Родительское собрание по теме: «Что нужно знать родителям, о роли семьи в воспитании сознательной дисциплины детей».

Bezrukova Nina Petrovna

Познакомить родителей учащихся с мотивами плохого поведения детей в школе и дома, мерами экстренного педагогического воздействия в ситуации нарушения дисциплины, определить стратегии поддержки для повышения самоуважения учеников. Раскрыть значимость поддержания авторитетов в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_sobraniya_4a_20_04.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цели собрания: познакомить родителей учащихся с мотивами плохого поведения детей в школе и дома, мерами экстренного педагогического воздействия в ситуации нарушения дисциплины, определить стратегии поддержки для повышения самоуважения учеников. Раскрыть значимость поддержания авторитетов в воспитании детей.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать самых заботливых, самых любящих и внимательных родителей на свете! Несмотря на свою занятость, вы здесь. Вы оставили все дела и пришли, чтобы узнать что-то новое, что поможет вам и вашим детям стать счастливее и радостней! Эпиграфом нашего собрания будут служить слова:

«Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» Я.Корчак

Родительское собрание я хочу начать с притчи «О воспитании».

«Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе. Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца, и если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь вкусных сладких ягод. Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость».

- В этих словах заключена мысль нашего родительского собрания.

И сегодня мы посвятим его очень важной теме: «Что нужно знать родителям, о роли семьи в воспитании сознательной дисциплины детей». 

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе.

« Составление кластера».

Учитель предлагает родителям поразмышлять над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает, и высказать своё мнение.

-Давайте с вами разберем понятие, что такое «Дисциплина»

В центре доски  слово «дисциплина». Начинается коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого  на доске вокруг понятия «дисциплина» появляются ключевые слова: правила, нормы, тишина, учение, организованность, воспитанность, строгость, исправность, спокойствие, поведение, обучение, режим, контроль, дисциплинированность, повиновение.

В результате получается кластер.

Этап «Осмысление».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова записано: «Дисциплина - …обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Школьная дисциплина - это особый вид дисциплины, она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся.

С одной стороны, школьная дисциплина - это необходимое средство учебно-воспитательного процесса. Без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться отличных знаний у учащихся. Прежде всего, от учащихся требуется аккуратное посещение учебных занятий, добросовестное выполнение домашних заданий, соблюдение порядка на уроках и во время перемен, четкое выполнение всех учебных требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций.

С другой стороны, школьная дисциплина - это результат учебно-воспитательного процесса. Основные черты дисциплины: нравственность, сознательность - определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. С учетом этих черт учитель должен стремиться не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Учитель должен добиться того, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил. Поэтому дисциплина обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

Таким образом, главной задачей школьной дисциплины является сформировать у учащихся способность к самодисциплине и развить у них такое качество как дисциплинированность.

Каждый родитель понимает, что такое дисциплина, но воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка — о дисциплине. Конечно, не стоит судить о том, правильно или неправильно другие родители поддерживают ее в своей семье. Дисциплина никогда не будет идеальной, это тоже надо понимать. Дети проходят разные периоды своего развития, у них меняется обстановка в семье, что также влияет на дисциплину и поведение школьников. Но именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания особенностей психики детей.

Когда у ребенка нормальная обстановка в семье, тогда уже не будет страдать дисциплина в школе и классе. Но не стоит забывать и такой момент: ребенок может ощущать гораздо больше защищенности в школе, где его не унижают, а стараются помочь. В любом случае учителя знают, что дети из неблагополучных семей оказывают влияние на общую дисциплину в классе. Именно такие дети чаще других ведут себя не совсем адекватно.

Поводом данного собрания послужили наблюдения и за учащимися нашей школы, нашего класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый.… В попытке обеспечить “счастливое детство” для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то “не то”: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: “Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами”. Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.

Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.

Определение признаков трудного ребёнка.

Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?

Мы вместе с вами сейчас определим «Кто такой трудный ребенок?» и составим перечень признаков трудного ребёнка. Родители обобщают признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения. (Слайд 3)

Причины появления трудных детей.

Итак, это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести результаты беседы и наблюдения за вашими детьми по данной проблеме. 

Каждый ребёнок имеет право на получение образования, знаний. Ни кто не в праве, препятствовать ребёнку учиться. Часто случается так, что в классе находятся отрицательные лидеры, которые систематически нарушают правила поведения на уроке, тем самым отвлекают других учеников, в результате чего урок или его большая часть может быть сорвана. Так остальные дети теряют право на получение знаний. Поэтому родители, чьи дети срывают уроки, а также нарушают правила поведения на перемене и др. правила Устава школы, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее выполнение своих обязанностей по воспитанию ребёнка. Но часто, родители делают всё возможное для того, чтобы ребёнок не был злостным нарушителем порядка в школе, а он всё равно их не слушают. Отсюда, родители вынуждены «краснеть» за своё чадо на Советах профилактики, в Комиссии по делам несовершеннолетних, оправдываться, потом ещё и выплачивать штрафы. Поэтому данная тема актуальна, и я пришла рассказать вам о причинах неудовлетворительного поведения детей в школе и о том, что с этим делать.

Первое, что нужно понимать о плохом поведении - это то, что каждому ребёнку хочется ощущать себя в школе компетентным и «своим». В позитивных случаях это достигается за счёт хорошей учёбы, уважительных отношений с учителем и одноклассниками, возможности внести свой вклад в жизнь школы и класса.

Если ребёнку что-либо из этого не удаётся, то его отношение к школе приобретает негативные оттенки, что часто проявляется в «проблемном поведении». Главное найти причину, узнать, где у ребёнка не получается. Тогда родители смогут поддержать его и способствовать:

- росту успеваемости;

- налаживанию общения внутри школы;

- укрепления чувства значимости ребёнка в школе;

Однако бывает и так, что внешне всё хорошо: учится неплохо и друзья есть, в школьных и классных мероприятиях участвует, а ведёт себя всё равно плохо и получает замечания. И этому случаю имеются свои мотивы - внутренние причины, по которым ученик становится нарушителем школьных правил. Как ни странно их не сто и не тысяча, а всего четыре:

Привлечение внимания - ребёнок совершает проступки, т.к. хочет оказаться заметным, выделиться среди одноклассников, пусть даже в негативной форме и получать внимание от учителей и сверстников. Данный мотив является самым распространённым и часто лежит в основе дурашливого, шумного поведения на уроке и перемене.

Что делать в данной ситуации?

Помнить, что для демонстративного ребёнка лучше наказание, чем отсутствие внимания. Поэтому желательно установить в семье определённое расписание, что будем делать утром, в обед и вечером. Очень важно определённые часы отвести для занятий с ребёнком, например в субботу все вместе убираем двор, в воскресенье утром вместе идём в кафе, днём рисуем с мамой, а вечером мастерим поделки с папой. Необходимо, чтобы ребёнок не был обделён вниманием, тогда и исчезнет необходимость, привлекает к себе это внимание со стороны учителей и учеников;

Используйте один и тот же способ наказания. Пусть ребёнок поймёт, что за проступок будет всего лишь вот это, плохой поступок не вызовет интереса, а внимание он получит если будет хорошо себя вести, сделает что-то полезное

Не скупитесь на похвалы, если ребёнок сделал что-либо хорошее. Хвалите громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь!

Если всё же приходится ругать ребёнка, делайте это тихим и спокойным голосом. Ребёнок должен понять, что внимание он получит только за хорошее.

Борьба за власть - ребёнок ведёт себя неподобающе, т.к. хочет показать «вы мне ничего не сделаете» В таком случае он часто провоцирует, негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней самым главным лидером, демонстративно нарушает установленный порядок, открыто отвергает требования учителя

Что делать в данной ситуации?

Не поддаваться первой мысли: отругать, как следует, и поставить на место. В данном случае это работает наоборот. Ребёнок не отступит от своих правил, а вашим хорошим отношениям придёт конец

Будьте лояльны. Воспринять ребёнка, как равного себе - единственный способ сохранения порядка в доме и авторитета родителей. Когда ребёнок почувствует, что его уважают, он сам пойдёт на многие компромиссы и примет правила, принятые в обществе, в школе. Но уже ни как недоросль, подвластный воле старших, а как взрослый. Помните, уважаемый человек - будет уважать!

Чаще говорите «по душам». Чтобы стать своим для ребёнка - лидера, необходимо быть для него не просто союзником, а близким другом. Не бойтесь поделиться своими переживаниями. Спросите мнение ребёнка и он обязательно это оценит.

Разделите обязанности в семье. Определите для ребёнка зону ответственности. Например мама готовит еду (ни кто ей не указывает), папа ремонтирует машину. А ребёнку можно поручить выносить мусор, гулять с собачкой, ухаживать за котёнком. Дайте ему понять, что это его работа, его зона ответственности.

Месть - ребёнок совершает самые жестокие выходки с применением словесной или физической агрессии к сверстникам или учителю. Этот мотив связан с тем, что ребёнок имеет реальную или вымышленную обиду на одноклассников, учителя, родителей или на мир в целом и пытается эту обиду отыграть.

Что делать в данной ситуации?

1. Поговорите «по душам». Задайте вопросы: «Кого ты любишь?» «Кто тебе нравится в школе, а кто нет? Почему?» «Он (она) тебя обидели? Чем?» и пр. Попросите ребёнка рассказать кто и чем тебя обидел, выслушайте и поддержите. Можете попросить нарисовать обидчика. Затем следует разобрать конфликтную ситуацию: (сделать анализ конкретной ситуации), обсуждение чувств всех участников и объяснение того, что обидные слова или действия не всегда предназначены для того, чтобы его/ее обидеть (просто другой был разозлен, сконцентрирован на своих проблемах). Предложите найти оправдание обидчику или поставить себя на его место, чтобы лучше понять его. Можно предложить найти что-нибудь смешное в своем обидчике или то, что вызывает жалость к нему.

Избегание неудачи. В этом случае школьники предпочитают устраняться из ситуации и ничего не делать, даже если это требуется. Такие дети часто инертны, безынициативны, могут весь урок смотреть в окно, не работать на уроке, отказываются выходить к доске отвечать, не обращают внимание на замечания учителя. Основной причиной такого поведения, являются пережитые ошибки, опыт неудачи в прошлом, за что пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего.

Что делать в данной ситуации?

По больше узнать у ребёнка что произошло, в результате чего он перестал работать на уроке, реагировать на учителя и т.д. Признать проблему. Отрицанием проблемы вы оставите ребёнка один на один с проблемой.

Нельзя осуждайть и высмеивать страх, такое поведение.

Чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.

Родители должны изменить своё родительское программирование и установки на более позитивные. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…

Не сравнивайте ребёнка с другими. Покажите, что любите его такого, какой он есть.

Акцентируйте внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Чаще хвалите

С помощью различных приёмов (игр, сказок и пр.) придумайте и обыграйте ситуацию победу над страхом. Инициативу можно предложить ребёнку

Выделить мотив плохого поведения конкретного ученика можно, если внимательно присмотреться на то, что именно он творит в школе, поговорить с ним дома «по душам». Порой дети сами не осознают, что ими движет и, как следствие, не могут дать ответ на вопрос «зачем ты это сделал?».

Когда мотив понятен, родитель может управлять ситуацией: на пример, удовлетворить детскую потребность во внимании, если его не хватает, показать ребёнку его значимость, используя сильные и положительные стороны характера, помочь ребёнку простить человека, который его ранее обидел или убедить в том, что обиды, как таковой быть не должно (в том, что он её себе придумал). Тогда и оснований вести себя плохо не окажется и проблема плохого поведения в школе будет решена.

Этап рекомендаций школьного психолога.

Знаменитый психолог Дж. Добсон в своей статье родителям обозначил шесть принципов на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения. В предлагаемых принципах выражена сущность взглядов, на которые следует обратить внимание родителям, так как больше 60% воспитания в ребенка закладывают родители; 20% окружение, друзья; и только 20% получает воспитание в школе.

Первый принцип

Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип

Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить. Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять. Дети ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений. Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком. Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.

Третий принцип

Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например, запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д. Однако надо помнить, что детская безответственность - явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.

Четвертый принцип

Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось. Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.

Пятый принцип

Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте его за то, что, например, плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны. Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип

Совершенно неприемлемым является проявление вспышек гнева​ при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.

Итог

Подводя итог нашей беседы, хочется сказать:

Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу чем - то добрым, то найдется кто – то другой, который заполнит ее дурным. А это значит, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь.

Уважаемые родители, в процессе беседы я опиралась на идеи А.С. Макаренко о воспитания ребенка в семье. И считаю, что педагогическую систему А. С. Макаренко следует рассматривать как ценность, которая сохраняет свою актуальность и значимость, остается востребованной и в современном обществе.

«Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так чтоб он был счастливым можно», говорил А.С. Макаренко. Успехов вам в воспитании. Помните что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных, благородных детей. «В хорошей семье дети, как в музыке, дают правильный и полный аккорд». (семейное изречение Меметовых).

«Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека - той пользой, которую он может принести своему ближнему. Есть, пить и умереть может и насекомое, а Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества», писал Джузеппе Гарибальди.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения.