Приемы манипулятивного воздействия и способы защиты от него

Янчий Маргарита Олеговна

Сегодня знание законов психологии влияния представляет собой мощное оружие в контексте политических, социальных, экономических и культурных изменений в обществе, все более стремящемуся к постиндустриальному. Значение знаний и психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, очень велико. Мы живем в открытой всем и всяческим воздействиям системе, где доминируют процессы глобализации, в мире, где каждый человек осознанно или неосознанно пытается манипулировать окружающими, чтобы добиться своих целей. Исключить эти действия полностью невозможно, но оптимизировать их — желательно и вполне реально. Поэтому особенно актуально обладать знанием о влиянии на человека, противостоять техникам, методам и приемам манипуляций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manipulyatsiya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Приемы манипулятивного воздействия и способы защиты от него»

Сегодня знание законов психологии влияния представляет собой мощное оружие в контексте политических, социальных, экономических и культурных изменений в обществе, все более стремящемуся к постиндустриальному. Значение знаний и психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, очень велико. Мы живем в открытой всем и всяческим воздействиям системе, где доминируют процессы глобализации, в мире, где каждый человек осознанно или неосознанно пытается манипулировать окружающими, чтобы добиться своих целей. Исключить эти действия полностью невозможно, но оптимизировать их — желательно и вполне реально. Поэтому особенно актуально обладать знанием о влиянии на человека, противостоять техникам, методам и приемам манипуляций.

Манипуляция рассматривается как:

1)психологическое воздействие (психологическое понимание);

2) речевое или языковое воздействие (лингвистическое понимание);

3) некоторое воздействие (нейтрально – абстрактное понимание);

Социальный аспект появляется в исследованиях социологов и специалистов в области социальной психологии, подчеркивающих, что «манипуляция – это стратегия социального поведения в личных целях манипулятора, противоречащего собственным интересам адресата, разновидность скрытого управления, характеризующегося эгоистическими целями манипулятора».

В свою очередь, психологического понимания придерживается Е. Л. Доценко, рассматривающий манипуляцию как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».

Обзор некоторых подходов к рассматриваемому понятию позволил сформулировать общие характеристики, которые помогут отличить манипуляцию от других видов воздействия:

  1. скрытый и ненасильственный характер;
  2. противоречие или несовпадение во мнениях адресата и адресанта;
  3. в большинстве определений подчеркивается неблаговидность действий манипулятора;
  4. производится против воли манипулируемого;
  5. доминирование манипулятора над манипулируемым.

Итак, манипуляция – это скрытое психолингвистическое воздействие, требующее специальных познаний и осуществляемое с целью изменения мнений, воззрений, установок и целей манипулируемого, который под силой оказываемого на него воздействия самостоятельно изъявляет желание их изменить. Из определения следует определённый набор признаков. Под признаками манипуляции понимаются её сущностные характеристики, которые позволяют отличать данный вид воздействия от других. К ним можно отнести:

  1. скрытый характер – является тайной, манипулируемый не должен узнать о недобросовестных намерениях адресанта, в противных случаях, акция сворачивается. Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно
  2. междисциплинарность – осуществляется по средствам психологических и лингвистических способов воздействия как совместно, так и раздельно;
  3. специализированность знаний – предполагает овладение конкретными знаниями и умениями;
  4. конкретная целевая направленность – создаётся для достижения определённого результата;
  5. наличие корыстного умысла – манипулятор сознательно занимается манипулятивным воздействием на выгодных для себя условиях в ожидании необходимого результата;
  6. неравноценный результат выражается в определённых отрицательных последствиях для манипулируемого и положительных для манипулятора;
  7. ненасильственный характер – рассматриваемое явление исключает физическое насилие, принуждение во исполнение заданной цели;
  8. законность и ненаказуемость предполагает свободное легитимное использование способов и средств манипуляции без наступления юридической ответственности за совершение данной деятельности;
  9. мнимая самостоятельность заключается в сохранении ощущения единоличного принятия решения манипулируемым.

Механизмы манипуляции – это те методы воздействия на человека, с помощью которых у человека вызываются состояния, которые выгодны манипулятору. Таким образом, манипулятивными механизмами являются те действия, в которых проявляет себя манипуляция. Степень успешности манипуляции зависит от того, насколько широк арсенал этих средств и насколько манипулятор гибок в их использовании.

Предпосылками успешной манипуляции можно считать:

1) отсутствие или недостаточное развитие аналитического мышления манипулируемого;

2) отсутствие полной, разносторонней и объективной информации, позволяющей оценить правдивость сообщения, поступившего от манипулятора, в том числе, недостаточная техническая оснащённость;

3) нежелание адресата анализировать полученную информацию;

4) стойкость стереотипов, поддерживаемых в обществе и приводящих к критическому восприятию инакомыслия;

5) снижение уровня образования;

6) отключение здравого смысла, ориентация на чувства и эмоции;

7) искажённая картина мира.

А. В. Филатов замечает: «наличие у человека таких представлений об окружающей его действительности, которые неполностью или искаженно (что еще лучше для манипуляции сознанием) отражают мир, существенно облегчает манипуляцию его сознанием. Поэтому создание иллюзорных представлений о действительности, насаждение мифов, фальсификация истории, сокрытие информации представляют собой одновременно и предмет неустанных забот манипуляторов сознанием, и служат одной из важнейших предпосылок для успешности манипулятивных воздействий.

В научной литературе достаточно подробно описаны механизмы, способы, формы и механизмы манипуляционного воздействий. В арсенал манипуляционных механизмов входит множество различных приемов, описанных в обширной литературе по пропаганде, PR, рекламе, маркетингу, менеджменту.

Например, психолог Ворошилова А. А. в своих работах делит манипуляционные механизмы на 3 группы. К первой группе основных приемов взаимодействия субъекта и объекта манипуляции можно отнести действия с информацией, которые отражают возможность властных субъектов осуществлять эксклюзивное оперирование информацией, ограничивать и фильтровать потоки, поступающие обществу в целях обеспечения стабильности и целостности системы. Такая практика типична для политических PR-технологий. Другая группа манипуляционных механизмов заключается в действиях с людьми в процессе осуществления манипуляции. То есть это действия с объектами манипуляции, управляемое изменение их свойств, характеристик. Эта группа механизмов играет очень важную роль в современных экономической, политической, социальной областях, формируя определенные формы восприятия как у отдельных групп, так и у всех субъектов деятельности. Третья группа манипуляционных механизмов, используемая в связке с первыми двумя, это обеспечение нужного контекста манипуляции, включающее формирование физических условий, культурного фона, социального контекста, в рамках которых проходит манипуляция. Наконец, еще одна группа механизмов заключается в управлении характером взаимодействия в процессе осуществления манипуляции. Здесь используется интенсивность контакта, коммуникативная инициатива, направленность воздействия4.

Способы противостояния манипуляции

Кроме множества способов манипулирования людьми, есть еще и защита от них. Главное, вовремя уметь уклониться от манипулятивного воздействия, знать приемы защиты и правильно их использовать. Первым и главным действием является понимание (осознание) того, что вы находитесь под психологическим воздействием. Пока вы не понимаете, что вами манипулируют, вы не принимаете ни каких защитных действий. Как только вы начинаете это осознавать, включаются защитные механизмы.

Способы защиты от манипуляций:

1. Игнорирование подтекста или контекста

2. Техника наведения тумана. Техника предполагает ответ, начинающийся согласия: в любом манипулятивном сообщении есть часть правды, нужно ее выбрать и искренне с ней согласиться. Уместно использовать с равными (если не зависим от этого человека), в ответ на личностный наезд и в случае, если все, что нам надо — чтобы от нас отстали.

3. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. Суть проста: придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.

4. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше просто прервать уходом.

5. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции.

6. Конкретизирующие вопросы. Замечательная техника, которая либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло.

7. Вопрос о целях манипулятора. Цель противостояния манипуляции — конструктивная защита личных границ, а не наезд на другого человека. Один и тот же ответ, высказанный доброжелательным или враждебным тоном, будет либо конструктивным противостоянием манипуляции, либо агрессивным выпадом. Отвечая агрессией на агрессию мы продолжаем играть в навязываемую нам игру «агрессор-жертва», конструктивно реагируя — мы не позволим втянуть себя в выматывающую перепалку.

Принятие для самого себя решения не зависеть от манипулятора – самое главное условие психологической победы. Следует учесть, что манипулятором может быть ваш друг или коллега, с которым вы так или иначе близко общаетесь. Попытайтесь не довести отношения до скандала, известите манипулятора о необходимости изменить отношения с ним. Закрепите успех преодоления психологического давления, дайте понять, что и другие методы будут бесполезны, кроме нормального, равного и взаимовыгодного общения.

Таким образом, представляется возможным выделить ряд устойчивых признаков манипуляции, отмечаемых всеми авторами: манипуляция представляет собой скрытую форму воздействия на другое сознание, цель манипулятора отлична от первоначальных установок (намерений) ценностных ориентаций манипулируемого, при этом действия манипулятора не согласуются с фактами, т. е. тем, что внешний наблюдатель манипуляционного акта считает истинным. В результате манипуляционного воздействия поведение манипулируемого не согласуется с его первоначальными установками и ценностными ориентациями.

Манипулятивное воздействие признается самым эффективным видом влияния на массового адресата, оно превзошло скрытое управление, убеждение, игнорирование, принуждение и другие распространенные механизмы, способствующие изменению каких – либо особенностей личности объекта, его сознания или поведения. В последние годы манипуляция сознанием стала основным способом формирования общественного мнения. Именно поэтому данная проблематика не теряет своей актуальности и тема требует дальнейшего изучения.

Список использованных источников

1. Ворошилова А. А. Антология научных исследований в области манипуляции сознанием / А. А. Ворошилова. - Красноярск: СибГАУ, 2007. – 106 с.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защиты / Е. Л. Доценко. - М.: ЧеРо, 2003. – 344 с.

3. Душкина М.Р. Психология влияния / М. Р. Душкина. – СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза – М.: Эксмо – 2012 – 356 с.

5. Филатов А.В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием / А. В. Филатов – Калининград: Сенте, 198 с

6. Цуладзе А. Политическая мифология / А. Цуладзе – М.: Эксмо, 2010. - 384 с.

7. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 2012 – 288 с.

8. Шейнов В.П. Психологическое влияние / В. П. Шейнов – Минск: Харвест, 2011 – 235 с.