ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СПО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Бондарь Виктория Андреевна

В статье рассматриваются проблемы повышения качества обучения студентов в среднем профессиональном образовании в современных условиях, при помощи рейтинговой системы, рассмотрены пути повышения качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Бондарь, г. Нефтеюганск, Россия

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СПО

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения качества обучения студентов в среднем профессиональном образовании в современных условиях, при помощи рейтинговой системы, рассмотрены пути повышения качества обучения.

Ключевые слова:  качество образования, рейтинговая система,  студенты СПО

V.A. Bondar, Nefteyugansk, Russia

 

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN VET

AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

 Annotation. The article examines the problems of improving the quality of teaching students in secondary vocational education in modern conditions, using a rating system, considers ways to improve the quality of education.

Key words:  quality of education, rating system, SPE students

В современных условиях изменение запроса к качеству образования со стороны общества и государства требует поиска принципиально новых путей повышения эффективности системы обучения, управления качеством образования и его оценивания.

 Исходя из понятий «образование» и «качество» - качество образования рассматривается как социальная, экономическая, педагогическая категория. «Качество образования» в методическом аспекте - характеристика образовательного процесса и результата, что важно не только в системе образования, но и в развитии общества в целом. В связи с этим понятие «качество образования» можно определить как комплексное образование с учетом всех объективных и субъективных характеристик.

Качество образования – это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия фактически достигнутых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям.

Потенциал образовательного учреждения, его возможности в сфере образовательной деятельности заключаются в способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия, образовательную и воспитательную среду, материальную базу, финансовые и информационные услуги. Следовательно, образовательное учреждение должно создать современную систему обеспечения качества образования, которая будет представлять собой сочетание средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов, которые соответствуют заданным стандартам, критериям, стандартам и потребностям потребителей.

Качество образования, включающее обучение и воспитание студентов, представляет собой систему показателей знаний, навыков и умений, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу. Данный подход ориентирован на оценку деятельности образовательного учреждения по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности образовательной деятельности:

- уровень подготовки студентов;

- состояние здоровья;

- уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

- уровень выполнения федеральных государственных образовательных стандартов;

- их готовность продолжить образование; уровень воспитания студентов.

 Все вышеперечисленные параметры взаимосвязаны и дополняют друг друга. И в настоящее время показатель качества обучения студентов был и остается первым и главным при оценке эффективности образовательного учреждения.

Важнейшими критериями оценки результатов работы образовательного учреждения являются критерий качества, который выражается в соотношении фактических результатов деятельности к поставленным целям, государственным стандартам, ожиданиям общества, а также критерий эффективности, показывающий соотношение достигнутых результатов ко времени, усилиям и другим ресурсам.

Среднее профессиональное образование является промежуточным звеном между средним общим и высшим образованием. Среднее профессиональное образование (СПО) готовит специалистов рабочих профессий по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов по программам подготовки специалистов среднего звена. Таким образом, он развивается как звено в системе непрерывного образования и призван удовлетворить потребности обучающихся и их родителей, общества в лице работодателей и государства как заказчика образовательных услуг. Все участники образовательного процесса среднего профессионального образования озабочены вопросом качества образования, проблема качества образования всегда является объектом исследования педагогической теории. Однако на современном этапе развития общества проблема качества образования приобретает новое значение. В современном профессиональном образовании качество образования является как важнейшим фактором устойчивого развития страны, так и ее технологической, экономической, информационной и моральной безопасности.

Под качеством образования в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и обучения обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Оценка качества - это систематическая проверка того, насколько учреждение способно соответствовать заявленным и ожидаемым требованиям. Такая формулировка на данный момент соответствует современным требованиям - федеральным государственным образовательным стандартам, в которых содержатся требования к результатам освоения образовательной программы и являются критериями оценки качества образования в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования.

Задача педагога настоящего времени - подготовить студента, способного самостоятельно получить знания и применить их в любой жизненной ситуации. Педагог должен организовать такой образовательный процесс так, чтобы был включен механизм саморазвития его участников, было возможно их самосовершенствование, самообразование. Это обеспечит готовность человека к реализации собственной индивидуальности, подготавливает к изменениям в жизни.

Традиционные методы учебного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, на запоминание и удержание материала в памяти, как правило, способствуют развитию стереотипного поведения. Конечно, они уже не соответствуют современным требованиям.

Наилучшие результаты в решении этой задачи могут быть получены только при активной позиции студентов в образовательном процессе. В связи с этим в образовательной деятельности становится актуальным применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Занятие, построенное на современных технологиях, позволит студентам сформировать не только глубокие знания, но и умение самостоятельно приобретать знания, применять их в различных ситуациях, приобретать опыт решения задач, развивать познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические навыки.

Целью инновационной деятельности в образовании является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в процесс профессионального обучения неизвестных практике дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие студентов за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.

Цель рейтинговой системы – комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ среднего профессионального образования.

Задачи рейтинговой системы:

  • повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
  • повышении уровня организации образовательного процесса в ссузе.

Значение рейтинговой системы: использование рейтинговой системы оценивания знаний студентов направлено на повышение качества учебного процесса на основе регламентации семестровых контрольных мероприятий по каждой учебной дисциплине,  структурирования и активизации самостоятельной работы студентов, повышения объективности оценки успеваемости и результатов итоговых контрольных мероприятий.

Совокупный образовательный эффект от применения рейтинговой системы оценивания:

• Повышение учебной мотивации и ответственности;

• Рост социальной активности;

• Признание равноценности различных образовательных траекторий.

• Ориентация на успех.

• Более адекватная самооценка.

• Укрепление командного духа.

• Осознанный жизненный выбор. 

Рейтинговая система как педагогическая система характеризуется следующими признаками:

 наличием системообразующего фактора – совокупности объективных требований к личности выпускника;

 наличием системорегулирующего фактора – степени упорядоченности образовательного процесса;

 наличием системонаполняющего фактора – содержания учебного материала по конкретной дисциплине;

 наличием определенной структуры;

 направленностью рейтинговой системы на достижение конечного результата – развитие творческой активности студентов, повышение эффективности образовательного процесса.

Рейтинговая модель, характеризуемая такими признаками, как гибкость, вариативность, информационная открытость, «призвана закрепить переход к компетентностному обучению, расширить сферу применения интерактивных образовательных технологий, закрепить деятельностный характер учебного процесса, активизировать его личностное восприятие студентами и преподавателями» [8].

Рейтинговая система дает возможность наблюдать динамику не только освоения программы, но и отношения к учебе, посещаемости, соблюдения дисциплины. Студенту данная система дает импульс к обучению и достижению результатов, формируются ответственность и привычка трудиться, конкурентная среда адаптирует его к жизненной реальности, субъектная позиция способствует самореализации и самоактуализации. Преподавателю подобная система дает возможность более объективно оценивать достижения студентов, корректировать его учебный маршрут и тем самым индивидуализировать обучение. Кроме того, она, система, подразумевает учет особенностей психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, что является обязанностью педагога, в соответствии со ст. 48 федерального закона «Об образовании в РФ».

Таким образом, для того, чтобы образовательное учреждение достигло стабильно высокого качества подготовки студентов, необходимо обеспечить кадровую, методическую, информационную, материально-техническую, нормативно-правовую и финансовую составляющие профессионального обучения.

Среднее профессиональное образование - важная составляющая российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворить потребности человека, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. В структуре качества профессионального образования главное - это качество выпускника учебного заведения, а именно качество выпускника - будущего специалиста обеспечивается качеством образовательного процесса, осуществляемого в учебном образовательном учреждении.

Одним из путей повышения качества является внедрение рейтинговой системы. Использование рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации образовательной деятельности студентов, развитию у них чувства ответственности и самостоятельности, повышает объективность оценки и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при овладении профессиональными и общими компетенциями.

Сп ис ок  ис по ль зо ва нн ых  ис то чн ик ов

  1. Голубева, А.И. Построение модели управления качеством образовательной деятельности в ссузе / А.И. Голубева, Е.Н. Перевощикова. –Те кс т : не по ср ед ст ве нн ый   // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 2. – 0,37 п.л., авт. – 0,19 п.л. [Электронный ресурс]: библиотека диссертаций, режим доступа: http://www.dslib.net/prof–obrazovanie/upravlenie–kachestvom–obrazovatelnoj–dejatelnosti–v–uchrezhdenii–srednego.html (дата обращения: 03.12.2021).
  2.     Из опыта применения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов на факультете технологии и предпринимательства / М. В. Едренкина. – Текст : непосредственный // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке : материалы Междунар. науч. симпозиума / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин–т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. – С. 116–121 .
  3. Лебедева А. С. Качество образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов СПО // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 36–41. – URL: http://e–koncept.ru/2017/770962.htm. ‒ Текст : непосредственный .
  4.           Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. – 4–е изд., испр. – Москва : Академия, 2001. – 510 с. – (Высшее образование). – Библиогр. в конце глав. – Предм. указ.: с. 505–508. – ISBN 5–7695–0599–0 (в пер.). – Текст : непосредственный.
  5.     Проблемы внедрения современных технологий обучения в систему среднего профессионального педагогического образования / В. П. Сморчкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука : науч. –метод. журн. – 2017. – № 3. – С. 9–17.
  6.     Рейтинговая система оценки качества освоения студентами экономических дисциплин / Е. Е. Склярова. – Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование : ежемес. теорет. и науч.–метод. журн. – 2014. – № 10. – С. 36–43.
  7. Современные средства региональной системы оценивания качества образования : учебное пособие / В. П. Максимов, А. Ф. Гулевская, О. А. Гущина, Н. А. Самсикова [и др.] ; под общ. ред. В. П. Максимова. – Южно–Сахалинск : изд–во СахГУ, 2011. – 328 с. – Текст : непосредственный.
  8. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 3–е изд. – М., 2018. – 432 с. – Текст : непосредственный.