Познавательный интерес как путь формирования мотивов учения школьников.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности» заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» Исполь­зование современных образовательных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулиро­вать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Они стимули­руют познавательную деятельность и самостоятельность у­чащихся. Общение в системе «ученик - учитель» создает воз­можности для решения творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл re6ferat_po_pedagogike.docx64.43 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный интерес как путь формирования             мотивов учения школьников

Введение ……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Мотивы формирования познавательного интереса школьника…4

1.1 Мотивы – движущие силы познания…………………………..…4

1.2 Сущность познавательного интереса……………………………..8

Глава 2. Условия, способствующие развитию познавательного

интереса……………………………………………………………………….11

2.1 Методы мотивации познавательного интереса……………...….11

2.2 Развитие познавательного интереса…………………………..…16

Заключение…………………………………………………………………...19

Литература……………………………………………………………………20

Приложение ………………………………………………………………….21

Введение

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности» заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1].

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Использование современных образовательных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учащихся. Общение в системе «ученик - учитель» создает возможности для решения творческих заданий.[6]

Исходя из этой проблемы, можно определить цель работы – рассмотреть процессы, влияющие на возникновение и развитие познавательного интереса школьника.

 Задача учебного исследования - рассмотреть  мотивы формирования учения  учащихся, проанализировать формирование познавательного интереса школьников.

Объектом исследования служит формирование мотивов учения школьников.

Предметом исследования является познавательный интерес школьников.


Глава 1. Мотивы формирования познавательного интереса школьника

  1. Мотивы – движущие силы познания

Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического труда.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. С позиции обучаемого следует вести речь  о мотивации учения (внутренней или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкладывается иной смысл, связанный преимущественно с их отношением  к профессиональным обязанностям.

Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и  педагогической психологии. В этой области достигнуты определенные успехи, но проблема еще далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов очень трудно свести к определенным структурам, однозначно  определить способы управления ими. Если в дидактике есть область чистого искусства, то это, несомненно, область мотивов да еще связанных с ними методов обучения.[3]

С точки зрения психологии,  мотив – побуждение поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразовательной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую  ее  активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирование мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.[4]

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми  понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Мотивы сложные образования, представляющие собой динамические

системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов-побуждений осложняется тем, что,  во-первых, они всегда представляют собой комплексы и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом. А во-вторых. мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям.

По видам выделяют  социальные и познавательные мотивы. По уровням  эти мотивы подразделяют на:

  • Широкие социальные мотивы;
  • Узкие социальные (или позиционные) мотивы;
  • Мотивы социального сотрудничества;
  • Широкие познавательные мотивы;
  • Учебно – познавательные  мотивы;
  • Мотивы самообразования.

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности  и содержанию.

  • Социальные (социально-ценностные);
  • Познавательные;
  • Профессионально-ценностные;
  • Эстетические;
  • Коммуникационные;
  • Статусно - позиционные;
  • Традиционно-исторические;
  • Улитарно - практические (меркантильные).

Установлено: а) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников, б) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом  в зависимости от возникающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величие которой определяются суммарным действием мотивов.

Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутренние. Внешние, естественно, исходят от педагогов, родителей, класса. Общества в целом и приобретает форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий. И даже принуждений. Они действуют, но их действие нередко встречает внутреннее  сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник  мотивации  человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые могут быть очень сильными.

Можно выделить мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы. Создавая одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Изучение мотивации учения  необходимо для  активизации деятельности учащихся, раскрытию их потенциальных возможностей.[3]

1.2. Сущность познавательного интереса

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес  (от лат. interest  – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.[3]

При непосредственном участии психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому  раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.[4]

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Я.А. Коменский писал: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”.

Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности .[5]

В обучении действует много интересов. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности.  Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов  школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.

Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать.

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить три этапа: любопытство (ситуативный интерес), любознательность (неустойчивый интерес) и устойчивый познавательный интерес.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику построения учебного курса, используя в нем методы поиска и доказательства новых знаний; в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение нестандартных задач доставляет удовольствие.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.[7]


Глава 2. Условия, способствующие развитию познавательного интереса школьников

2.1. Методы мотивации познавательного интереса

Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. В самом общем плане эти способы деятельности и рассматриваются нами как методы процесса обучения.

Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Перед школой встают новые задачи, меняется содержание образования, а значит и изменяются методы обучения. Для этого используются новые средства или совершенствуются традиционные. Все это очень усложняет толкование сущности методов обучения.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием методы обучения мы употребляем и понятие приемы, обучения. Прием - это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Прием - это более частное понятие по отношению к понятию метод обучения, это деталь метода.

Приемы могут определяться особенностями обучающей системы; при проблемном обучении - это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, мы, тем не менее, не можем однозначно определить сущность методов обучения.

В последнее время мы все больше внимания уделяем развитию мотивационной стороны обучения, поэтому и методы обучения можно рассматривать как способы стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Исходя из таких соображений, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин в 70-х гг. предложили свою классификацию. За основу они взяли характер познавательной деятельности учащихся и предложили следующее определение: метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования.

Они выделили пять конкретных методов обучения (а не групп методов, как это было во всех предыдущих классификациях): информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый или эвристический и исследовательский.

Информационно-рецептивный. Само его название происходит от двух слов: информация и рецепция, т.е. восприятие. Сущность его состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают и фиксируют в памяти эту информацию.

Средства, используемые учителем, могут быть самыми разнообразными: устное слово (рассказ, лекция, объяснение), печатное слово (самостоятельное изучение материала по учебнику), наглядные средства, практический показ учителем выполнения какого-то упражнения (на уроке физкультуры) и т. п.

Этот метод позволяет учащимся чувственно воспринимать учебный материал. Они смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с имеющимися у них сведениями. Такой метод, по мнению авторов, является одним из самых экономных способов передачи опыта подрастающим поколениям. Общество заинтересовано в том, чтобы наибольший объем информации был передан в кратчайшие сроки.

Этот метод сегодня является одним из самых распространенных и достаточно широко отражен в педагогической литературе. Однако необходимо, чтобы учащиеся сегодня не только усваивали предлагаемую им информацию, но и усваивали ее структуру, методы ее нахождения и методы применения.

Поэтому совместно с методом информационно-рецептивным применяется репродуктивный метод (от слова репродукция - воспроизведение). Информационно-рецептивный метод сам по себе не формирует у учащихся умений и навыков использования полученных знаний и не гарантирует их сознательного и прочного запоминания, поэтому учитель вынужден организовывать деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний, т.е. использовать репродуктивный метод обучения. Для этого используются разнообразные упражнения, лабораторные, практические работы, программированный контроль, различные формы самоконтроля и т. п.

Эти два метода (информационно-рецептивный и репродуктивный) чаще всего применяются во взаимосвязи, но первый всегда предшествует второму. Вместе они способствуют формированию знаний, навыков и умений у учащихся, формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, перенос, классификация и пр.), но они не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Поэтому для развития деятельности применяются другие методы.

Проблемное изложение. Суть его заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При использовании этого метода учащиеся контролируют ход мысли преподавателя, следят за логикой его рассуждений.

Использование этого метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем данного типа, но еще без умения применять их самостоятельно. Поэтому данный метод используется, как правило, при изучении сложных учебных вопросов. Учителем могут быть использованы любые средства: слово (логическое рассуждение), текст книги, таблицы, кинофильм, магнитные записи и т. п.

При этом методе учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролируя её убедительность.

Частично-поисковый (или эвристический) метод. При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.

Отечественная педагогическая наука обращала внимание на использование подобного метода обучения еще в 20-е гг., именно тогда прогрессивные ученые и практики пытались ввести метод самостоятельного добывания знаний во внеклассной работе. Однако социальные условия того времени не способствовали развитию подобных методов, так как идеология сводила процесс обучения только к передаче определенной информации в готовом виде.

Исследовательский метод. Это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

Задания, выполняемые с использованием исследовательского метода, должны включать в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса (постановка задачи, обоснование, предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи).

При использовании этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.

Таким образом, в данной классификации выделяется пять конкретных методов обучения, а не отдельные группы методов, как это делается в других классификациях. Все эти пять методов делятся на две группы: репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый и исследовательский), а метод проблемного изложения, являясь промежуточным, может быть отнесен как к репродуктивным, так и к продуктивным.

Все эти методы в процессе обучения реализуются в теснейшей взаимосвязи. [2]


2.2  Формирование познавательных интересов

     География самая романтическая область знаний, т.к. она изучает нашу планету – такую близкую и многообразную, таящую в себе множество неразгаданных тайн. А все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать и на школьных уроках, при чтении книг, узнавая что-то новое и необычное. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся. В процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности. Проблема активности процесса обучения не может на современном этапе рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее время невозможно без удовлетворения личностных запросов.  Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того,  насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.

     Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. д., благодаря которым каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.

  Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

  • проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии)
  • технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности)
  • технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)
  • коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся)
  • урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект)
  • использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок)
  • дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки из бочки»,  «Туристическое агентство», «По странам и континентам»,  сбор карт-пазлов и т.д.)

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. [6]


Заключение

Познавательный интерес это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности школьника.

Рассматриваемый вопрос чрезвычайно важен в современном мире и требует постоянных доработок, введение каких-либо новшеств, постоянную работу преподавателя над методами и способами подачи информации. В настоящее время основы по развитию познавательного интереса немного изменились, выявляется изменение в отношениях между субъектами образования, что влечет за собой и перемены по отношению к образованию. Сейчас сложнее заинтересовать ученика в получении новых знаний.

В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.

Современной школе необходимо больше коллективной деятельности, внедрение новых технологий, разнообразие системы урока. Очень важную роль играет выявление индивидуальных способностей учащегося и умение работать в коллективе. После этого преподаватель подбирает форму проведения урока, опроса и оценивания. Также важно уметь наказывать и поощрять учеников, т. к. это является положительным стимулом к познанию нового.

Что касается мотивации ученика, то преподаватель всегда должен следить за своими действиями, т. к. она может быть не только положительной, но и отрицательной. Мотивы ученик создает для себя сам, а учитель просто помогает их поддерживать и развивать.

Огромную роль играют отношения субъект-субъект, при которых происходит взаимодействие и взаимовоздействия учителя и ученика. Это очень важно, т. к. данные действия помогают обеим сторонам лучше понять друг друга, а потом помочь проявить лучшие качества. Узнав качества ученика, преподаватель выбирает стратегию их развития. При этом поднимается уровень развития познавательного интереса и самой личности в целом.

Рассмотрев теоретическое обоснование «великих учителей», были  получены новые знания по данной теме, которые помогают  разобраться в вопросе «развития познавательного интереса», а также предлагают пути решения этой проблемы.


Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
  2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В2-х кн.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999. –Кн.1:общие основы. Процессы обучения.- 576 с.:ил.
  4. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. – М.Центр,2002. – 256 с.
  5. Сластенин В. А., . Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  6. Суслов В.Г. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 77с. – (Библиотека учителя географии)
  7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Щукина Г.И. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.


Приложение

Некоторые виды работ, которые используются  на уроках географии:

  1.  «Найди свою половинку»

Необходимо соединить половинки слов между собой.

БАО

ПИ

ГЕ

ЗОН

Баобаб, оазис, сейба, окапи, эпифит, пингвин, гевея, бизон, лиана, пихта, вади, финик

ОА

ФИТ

ЛИА

НИК

СЕЙ

ВИН

БИ

ДИ

ОКА

ЗИС

ПИХ

ВЕЯ

ПИНГ

БАБ

ВА

НА

ЭПИ

БА

ФИ

ТА

  1. «Буквы заблудились»

      На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».

ЛИМКАТ (климат)                                                    АКОАЛ (коала)

ТЕРЕВ (ветер)                                                            КЭСОПТР (экспорт)

НЕРЕВА (Венера)                                                      ЯРИВАЗЕ (Евразия)

  1. «Справочное бюро»

      Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.

  1. «Кто или что лишнее?»

     Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия,  острова)

Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)

«Географические диктанты»

     Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

     «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка припятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».

  1. «Составь слово»

      Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (60 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Атмосфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое длинное слово, получает дополнительно еще один балл. Обязательно учитывается грамотность.    (РОСА)

          ………..

  1. «Заморочки из бочки»

       Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.

     К примеру - «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):

     «Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным районом России, главная специализация района – агропромышленное производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)

       Или -  « О каком материке идет речь?»

«Она располагается под нами.

Там, очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

                                    Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)

  1. «Угадай»

     Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)

 

  1. «Кто это, что это?»

     Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),

гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

  1. «Туристическое агентство

«По странам и континентам»

      Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.

  1. «Подбери пару»

      Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:

               Вершина:                                                  Горные системы:

     г.Аконкагуа                                                    Кордильеры

    г. Эльбрус                                                        Анды

    г. Мак-Кинли                                                   Кавказ

    г. Народная                                                      Альпы

    г. Монблан                                                       Урал

                                                                               Гималаи                                                                          

  1. «Загадки»

       Данные загадки можно использовать при изучении темы «Полезные ископаемые».

Тот камень чудесный с Урала                      Если встретишь на дороге,

Нежным цветом зеленым манит.                 То увязнут сильно ноги.

Я только сегодня узнала,                              А сделать миску или вазу –

Что камень зовут ……(малахит)                  она понадобится сразу (глина)

В моей земле богатства скрыты,                  Покрывают им дороги,

Она и золото хранит,                                     улицы в селениях,

И рядом с медью – малахиты,                      а еще он есть в цементе.

Железо, мрамор и …….(гранит)                  Сам он – удобрение (известняк)

  • Прием новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтересовывает учеников сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что-то новое. Например: учитель обращается к учащимся:

- Из чего состоят облака?

- Из воды.

- А что тяжелее: воздух или воды?

- Конечно, вода.

- А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

  • При проведении обобщающего урока по Северной Америке (7 класс) можно провести игру: «Что такое? Кто такой?»

Задание для этой игры предлагается на небольших листках; задача ребят – ответить, что означает слово:

Принца Уэльского

Ньюфаундленд

Америго Веспуччи

Баффинова Земля

Берингов пролив

  • блиц-турнир: «Все выше и выше»:

~ самая высокая точка С. Америки;

~ самые большие по протяженности горы;

~ самая длинная река и т. п.

(ответы учащихся под номерами, самостоятельно пишутся в тетрадях)

  • Очень способствуют развитию познавательного интереса уроки, проводимы в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др.

Например: «Экспедиция в Гренландию» (литература дается накануне);

а) «Штурман» прокладывает курс кораблю, обговаривает условия, в которых будет проходить экспедиция, доказывает с какой стороны и почему удобнее плыть к острову;

б) «Биолог» экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова;

в) «Этнограф» – о коренном населении, его быте, обычаях; есть здесь: капитан, матросы, географы т. д. – всем им даются поручения и задания.

Готовясь к такому уроку, во время урока учащиеся узнают очень многое о данном объекте, помимо страниц учебника, а также очень хорошо закрепляют известный им материал.

  • Изучив материк Антарктида (или какой-нибудь другой), можно провести игру: «По Антарктиде». Правила игры:

Ученик на игровом поле выбирает:

а) тему, по которой он хочет отвечать;

б) вопрос по выбранной теме.

Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает легкий вопрос – красную карточку и приносит команде 1 балл и т. д. по возрастающей, чем сложнее вопрос, тем выше балл.

Карточки со знаком ''+'' (плюс) для учеников, которые знают материал сверх программы. За правильный ответ – 10 баллов. Затем ученик называет номер вопроса и зачитывает вопрос, который написан на обратной стороне карточки, через 10 – 15 сек. отвечает на него. Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может заменить ответ или дополнить ответ ученика из своей команды. Номера вопросов используются как путь команд вокруг Антарктиды. Игра идет по круговой системе, выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.

  • Иногда хорошую роль может сыграть прием участия. Учитель, раскрывая тему, говорит: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок вы продолжаете своим чередом.

  • Самый беспроигрышный вариант – юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление.