Доклад на тему: «Влияние современных ИКТ на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения»

Чегодаева Настасья Валерьевна

Мощный поток новой информации оказывает заметное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Губкинского

«Влияние современных ИКТ на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения»

Подготовила:

Педагог-организатор МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского

2021 год

Мощный поток новой информации оказывает заметное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость – типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей.

Одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе, неотъемлемым атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы

жизни человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Что же такое ИКТ? Информационно-коммуникационные технологии?

Что скрывается за столь громоздким термином?

Информационные технологии – это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации посредством компьютера, радио, телевидения, мобильной телефонии, Интернета.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Мы живем в 21 веке, в веке, когда стремительно развиваются коммуникации, в веке где, слово Интернет, уже знает трёхлетний ребенок, в веке, когда в нашей квартире как минимум 5, а то и больше программируемых предметов быта. Мы нажимаем на кнопки микроволновой печи, стиральной машины, пульта телевизора, своего телефона, и даже не задумываемся, что все это технологии. Информационно - коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь.

Именно благодаря хорошему знанию технологий подрастающее поколение получает гораздо больше информации, чем их ровесники несколько лет назад. Уже сегодня можно наблюдать, как многие подростки в быстроте ума, умении нестандартно мыслить, осваивать информацию порой превосходят взрослое поколение. Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить. Если предыдущее поколение получало информацию, в основном из книг, то современное поколение получает информацию через

видео, телевидение и все больше информации школьники получают через компьютер.

Тема использования ИКТ в учебном процессе давно не вызывает дискуссий. Действительно, актуальность использования компьютерных средств в учебном процессе и во внеурочной деятельности не вызывает сомнения. Применение ИКТ на уроке дает возможность учителю включать в учебный процесс разнообразные информационные ресурсы, активизировать познавательную активность учащихся, реализовывать принципы наглядности и доступности учебного материала. Преподаватели, которые обладают комплексом компьютерных средств на своем рабочем месте и систематически используют информационные технологии на уроке –

утверждают, что представление изучаемого материала с помощью звукового и визуального ряда становится более эффективным и полным, что позволяет достигнуть более высоких результатов при его усвоении.

Преподаватели, аудитории которых помимо АРМ учителя, оснащены компьютерными АРМ учащихся (планшетные компьютеры, объединенные в локальную сеть, доступ к высокоскоростному интернету, документ-камеры), добавляют к вышесказанному еще и возможность самостоятельного поиска, отбора и анализа информации учащимися, предметный разбор ошибок, использование в работе информационных ресурсов в формате 3D.

По мере оснащения школ компьютерными средствами успешно развиваются и применяются обучающие технологии, основанные на ИКТ. Это веб-квесты, виртуальные путешествия и экскурсии, моделирование, Интернет-проекты и т.д.

Всё это важно, интересно и, как следствие, не вызывает сомнений ответ на вопрос: «Быть или не быть компьютерным технологиям в образовательном процессе школы?». Однако, для полной объективности при ответе на данный вопрос, необходимо рассмотреть все его стороны.

Был проведен опрос среди обучающихся МБУ ДО «ДДТ» «Роль ИКТ в вашей жизни». Ребята с интересом отвечали на вопросы анкеты. Результаты анкетирования  были обработаны. Представляю вашему вниманию некоторые из них. Почти  все обучающиеся обеспечены средствами передачи информации (компьютеры, телефоны, планшеты) или пользуются ими, взяв у друзей или родителей. Как следует из опроса, 8 из 10 учащихся используют ИКТ, ежедневно, двое работают за ПК 2-3 раза в неделю/через день (те, кто не имеет компьютер дома, ходят к своим одноклассникам и друзьям).

Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК, получили следующие данные, что 50% учащихся проводят у компьютера без перерыва более 4-х часов. 2 ребенка используют компьютер просто для игры, 8 человек предпочитают общение через интернет, и все 10 обучающихся – часто прибегают к использованию интернета для получения информации.

Чаще всего дети посещают следующие сайты: контакт, яндекс; реже – одноклассники и гугл. В группах нет таких детей, которые бы

не интересовались интернетом. Контроль за увлечением ребёнка компьютером: недостаточный контроль проявляется у мальчиков.

Анализируя вопрос предпочтения учащихся между ИКТ и другими видами досуга 7 из 10 учащихся выбирают общение с другом; 1 - чтение книги. Радует то, что прогулку на свежем воздухе выбрали все дети.

Также все они знают, что ИКТ представляет серьёзную угрозу здоровью, но 3 учащихся, безразлично относятся к своему здоровью, а у 6 учащихся отмечаются жалобы на быструю утомляемость глаз.

Выводы:

Результаты проведённого исследования показали, что ИКТ является важной стороной жизни наших учащихся, которая занимает у них достаточно большое количество времени и наблюдается недостаточный контроль игрового времени со стороны родителей. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.

Наряду с расширением возможности задействовать в учебном процессе большее количество наглядной информации, использовать Интернет- ресурсы в качестве дополнительного источника информации, позволяющего разрабатывать проекты, проходить тестирование, дистанционно обучаться и т.д., возрастает определенная зависимость учащихся от ИКТ.

В процессе поиска и отбора информации, у обучающегося вместе с позитивными формируются и негативные факторы как духовно- интеллектуального, так и физического развития. За последние годы формирование негативных факторов развития обучающихся при использовании ИКТ стали настолько заметны, что количество и качество позитивных факторов в этой работе уже не приводят в восторг педагогов. Что же это за факторы и как избежать их влияния на неокрепший как физически, так и духовно, организм школьника? Рассмотрим основные из них.

  1. Систематическое использование ИКТ в качестве источника поиска, получения, обработки и оформления образовательной информации приводит к дефициту общения между участниками образовательного процесса. Обучение перестаёт быть живым диалогом, как в системе ученик- преподаватель, так и в системе ученик-ученик. Образовательный процесс становится чрезмерно индивидуализированным, сводится, в конечном счете, к диалогу с компьютером. К чему это приводит?

В течение ряда лет, занимаясь по такой методике образующийся не получает достаточной практики грамотного аргументированного диалогового общения. Без развитой практики диалогового общения «не формируется и монологическое мышление с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением». Дефицит общения учеников между собой приводит к увеличению времени пребывания в различных социальных сетях, форумах, чатах. Данный суррогат общения постепенно заменяет молодым

людям реальных друзей, родителей, путешествия, занятия спортом и т.д. Стоит пересмотреть организационно-методический подход к изучению учебного материала средствами ИКТ, формировать и развивать диалоговые методы работы обучающихся в классе. Необходимо учить школьников

выстраивать здоровые, доброжелательные взаимоотношения с людьми в реальной жизни.

  1. В процессе поиска, анализа и отбора образовательной информации учащийся подвергается атаке ложной, неактуальной, а порой и просто развращающей информации, как вербальной, так и невербальной. Такая ситуация приводит к зомбированию неокрепшей психики учащегося. Информационная наполненность различных, в том числе и учебных ИКТ, модулируется общественной идеологией. Частое и длительное пребывание школьника под воздействием такой модуляции превращает его в управляемого, легко

внушаемого потребителя информации, лишенного собственного мнения и собственной жизненной позиции. В этом случае, педагоги, использующие Интернет-ресурсы, как дополнительный материал для подготовки тематических заданий, должны быть уверены в рекомендуемых электронных образовательных источниках.

  1. Не способствует повышению эффективности обучения и бесконечные задания по созданию рефератов, презентаций, электронных схем и моделей. Давно известен и стал уже привычен тот факт, что материалы по перечисленным заданиям скачиваются полностью или частично из Интернет источников, и, в лучшем случае, редактируется. Проверка на антиплагиат становится неэффективной, т.к. резолюцию об уникальности легко подделать с помощью тех же ИКТ. Как результат, необходимость обосновать или доказать что-либо ставит современного школьника в тупик. Срабатывает привычка выбирать правильный ответ из ряда предложенных, скачивать подобный материал с готовыми аргументами и доказательствами. Этому немало способствует и система ЕГЭ. Наверное, имеет смысл делать акцент на устные ответы обучающихся, основанные на собственных выводах, а не на прочтении или пересказе реферата с показом презентации.
  2. Меняются досуговые интересы школьников и студентов. Распространение компьютерных игр влечет за собой их чрезмерное употребление. В связи с чем, согласно проведенным исследованиям, являются причиной искажения функций мозга. «Эти игры раздражают те части мозга, которые отвечают за зрение и движение, и не помогают развитию других частей мозга. Этот факт является причиной того, что у детей, которые длительное время посвящают компьютерным играм, не будет развита та часть мозга, которая отвечает за развитие памяти, чувств и запоминания. По словам исследователей, такие дети больше склонны к жестоким действиям и меньше способны контролировать свое поведение».

Родителям стоит задуматься уже не столько о соблюдении временных норм досугового времяпровождения детей с компьютерными игрушками, сколько срочно искать альтернативные занятия, позволяющие детям

укреплять свой организм, учиться выстраивать взаимоотношения друг с другом, развивать семейные традиции.

  1. Долговременное пребывание за компьютером влияет на физическое здоровье детей и подростков. Ухудшается зрение, искривляется позвоночник, развивается гиподинамия. Как следствие: ухудшается память, внимание, снижается интерес к учёбе, падает успеваемость. Работа на компьютере не должна превышать максимальных 2 часов в день. Такая работа предусматривает кратковременные перерывы для активной физической нагрузки (ходьбы, короткой прогулки, физических упражнений).

Было бы допустимо рассматривать ежедневное 2-х часовое пребывание школьника за компьютером в контексте подготовки и выполнения всего объёма домашнего задания, но чаще всего, выполнение домашнего задания учащихся 5-9 классов, 2 часами не ограничивается. Затрачивая на подготовку уроков более 2-х часов в день, свободным – остаётся не так много времени, и этот остаток затрачивается на листание интернет-страничек, участие в различных интернет-тусовках и т.д. Возможно, стоит подумать о сокращении подготовки к урокам с помощью ИКТ. Необходимы разработки проектов, связанных с ролевыми играми, подготовкой квестов на основе личного мнения, впечатления.

При этом важен диалог с учителем, как ведущим модератором, человеком, раскрывающем способности и умения ученика. Не менее важен и диалог между учащимися. ИКТ должно выступать лишь в качестве дополнительных инструментов поиска и оформления результатов подготовки домашнего задания.

Итак, рассмотрев основные аспекты негативного влияния информационно- компьютерных технологий на духовное и физическое развитие школьников, положительный ответ на вопрос «Быть или не быть компьютерным технологиям в образовательном процессе школы?», не может быть однозначным. На наш взгляд, необходим крайне дифференцированный подход к выбору и использованию различных ИКТ на уроке и внеурочной деятельности.

Осознание педагогами и родителями факта о том, что лишь при разумном использовании ИКТ возрастает информационная

компетентность обучающихся, в противном случае - возрастает социальная дезадаптация, психологическая зависимость, параллельно заметно ухудшается их физическое состояние. Свое выступление я бы хотела завершить словами Святейшего Патриарха Московского Алексия II: “Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно, сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем новые действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну”.