Мини – музеи, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.»
Что такое мини – музей? Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики
Цель создания мини - музеев
задачи мини - музеев
Принципы построения музейной экспозиции
Педагогические функции мини -музея Развивающая Воспитательная Образовательная Просветительская
Алгоритм создания мини- музея Определив тему и название мини музея, выбирается место для размещения, и затем собираются экспонаты, которые при необходимости имеют схему описания. Например, если это экспонаты музея природы, то должно быть указано: где собран (место сбора, страна, если не Россия); среда (водная, наземная, воздушная, почвенная); кем собран (Ф.И.О. дарителя); краткая информация об экспонате (где встречается, почему имеет такое название, особенности строения, как используется человеком). Каждый мини музей имеет свою структуру. Обычно его экспозиция разделена на несколько зон, чтобы ребенку проще было усвоить или закрепить материал.
Правила поведения в мини - музее В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими ! Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво . Экспонаты нельзя ломать и забирать домой . Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры . Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Приглашаем Вас посетить наши мини - музеи
Мини – музей хлеба Цель мини – музея – формирование у детей общего представления о хлебе, как о главном продукте на столе
Мини – музей обереговой куклы
Мини – музей пуговиц
Мини – музей «Русская изба»
Мини – музей «Колокольчик»
Мини – музей Чулочной куклы
Предварительный просмотр:
Уважаемые члены жюри, коллеги!
Слайд 1.Представляю опыт работы по духовно – нравственному развитию дошкольника.
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно -патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей.
Сайд 2. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос - анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в поселке, где музея нет, а до ближайшего музея в городе очень далеко. Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети еще «малы», по мнению родителей. Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада. Это органично вписывается в инновационную деятельность нашего детского сада «Преемственность дошкольной и образовательной организации в формировании социального опыта дошкольников».
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создаются мини-музеи.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Деятельность воспитанников в условиях обогащенной развивающей предметно-пространственной среды даст возможность детям реализовать свое право на свободу выбора деятельности, проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Были определены цель и задачи создания мини - музеев:
Сдайд 3. Цель: творческое развитие личности.
Слайд 4.Задачи:
- Создать условия для творческого общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса
- Формировать ценностное отношение к истории
- Развивать эмоциональный отклик
Не кругозор, ни эстетический вкус, не являются врожденным качеством, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Свою работу я провожу по трем направлениям:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Задачи по направлениям:
Слайд 5.С детьми:
1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
2. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.
3. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Слайд6. С родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;
2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Слайд7. С педагогами:
1. Создать условия для повышения профессионализма в проектной деятельности по созданию и организации мини- музея.
2. Разработать систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.3
3. Стимулировать саморазвитие педагогов, поделиться с ними своим опытом работы.
Слайд8. Направления деятельности мини-музеев:
• Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.
• Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
- Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование), развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Любая экспозиция мини-музея должна выстраиваться в логическую цепочку:. восприятие – понимание- осмысление-закрепление-применение.
Есть замечательные стихи Александра Демьянкова, в которых, на мой взгляд, отражается истинное назначение музея, его логическая завершенность, (на фоне фотографий музеев):
У музея есть душа
У души есть муза-
Две подружки не спеша –
Добрым людям служат.
К ним приходят помолчать
Зритель и художник-
Муза учит понимать
То, что невозможно.
Помогает ей подруга-
Нежная душа музея,
Говорит она без звука,
Говорит она со всеми.
Жалко только, что не все
Люди слышат это:
Как шагает по росе
На картине лето,
Как зимой поют цветы
Изо льда и солнца,
Как в стекло стучат лучи,
И дрожит оконце.
Знает каждый человек:
Красота- живая,
Лишь в музее чистый снег
Никогда не тает.
Лишь в музее чуть дыша
Муза видит мужа –
Только нежная душа,
Знает, кто ей нужен...
Создание мини-музеев в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в мини-музее в роли экскурсоводов.
Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. А мини-музеи в группах стали неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды нашего сада и показали свою значимость в воспитании и развитии детей.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!