготовила для вас несколько практических игр, которые вы можете проводить с воспитанниками своих групп и предлагаю попробовать их на практике
Комплекс виброгимнастики
«Путешествие по сказкам»
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Какая это сказка? («Кошкин дом») Кто автор? (С. Маршак)
Давайте поможем кошке построить новый дом. Каждый из вас построит крепкий, прочный новый дом.
(Дети постукивают пальчиками по своей голове, по плечам, рукам, ногам, всему телу со словами:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком, и с трубой.
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!
А теперь помогите своим друзьям построить дом. (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, повторяя те же слова. Затем поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение с теми же словами.)
Хорошо!
Повернитесь лицом в круг.
Кто же это идет к кошке в новый дом? Большой, бурый, лохматый – кто это? (Медведь)
Из какой он сказки? («Маша и медведь», «Три медведя»…)
Мишка рыбку ловил, себе шерстку намочил. Покажите, как мишка стряхивает капельки воды со своей шерстки. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
Теперь – с лап. (Дети потряхивают руками.) Ну а теперь – со всего туловища. (Дети потряхивают всем, телом, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам.)
Посушите, пожалуйста, мишку, подуйте на него. Вдохните воздух носом, а выдохните через рот. Ну-ка, кто дольше подует на мишку!
Хорошо!
А еще к кошке в новый дом собирался прийти такай ушастенький, летом – серый, зимой-белый, живет в лубяной избушке. Кто это? (Заяц)
Из какой он сказки? («Лиса и заяц»)
Но вот беда: спит зайка в своей лубяной избушке и не слышит, что кошка его в гости зовет.
Надо бить в барабаны, будить зайку.
(Дети постукивают себя по груди со словами:
Зайку мы будили,
В барабаны били.
Бум-бум, тра-та-та!
В барабаны били.)
Бу-у-у-у-м-м-м-м!
Хорошо!
Проснулся зайка, бросился со всех ног к кошке в гости. Покажите, как он спешит. (Дети часто топают ногами на месте.)
А на болоте очень волнуется необычная лягушка. На голове у нее корона. Кто это? (Царевна-лягушка) Из какой она сказки? («Царевна-лягушка»)
Царевна-лягушка не может идти в гости в своей лягушачьей коже. Она должна превратиться в девицу-красавицу. Покажите, как лягушка сбрасывает кожу. Она сначала подпрыгивает вверх-вниз 10 раз. (Дети выполняют упражнение.) Затем быстро-быстро качается вправо-влево. (Дети выполняют упражнение.) И, наконец, лягушка двигается вперед-назад 10 раз. (Дети выполняют упражнение.)
Хорошо!
Собрались все зверушки вместе в тереме – теремке и начали жить поживать, да добра наживать.
Чему учат нас сказки? (Разные ответы детей.)
Давайте и мы с вами пожелаем друг другу добра и здоровья. Возьмитесь за руки, поделитесь своей добротой и здоровьем со всеми друзьями.
Хорошо!
И я тоже желаю вам всем здоровья!
Слайд 8
Второй вид здоровьесберающих технологий -это кинезиологические упражнения и технология применения кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста. Сначала немного теории, а в практической части мы с вами отработаем некоторые упражнения, с целью внедрения их в деятельность с детьми ваших групп.
В рамках любых восточных духовных практик, таких как йога, цигун и пр. тело никогда не рассматривается отдельно от психики, и это не случайно. Дело в том, что тело – это такое же отражение нашей психики, как и эмоции или мысли. Многим это покажется удивительным, но тело хранит следы всех важных событий, переживаний, и порой даже более точно, чем память. Известно, что любая эмоция имеет свое телесное проявление. И оно не ограничивается только лишь жестами или мимикой. В эмоции принимает участие все тело.
Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
Познавательная деятельность детей, их координация, ориентация в пространстве, адекватность эмоциональных реакций зависит от того, как взаимодействуют между собой правое и левое полушария головного мозга, то есть от сформированности мозолистого тела –сплетения нервных волокон, которое соединяет правое и левое полушария. Межполушарное взаимодействие можно укреплять при помощи кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Игры и упражнения позволяют дошкольникам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается в том, что дети сами толком не могут сформулировать свое беспокойство.
Игровые упражнения и задания педагоги смогут применять во время занятий с детьми, чтобы снимать накопленное эмоциональное напряжение, развивать навыки общения, развивать основы саморегуляции.
Слайд 9
Виды кинезиологических упражнений:
– Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
– Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
– Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
– При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
– Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Условия проведения:
– Упражнения необходимо проводить ежедневно.
– С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
– Занятия проводятся утром;
– Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
– Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
– От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
– Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
– Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
– Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
Кинезиологические сказки
В гости к бабушке»
В гости бабушка позвала внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат в гости к бабушке спешат
(пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше – озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали, («крыша»)
Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада, для неё внучки – награда (хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. ( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).
Слайд 10
Вывод: Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на потом.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!
Правильное питание | Соревнования |
Бодрость | Массаж |
Зарядка | |
Выносливость | |
Подвижные игры | |
Кислородный коктейль | |
Профилактика | |
Закаливание |