Ранний Детский Аутизм

Статеева Т.Б.

Что такое РАС (Расстройство Аутистического Спектра)?

Синдром раннего детского аутизма (сокращённо РДА) — синдром, характерный для аутизма, описанный впервые Лео Каннером в 1943 году. Внешние проявления РДА. Аутизм. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром.

  • РАС – это неврологическое расстройство развития, которое влияет на способ восприятия мира, обработки информации и взаимодействия с другими людьми.
  • РАС является спектром, это означает, что симптомы и их выраженность сильно различаются от человека к человеку. Нет “типичного” аутизма.
  • Причины РАС до конца не изучены, но предполагается, что они включают генетические факторы и факторы окружающей среды.
  • РАС не является результатом плохого воспитания или неправильного отношения родителей.

Основные признаки и симптомы РАС:

 Они делятся на две основные группы:

  1. Социальное взаимодействие и общение:

    • Трудности с социальным взаимодействием и пониманием социальных сигналов (мимика, жесты, тон голоса).
    • Трудности в установлении зрительного контакта и поддержании социальных контактов.
    • Отсутствие интереса к общению со сверстниками или трудности в поддержании дружбы.
    • Задержка или отсутствие развития речи, трудности в понимании речи.
    • Использование стереотипных или повторяющихся фраз.
    • Трудности в понимании абстрактных понятий и метафор.
    • Трудности в понимании и выражении эмоций (как своих, так и чужих).
  2. Повторяющееся поведение и ограниченные интересы:

    • Повторяющиеся движения (махи руками, раскачивания, прыжки).
    • Повторяющиеся действия с предметами (выстраивание предметов в ряд, вращение колес игрушечных машин).
    • Устойчивость к изменениям в окружающей среде и рутине.
    • Сильная привязанность к определенным предметам.
    • Ограниченные интересы, которые могут быть интенсивными.
    • Гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам (звук, свет, прикосновения, вкус, запах).

Диагностика РАС:

  • Диагностика РАС – сложный процесс, который проводит мультидисциплинарная команда специалистов (педиатр, невролог, психиатр, психолог, логопед, дефектолог).
  • Диагностика включает в себя наблюдение за поведением ребенка, сбор анамнеза (истории развития), а также использование стандартизированных диагностических инструментов.
  • Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше. Раннее вмешательство (специальная коррекционная помощь) может значительно улучшить прогноз развития ребенка.

Лечение и коррекция РАС:

  • Лечения от РАС как такового не существует, но существуют эффективные методы коррекции, которые помогают детям с РАС развиваться и адаптироваться к жизни.
  • Раннее вмешательство: Это самый эффективный метод. Он включает в себя:
    • Поведенческая терапия (ABA-терапия): Научение новым навыкам через систему поощрений и повторений.
    • Логопедическая терапия: Развитие речи, коммуникативных навыков.
    • Эрготерапия: Развитие мелкой моторики, сенсорной интеграции, навыков самообслуживания.
    • Социальные навыки: Обучение навыкам социального взаимодействия.
  • Медикаментозная терапия: Может применяться для лечения сопутствующих состояний (тревожность, депрессия, нарушения сна, СДВГ).
  • Диета: Некоторые родители отмечают улучшение состояния ребенка при изменении диеты (исключение глютена, казеина). Но эти методы требуют консультации с врачом.
  • Родительская поддержка: Очень важна поддержка родителей и других членов семьи, чтобы они могли лучше понимать ребенка, справляться со стрессом и оказывать ему необходимую помощь.

Важно помнить:

  • Люди с РАС обладают уникальными способностями и талантами.
  • Своевременная диагностика и правильно организованная помощь позволяют многим людям с РАС вести полноценную и независимую жизнь.
  • Каждый человек с РАС – уникален. Важно подходить к нему индивидуально и учитывать его потребности и интересы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rda.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранний детский аутизм Выполнила студентка 1 курса группы ПП ОВЗ Статеева Т.Б.

Слайд 2

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

Слайд 3

Классификация состояний РДА по степени тяжести О. Н. Никольская с соавторами выделяет четыре основные группы детей с РДА. 1-ая группа – полная отрешѐнность от происходящего, для которой характерны «полевое» поведение; эмоциональный контакт со взрослым отсутствует, реакции на внешние и внутренние раздражители слабые, болевые пороги снижены; лицо сохраняет выражение отстранѐнности ; речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено; ребѐнок избегает резких стимулов; выражены явления пресыщаемости ; навыки самообслуживания отсутствуют. 2-ая группа – активное отвержение реальности. Ребѐнок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль); активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде. Наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств – надавливание на глазные яблоки, шуршание бумагой и т.п.; вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием и т.п. Речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд, адресованных любым присутствующим. Характерна чрезмерная связь с матерью.

Слайд 4

Классификация состояний РДА по степени тяжести О. Н. Никольская с соавторами выделяет четыре основные группы детей с РДА. 3-я группа – сверхзахваченность аутистическими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Характеризуются: ребѐнок может годами говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет; противоречивостью побуждений – стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости ; пугливостью, тревожностью и потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений; часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков. 4-ая группа (самая легкая форма РДА) – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Слайд 5

Классификация состояний РДА по степени тяжести Характеризуется: ребѐнок способен к общению; сохранны интеллектуальные функции; речь аграмматична , нарушено употребление местоимений; выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери; не хватает гибкости и разнообразия поведения; круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. С детьми 1-ой и 2-ой групп практически не возможен продуктивный контакт, они не способны к выполнению обычных заданий. С детьми 3-ей и 4-ой групп специалисту удаѐтся установить контакт.

Слайд 6

Классификация по МКБ-10 Спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития». По данным МКБ-10 в РАС входят: - детский аутизм (F84.0), - атипичный аутизм (F84.1), - синдром Ретта (F84.2), - другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3), - гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), - синдром Аспергера (F84.5)

Слайд 7

Классификация РДА Таким образом, к настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма представим ряд последних классификаций РДА. 1 . Разновидности РДА: - синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА); - аутистическая психопатия Аспергера ; - эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении, аутизм); -. резидуально -органический вариант аутизма; - аутизм при хромосомных аберрациях; - аутизм при синдроме Ретта ; - аутизм неясного генеза.

Слайд 8

Классификация РДА 3. Патогенез РДА: - наследственно-конституциональный дизонтогенез ; - наследственно-процессуальный дизонтогенез ; - приобретенный-постнатальный дизонтогенез . Как видно, в представленной классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма – конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза. Данная классификация РДА разработана в России в НЦПЗ РЛМН (1987 г.). 2. Этиология РДА: - эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая; - экзогенно-органическая; - в связи с хромосомным аберрациями; - психогенная; - неясная.

Слайд 9

Классификации Классификация аутизма (Франция, 1987 г.) 1. Разновидности РДА - Ранний инфантильный аутизм типа Каннера ; - другие типы инфантильного аутизма 2. Разновидности психозов у детей - Психоз ранний дефицитарный ; - Психозы шизофренического типа, возникающие в детстве; - Дисгармоничные психотики Во французской классификации очень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с психозом не относятся. Похожая классификация принята у нас в МКБ-9 (1980 г.)

Слайд 10

Международная классификация болезней 9-го пересмотра (1980 г.) 1. Разновидности РДА: - Детский аутизм типа Каннера 2. Разновидности психозов у детей - Неуточненные психозы; - Шизофрения, детский тип; - Детский психоз без других указаний; - Шизофреноподобный психоз. Данная классификация разработана в России в 1980 г. и используется в Российской Федерации до настоящего времени.

Слайд 11

Классификации IСD-10 (ВОЗ, 1991 г.). Первазивные расстройства развития 1. Типичный аутизм - аутистические расстройства; - инфантильный аутизм; - Инфантильный психоз; - синдром аутизма Каннера . 2. Атипичный аутизм - атипичные детские психозы; - УМО с аутистическими чертами. 3. Синдром Ретта ДСМ-III-R (американская классификация болезней, 1987 г.) 1. Разновидности РДА: " первазивные расстройства развития". Ось II. - Аутистические расстройства; - Первазивные расстройства развития без дополнительных определений. РДА в этом варианте систематики выносится из рубрики "психозов" относится к патологии развития и сближается с умственной отсталостью (УМО).

Слайд 12

Касаясь международной классификации болезней, следует особо подчеркнуть, что к " первазивным расстройствам" отнесены теперь как состояния с нарушениями развития и аутизмом, так психозы раннего возраста. Все они подразделены на типичные, т.е. возникающие до 3 лет и атипичные, т.е. после 3 лет. Хотя эта классификация еще не адаптирована в отечественной психиатрии, следует знать, что аутистические расстройства представлены в ней многообразнее и как синдром Каннера , и как другие варианты аутизма, отдельно охарактеризован синдром Ретта .

Слайд 14

Структура дефекта 1-ый дефект – энергетическая недостаточность, нарушение инстинктивно-аффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений. 2-ый дефект – аутистические установки, стереотии , ритуальность поведения. 3-ый дефект – дезадаптация , десоциализация .

Слайд 15

Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений. Специфика внимания – трудности сосредоточения. Сенсорно-перцептивная сфера – гиперчувствительность (повышенная чувствительность вплоть до переносимости определенных сенсорных стимулов), гипочувствительность (недостаточная чувствительность, низкая чувствительность). Психомоторная сфера – нарушена моторика, отмечается несформированность произвольных движений, большие трудности в овладении навыками самообслуживания. Нескоординированность движений, обилие стереотипных движений, импульсивных действий. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ Мнемическая сфера – хорошая механическая память. Мыслительная сфера – нарушение целенаправленности, вычурность мышления, склонность к символике. Речевое развитие – качественное нарушение в сфере вербальной и невербальной коммуникации: отсутствие желания общаться с другими, эхолалия , мутизм , общение только в случае возникновения потребностей. Эмоционально-волевая сфера – трудности с подражанием другим людям и эмоциональным заражением. Затруднено опознание эмоционального состояния другого человека. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ Личность ребенка характеризуется активным негативизмом (отказом делать что-либо со взрослым). Межличностные отношения – неспособность устанавливать полноценные отношения с другими людьми. Деятельность. Самообслуживание формируется медленно, играют в одиночку, часто застревают в одних и тех же сюжетах, превалирует крайняя избирательность. Действия напоминают манипуляции. Попытки стимулировать ребѐнка к определенному виду деятельности могут привести к агрессии и аутоагрессии .

Слайд 16

Яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются: Аутистические переживания. Предельная (экстремальное) одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию . 2 . Стереотипность в поведении, связанная с напряжѐнным стремлением сохранить постоянные привычные условия жизнедеятельности. Наблюдается поглощѐнность однообразными действиями: раскачивание, взмахивание руками, прыжки, манипулирование одним и тем же предметом, захваченность одной и той же темой разговора, рисования и т.п. и постоянное возвращение к ней. 3 . Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно еѐ коммуникативные функции. Может проявляться в виде мутизма (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации при сохранении возможности произнесения слов и фраз). Характерны речевые эхолалии (стереотипное бессмысленное повторение услышанных слов, фраз, вопросов).

Слайд 17

Механизмы проявления и клиническая картина РДА Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, существуют предположения: – о поломке биологических механизмов аффективности ; – о первичной слабости инстинктов; – об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия; – о недоразвитии внутренней речи; – о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах; – о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации и многие другие. Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса ), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с "симптомами тождества". Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика.

Слайд 18

Логопедическая работа Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам . Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, "проигрывания", драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач. Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!