Муниципальный этап областного конкурса «Педагог-психолог Подмосковья» в 2024 году
Организаторами Конкурса являются Управление по образованию Администрации Городского округа Балашиха и МБУ ДПО «Учебно-методический центр».
Конкурс проводится в целях повышения профессионального роста педагогов-психологов, создания условий для совершенствования профессиональных компетенций, творческого потенциала и укрепления социального престижа профессии педагога-психолога.
Муниципальный этап Конкурса проводится с 18 по 27 марта 2024 года (заочно).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_.docx | 15.99 КБ |
harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti_psihologa.docx | 217.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к Положению о региональном конкурсе
профессионального мастерства
«Педагог-психолог Подмосковья»
в 2024 году
АНКЕТА
участника регионального конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Подмосковья»
1. | Фамилия | Меринова |
2. | Имя | Наталия |
3. | Отчество | Алексеевна |
4. | Дата рождения | 05.10.1977 |
5. | Регион | Московская область |
6. | Населенный пункт | Балашиха |
7. | Учреждение | МБОУ Школа№1 |
8. | Образование (ВУЗ и год окончания) | Окончила в 2005 году МОУ «Воронежский экономико-правовой институт». |
9. | Специальность по диплому | «Психолог. Преподаватель психологии», по специальности «Психология». |
10. | Стаж работы педагогом-психологом | 14 лет |
11. | Квалификационная категория | высшая |
12. | Разряд |
|
13. | Звание, награды | Почетная грамота Министерства образования Московской области. За многолетний плодотворный труд, успешную работу по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. 26.08.2020 г. № 216-к |
14. | Контактный телефон | 8-962-978-56-74 |
15. | Viktor33ru@yandex.ru | |
16. | Настоящим подтверждаю, что вышеуказанные данные достоверны и даю согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством. | Подпись |
Подпись____________________/__________________/
«___»__________2024 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
ХАРАКТЕРИСТИКА
профессиональной деятельности
педагога-психолога
«Будьте сами и человеком, и младенцем для того, чтобы учить ребенка...» (В. Одоевский) | ||
Я, Меринова Наталия Алексеевна, работаю педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 1».
I. Сведения о профессиональном образовании
Дата рождения: 05 октября 1977 года.
Образование: высшее.
Общий стаж работы: 26 лет.
Педагогический стаж: 14 лет.
Квалификационная категория: высшая.
Окончила в 2005 году МОУ «Воронежский экономико-правовой институт».
Присуждена квалификация «Психолог. Преподаватель психологии», по специальности «Психология».
II. Сведения о повышении квалификации |
№ п.п. | Тема программы повышения квалификации/ стажировки, вид (очная, дистанционная) | Место прохождения | Название организации, осуществляющей повышение квалификации | Сроки обучения | Название и № документа (заполняется при завершении обучения) | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования с учетом требований ФГОС». Очная. | г. Москва | Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет». | С 09.10.2020 по 04.12.2020 г. | Удостоверение о повышении квалификации № 180002418820 | 72 ч. |
2. | «Классическая песочная терапия и использование инновационных технологий при работе с песком в соответствии с ФГОС». Дистанционная. | г. Екатеринбург. | Центр онлайн-обучения Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании». | С 16.12.2021 по 23.12.2021 г. | Удостоверение о повышении квалификации № 661634025790 | 32 ч. |
3. | «Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста». Дистанционная. | г. Красноярск. | Общество с ограниченной ответственностью «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»». | С 6.01.2022 по 12.01.2022 г. | Удостоверение о повышении квалификации № 180003007665 | 72 ч. |
4. | «Деятельность педагога в сфере социальной адаптации детей с ОВЗ». Дистанционная. | г. Екатеринбург. | Центр онлайн-обучения Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании». | С 7.02.2022 по 11.02.2022 г. | Удостоверение о повышении квалификации № 661634029493 | 72 ч. |
5. | «Педагогика и психология инклюзивного образования. Организация инклюзивного образования детей с РАС». Дистанционная. | г. Екатеринбург. | Центр онлайн-обучения Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании». | С 11.02.2022 по 18.02.2022 г. | Удостоверение о повышении квалификации № 661634029197 | 36 ч. |
6 | Организация деятельности педагога психолога в системе дошкольного образования | г Москва | Московский государственный психолого-педагогический институт | С 04.09.2023 по15.12ю2023ю | Удостоверение о повышении квалификации № 770400850140 |
II. Сведения о дополнительном образовании, способствующих повышением качества и результативности профессиональной деятельности |
№ п.п. | Вид обучения (второе профессиональное образование, переподготовка) | Наименование образовательной организации | Название и № документа | Сроки обучения, количество часов (на момент аттестации) | Название специальности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Профессиональная переподготовка. | Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения». | Диплом о профессиональной переподготовки. | С 31.08.2022 по 24.11.2022 г. 340 часов. | Присуждена квалификация «Педагог по работе с детьми с РАС». |
2 | Профессиональная переподготовка. | Общество с ограниченной ответственностью «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»». | Диплом о профессиональной переподготовки. | С 22.10.2023-13.02.2024. 1000ч | Менеджер в сфере образования |
III. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) |
Согласно требованиям ФГОС ДО для успешной реализации Основной образовательной программы в ОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.
В своей профессиональной деятельности я выполняю должностные обязанности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог»: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ, психологическое консультирование и психологическое просвещение субъектов образовательных отношений, коррекционно-развивающая работа и психологическая диагностика воспитанников, психологическая профилактика.
Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является:
1. Создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ОУ.
Задачи деятельности педагога-психолога:
1. Содействие администрации и педагогическому коллективу ОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
3. Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
5. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк;
6. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.
Основные направления работы:
1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
2. Психологическая диагностика детей и педагогического коллектива;
3. Коррекционно-развивающая работа с детьми;
4. Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса;
5. Психопрофилактика, направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.
Психологическая диагностика
Цель: получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Для реализации данного направления осуществляется:
1. Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;
2. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп;
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ОУ, согласно положению о ПМПк.
4. Диагностика эмоционального состояния детей.
Коррекционно-развивающая работа
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность педагога-психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Педагог-психолог ОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, и других специалистов. Коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
В данном направлении реализуется:
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
3. Индивидуальные занятия с детьми, имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
Психологическое просвещение и профилактика
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно:
1. Актуализация и систематизация имеющихся знаний;
2. Повышение уровня психологических знаний;
3. Включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация и внедрение развивающих программ для детей разного возраста;
4. Предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника;
5. Контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
6. Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.
Реализация данного направления:
1. Сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса: дети, родители (законные представители), педагоги;
2. Анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;
3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших детей;
4. Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по объявленному вопросу;
5. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной ситуации.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Реализация данного направления, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.
IV. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности |
Для психологической диагностики использую стандартизированные диагностические методики по направлениям
Перечень, используемого психодиагностического инструментария | Цель использования |
1 | 2 |
Диагностический портфель Семаго Н.Я. Семаго. М.М. | Для оценки развития познавательной деятельности ребенка. |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Стребелева Е. А. | Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. |
Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 6-7 лет. | Диагностика познавательной сферы. |
Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур». | Воображение, моторика. |
Бернштейн А.М. «Последовательность событий». | Логическое мышление. |
«Составь рассказ». | Речь. |
Истомина 3.М. «10 слов». | Память. |
Эльконин Д.Б. «Графический диктант». «Шифровка» Д. Векслер. | Внимание. |
Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания. | Половозрастная идентификация, самосознание. |
Хухлаева Л. «Лесенка». | Самооценка. |
«Два дома». И. Вандвик, П. Экблад | Статус в группе. |
Банков С.А Тестовая беседа. | Мотивация. |
Гуткина Н.И. «Домик». | Произвольность. |
Эльконин Д.Б. Критерии развития игровой деятельности. | Игра. |
Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития. | Коммуникативные навыки. |
Методики «Коробка форм», «Мисочки», «Пирамидка». | Диагностические методы возрастной категории 3-4 лет. |
«Шифровка» «Пиктограмма», «Рисунок несуществующего животного». | Диагностические методы возрастной категории 5-6 лет. |
Стандартная беседа Т. А. Неженовой. | Исследование «внутренней позиции дошкольника» и выявление характера ориентации на школьно-учебную действительность. |
Методика «Мотивационные предпочтения» разработана Д. В. Солдатовым. | Определение мотивационной готовности к школьному обучению. |
Методика М. Р. Гинзбурга. | Определение эмоционального отношение к школе. |
Методика М. Р. Гинзбурга «Мотивы учения». | Сформированность мотивации учения. |
Опросник «Отношение ребёнка к школе». | Отношение к школе. |
Методика «Лесенка». | Изучение самооценки. |
Исследование эмоциональной сферы детей
1. «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А.И. Юрьева;
2. Методика «Лесенка» В.Г. Щур, С.Г. Якобсон;
3. Методика «Кактус» (М.А. Панфиловой), социометрическая проба «День рождения», «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).
Исследование межличностных отношений детей со сверстниками и семейных взаимоотношений
1. Методика «Домики» Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовина;
2. «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман, С.Д. Рейндольс, Г. Хаментаускас;
3. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин;
4. Графический тест «Рисунок семьи» В.Б. Шапарь;
5. Методика «Семья в будущем» Г.Я. Кудрина;
6. Методика «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллер;
7. Опросник «АСТ» «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис;
8. Проективная методика «Три дерева» Э. Клессман;
9. Родительское сочинение «Портрет моего ребенка» В.В. Столин., А.И. Тащевой;
10. Интервью «Волшебный мир» Л.Д. Столяренко;
11. Тест «Сказка» Л. Дюсс.
В работе с педагогами использую следующие диагностические методики
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
2. Анкета «Психическое выгорание» Н.Е. Водопьянова, К.С. Старченкова;
3. «Стиль педагогического общения» Р.В. Овчарова;
4. Методика «Общий уровень общительности» В.Ф. Ряховский;
5. Цветной тест Люшера.
Перечень разработанных локальных и методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.
1. Локальные и методические документы:
1.1. Соавтор программы «Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития».
2. Программы:
2.1. Коррекционно-развивающие программа «Формирование психологической зрелости к школьному обучению»;
2.2. Коррекционно-развивающие программа «Здравствуй детский сад»;
2.3 Коррекционно-развивающие программа «Волшебный песок»;
2.4 Коррекционно-развивающие программа «Я держу себя в руках».
Модифицированные программы групповой коррекционно-развивающей направленности на основе программ
№ п.п. | Наименование образовательной программы | Направление |
1. | А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. | Психолого-педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в период адаптации к детскому саду |
2. | Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова «Цветик-семицветик»: 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет. 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». | Развитие коммуникативных навыков |
3. | Л.Д. Постоева, Г.А. Лукина «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников»: 3 года; 4-5 лет; 5-6 лет. | Профилактическая направленность адаптации детей к изменяющимся жизненным обстоятельствам развитие познавательной деятельности |
4. | А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания» 6-9 лет. | Развитие свойств внимания (устойчивость, переключемость, распределяемость, концентрация и объем) |
5. | С.В. Крюкова, Н.П. Слободник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». | Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер |
6. | А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик «Планета чудес» Развивающая сказкотерапия для детей. | Создание условий для творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей. |
7. | Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников». | Развитие психических процессов, коммуникативных способностей, логического мышления. |
8. | Т.В. Ананьева Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. | Становление физиологической, познавательной, мотивационной коммуникативной и социальной компетентности. |
9. | М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина «Агрессивное поведение». | Формирование навыков саморегуляции |
Методические разработки
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии | Название, выходные данные, объем (в п. л. или стр.) | Вид публикации, уровень (обр.орг./муниципальный/ региональный / федеральный/ международный) | Подтверждающие документы (оригиналы публикаций / копии титульного листа печатного издания / копия страницы «содержание» сборника, в котором помещена публикация), ссылка на электронные ресурсы |
Научная статья, Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // журнал «Наукосфера» ISSN 2542-0402 (РИНЦ), июнь, 2022. № 6 (1), DOI 10.5281/zenodo.6583801, 5 стр. | Международный. | ||
Научная статья, Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // международный научный журнал «Молодой ученый», май, 2022. № 20 (415), 3 стр. | Международный. | https://moluch.ru/archive/415/91582/ | |
Научная статья, Психологическая готовность детей к школьному обучению // международный научный журнал «Молодой ученый», июнь, 2022. № 25 (420), 3 стр. | Международный. | https://moluch.ru/archive/420/93531/ | |
Публичное представление собственного педагогического опыта на сайтах. | Уровень сайта | Тема, год публикации | Ссылка на электронные ресурсы * |
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», 2021 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Брейн-ринг для педагогов на педагогическом совете в ДОУ», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Профилактика конфликтов в ДОУ», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Работа с педагогическим коллективом как одно из направлений профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «16 способов поддержать себя», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Взаимодействие ДОУ с семьями группы риска», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Индивидуальный образовательный маршрут. Как основа для организации работы с детьми с ОВЗ», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Как бороться с раздражением, злостью и негативными эмоциями в работе педагога», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Преемственность дошкольного и начального общего образования», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный. | «Работа с родителями детей с ОВЗ», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | «Радужный флэш-моб», 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | Арт-терапевтическая методика «Каракули» в ДОУ, 2022 г. | ||
Образовательная социальная сеть nsportal.ru, персональный сайт. | Представление опыта работы дошкольных учреждений МБОУ «Школа № 1». «Формирование интеллектуальных умений, как основа преемственности между дошкольными и начальным общем образованием через игру «Брейн-ринг»», 2022 г. | ||
Международный образовательный портал MAAM.RU, персональный сайт. | «Психологическая готовность детей к школьному обучению. Личностная готовность к школе», 2022 г. | https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-gotovnost-detei-k-shkolnomu-obucheniyu-1503091.html | |
Международный образовательный портал MAAM.RU, персональный сайт. | «Психологическая готовность детей к школьному обучению. Интеллектуально – познавательная готовность к обучению», 2022 г. | https://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-gotovnost-detei-k-shkolnomu-obucheniyu-1503037.html | |
Международный образовательный портал MAAM.RU, персональный сайт. | «Брейн-ринг для педагогов», 2022 г. | https://www.maam.ru/detskijsad/brein-ring-dlja-pedagogov-1502820.html | |
Международный образовательный портал MAAM.RU, персональный сайт. | Консультация для педагогов «Event-технология как инструмент для педагогической поддержки детской успешности», 2022 г. | ||
Международный образовательный портал MAAM.RU, персональный сайт. | «Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием», 2022 г. | https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-1502799.html | |
Видеохостинг YouTube. | Представление опыта работы дошкольных учреждений МБОУ «Школа № 1» «Формирование интеллектуальных умений, как основа преемственности между дошкольными и начальным общем образованием через игру «Брейн-ринг»», 2022 г. |
Участие в методических мероприятиях (выступления, семинары, мастер-классы и т.д.)
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях (за исключением вопросов организационного характера) и др. | Тема выступления | Уровень конференции/семинара (обр.орг./муниципальный/зональный/ региональный / федеральный/ международный), название, место и дата проведения | |
«Творческий потенциал педагога» | Уровень ДОУ, педсовет «В мире искусства», МБДОУ «Детский сад № 13», 24.03.2021 г. | ||
«Адаптация ребенка к детскому саду» | Уровень ДОУ, групповое родительское собрание, МБДОУ «Детский сад № 13», 21.09.2021 г. | ||
Особенности работы с одаренными детьми» | Уровень ДОУ, педсовет «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста», МБДОУ «Детский сад № 13», 09.12.2019 г. | ||
«Адаптация ребенка к условиям детскому саду» | Уровень МБОУ «Школа № 1», групповое родительское собрание, МБОУ «Школа№1» 22.09.2021 г. | ||
Психологическая готовность детей к обучению к школе | Уровень МБОУ «Школа № 1», групповое родительское собрание, МБОУ «Школа№1» 20 .09.2021 г. | ||
«Вперед только вперед» | Уровень МБОУ «Школа № 1», групповое родительское собрание группа коррекционная развивающие, МБОУ «Школа№1» 28 .03.2022 г. | ||
«Особенности современных детей» | Уровень МБОУ «Школа № 1», групповое родительское собрание, МБОУ «Школа№1» 23 .03.2022 г. | ||
«Растим любознательных» | Уровень МБОУ «Школа № 1», круглый стол, групповое родительское собрание, МБОУ «Школа № 1» 22 .03.2022 г. | ||
«Скоро в школу» | Уровень МБОУ «Школа № 1», групповое родительское собрание, МБОУ «Школа № 1» 30 .03.2022 г. | ||
Формирование интеллектуальных умений, как основа преемственности между дошкольным и начальным общем образованием через игру «Брей ринг» | МПДС №6 «Преемственность дошкольного и начального общего образования, как условия непрерывного образовательного процесса. дистанционный семинар -практикум | ||
Интеллектуальная игра. Брей-ринг по формированию функциональной грамотности «Игры разума или в поисках истины». | Региональный, МБОУ ДПО г.о. Балашиха «Учебно-методический центр», 12.04.2022 г. | ||
Заседание Школы специалиста «Секреты успеха». | Региональный, МБОУ ДПО г.о. Балашиха «Учебно-методический центр», 20.04.2022 г. | ||
X-региональная Выставка ярмарка инновационных управленческих и педагогических идей. «Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности» Практики становления и формирования основ функциональной грамотности дошкольника. «Преемственность дошкольного и начального общего образования». | Международный, Видеохостинг YouTube, 18.02.2022 г. | ||
Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др. | Тема открытого урока занятия, мероприятия, мастер-класса и др. | Уровень (обр.орг./муниципальный/зональный/ региональный / федеральный/ международный), место и дата проведения | |
«Комфортное общение» | Уровень ДОУ, педсовет «Итоговый педсовет», МБДОУ «Детский сад № 13», 24.05.2021 г. | ||
«Семья и семейные ценности» | Уровень ДОУ, семейная гостиная, МБДОУ «Детский сад № 13», 21.02.2020 г. | ||
«Каракули» | Уровень ДОУ, педсовет «Развитие речи в игре», МБДОУ «Детский сад № 13», 12.12.2020 г. | ||
Мастер-класс для педагогов «Назад в будущее». | ГМО Семинар – практикум «Применение современных ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста», муниципальный уровень, г. Балашиха 28.02.2021. | ||
Мастер-класс для педагогов «Математический брей-ринг» | ГМО Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность», муниципальный уровень, г. Балашиха 17.02.2020 г. | ||
Участие в профессиональных конкурсах | Название профессионального конкурса, уровень (муниципальный, региональный), год участия | Результат (победитель, лауреат) | Подтверждающие документы (грамоты, дипломы), ссылка на электронные ресурсы |
Премии Губернатора Московской области #МЫРЯДОМ в номинации «Культура и образование», 2020 г. | Участник | Диплом | |
Почетные звания, профессиональные награды | Наименование награды | Орган, выдавший награду | Год получения награды |
Почетная грамота Министерства образования Московской области. За многолетний плодотворный труд, успешную работу по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. | Министерство образования Московской области. | 26.08.2020 г. № 216-к | |
|
|
|
V. Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта |
В своей деятельности опираюсь на следующие нормативные документы:
1. «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.
2. «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией от 20.11.1989 г. № 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
5. Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.2001 г № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
6. Приказ Минобразования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
7. Основная образовательная программа МБОУ «Школа № 1»;
8. Этический кодекс практического психолога.
Моя профессиональная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
1. Диагностическое;
2. Консультационное;
3. Развивающее;
4. Просветительское;
5. Профилактическое;
6. Организационно-методическое.
Наиболее приоритетными направлениями в течение этого времени являлись психологическая диагностика, развитие и коррекция.
Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В своей деятельности я использую следующие методы:
1. Наблюдение;
2. Опрос;
3. Психодиагностические тесты;
4. Методы развития и коррекции.
Диагностика для меня – это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности.
VI. Динамика образовательных достижений
Адаптация детей к ОУ
Вывод: в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Таким образом, преобладание лёгкого и среднего уровня адаптации обследованных детей позволяет сделать вывод об эффективности работы педагогов, создании ими комфортных условий и содержательной среды. Развития детей, а также преемственности в работе педагогов, психолога, родителей.
Готовность детей к школе
Вывод:
В подготовительной группе на начало учебного года 78 обследованных детей:
- 29% (23 детей) имеют выше среднего уровень;
- 68% (53 детей) имеют средний уровень общего психического развития;
- 3% (2 детей) имеют низкий уровень развития.
Коррекционно-развивающая работа по готовности детей к школе проводилась с детьми, которые получили в результате обследования низкий уровень и средний уровень. С родителями проводилось консультирование по результатам обследования, даны рекомендации по подготовки детей к школе.
На конец учебного периода:
- 18% (13 детей) имеют высокий уровень;
- 15% (11 детей) имеют выше среднего уровень общего психического развития;
- 66% (47 детей) имеют средний уровень общего психического развития.
Количество коррекционно-развивающих занятий с детьми
Учебный год | Количество занятий | Количество воспитанников |
2021-2022 | 54 | 48 |
Количество проведенных мероприятий с родителями (семинары, родительские собрания)
Учебный год | Количество мероприятий | Количество человек |
2021-2022 | 24 (родительские собрания) | 280 |
VII. Психолого-педагогические технологии, применяемые в деятельности |
В своей работе я также применяю такие технологии как:
1. Арт-терапия;
2. Песочная терапия;
3. Сказкотерапия;
4. Психогимнастика;
5. Релаксационные упражнения.
В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы, и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.
В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.
Можно использовать следующие методические приемы:
1. Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;
2. Отгадывание сюжета или персонажей;
3. Превращение в сказку любой жизненной истории;
4. Сочинение сказки экспромтом.
В своей работе я широко использую технологию куклотерапии для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения. На занятии любимая игрушка ребенка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для него, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение у ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.).
Таким образом, технология куклотерапии помогает детям достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).
Все игры по песочной терапии делятся на три направления:
- обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.
- познавательные игры – с их помощью я помогаю познать всю многогранность нашего мира.
- проективные игры – с их помощью я осуществляю коррекцию в развитии ребенка.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятие психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.
Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений я подбираю музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т. д. или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.
В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения.
Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей)
Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Большое внимание я уделяю в своей деятельности развитию эмоционального интеллекта. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия.
Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ «Я», понимание «Психологического устройства» себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используемые в работе такие методические средства, как:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- коммуникативные игры;
- игры, направленные на развитие воображения;
- релаксационные методы;
- использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- физкультминутки, спортивные игры;
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные);
- арттерапия;
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
- психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
- телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов;
- использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы).
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность.
Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.
Эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.
Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования психологической службы в дошкольном учреждении.
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (А. Сент-Экзюпери) | ||
Педагог-психолог МБОУ «Школа № 1» | Н.А. Меринова | |||||||
| ||||||||
« | » | 20 | г. |
- Мне нравится (1)