Главные вкладки
ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИЕМАМ СОЗДАНИЯ СЛОВА О ПИСАТЕЛЕ-ПРОЗАИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности создания слова о писателе-прозаике как ученического высказывания, а также характеризуется модель обучения старшеклассников данному жанру.
Ключевые слова: слово о писателе, творческий портрет персоналии, компоненты создания слова о писателе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pisarchuk_a.v.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИЕМАМ СОЗДАНИЯ СЛОВА О ПИСАТЕЛЕ-ПРОЗАИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Писарчук Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Аннотация. В статье рассматриваются особенности создания слова о писателе-прозаике как ученического высказывания, а также характеризуется модель обучения старшеклассников данному жанру.
Ключевые слова: слово о писателе, творческий портрет персоналии, компоненты создания слова о писателе.
Обучение учащихся старших классов созданию и использованию такого жанра ученического высказывания как слово о писателе является сегодня одной из актуальных задач в современной школе. Это связано с рядом причин.
Во-первых, это терминологический «разнобой» в определении понятия «слова о писателе». Изучив методические работы, посвященные этому вопросу (в частности, работы И.В. Журавлевой, В.Г. Маранцмана, Н.Б. Подвицкого), мы выяснили, что под «словом» может пониматься жанр портретной характеристики, биографического рассказа, энциклопедической справки и т.д. Но в школьной речевой практике, по мнению И.В. Журавлевой, встречается жанр творческого портрета персоналии, «в котором используется информация о личности автора, его творческих особенностях. Данный жанр наиболее соответствует учебной ситуации, позволяет решать специфические педагогические задачи» [1, с. 34]. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что информация о «слове» как ученическом высказывании не является исчерпывающей и не позволяет поставить точку в изучении данного вопроса.
Во-вторых, интерес к изучению художественной литературы у учеников старших классов неизменно падает. Очень редко на уроках литературы можно услышать полноценное детское высказывание о творчестве выдающегося писателя, способствующее не только нравственному совершенствованию, формированию богатой, выразительной речи учащихся, но и значительно влияющее на формирование у старшеклассников таких умений, как поиск и отбор научной и справочной литературы, реферирование найденной информации, благодаря чему углубляются теоретические знания учащихся. В связи с этим необходимо формировать и совершенствовать у учащихся умение создавать интересное высказывание о писателе.
Необходимость обращения на уроке к творческой биографии мастера слова признается многими исследователями, так Т.Л. Лейниш отмечает, что: «усиление внимания к жизненной позиции писателя, к его общественной и творческой деятельности обогащает духовный мир школьников, расширяет их представления о жизненных ценностях и замечательных людях, стимулирует познавательную и творческую активность» [2, с. 24]. При этом отмечается, что изучение жизненного и творческого пути писателя помогает решать задачи разного характера: учебные, воспитательные, развивающие.
И, в-третьих, актуальность нашего исследования подтверждается также результатами анкетирования, которое показало, что старшеклассники не имеют достаточных сведений о таком жанре как «слово о писателе», о его специфике и способах создания и использования.
Выбор слова именно о писателе-прозаике обусловлен тем, что в школьной программе старших классов значительное внимание уделяется прозаическим произведениям, которые вызывают у учащихся сложности, в силу их объема, серьезности замысла, идеи произведения. Поэтому удачно созданное слово об изучаемом писателе-прозаике может вызвать интерес у учащихся к прочтению и анализу его произведений, а в целом возможность лучше, глубже понять саму художественную литературу, ее сущность, специфику.
Кратко охарактеризуем вариант модели обучения старшеклассников способам и приемам создания слова о писателе-прозаике на уроках литературы.
На начальном этапе работы мы провели констатирующий срез (он включал анкетирование и задание сопоставительного характера), который был направлен на выявление уровня знаний учащихся о таком жанре ученического высказывания как «слово о писателе-прозаике». В анкетировании принимало участие 15 учащихся 9-го класса, Гимназии № 73, г. Новокузнецка.
Так, на первый вопрос «Слово о писателе-прозаике – это... (продолжите определение)» 40 % анкетируемых считают, что слово о писателе-прозаике – это жанр, рассказывающий о писателе-прозаике и его произведениях; 33 % считают, что слово о писателе-прозаике – это биография о писателе; остальные анкетируемые (27%) определили данный жанр как рассказ о жизни и творчестве писателя. Следовательно, можно говорить о том, что учащиеся имеют поверхностное представление о жанре «слово о писателе-прозаике».
На второй вопрос «С какой целью создается и используется слово о писателе-прозаике?» все анкетируемые ответили «для знакомства с автором». Исходя из этого, можно сделать вывод, что учащиеся соотносят «слово и писателе-прозаике» только с сообщающим словом учителя на начальном этапе знакомства с писателем.
На третий вопрос «Назовите своего любимого писателя-прозаика. Чтобы вы хотели рассказать о нем?» все анкетируемые указали изучаемых в школьной программе писателей (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), 40% опрошенных хотели бы рассказать о произведениях любимого писателя и его жизни; 32% рассказали бы только творческом пути понравившегося писателя; остальные опрошенные (28%) указали только имя любимого писателя. Это также указывает на отдаленное понимание содержания жанра «слово о писателе-прозаике». Помимо этого опрос показал, что анкетируемые не интересуются писателями, которые не входят в школьную программу.
На последний вопрос «Как вы думаете, какие сведения можно положить в основу слова о писателе-прозаике?» 88% анкетируемых ответили «рассказать о биографии (где родился, учился, как стал писателем) и самых известных произведениях»; один анкетируемый (6%) ответил «рассказать о жизненном пути, произведениях, отзывах критиков и современников о творчестве изучаемого писателя»; один опрошенный (6%) ответил «рассказать о биографии, случаях из жизни писателя, отзывах критиков, основных темах и мотивах произведений». Это позволяет нам предположить, что учителя словесности не включают в свои сообщения о писателях информации о судьбах и интерпретациях их произведений, отраженных в других видах искусства (изобразительное искусство, кинематограф и др.), об отзывах современников и читателей разных эпох.
Вторую часть констатирующего среза мы выполняли в ходе занятия, речь о которой пойдет ниже.
Анализ анкет учащихся показал, что потребность в изучении жанра слова о писателе-прозаике существует. Большинство опрошенных учащихся не рассматривают данный жанр как индивидуальный, творческий продукт деятельности, способный не только нести информацию, но и повышать интерес к уроку литературы, делать его разнообразным.
Следующим этапом реализации обучения стало проведение экспериментального занятия, цель которого – сформировать теоретические представления учащихся о жанре слова о писателе-прозаике, а также практические умения, связанные с приемами создания и использования данного жанра в высказываниях учащихся. Охарактеризуем основные этапы формирующего эксперимента.
Начало занятия включает в себя эвристическую беседу о тех учебных ситуациях, в которых старшеклассник может использовать данный жанр. Назвав основные ситуации (подготовка сообщения о писателе, школьные научные конференции, изучение новой темы), учащиеся формулируют содержание понятия «слово о писателе». Для этого учащимся предлагается проанализировать два фрагмента, знакомящие их с биографией Н.М. Карамзина, и определить, какой из них гармонично использовался бы на уроке литературы, не разрушая целостную канву урока. Ответ необходимо было прокомментировать.
После выполненного задания учащиеся пришли к выводу, что творческий портрет писателя состоит их особых компонентов и должен включать не только фактическую информацию, но и эмоциональную. Только при сочетании этих двух видов информации можно создать такое высказывание, которое привлечет внимание слушателей к творчеству изучаемого автора. Приведем пример ответа учащегося, полученного в результате анализа фрагментов.
«Для сообщения на уроке лучше всего использовать второй фрагмент, так как он содержит не просто сухие факты, но еще и достаточно интересную информацию о жизни и творчестве писателя, которая может заинтересовать одноклассников. Кроме того, первый фрагмент носит очень обобщенный характер. Если на уроке пойдет речь о повести «Бедная Лиза», то логичнее уделить больше внимания Карамзину как писателю, а не общему описанию всей жизни писателя. Помимо этого во втором фрагменте представлен портрет писателя, что значительно повышает интерес к Карамзину как личности».
Дальнейшее формирование умений учащихся определять основные компоненты творческого портрета писателя и умело использовать их при создании собственного высказывания проходило в ходе выполнения коммуникативных заданий.
Первое задание аналитического характера требовало проанализировать представленные фрагменты. Приведем пример инструктирующего слова к данному заданию: «Перед вами представлено несколько фрагментов, повествующих о жизни и творчестве различных писателей. Прочитайте их и подумайте, какую информацию о писателях они несут и чтобы вы взяли для создания слова о писателе-прозаике. Кроме того, подумайте, почему фрагменты сгруппированы в два блока».
В ходе эвристической беседы, опираясь на проанализированные фрагменты, учащиеся выявили основные компоненты слова о писателе-прозаике. К ним они отнесли:
1) портретную характеристику;
2) рассказ о случае из жизни;
3) биографическую справку;
4) автобиографический рассказ (дневниковая запись, письмо);
5) фрагмент критической статьи;
6) отзыв современника.
В связи с тем, что учащиеся не учитывают род литературы (драму, лирику и эпос) при создании слова о писателе, мы посчитали необходимым вспомнить особенности каждого из родов литературы. Учащимся для сравнительного анализа были даны три фрагмента, повествующие об известных произведениях писателей, в которых они должны были найти особенность, характерную для того или иного рода литературы.
Выполнив задание, учащиеся пришли к выводу, что слово о писателе-прозаике отличается от слова о драматурге или поэте, так как оно может иметь:
1) сведения о произведениях, их публикациях, изданиях;
2) информация о творческом методе писателя, о его творческих ориентирах;
3) фрагменты текстов, цитат из произведений;
4) фрагменты экранизаций по произведениям прозаика, иллюстрации к произведениям.
На заключительном этапе занятия обучаемым было предложено творческое задание, которое требовало создание развернутого высказывания об изучаемом писателе (Н.В. Гоголе). Выполнение задания опиралось на теоретический материал (статья «Гоголь - творение чисто русское», параграф учебника и др.) о писателе, просмотр портретов писателя (художники Ф. Моллер, А. Иванов), иллюстративного материала (художник-иллюстратор П. Боклевский), созданных на основе его художественных текстов, экранизацию, снятую по мотивам поэмы «Мертвые души» (1984 года, режиссера М. Швейцера). Задание проверялось в ходе устного опроса. Так, учащиеся в своих ответах постарались придерживаться предложенного порядка следования основных компонентов слова о прозаике. Недостатком работ был отсутствие отличительных компонентов (сведения об экранизации, иллюстрациях и др.).
В качестве итогового домашнего задания учащимся необходимо было создать в письменной форме слово об одном из изучаемых писателей-прозаиков. В качестве рекомендаций была названа справочная литература, Интернет-ресурсы, где можно найти необходимую информацию о писателях.
Все полученные письменные варианты высказываний о писателе-прозаике, созданные учащимися (10 работ) были проанализированы и оценивались по трем критериям: соответствие созданных высказываний жанру «слово о писателе-прозаике» (наличие предмета речи – писатель-прозаик, популяризация творчества писателя), учет основных компонентов данного жанра; наличие признаков, которые отличают слово о писателе-прозаике от слова о драматурге или поэте.
Исходя из первого критерия, мы определили, что все проанализированные работы содержат в себе сведения именно о писателе-прозаике, его творчестве, жизненном пути. Рассматривая второй критерий, мы увидели, что 80% учащихся включили в свое письменное высказывание все основные компоненты слова о писателе-прозаике. Остальные 20% частично добавили в свое письменное высказывание компоненты данного жанра (биографическая справка, портретная характеристика, отзыв современника). Учет третьего критерия показал, что 55% учащихся упомянули в своих работах сведения о произведениях, их публикациях, изданиях, фрагменты текстов, цитаты из произведений. 20% учащихся назвали только фрагменты экранизаций по произведениям прозаика, иллюстрации к произведениям. Остальные (20%) учащихся ограничились цитатами из произведений рассматриваемого писателя-прозаика.
Подводя итоги обучающего эксперимента, можно сделать вывод, что в целом полученные работы соответствуют жанру «слово о писателе-прозаике» (65 % из 100 %). Включение не всех компонентов данного жанра в письменных высказываниях учащихся можно объяснить тем, что старшеклассники впервые самостоятельно создавали данный жанр. Такие результаты позволяют говорить о необходимости систематически использовать слово о прозаике в речи учеников на уроках литературы, что даст возможность решить множество учебно-методических вопросов, самые главные из которых, совершенствование коммуникативных умений учащихся, а также повышение интереса к урокам литературы, изучаемым произведениям и мастерам слова.
Библиографический список
1. Журавлева И.В. Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003. – 255 с.
2. Лейниш Т.Л. Жанровое своеобразие творческого портрета художника-иллюстратора // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. Л.П. Мышляева; СибГИУ. – Новокузнецк, 2008. – Вып. 12. – Ч. II. Гуманитарные и экономические науки. – С. 24 – 28.
Глоссарий:
Слово о писателе - это жанр речи, содержащий ряд ярких эпизодов из жизни писателя, связанных общей мыслью о нем и имеющих ближайшее отношение к изучаемому произведению. Слово о писателе создается в учебных ситуациях учителем / учеником с целью заинтересовать учеников / одноклассников творчеством мастера слова, побудить к внимательному изучению его произведений.