Познавательно-исследовательский проект "Маленький журналист"

Петрова Елена Юрьевна

Целью данного проекта являются следующие составляющие:

1.Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.

2.Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации.

3.Вовлечение родителей в учебный процесс,  возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_malenkiy_zhurnalist_1.pdf831.97 КБ
Файл proekt-zhurnalistika.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №9»

Познавательно исследовательский проект для детей дошкольного возраста

Тема: «Маленький журналист»

 

Гатчина

2020г

Оглавление

  1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность

1.2. Идея проекта

1.3. Новизна инновационного проекта.

1.4. Тип проекта.

1.5. Сроки реализации проекта.

1.6. Адресация проекта. Участники проекта.

  1. Целепологание

2.1. Цель проекта.

2.3. Задачи проекта.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

4.Стратегия реализации проектной идеи: 

4.1. Организационно  -  подготовительный этап.

4.2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

4.3. Третий этап – заключительный.

5.Предполагаемый результат.      

Пояснительная записка

"Не убивайте неясного ума ребенка,

дайте ему расти и развиваться.

Не выдумывайте для него детских ответов. 

Когда он начинает ставить вопросы,

 это значит, что ум его заработал.

Дайте ему пищу для дальнейшей работы,

отвечайте так,

как стали бы отвечать взрослому человеку".  

Д.И. Писарев

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дети затрудняются или не умеют:

  • ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
  • формулировать гипотезы;
  • анализировать проблемные ситуации;
  • самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
  • действовать вместе с другими;
  • добиваться конечного результата и т.д.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес ребёнка к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для  успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.        

  • Актуальность

Данный проект направлен на развитие у воспитанников трех основных блоков развития: познавательной активности, интеллектуальных способностей, детских видов деятельности. Деятельность проекта будет способствовать не только литературному развитию детей, но и продуктивному взаимодействию с информационной средой и социумом, развитию исследовательских навыков, уверенности в себе. В процессе подготовки репортажей дети будут развивать способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, учитывать пожелания друг друга. На основе проявления заинтересованности и уважения со стороны окружающих к результатам деятельности участников проекта, можно сформировать положительное самосознание.

Реализация проекта основана на следующих принципах:

- гуманизация и демократизация процесса обучения;

- воспитывающий и развивающий характер обучения;

- доступность и учёт индивидуальных особенностей детей,

- системность, последовательность и постепенность обучения,

- связь обучения с жизнью.

Создание собственного интернет - журнала является новым направлением не только в деятельности группы, но и детского сада, что придаёт проекту особую актуальность.

  • Идея проекта.

Потребность в организации интересной, содержательной жизни дошкольников в детском саду, обогащение  яркими впечатлениями; развитие познавательно-исследовательской, творческой активности детей, стремление участвовать в каком-то общем деле; привлечение к активному участию в жизни  ОУ всего педагогического состава и родителей воспитанников послужило идеей для организации данного проекта и созданием своего интернет- журнал.    

  • Новизна.

Новизна  проекта «Маленький журналист»  заключается в использовании информационных компьютерных технологий,  обеспечивающих эффективность воспитательного процесса,  личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

Использование в образовательной деятельности инновационных технологий включает в себя:

-Детская журналистика.

-Организация проектной деятельности.

-Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста.

-Мозговой штурм.

-Информационные компьютерные технологии: интернет-журнал «Детско-родительский педагогический клуб «Мы вместе»».

  • Тип проекта

 – познавательно – исследовательский,  практико – ориентировочный, долгосрочный.

1.5. Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь – май 2020-2021 год.

1.6. Адресация проекта.

Проект адресован  на совместную работу педагогов МБДОУ «ЦРР- детский сад №9» с   детьми и их родителями по  теме «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» с сентября по май 2020-2021 год.

Участники проекта: педагоги,  дети, родители  Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский  сад № 9»

  1. Целеполагание.

2.1. Цель:

Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность. Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации. Вовлечение родителей в учебный процесс,  возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

2.2.Задачи проекта.

Образовательные: 

Формировать начальные знания детей в области журналистики.

●Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.

●Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

●Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.

● Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

●Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

Формировать навыки презентации результатов собственного и коллективного труда.

● Свободное пользование детьми ИКТ – технологиями.

Развивающие: 

Развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.

●Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.

●Содействие раскрытию личностных качеств дошкольников.

Воспитательные: 

●Формирование личностных нравственных качеств соответственно возрасту.

●Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

●Привлечение родителей к более тесному взаимодействию с педагогами ДОУ.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются:

- У детей сформированы элементарные знания о профессии журналиста.

- Воспитанники умеют ставить задачи по выбранной теме, создавать творческие работы (самостоятельно, при помощи родителей или педагогов), брать интервью.

-У детей сформировано умение создавать оригинальные статьи для стенгазет и интернет - журнала.

-Дети проявляют познавательно-исследовательскую и творческую активность.

-Дошкольники умеют презентовать свои работы детям, родителям и педагогам.

У родителей:

- расширятся знания по воспитанию детей, развитию познавательно-исследовательских и творческих способностей;

- повысится интерес к совместной деятельности, появится интерес к активному участию в жизни ДОУ;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень творческой культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение инновационных методов и технологий  в работе с детьми и родителями в развитии и воспитании.

4.Стратегия реализации проектной идеи.   

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап. Обобщающий

   

4.1. Организационно  -  подготовительный этап.

Механизм реализации проекта:

  1. этап – Организационно-подготовительный. 

Задача этапа: определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий; предварительная работа по сбору информации; организация пресс-центра с участием педагогов и воспитанников, создание интернет-журнала в соцсетях.

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

1.Постановка проблемы.

2.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

3. Опрос детей, с целью выявление знаний, формирования проблемы.

4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

5.Подбор материала, форм и методов работы с родителями.

6.Составление плана реализации проекта. 

7.Определение содержания деятельности всех участников проекта.

8.Поиск различных средств достижения целей.

9.Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

10.Создание дидактического и методического материала

11. Организация пресс-центра в группе.

Сентябрь

1-2 неделя

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам.зав.по УВР

Тематика: «Знакомство с пректом», «Детский сад - наш общий дом».

1.Размещение информации в родительском уголке и в социальных сетях ДОУ: «Детская журналистика как средство развития творческого и познавательно-исследовательского потенциала ребёнка»; «Чем интересен и полезен новый формат взаимодействия родителей с ДОУ через интернет - журнал».

2. Круглый стол «Журналист  – профессия творческая».

3.Изготовление стенгазеты  в группах ДОУ «Презентация группы: «Наша дружная семья»»

4.Интервью детей: «За что я люблю детский сад?»

4.Сбор информации для выпуска репортажа интернет – журнала: тема «Наша жизнь в саду».

Сентябрь

3-4 неделя

Дети, родители, педагоги

Педагоги, зам.зав.по УВР

  1. этап. Основной. Реализация проекта.

Задачи этапа: инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями; исследовательская деятельность; работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта; публикации в интернет-журнале «Детско-родительский клуб «Мы вместе»; систематизация собранного материала по  теме; анализ проведённой деятельности; организация пресс-центра и ежемесячный выпуск стен - газеты «Жизнь любимого детского сада», еженедельные репортажи в интернет - журнале.

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Тематика: «Страна математика», «Волшебный конструктор».

3.Фоторепортаж: «Знакомство с математикой играя»

4. Создание и публикация материалов работ педагогов «Математика дома».

5.Интервью-презентация детей: «Любимая математическая игра» (средние, старшие, подготовительные группы).

6.Фотоотчёт из дома: «Математика с мамой».

7. «Конструируем, творим, развиваемся»

 Фотоотчёт, интервью.

8.Статьи, консультации педагогов: «Считаем, развиваем логику, конструируем» (публикации).

9.Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам.

10.Изготовление стенгазеты, публикация в интернет - журнале.

Октябрь

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав. по УВР

Тематика: «Волшебный мир творчества», «День матери».

1.Фоторепортаж из дома с оформлением выставки в группах на тему: «Вместе с мамой веселее».

2.Интервью детей: «Моя мама лучшая на свете!».

3.Презентация опыта педагогов с детьми: «Наше творчество» (фотоотчёт, статья, консультация)

4. Выставка работ детей «Художник издательства» тема: «Портрет моей мамы».

5. Конкурс на лучшее видео-поздравление: «Мамам посвящается». Публикации в соцсетях и интернет - журнале.

6.Фотоотчёт мастер-классов: «Подарок маме».

6. Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам.

7.Изготовление стенгазет в группах и публикации в интернет - журнале по темам.

Ноябрь

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав. по УВР

Тематика: «Зимушка-зима. Новый год у ворот»

1.Фоторепортаж «Зимняя прогулка».

2.Видеоистория: «Фабрика новогодних игрушек».

3.Интервью детей: «Письмо Дедушке Морозу».

4. Фотоотчёт из дома: «Как мы ёлку наряжали».

5. Конкурс «Лучшие декораторы» тема: «Новогодняя сказка».(фоторепортаж из групп)

6. Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам.

7.Изготовление стенгазеты, публикация в интернет - журнале.

Декабрь

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав.по УВР

Тематика: «Безопасная зима. Зимние виды спорта»

1.Фоторепортаж: «Труд зимой: как можно обезопасить прогулку на участках детского сада».

2. Интервью детей: «Безопасная прогулка».

3. Фотопрезентация для интернет- журнала: «Эксперименты со снегом и льдом».

4. Создание фотоколлажа (совместно с родителями): «Любимые виды зимнего спорта».

5.Интервью родителей: «Мы любим спорт потому что…».

6. Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам. Изготовление стенгазеты, публикация в интернет - журнале.

Январь

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав.по УВР

Тематика: «Город профессий». «День защитника Отечества».

1.Задание редакции: «Мой папа в армии служил..» (интервью, фотовыставка)

2. Пресс-конференция с последующими конкурсами - эстафетами для детей: «Все профессии нужны. Все профессии важны!».Фотоотчёт.

3. «Профессия моего папы»: интервью, фотоколлаж.

(с привлечением родителей).

4. Конкурс стенгазет: «Поздравление в День защитника Отечества».

5.Стихи к празднику: «Моему папе» ,видеопоздравление с публикацией в интернет-журнале.

6.Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам.

7. Изготовление стенгазеты, публикация в интернет - журнале

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав.по УВР

Тематика: «Весна», «8 марта».

1.Фотовыставка детских работ: «Открытка к 8 марта». Публикация.

2.Интервью детей «Моя мама и бабушка».

3.Конкурс: Лучший мастер-класс «Весенний букет»

4.Репортаж «Весенняя прогулка» (фото, фидеоотчёт).

6.Презентации идей: «Экспериментирование: песок, глина, вода» (публикации).

7.Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам.

8. Изготовление стенгазеты, публикация в интернет – журнале.

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав.по УВР

Тематика: «Народное творчество», «Помощники природы».

1.Репортаж с выставок в группах: «Город мастеров» (каждая группа вид промысла по выбору). Публикация.

2.Видеопрезентации групп: «Народные игры с детьми».

3.Фоторепортаж из групп: «Огород на подоконнике - к лету готовы!».

4.Интервью детей: «Как можно сберечь природу от катастрофы» (средние, старшие и подготовительные группы).

5. Фотоотчёт: «Зелёный мир под нашими ногами!».

6.Конкурс на лучшую публикацию консультации для родителей: «Как организовать экологическое воспитание детей в семье»

7. Проведение акции с участием родителей: «Сделай мир зеленее!».Фотоотчёт.

8.Пресс-конференция: «Помоги планете!». Фоторепортаж.

9. Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям по темам.

10. Изготовление стенгазеты, публикация в интернет – журнале.

Апрель

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав.по УВР

4 этап – Обобщающий

Задачи этапа: Анализ работы по плану. Самоанализ педагога. Оценка практической значимости проекта. 

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Тематика: «Патриотическое воспитание»,  «Подведение итогов».

  1. 1.Фотоотчёт из групп: «Газета в   День Победы».
  2. Видеопоздравление воспитанников: «День Победы -великий день!» (публикация).
  3. Обмен опытом: «Как мы организовали патриотическое воспитание детей» (публикация).
  4. Фоторепортаж из дома: «Я помню! Я горжусь!»
  5. Презентация проекта для родителей, детей других детских садов, педагогов на тему «Мы – журналисты!».
  6. Интервью детей: «Что  было интересно в этом году?» (старшие и подготовительные группы).
  7. Интервью-презентация педагогов: «Подведём итоги».
  8. Производство коллективной стенгазеты и репортаж в интернет - журнале: «Вот и год пролетел» (самые запоминающиеся моменты)

Май

Дети, родители, педагоги

Педагоги,

зам. зав.по УВР

5. Предполагаемые результаты.

5. Заключение

Вся работа,  выстроенная в данном проекте  позволяет  формировать у детей нравственные качества, социально - коммуникативную компетентность  в непринужденной форме - игровой журналистской  деятельности.

Использование системного подхода по  реализации проекта позволяет формировать такие качества у детей как инициативу, самостоятельность, развивать способность к самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на его целостном развитии.

Кроме того, журналистская деятельность развивает творческую  мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.

Продукт проекта – стенгазета  «Жизнь любимого детского сада» и интернет-журнал «Детско-родительский клуб «Мы вместе» - это современное средство информирования  родительской общественности о жизни детей в нашем красивом интересном большом  общем доме; возможность  привлечь родителей и найти единомышленников, презентация собственных достижений и достижений воспитанников, площадка для публикации и обобщения собственного опыта работы;  также, это интересное средство формирования позиции «юного гражданина».