ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИЕМАМ СОЗДАНИЯ СЛОВА О ПИСАТЕЛЕ-ПРОЗАИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Писарчук Анастасия Владимировна

Аннотация. В статье рассматриваются особенности создания слова о писателе-прозаике как ученического высказывания, а также характеризуется модель обучения старшеклассников данному жанру.          

Ключевые слова: слово о писателе, творческий портрет персоналии, компоненты создания слова о писателе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pisarchuk_a.v.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИЕМАМ СОЗДАНИЯ СЛОВА О ПИСАТЕЛЕ-ПРОЗАИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Писарчук Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Аннотация. В статье рассматриваются особенности создания слова о писателе-прозаике как ученического высказывания, а также характеризуется модель обучения старшеклассников данному жанру.         

Ключевые слова: слово о писателе, творческий портрет персоналии, компоненты создания слова о писателе.

Обучение учащихся старших классов созданию и использованию такого жанра ученического высказывания как слово о писателе является сегодня одной из актуальных задач в современной школе. Это связано с рядом причин.

Во-первых, это терминологический «разнобой» в определении понятия «слова о писателе». Изучив методические работы, посвященные этому вопросу (в частности, работы И.В. Журавлевой, В.Г. Маранцмана, Н.Б. Подвицкого), мы выяснили, что под «словом» может пониматься жанр портретной характеристики, биографического рассказа, энциклопедической справки и т.д. Но в школьной речевой практике, по мнению И.В. Журавлевой,  встречается жанр творческого портрета персоналии, «в котором используется информация о личности автора, его творческих особенностях. Данный жанр наиболее соответствует учебной ситуации, позволяет решать специфические педагогические задачи» [1, с. 34]. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что информация о «слове» как ученическом высказывании не является исчерпывающей и не позволяет поставить точку в изучении данного вопроса.

Во-вторых, интерес к изучению художественной литературы у учеников старших классов  неизменно падает. Очень редко на уроках литературы можно услышать полноценное детское высказывание о творчестве выдающегося писателя, способствующее не только нравственному совершенствованию, формированию богатой, выразительной речи учащихся, но и значительно влияющее на формирование  у старшеклассников таких умений, как поиск и отбор научной и справочной литературы, реферирование найденной информации, благодаря чему углубляются теоретические знания учащихся. В связи с этим необходимо формировать и совершенствовать у учащихся умение создавать интересное высказывание о писателе.

Необходимость обращения на уроке к творческой биографии мастера слова признается многими исследователями, так Т.Л. Лейниш отмечает, что: «усиление внимания к жизненной позиции писателя, к его общественной и творческой деятельности обогащает духовный мир школьников, расширяет их представления о жизненных ценностях и замечательных людях, стимулирует познавательную и творческую активность» [2, с. 24]. При этом отмечается, что изучение жизненного и творческого пути писателя помогает решать задачи разного характера: учебные, воспитательные, развивающие.

И, в-третьих, актуальность нашего исследования подтверждается также результатами анкетирования, которое показало, что старшеклассники не имеют достаточных сведений о таком жанре как «слово о писателе», о его специфике и способах создания и использования.

Выбор слова именно о писателе-прозаике обусловлен тем, что в школьной программе старших классов значительное внимание уделяется прозаическим произведениям, которые вызывают у учащихся сложности, в силу их объема, серьезности замысла, идеи произведения. Поэтому удачно созданное слово об изучаемом писателе-прозаике может вызвать интерес у учащихся к прочтению и анализу его произведений, а в целом возможность лучше, глубже понять саму художественную литературу, ее сущность, специфику.

Кратко охарактеризуем вариант модели обучения старшеклассников способам и приемам создания слова о писателе-прозаике на уроках литературы.

На начальном этапе работы мы провели констатирующий срез (он включал анкетирование и задание сопоставительного характера), который был направлен на выявление уровня знаний учащихся о таком жанре ученического высказывания как «слово о писателе-прозаике». В анкетировании принимало участие 15 учащихся 9-го класса, Гимназии № 73, г. Новокузнецка.  

         Так, на первый вопрос «Слово о писателе-прозаике – это... (продолжите определение)» 40 % анкетируемых считают,  что слово о писателе-прозаике – это жанр, рассказывающий о писателе-прозаике и его произведениях; 33 % считают, что слово о писателе-прозаике – это биография о писателе; остальные анкетируемые (27%) определили данный жанр как рассказ о жизни и творчестве писателя. Следовательно, можно говорить о том, что учащиеся имеют поверхностное представление о жанре «слово о писателе-прозаике».

На второй вопрос «С какой целью создается и используется слово о писателе-прозаике?» все анкетируемые ответили «для знакомства с автором». Исходя из этого, можно сделать вывод, что учащиеся соотносят «слово и писателе-прозаике» только с сообщающим словом учителя на начальном этапе знакомства с писателем.

На третий вопрос «Назовите своего любимого писателя-прозаика. Чтобы вы хотели рассказать о нем?» все анкетируемые указали изучаемых в школьной программе писателей (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), 40% опрошенных хотели бы рассказать о произведениях любимого писателя и его жизни; 32% рассказали бы только творческом пути понравившегося писателя; остальные опрошенные (28%) указали только имя любимого писателя. Это также указывает на отдаленное понимание содержания  жанра «слово о писателе-прозаике». Помимо этого опрос показал, что анкетируемые не интересуются писателями, которые не входят в школьную программу.

На последний вопрос «Как вы думаете, какие сведения можно положить в основу слова о писателе-прозаике?» 88% анкетируемых ответили «рассказать о биографии (где родился, учился, как стал писателем) и самых известных произведениях»; один анкетируемый (6%) ответил «рассказать о жизненном пути, произведениях, отзывах критиков и современников о творчестве изучаемого писателя»; один опрошенный (6%) ответил «рассказать о биографии, случаях из жизни писателя, отзывах критиков, основных темах и мотивах произведений». Это позволяет нам предположить, что учителя словесности не включают в свои сообщения о писателях информации о судьбах и интерпретациях их произведений, отраженных в других видах искусства (изобразительное искусство, кинематограф и др.), об отзывах современников и читателей разных эпох.

Вторую часть констатирующего среза мы выполняли в ходе занятия, речь о которой пойдет ниже.

Анализ анкет учащихся показал, что потребность в изучении жанра слова о писателе-прозаике существует. Большинство опрошенных учащихся не рассматривают данный жанр как индивидуальный, творческий продукт деятельности, способный не только нести информацию, но и повышать интерес к уроку литературы, делать его разнообразным.

Следующим этапом реализации обучения стало проведение экспериментального занятия, цель которого – сформировать теоретические представления учащихся о жанре слова о писателе-прозаике, а также практические умения, связанные с приемами создания и использования данного жанра в высказываниях учащихся. Охарактеризуем основные этапы формирующего эксперимента.

Начало занятия включает в себя эвристическую беседу о  тех  учебных ситуациях, в которых старшеклассник может использовать данный жанр. Назвав основные ситуации (подготовка сообщения о писателе, школьные научные конференции, изучение новой темы),  учащиеся формулируют содержание понятия «слово о писателе».  Для этого учащимся предлагается проанализировать два фрагмента,  знакомящие их с биографией Н.М. Карамзина, и определить, какой из них гармонично использовался бы  на уроке литературы, не разрушая целостную канву урока. Ответ необходимо было прокомментировать.

После выполненного задания учащиеся пришли к выводу, что творческий портрет писателя состоит их особых компонентов и должен включать не только фактическую информацию, но и эмоциональную. Только при сочетании этих двух видов информации можно создать такое высказывание, которое привлечет внимание слушателей к творчеству изучаемого автора. Приведем пример ответа учащегося, полученного в результате анализа фрагментов.

«Для сообщения на уроке лучше всего использовать второй фрагмент, так как он содержит не просто сухие факты, но еще и достаточно интересную информацию о жизни и творчестве писателя, которая может заинтересовать одноклассников. Кроме того, первый фрагмент носит очень обобщенный характер. Если на уроке пойдет речь о повести «Бедная Лиза», то логичнее уделить больше внимания Карамзину как писателю, а не общему описанию всей жизни писателя. Помимо этого во втором фрагменте представлен портрет писателя, что значительно повышает интерес к Карамзину как личности».

Дальнейшее формирование умений учащихся определять основные компоненты творческого портрета писателя и умело использовать их при создании собственного высказывания проходило в ходе выполнения коммуникативных заданий.

Первое задание аналитического характера требовало проанализировать представленные фрагменты.  Приведем пример инструктирующего слова к данному заданию: «Перед вами представлено несколько фрагментов, повествующих о жизни и творчестве различных писателей. Прочитайте их и подумайте, какую информацию о писателях они несут и чтобы вы взяли для создания слова о писателе-прозаике. Кроме того, подумайте, почему фрагменты сгруппированы в два блока».

В ходе эвристической беседы, опираясь на проанализированные фрагменты,  учащиеся выявили основные компоненты слова о писателе-прозаике. К ним они отнесли:

1) портретную характеристику;

2) рассказ о случае из жизни;

3) биографическую справку;

4) автобиографический рассказ (дневниковая запись, письмо);

5) фрагмент критической статьи;

6) отзыв современника.

В связи с тем, что учащиеся не учитывают род литературы (драму, лирику и эпос)  при создании слова о писателе,  мы посчитали необходимым  вспомнить особенности каждого из родов литературы. Учащимся для сравнительного анализа были даны три фрагмента, повествующие об известных произведениях писателей, в которых они должны были найти особенность, характерную для того или иного рода литературы.

Выполнив задание, учащиеся пришли к выводу, что слово о писателе-прозаике отличается от слова о драматурге или поэте, так как оно может иметь:

1) сведения о произведениях, их публикациях, изданиях;

2) информация о творческом методе писателя, о его творческих ориентирах;

3) фрагменты текстов, цитат из  произведений;

4) фрагменты экранизаций по произведениям прозаика, иллюстрации к произведениям.

 На заключительном этапе занятия обучаемым было предложено  творческое задание, которое требовало создание развернутого высказывания об изучаемом писателе (Н.В. Гоголе). Выполнение задания опиралось на теоретический материал (статья «Гоголь - творение чисто русское», параграф учебника и др.) о писателе, просмотр портретов писателя (художники Ф. Моллер, А. Иванов), иллюстративного материала (художник-иллюстратор П. Боклевский), созданных на основе его художественных текстов, экранизацию, снятую по мотивам поэмы «Мертвые души» (1984 года, режиссера М. Швейцера). Задание проверялось в ходе устного опроса. Так, учащиеся в своих ответах постарались придерживаться предложенного порядка следования основных компонентов слова о прозаике. Недостатком работ был отсутствие отличительных компонентов (сведения об экранизации, иллюстрациях и др.).

В качестве итогового домашнего задания учащимся необходимо было создать в письменной форме слово об одном из изучаемых писателей-прозаиков. В качестве рекомендаций была названа справочная литература, Интернет-ресурсы, где можно найти необходимую информацию о писателях.

Все полученные письменные варианты высказываний о писателе-прозаике, созданные учащимися (10 работ) были проанализированы и оценивались по трем критериям: соответствие созданных высказываний жанру «слово о писателе-прозаике» (наличие предмета речи – писатель-прозаик, популяризация творчества писателя), учет основных компонентов данного жанра; наличие признаков, которые отличают слово о писателе-прозаике от слова о драматурге или поэте.

Исходя из первого критерия, мы определили, что все проанализированные работы содержат в себе сведения именно о писателе-прозаике, его творчестве, жизненном пути. Рассматривая второй критерий, мы увидели, что 80% учащихся включили в свое письменное высказывание все основные компоненты слова о писателе-прозаике. Остальные 20% частично добавили в свое письменное высказывание компоненты данного жанра (биографическая справка, портретная характеристика, отзыв современника). Учет третьего критерия показал, что 55% учащихся упомянули в своих работах сведения о произведениях, их публикациях, изданиях, фрагменты текстов, цитаты из  произведений. 20% учащихся назвали только фрагменты экранизаций по произведениям прозаика, иллюстрации к произведениям. Остальные (20%) учащихся ограничились цитатами из  произведений рассматриваемого писателя-прозаика.

Подводя итоги обучающего эксперимента, можно сделать вывод, что в целом полученные работы соответствуют жанру «слово о писателе-прозаике» (65 % из 100 %). Включение не всех компонентов данного жанра в письменных высказываниях учащихся можно объяснить тем, что старшеклассники впервые самостоятельно создавали данный жанр. Такие результаты позволяют говорить о необходимости систематически использовать слово о прозаике в речи учеников на уроках литературы, что даст возможность решить множество учебно-методических вопросов, самые главные из которых, совершенствование коммуникативных умений учащихся, а также повышение интереса к урокам литературы, изучаемым произведениям и мастерам слова.

Библиографический список

1. Журавлева И.В. Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003. – 255 с.

2. Лейниш Т.Л. Жанровое своеобразие творческого портрета художника-иллюстратора // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. Л.П. Мышляева; СибГИУ. – Новокузнецк, 2008. – Вып. 12. – Ч. II. Гуманитарные и экономические науки. – С. 24 – 28.

Глоссарий:

Слово о писателе - это жанр речи, содержащий ряд ярких эпизодов из жизни писателя, связанных общей мыслью о нем и имеющих ближайшее отношение к изучаемому произведению. Слово о писателе создается в учебных ситуациях учителем / учеником с целью заинтересовать учеников / одноклассников творчеством мастера слова, побудить к внимательному изучению его произведений.