Главные вкладки
Карта развития по И.А. Скворцову
Карта развития по И.А. Скворцову
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_razvitiya_po_i.a._skvortsovu.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература
Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М., 2003.
Возраст | Крупная моторика |
1-4 недели | Все безусловные рефлексы вызываются, рефлексы симметричны |
1 месяц | Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает голову в сторону |
1 месяц | Пытается поднимать голову, лежа на животе |
1,5 месяца | Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек., ноги при этом напряжены |
2 месяца
| В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами |
2 месяца | Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) |
2,5 месяца | Лежа может опираться на предплечья (несколько минут) |
3 месяца | Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня |
4 месяца | Появляется опора на ноги |
4,5 месяца | Активно поднимает голову из положения на спине |
4,5 месяца | Переворачивается на бок |
5 месяцев | Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову |
5,5 месяцев | Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой |
6 месяцев | Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку |
6 месяцев | Сидит при пассивно приданной позе |
6,5 месяцев | Переворачивается со спины на живот |
7 месяцев | Переворачивается с живота на спину |
7 месяцев | Ползает без включения тазового пояса |
7,5 месяцев | Синхронно ползает по-пластунски |
7,5 месяцев | Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок |
8 месяцев | Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие |
8 месяцев | Стоит в позе на коленях (на четвереньках) |
8,5 месяцев | Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно |
9 месяцев | Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно |
10 месяцев | Стоит у опоры, встает самостоятельно |
11 месяцев | Стоит самостоятельно |
11,5 месяцев | Ходит с поддержкой |
12 месяцев | Ходит самостоятельно |
1 год 3 месяца | Ходит длительно, поворачивается |
1 год 6 месяца | Перешагивает через препятствия |
1 год 10 месяцев | Пытается бегать |
1 год 11 месяцев | Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила |
2 года | Бегает |
2 года | Самостоятельно приседает и встает |
2 года | Наклоняется и поднимает предметы с пола |
2 года 6 месяцев | Стоит на одной ноге без поддержки |
2 года 6 месяцев | Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) |
2 года 6 месяцев | Умеет ездить на трехколесном велосипеде |
3 года | Прыгает на двух ногах |
4 года | Умеет делать кувырок вперед |
4 года | Прыгает на одной ноге |
5 лет | Выполняет одновременно два вида движений |
Мелкая моторика | |
1 неделя | Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами |
2 месяца | Открывает кулачок |
2,5 месяца | Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот |
3 месяца | Иногда захватывает предмет кистью руки |
3,5 месяца | Тянется к игрушке, хватает ее рукой |
4,5 месяц | Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает |
5 месяцев | Начинает захватывать мелкие предметы |
5,5 месяцев | Перекладывает игрушку из руки в руку |
7 месяцев | Активно манипулирует предметами |
8 месяцев | Для захвата использует большой палец |
8 месяцев | Стучит игрушкой об игрушку |
8,5 месяцев | Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) |
9 месяцев | Пытается ставить кубик на кубик |
10 месяцев | Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы |
11 месяцев | Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки |
12 месяцев | Может перелистывать страницы у картонной книжки |
12 месяцев | Опускает мелкие предметы в узкое отверстие |
1 год 2 месяца | Переворачивает одновременно 2-3 страницы |
1 год 5 месяцев | Рисует каракули, росчерки |
1 год 6 месяцев | Разрывает бумагу |
1 год 8 месяцев | Переворачивает по одной странице |
2 года | Формируется предпочтение ведущей руки |
2 года | По показу повторяет вертикальные и круглые линии |
2 года 6 месяцев | «Правильно» держит карандаш |
3 года | Копирует круг |
3 года | Расстегивает пуговицы |
4 года | Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) |
4 года | Режет ножницами бумагу |
5 лет | Копирует треугольник |
5 лет | Правильно рисует квадрат |
Зрительное восприятие | |
1 неделя | Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света |
1 месяц | Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание её глазами |
1,5 месяцев | Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии |
2 месяца | Длительное сосредоточение взора на предметах |
3 месяца | Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев |
3,5 месяца | Тянется к игрушке |
4 месяца | Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии |
4,5 месяца | Игрушку подносит к глазам, рассматривает |
5 месяцев | Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах |
6 месяцев | Рассматривает крупные картинки |
7 месяцев | Активно захватывает игрушку из любых положений |
8 месяцев | Дифференцированно воспринимает близких и знакомых людей |
9 месяцев | Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку |
10 месяцев | Узнает себя и близких в зеркале |
1 год | Показывает отдельные предметы в быту |
1 год 2 месяца | Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии |
1 год 3 месяцев | Узнает несколько простых картинок (около 5) |
1 год 8 месяцев | Дифференцирует форму и величину объемной игрушки |
1 год 8 месяцев | Дифференцирует количество предметов |
1 год 9 месяцев | Подбирает парные игрушки и картинки |
2 года | Узнает знакомые предметы по ТВ |
2 года | Знает много картинок (10-15) |
2 года 6 месяцев | Понимает смысл простых картинок с действием |
2 года 6 месяцев | Узнает контурные, черно-белые изображения |
2 года 6 месяцев | Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке |
2 года 6 месяцев | Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета |
3 года | Узнает перечеркнутые изображения |
3 года | Узнает наложенные изображения |
3 года 6 месяцев | Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы |
4 года | Может сам составить рассказ по сюжетной картинке |
4 года | Понимает смысл последовательных картинок |
4 года 6 месяцев | Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом |
Слуховое восприятие | |
1 неделя | Вздрагивает и мигает при громком звуке |
2 недели | Слуховое сосредоточение |
1 месяц | Начало локализации звуков в пространстве |
1,5 месяца | Улыбается, когда слышит голос взрослого |
2 месяца | Замирает при появлении нового звука на фоне других |
2,5 месяца | Узнает тембр голоса матери |
3 месяца | После звуковой стимуляции издает гласные звуки |
4 месяца | Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука |
6 месяца | Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имена |
6 месяца | Начало аутоэхолалии |
6,5 месяцев | Начинает понимать команды с жестовым подкреплением |
7 месяцев | Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки |
8,5 месяцев | Плясовые движения под веселую музыку |
1 год | Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом |
1 год 3 месяца | Повторяет услышанные короткие слова |
1 год 5 месяцев | «Вставляет» слова в знакомые стихи |
1 год 8 месяцев | Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук |
| Может отстукивать простые ритмы по образцу. |
3 года | - простые ритмы |
5 лет | - акцентированные ритмы |
6 лет | - по устной инструкции |
Импрессивная речь | |
1 месяц | Реакция сосредоточения на голос взрослого. притормаживает двигательные реакции, «ротовое» внимание |
3 месяца | Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций |
4 месяца | Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации |
5 месяцев | В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность |
6 месяцев | Реагирует на свое имя |
7 месяцев | Понимает речевые команды с жестовым подкреплением |
7,5 месяцев | Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого |
8 месяцев | Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы |
8,5 месяцев | Понимает речевые команды без жестового подкрепления |
9 месяцев | По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте |
9,5 месяцев | Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого |
10 месяцев | Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках |
10,5 месяцев | По указанию взрослых выполняет действия с игрушками |
11 месяцев | Понимает команду «нельзя» |
1 год | Выполняет много команд по просьбе взрослого |
1 год 3 месяца | Показывает несколько частей тела |
1 год 6 месяцев | Показывает все части тела |
1 год 8 месяцев | Показывает все объекты в быту |
2 года | Показывает много картинок |
2 года 5 месяцев | Понимает содержательную речь, несложные рассказы |
2 года 5 месяцев | Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке |
2 года 5 месяцев | Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия |
3 года 5 месяцев | Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте |
4 года | Может ответить на отвлеченные вопросы, например, «светит ли ночью солнце?» |
5-6 лет | Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» |
Экспрессивная речь | |
1 месяц | Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним |
2 месяца | Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит |
3 месяца | Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление |
4 месяца | Активное гуление |
5 месяцев | Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков |
5,5 месяцев | Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) |
6 месяцев | Активный недифференцированный лепет |
6,5 месяцев | Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии |
7,5 месяцев | Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» |
9 месяцев | Подражая взрослому, учит новые слоги |
10 месяцев | Называет людей и предметы слогами |
1 год | Говорит около 5 слов (мама, дада) |
1 год 2 месяца | Соотносит слоги с определенным предметом |
1 год 4 месяца | Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) |
1 год 6 месяцев | Говорит около 10 слов (в основном названия) |
1 год 8 месяцев | «Телеграфная речь». двухсловные предложения |
2 года | Составляет предложения из 3-4 слов |
2 года 6 месяцев | Задает вопросы со словами «Кто?», «Где?», «Куда?» (порядок слов не всегда правильный) |
2 года 6 месяцев | Легко повторяет фразы |
3 года | Пытается использовать множественное число, прошедшее время |
3 года | Использует отрицательные частицы «не», «ни» |
3 года 6 месяцев | Использует прилагательные и местоимения |
3 года 6 месяцев | Задает вопросы «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» |
3 года 6 месяцев | Способен вести диалог со взрослым человеком |
3 года 6 месяцев | Использует сложные предложения |
4 года | Использует вежливые просьбы |
4 года | Использует будущее время |
4 года | Использует определение пространства. «на», «под», «за» |
4 года 6 месяцев | Читает стихи |
5 лет | Появляется соединение простых предложений в сложные |
5 лет | Появляются разделительные вопросы |
5 лет | Может описать свои чувства |
5-6 лет | Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» |
Интеллект | |
0-2 месяцев | Формируются простые ассоциации. если кричать, то тебя возьмут на руки |
0-2 месяцев | Начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени |
3 месяц | Начинает различать окружающих. может узнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей |
4 месяца | Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу |
4,5 месяцев | Развитие функции активного внимания. поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем |
5 месяцев | Начинает догадываться о причине и следствии. если потрясти погремушку - она загремит |
5 месяцев | Реакция на новизну. любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка |
5,5 месяцев | Следит откуда и куда падает предмет |
6 месяцев | После зрительного и тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой) |
6,5 месяцев | Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет |
7 месяцев | Начинает ожидать от близких людей характерных действий. кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи |
7 месяцев | Может узнавать по части целое. ожидает появление целого предмета, увидев только его часть |
7,5 месяцев | Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки |
8 месяцев | Поиск наполовину спрятанной игрушки |
9 месяцев | Запоминает, как реагировать на определенные фразы. поднимает руки, когда слышит фразу «Такой большой» |
10 месяцев | Пользуется «указательными жестами» |
11 месяцев | Деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) |
11,5 месяцев | Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения |
11,5 месяцев | В состоянии определить высоту и края предметов |
1 год | Узнает значение слов, коротких фраз |
1 год | Различает несколько предметов по названиям |
1 год | Ищет спрятанную игрушку |
1 год 5 месяцев | Тянет в рот только съедобное |
1 год 6 месяцев | Узнает простые картинки в книге |
1 год 7 месяцев | Может выполнить поручение из 1 действия |
1 год 11 месяцев | Различает «один» и «много» |
1 год 11 месяцев | Различает «большой» и «маленький» |
2 года | Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок |
2 года 6 месяцев | Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) |
2 года 6 месяцев | Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника |
2 года 6 месяцев | Подбирает цвета по образцу (синий цвет к синему) |
3 года | Классификация на 2 группы (по цвету, форме) |
3 года 6 месяцев | Классификация на 3-4 группы. по геометрической форме, по цвету |
4 года | Легко заполняет доску Сегена |
| Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп). |
4 года | - с помощью |
4 года 6 месяцев | - самостоятельно |
5 лет | Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» |
Вербальный интеллект | |
5 лет | Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется |
5 лет | Отгадывает загадки, используя накопленный опыт |
6 лет | Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов |
6-7 лет | Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений |
| Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?». |
6 лет | - с помощью взрослого |
6 лет 6 месяцев | - самостоятельно |
7 лет | Способен разделять объекты на классы и подклассы |
Конструирование | |
8,5 месяцев | Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки |
9 месяцев | Пытается ставить кубик на кубик |
11 месяцев | Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки |
1 год | Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку |
1 год 9 месяцев | Строит простые сооружения из кубиков |
2 года | Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок |
2 года | Строит по образцу поезд, башенку |
3 года | Строит по образцу мост |
3 года | Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку |
3 года 6 месяцев | Самостоятельно рисует человека (примитивно) |
3 года 6 месяцев | Строит сложные сюжетные конструкции |
3 года 6 месяцев | Собирает кубики Линка по образцу |
4 года | Складывает картинки из кубиков |
4 года | Рисует человечка с туловищем |
5 лет | Рисует человека в одежде |
5 лет | Сюжетные рисунки |
Эмоции, коммуникации | |
1-2 недели | Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт. громкий крик без интонационной выразительности, слез нет |
1,5 месяца | Появление ответной улыбки, «ротового» внимания, через некоторое время после «заигрывания» исследователя |
2 месяца | На эмоциональный контакт с исследователем ребенок отвечает активной улыбкой |
3 месяца | Смеется в голос |
3 месяц | В ответ на общение с исследователем проявляет выраженный «комплекс оживления» |
4 месяц | «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро |
4,5 месяца | Плач ребенка модулирован, с чередующимися периодами усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого |
5 месяцев | Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий интересный стимул |
5 месяц | Появление улыбки при виде взрослого человека, который молчит |
5 месяц | Различает мимику и жесты окружающих |
5,5 месяцев | Реагирует на строгие и ласковые интонации |
6 месяцев | Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы |
7,5 месяцев | Тянет руки, чтобы взяли на руки |
7 месяцев | Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) |
8 месяцев | Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение |
9 месяцев | Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях |
10 месяцев | Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями |
11 месяцев | Машет рукой на прощание |
12 месяцев | По просьбе обнимает родителей |
1 год 2 месяца | Появляется сопереживание, утешение |
1 год 3 месяца | Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие |
1 год 4 месяца | Использует «да» (слово, звук, жест) |
1 год 7 месяцев | Помогает в простейших работах (по инструкции) |
1 год 8 месяцев | Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами |
1 год 10 месяцев | Активно пользуется жестами |
1 год 10 месяцев | Острая реакция на отсутствие матери |
3 года | Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое» |
3 года | Знает свой пол |
4 года | Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми |
4 года 6 месяцев | Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы |
5-6 лет | Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству |
Самообслуживание | |
5 месяцев | Может есть с ложки |
6 месяцев | Держит бутылочку, из которой сосет |
7 месяцев | Пьет из чашки, которую держит взрослый |
8 месяцев | Помогает одевать себя (подает руку, ногу) |
9 месяцев | Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) |
1 год | Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье |
1 год 2 месяца | С помощью подносит ложку ко рту |
1 год 3 месяца | Пьет из чашки, не проливая |
1 год 3 месяца | Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) |
1 год 4 месяца | Моет руки с небольшой помощью |
1 год 6 месяцев | Зачерпывает пищу ложкой |
1 год 6 месяцев | Полностью прожевывает пищу |
1 год 9 месяцев | Снимает расстегнутое пальто, куртку |
1 год 10 месяцев | Ест и пьет самостоятельно |
2 года | Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) |
2 года | Просится на горшок в дневное время |
2 года | Самостоятельно моет и вытирает руки |
2 года | Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого |
2 года 6 месяцев | Ест ложкой или вилкой самостоятельно (аккуратно) |
2 года 6 месяцев | Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) |
3 года | Наливает в чашку воду (не аккуратно) |
3 года | Расстегивает пуговицы |
4 года | Застегивает пуговицы, кнопки, молнию |
4 года | Одевается без посторонней помощи |
4 года | Отличает переднюю часть одежды от задней |
5-6 лет | Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках |
Игра | |
3 месяца | Рассматривает вложенную в руку игрушку |
3 месяца | Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка |
4 месяца | Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее |
5 месяцев | Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности |
5 месяцев | Подолгу играет с подвешенными игрушками |
5,5 месяцев | Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает |
9 месяцев | Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям |
9,5 месяцев | Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает |
10 месяцев | Усвоение условных действий с игрушками и предметами |
11 месяцев | Играет с несколькими игрушками, одевает кольца на штырь |
1 год | Играет с мячом |
1 год 1 месяц | Строит простые структуры из блоков |
1 год 2 месяца | Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками |
1 год 3 месяца | Наблюдает за игрой других детей |
1 год 4 месяца | Играет самостоятельно, если рядом взрослый |
1 год 6 месяцев | Начало функциональной игры |
1 год 9 месяцев | Любит катать, перетаскивать игрушки |
1 год 9 месяцев | Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков |
2 года | Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) |
2 года | Делает куличики |
2 года | Собирает закручивающиеся игрушки |
2 года 6 месяцев | Собирает пирамидку по порядку |
2 года 6 месяцев | Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону) |
3 года | Совместная сюжетная игра с другим ребенком |
3 года 6 месяцев | Игра с воображаемой действительностью |
3 года 6 месяцев | Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) |
4 года | Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) |
4 года 6 месяцев | В сюжете игры появляются разные типы отношений (управления, подчинения, равноправия) |
4 года 6 месяцев | Длительная совместная игра 4-5 детей с поочередной сменой ролей |
4 года 6 месяцев | «Драматическая» игра. отражает в сюжете сцены из повседневной жизни |
5-6 лет
| Усвоение способов построения сюжета - опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры. придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинация, фантазирование, нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.) |
6-7 лет | Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий |