Главные вкладки
Введение в логопедию. Самостоятельная работа.
Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchelina_alina_nikolaevna_vvedenie_v_logopediyu.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение в специальность
ТЕМА №1 - 6
Самостоятельная работа
Фамилия: Пчелина
Имя: Алина
Отчество: Николаевна
ТЕМА №1. Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.
Задание 1.
Заполните таблицу, разграничивающую понятия:
Недоразвитие речи | Нарушение речи | Задержка речевого развития |
Предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом | Представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности | Замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка |
Задание 2.
Заполните схему «Связь логопедии с другими науками»:
Внутрисистемные связи логопедии | Межсистемные связи логопедии |
Педагогика, специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, методики обучения родному языку, математика, логопедическая ритмика, общая и специальная психология, психодиагностика, нейропсихология, психолингвистика. | Медико-биологические науки, лингвистические науки. |
ТЕМА №2. Анатомо-физиологические механизмы речи.
Задание 1.
Заполните таблицу «Блоки мозга»:
Расположение | Функции | |
Первый блок | Подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области) | Обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствованное состояние |
Второй блок | Кора задних отделов больших полушарий | Осуществляет прием, обработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы |
Третий блок | Кора передних отделов больших полушарий (моторная, премоторная, префронтальная область) | Обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения. Осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрсвенного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности |
Задание 2.
Составьте схему «Центральный и периферический речевой аппарат».
Строение речевого аппарата
Центральный речевой аппарат Периферический речевой аппарат
( регулирующий) ( исполнительный)
Дыхательный отдел
Кора головного мозга грудная клетка, легкие, бронхи, трахея
Подкорковые узлы Артикуляционный отдел
(звукопроводящий)
Проводящие пути носовая полость, ротовая полость, глотка
Ядра стволов Голосовой отдел
Нервы идущие к дыхательным, гортань, голосовые складки
голосовым и
артикуляционным мышцам
Центр Брока находится в лобной доле и участвует в образовании собственной, устной речи.
Центр Вернике находится в височной доле, осуществляет процесс восприятия чужой речи.
ТЕМА №3. Причины речевых нарушений.
Задание 1.
Заполните таблицу «Причины речевых нарушений»:
Органические | Недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи |
Функциональные | Нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе |
Психоневрологические | Умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций |
Социально-психологические | Различные неблагоприятные влияния окружающей среды |
Задание 2.
Заполните таблицу «Критические периоды речевого развития»:
Возраст | Характеристика речевого развития |
1-2 года жизни | формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока |
3 года | интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.) |
6-7 лет | начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка |
ТЕМА №4. Принципы классификации речевых нарушений. Виды классификации речевых нарушений.
Задание 1.
Заполните таблицу «Влияние ведущего вида деятельности ребёнка на речевое развитие»:
Возраст | Ведущий вид деятельности | Влияние на речевое развитие |
1 год | Эмоционально-положительное общение | Основа для формирования предпосылок речевого общения |
2 года | Предметно-действенное общение | Стимулятор речевого развития |
3-6 лет | Игра | Происходит интенсивное развитие речи |
Школьный возраст (с 6-7 лет) | Учебная деятельность | Основа совершенствования устной и развитие письменной речи |
Задание 2.
Составьте схему «Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений».
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | |
Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания | Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания | Дислексия (алексия) расстройство процесса чтения |
Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата | Алалия Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития | Дисграфия (аграфия) расстройство процесса письма |
Брадилалия патологически замедленный темп речи | Афазия полная или частичная утрата ранее сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга | |
Тахилалия патологически ускоренный темп речи | ||
Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата | ||
Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата | ||
Ринолалия нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата | ||
Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата |
ТЕМА №5. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений.
Задание 1.
Заполните таблицу «Критерии классификаций речевых нарушений»:
Клинико-педагогическая классификация | ||
Нарушения устной речи | Нарушение письменной речи | |
Нарушения внешнего высказывания:
Нарушения внутреннего оформления высказывания:
|
| |
Психолого–педагогическая классификация | ||
Нарушения средств общения | Нарушения в применении средств общения | |
|
|
Задание 2.
Раскройте содержание терминов, определите сходство и различие:
Содержание термина | Сходство | Различия | |
Ринофония | Изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации | Нарушения устной речи: Расстройство фонационного оформления высказывания | Изменение оттенка тембра голоса |
Дисфония | представляет собой изменение голосового аппарата выражающееся в хриплости, слабости голоса, гнусавости | Нарушение силы, высоты и тембра голоса | |
Афония | полное отсутствие голоса, может сохраняться шепотная речь | Отсутствие фонации | |
Дислалия | нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата | Нарушение устной речи расстройства звукопроизношения | Дефекты звукопроизношения |
Ринолалия | это патологическое изменение тембра голоca и искаженное произношение звуков речи | Наблюдается назализованный тембр голоса. Нарушения небно-глоточного смыкания, а также особенностями речевого выдоха | |
Дизартрия | нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата | Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. | |
Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития | Нарушения устной речи: Расстройство внутреннего оформления высказывания | полное или частичное отсутствие речи |
Афазия | полная или частичная утрата ранее сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга | Полная или частичная утрата уже имеющей речи |
ТЕМА №6. Организация логопедической помощи в Российской Федерации.
Задание 1. Составьте схему «Современное состояние логопедической помощи в РФ»
Организация логопедической помощи в России
Логопедическая помощь детям раннего возраста | Логопедическая помощь детям дошкольного возраста | Логопедическая помощь школьникам | Логопедическая помощь подросткам и взрослым |
В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Сеть логопедической помощи в России
Министерство образования РФ | Министерство Здравоохранения РФ | Министерство социальной защиты | Негосударственные организации |
В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста.
Созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи , логопедические пункты при общеобразовательных школах.
В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях.
В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и детские дома для слепоглухих. В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.
Задание 2
Изучите нормативно-правовую документацию, регламентирующую модели
оказания логопедической помощи.
Задачами организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Нормативно-правовой и документальной основой содержания коррекционной работы основной общеобразовательной программы являются:
Международный уровень:
1. Декларация прав ребенка (выдержки, 1959 г.
2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.
Федеральный уровень:
3. Закон Российской Федерации от 13.01.1996 г №12-ФЗ «Об образовании».
4. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Cизменениями и дополнениями от:
24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
6. Письмоот 21.10.2010 №03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
7. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27.10.2011г. №2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Зарегистрирован в Минюсте РФ №22946 от 18.01.2012г.
8. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.00г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
9. Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
11. Извлечение из семейного кодекса РФ, редакция 2011г.
12. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13.
14. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
15. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
16. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
17. Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от
22.01.98. № 20-58-07ин/20-4).
18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
19. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 283 г. Москва "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724".
21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.
22. А. В Ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией,1996 г.
23. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы 24.02.2000г.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников". Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2009 г.
Регистрационный N 14145.
26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.
27. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).
28. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение).
Муниципальный уровень:
29. Положение о логопедическом пункте, действующем на базе муниципальных образовательных учреждений
30. О работе психолого-педагогического консилиума (ППк)
31. Приказ «Об организации работы логопедического пункта»
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ и др.
Договор о сотрудничестве учреждения и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.