Логопедия

Ставицкая Марина Владимировна

Пересказ рассказа Соколова-Микитова «Улетают журавли»

 

 Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

 

Задачи:

 Образовательные: Расширить знания об осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на опорные картинки . 

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

 

1. Организационный момент.

 Подскажи словечко:

Улетают птичьи стаи,

Листья с кленов облетают.

В грязных лужах неба просинь,

Потому что это… (осень)

 

Сколько периодов осени вы знаете?

Какие?

Осень бывает разная.

 

Писатели, художники, поэты, композиторы рассказывали о ее красоте, неповторимости в своих произведениях. Собирались в литературных гостиных, где звучала музыка, читались стихи.

Заглянем в окошко… Видите – фортепьяно и звучит музыка. Что это за произведение?

Всмотримся внимательно. Кого мы видим? Кто они? Напомните строки их произведений.

Какая картинка по цвету ближе к строкам произведений великих поэтов?

Покажите движением это стихотворение, а мы отгадаем.

 Поэты замечательно, красочно рассказали нам про осень. Мы тоже поучимся строить красивые предложения.

 

Я буду  называть приметы времен года. Если примета осенняя, то вы просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросаете его мне и объясняете почему. При объяснении вы должны составлять предложения с союзом «а».

- желтеют листья

- расцветают цветы

- собирают урожай

- метёт метель

- люди загорают и купаются

- собирают грибы

- идут частые дожди

- распускаются почки

- птицы улетают в тёплые края

 

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Что происходит с птицами осенью?

Почему?

Все ли птицы улетают?

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

 Дидактическое упражнение «Птицы»

- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.

- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

- Журавль.

 

Я прочитаю вам рассказ  «Улетают журавли». Написал его писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.

«Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

 

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

1. Вы прослушали рассказ. О чем он? (Рассказ о том, как улетают в теплые страны журавли)

2. Когда журавли собрались к отлету? (Журавли собрались к отлету в золотые осенние дни)

3. Почему автор называет осенние дни золотыми? (В это время и трава, и листья, и солнышко – желтое, как будто золотое.)

4. Где покружили журавли? (Покружили журавли над рекой, над родным болотом)

5. Что сделали журавли потом? (Потом журавли собрались в стройные косяки и полетели в теплые края)

6. Как вы понимаете слово «косяки»? (журавли выстраиваются уголком, косяком. Первым летит журавль-вожак.)

7. Где летели журавли (Журавли летели над лесами, над полями, над шумными городами).

8. Где они остановились на отдых? (В глухом лесу, на  краю болота они остановились на отдых)

9. Когда проснулись журавли? (Журавли проснулись еще до рассвета)

10. Что и как светилось над рекой, над лесными черными макушками? (Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушка ранняя зорька.)

11. Куда поднялись журавли сова? (Снова поднялись журавли высоко  в небо).

12. Что услышали мы с высокого неба? (С высокого неба услышали мы их прощальные клики)

13. Как вы понимаете слово «клики»? (Клики – крики)

14. Что прокричали мы журавлям?  («До свидания! До свидания, журавли!До радостной встречи весною!)

  Физкультурная пауза

Журавли – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавли – журавли.

 

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются опорные картинки по одной на каждое предложение.

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные картинки — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

 Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Подведение итогов.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

- Помогли ли вам опорные картинки во время запоминания?

 

imageП. Воронько  "ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ"

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,                                
Крылья, ноги натрудил.
 

Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.

Оформление выставки детских работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедия20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа Соколова-Микитова «Улетают журавли»

 Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

 

Задачи:

 Образовательные: Расширить знания об осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на опорные картинки . 

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

 

1. Организационный момент.

 Подскажи словечко:

Улетают птичьи стаи,

Листья с кленов облетают.

В грязных лужах неба просинь,

Потому что это… (осень)

Сколько периодов осени вы знаете?

Какие?

Осень бывает разная.

Писатели, художники, поэты, композиторы рассказывали о ее красоте, неповторимости в своих произведениях. Собирались в литературных гостиных, где звучала музыка, читались стихи.

Заглянем в окошко… Видите – фортепьяно и звучит музыка. Что это за произведение?

Всмотримся внимательно. Кого мы видим? Кто они? Напомните строки их произведений.

Какая картинка по цвету ближе к строкам произведений великих поэтов?

Покажите движением это стихотворение, а мы отгадаем.

 Поэты замечательно, красочно рассказали нам про осень. Мы тоже поучимся строить красивые предложения.

 

Я буду  называть приметы времен года. Если примета осенняя, то вы просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросаете его мне и объясняете почему. При объяснении вы должны составлять предложения с союзом «а».

- желтеют листья

- расцветают цветы

- собирают урожай

- метёт метель

- люди загорают и купаются

- собирают грибы

- идут частые дожди

- распускаются почки

- птицы улетают в тёплые края

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Что происходит с птицами осенью?

Почему?

Все ли птицы улетают?

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

 Дидактическое упражнение «Птицы»

- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.

- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

- Журавль.

Я прочитаю вам рассказ  «Улетают журавли». Написал его писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.

«Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

  1. Вы прослушали рассказ. О чем он? (Рассказ о том, как улетают в теплые страны журавли)
  2. Когда журавли собрались к отлету? (Журавли собрались к отлету в золотые осенние дни)
  3. Почему автор называет осенние дни золотыми? (В это время и трава, и листья, и солнышко – желтое, как будто золотое.)
  4. Где покружили журавли? (Покружили журавли над рекой, над родным болотом)
  5. Что сделали журавли потом? (Потом журавли собрались в стройные косяки и полетели в теплые края)
  6. Как вы понимаете слово «косяки»? (журавли выстраиваются уголком, косяком. Первым летит журавль-вожак.)
  7. Где летели журавли (Журавли летели над лесами, над полями, над шумными городами).
  8. Где они остановились на отдых? (В глухом лесу, на  краю болота они остановились на отдых)
  9. Когда проснулись журавли? (Журавли проснулись еще до рассвета)
  10. Что и как светилось над рекой, над лесными черными макушками? (Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушка ранняя зорька.)
  11. Куда поднялись журавли сова? (Снова поднялись журавли высоко  в небо).
  12. Что услышали мы с высокого неба? (С высокого неба услышали мы их прощальные клики)
  13. Как вы понимаете слово «клики»? (Клики – крики)
  14. Что прокричали мы журавлям?  («До свидания! До свидания, журавли!До радостной встречи весною!)

  Физкультурная пауза

Журавли – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавли – журавли.

 

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются опорные картинки по одной на каждое предложение.

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные картинки — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

 Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Подведение итогов.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

- Помогли ли вам опорные картинки во время запоминания?

П. Воронько  "ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ"

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,                                
Крылья, ноги натрудил.
 

Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.

Оформление выставки детских работ.