Введение в логопедию. Самостоятельная работа.

Пчёлина Алина Николаевна

Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchelina_alina_nikolaevna_vvedenie_v_logopediyu.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в специальность

ТЕМА №1 - 6

Самостоятельная работа

Фамилия: Пчелина

Имя: Алина

Отчество: Николаевна

ТЕМА №1. Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Задание 1.

Заполните таблицу, разграничивающую понятия:

Недоразвитие речи

Нарушение речи

Задержка речевого развития

Предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом

Представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности

Замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка

Задание 2.

Заполните схему «Связь логопедии с другими науками»:

Внутрисистемные связи логопедии

Межсистемные связи логопедии

Педагогика, специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, методики обучения родному языку, математика, логопедическая ритмика, общая и специальная психология, психодиагностика, нейропсихология, психолингвистика.

Медико-биологические науки, лингвистические науки.

ТЕМА №2. Анатомо-физиологические механизмы речи.

Задание 1.

Заполните таблицу «Блоки мозга»:

Расположение

Функции

Первый блок

Подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области)

Обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствованное состояние

Второй блок

Кора задних отделов больших полушарий

Осуществляет прием, обработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом  мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы

Третий блок

Кора передних отделов больших полушарий (моторная, премоторная, префронтальная область)

Обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения. Осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрсвенного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности

Задание 2.

Составьте схему «Центральный и периферический речевой аппарат».

Строение речевого аппарата

Центральный речевой аппарат                               Периферический речевой аппарат

         ( регулирующий)                                                            ( исполнительный)

        Дыхательный отдел

Кора головного мозга                                              грудная клетка, легкие, бронхи, трахея

Подкорковые узлы                                                                                 Артикуляционный    отдел

                                                                                                                    (звукопроводящий)

Проводящие пути                                                 носовая полость, ротовая полость, глотка                           

Ядра стволов                                                                                         Голосовой отдел

Нервы идущие к дыхательным,        гортань, голосовые складки

голосовым и

артикуляционным мышцам

Центр Брока находится в лобной доле и участвует в образовании собственной, устной речи.

Центр Вернике находится в височной доле, осуществляет процесс восприятия чужой речи.

ТЕМА №3. Причины речевых нарушений.

Задание 1.

Заполните таблицу «Причины речевых нарушений»:

Органические

Недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи

Функциональные

Нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе

Психоневрологические

Умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций

Социально-психологические

Различные неблагоприятные влияния окружающей среды

Задание 2.

Заполните таблицу «Критические периоды речевого развития»:

Возраст

Характеристика речевого развития

 1-2 года жизни

формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока

3 года

интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.)

6-7 лет

начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка

ТЕМА №4. Принципы классификации речевых нарушений. Виды классификации речевых нарушений.

Задание 1.

Заполните таблицу «Влияние ведущего вида деятельности ребёнка на речевое развитие»:

Возраст

Ведущий вид деятельности

Влияние на речевое развитие

1 год

Эмоционально-положительное общение

Основа для формирования предпосылок речевого общения

2 года

Предметно-действенное общение

Стимулятор речевого развития

3-6 лет

Игра

Происходит интенсивное развитие речи

Школьный возраст (с 6-7  лет)

Учебная деятельность

Основа совершенствования устной и развитие письменной речи

Задание 2.

Составьте схему «Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений».

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

        

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания

Дислексия (алексия)

 расстройство процесса чтения

Дисфония (афония)

отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата

Алалия

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития

Дисграфия (аграфия)

расстройство процесса письма

Брадилалия

патологически замедленный темп речи

Афазия

 полная или частичная утрата ранее  сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

Тахилалия

патологически ускоренный темп речи

Заикание

 нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Дислалия

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Ринолалия

 нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

Дизартрия

 нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата

ТЕМА №5. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений.

Задание 1.

Заполните таблицу «Критерии классификаций речевых нарушений»:

Клинико-педагогическая классификация

Нарушения устной речи

Нарушение письменной речи

Нарушения внешнего высказывания:

  • Дисфония
  • Брадилалия
  • Тахилалия
  • Заикание
  • Дислалия
  • Ринолалия
  • Дизартрия

Нарушения внутреннего оформления высказывания:

  • Алалия
  • Афазия
  • Дисграфия
  • Дислексия

Психолого–педагогическая классификация

Нарушения средств общения

Нарушения в применении средств общения

  • Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  • Общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Заикание

Задание 2.

Раскройте содержание терминов, определите сходство и различие:

Содержание термина

Сходство

Различия

Ринофония

Изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации

Нарушения устной речи:

Расстройство фонационного оформления высказывания

Изменение оттенка тембра голоса

Дисфония

представляет собой изменение голосового аппарата выражающееся в хриплости, слабости голоса, гнусавости 

Нарушение силы, высоты и тембра голоса

Афония

полное отсутствие голоса, может сохраняться шепотная речь

Отсутствие фонации

Дислалия

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Нарушение устной речи

расстройства звукопроизношения

Дефекты звукопроизношения

Ринолалия

это патологическое изменение тембра голоca и искаженное произношение звуков речи

Наблюдается назализованный тембр голоса.

Нарушения небно-глоточного смыкания, а также особенностями речевого выдоха

Дизартрия

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата

Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

Алалия

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития

Нарушения устной речи:

Расстройство внутреннего оформления высказывания

полное или частичное отсутствие речи 

Афазия

полная или частичная утрата ранее  сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

Полная или частичная утрата уже имеющей речи

ТЕМА №6. Организация логопедической помощи в Российской Федерации.

Задание 1. Составьте схему «Современное состояние логопедической помощи в РФ»

   

                                  Организация логопедической помощи в России

Логопедическая помощь детям раннего возраста

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста

Логопедическая помощь школьникам

Логопедическая помощь подросткам и взрослым

В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.        

Сеть логопедической помощи в России

Министерство образования РФ

Министерство

Здравоохранения РФ

Министерство социальной защиты

Негосударственные организации

В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста.  

Созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи , логопедические пункты при общеобразовательных школах.

В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях.

В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и детские дома для слепоглухих. В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.

Задание 2

Изучите нормативно-правовую документацию, регламентирующую модели

оказания логопедической помощи.

Задачами организации по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

 ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.

2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3. Расписание занятий учителей-логопедов.

4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

 

Нормативно-правовой и документальной основой содержания коррекционной работы основной общеобразовательной программы  являются:

Международный уровень:

1. Декларация прав ребенка (выдержки, 1959 г.

2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.

Федеральный уровень:

3. Закон Российской Федерации от 13.01.1996 г №12-ФЗ «Об образовании».

4. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Cизменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6. Письмоот 21.10.2010 №03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

7. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27.10.2011г. №2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Зарегистрирован в Минюсте РФ №22946 от 18.01.2012г.

8. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.00г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

9. Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

10. Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

11. Извлечение из семейного кодекса РФ, редакция 2011г.

12. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".

13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13.

14. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

15. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".

16. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

17. Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от

22.01.98. № 20-58-07ин/20-4).

18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

19. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 283 г. Москва "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724".

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.

22. А. В Ястребова, Т. П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией,1996 г.

23. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы 24.02.2000г.

24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников". Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709.

25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2009 г.

Регистрационный N 14145.

26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638.

27. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).

28. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение).

Муниципальный уровень:

29. Положение о логопедическом пункте, действующем на базе муниципальных образовательных учреждений

30. О работе психолого-педагогического консилиума (ППк)

31. Приказ «Об организации работы логопедического пункта» 

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ и др.

Договор о сотрудничестве  учреждения и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.