Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ

Чегодаева Настасья Валерьевна

Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных условий их эффективной социализации, полноценного участия в жизни общества и самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Данная образовательная программа предназначена для работы педагогов дополнительного образования с ребенком, который имеет 3 группу инвалидности по слуху. Слух играет большое значение в жизни человека. С помощью аудильного восприятия человек получает большой поток информации об окружающем мире. Потеря слуха – это и коммуникативное затруднение, и прекращение потока информации, воспринимающейся на слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная дополнительная общеразвивающая программа

Для ребенка с ОВЗ в области создания авторской фотографии.

Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка.

                Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных условий их эффективной социализации, полноценного участия в жизни общества и самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

У большинства детей с ОВЗ, отмечается замедленный уровень познавательной активности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.

Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ОВЗ.

Образовательная система дополнительного образования вобрала в себя многие черты семейного воспитания и является комфортной для таких детей. Особая роль в образовательном процессе особенных детей отводится системной работе и взаимодействию педагога с родителями. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка.

Чем отчетливее родители понимают необходимость обучения, тем больших успехов добьется ребенок.

Благодаря дополнительному образованию ребенок с ОВЗ может значительно расширить круг общения, безболезненно проходить процесс социализации, развивать свой творческий потенциал и обеспечить дальнейший успех в избранной сфере деятельности.

Данная образовательная программа предназначена для работы педагогов дополнительного образования с ребенком, который имеет 3 группу инвалидности по слуху. Слух играет большое значение в жизни человека. С помощью аудиального восприятия человек получает большой поток информации об окружающем мире. Потеря слуха – это и коммуникативное затруднение, и прекращение потока информации, воспринимающейся на слух. 

Не смотря на это, ребенок, для которого предназначена эта программа – жизнерадостный, позитивный и умеет удивительно тонко подмечать красоту окружающего мира. В свои 13 лет он активно проявляет повышенный интерес к фотографированию. В связи с этим, совместно с родителями и педагогом-организатором было принято решение разработать индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ в области создания авторского фото.

Цель индивидуальной программы: Развитие творческих способностей и личностного роста ребенка с ОВЗ, через создание серии фото -  работ, через персональную выставку его работ.

Задачи:

  • Создания условий для комфортного общения между ребенком с ОВЗ и педагогом-организатором.
  • Развитие индивидуальных способностей ребенка.
  • Расширить общий и интеллектуальный кругозор.
  • Приобщение к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области создания фотографии.
  • Формирование представления учащегося о процессе создания фото.
  • Совершенствование метапредметных знаний в области фотографирования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения индивидуальной образовательной программы.

Личностными результатами освоения ИОП является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно реализовывать свои замыслы.
  • Называть и объяснять свои чувства и ощущения, через фотографию.
  • Оценивать жизненные ситуации.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • Создавать серию фотографий в едином стиле.
  • Освоить программу фотомонтажа.
  • Подготовить выставку.

Регулятивные УУД:

  • Уметь отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, излагать свои мысли.
  • Уметь работать в предложенном направлении.

Коммуникативные УУД:

  • Умение заниматься в коллективе.
  • Умение излагать свои мысли.
  • Умение сотрудничать.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основы теории фотографии;
  • основные этапы создания снимка;
  • категории, свойства и средства постановочного фото;
  • этапы проектирования серии работ в целом;

Уметь:

  • использовать знания средств и свойств композиции на практике;
  • разрабатывать проект создания серии работ;
  • реализовать и представить разработанную серию работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Организация выставки лучших работ. Участие во всероссийских и международных конкурсах.

Особенности ИОП.

Во время реализации ИОП процесс построен таким образом, что развитие ребенка с ОВЗ в области авторской фотографии и развитие педагога-организатора в области особенностей работы с детьми с ОВЗ, будут проходить параллельно.

Ожидаемые результаты.

Учащийся должен:

  1. Иметь высокий уровень развития таких личностных качеств, необходимых в любом виде деятельности, как конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и творческая и социальная активность.
  2. Решать жизненно - практические задачи, прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в области создания фотографии.
  3. Реализовывать свой творческий потенциал через участие в конкурсах, фестивалях, персональных выставках.

Педагог-организатор должен:

  1. Чувствовать настроение ребенка, определять степень готовности к выполнению ребенком поставленной задачи, определять степень понимания ребенком поставленной задачи.
  2. Помогать и направлять ребенка с ОВЗ на достижение результата.
  3. Тесно сотрудничать с родителями в процессе реализации ИОП.

2021-2022 учебный год

Учебно – тематическое планирование индивидуальная дополнительная общеразвивающая программа

для ребенка с ОВЗ в области создания авторской фотографии.

Тема

Месяц

Теория, час

Практика, час

Всего

1

Понятие «Авторское фото» история фотографирование. Создание серии работ.

Сентябрь

1

4

2

Занятия по фотографированию

Октябрь

3

3

2

Работа с фоторедакторами.

Ноябрь, декабрь

1

2

3

3

Подготовка к персональной выставке

«О чем говорит осень»

Январь, февраль

1

1

2

4

Подготовка к Международному фестивалю детского и юношеского творчества «Черноморский Олимп» в номинации «Авторское фото».

Март, апрель

1

4

5

5

Подготовка к персональной выставке «Мир – глазами ребенка» на ежегодном отчетном концерте МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Май.

1

1

2

Итого

5

12

17

Режим занятий вторник 17.00-18.00 (2-я, 4-я неделя месяца)

Литература:

  1. Перевалова Н. Если с другом вышел в путь// Здоровье детей, 2011г. № 13
  2. Романова Е. Невозможное возможно //Здоровье детей 2011г. №8
  3. Калинченко А. Взаимодействие-зоны успеха (обсуждение требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ) Здоровье детей 2011г. №5
  4. Программа дня здоровье детей, Инклюзивного образования, коррекционной педагогики…
  5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Изд. Группа НОРМА
  6. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2001.