Теории и технологии экологического образования детей дошкольного возраста
Методы экологического образования, проявление традиционных подходов, содержание
экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теории и технологии экологического образования детей дошкольного возраста | 303 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Основа воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы - его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением . Возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста В экологическом воспитании детей рекомендовано использовать наглядные, словесные, практические методы.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов с использованием технических средств обучения, в том числе.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Практические методы: игра, элементарные опыты моделирование.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Словесные методы: рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются : возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. разнообразием самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.
Деятельность наблюдения начинается с постановки (или принятия ребенком) цели и задач . На первых этапах становления данной деятельности цели и задачи ставит сам воспитатель. Постепенно дети включаются в процесс, и в старшем дошкольном возрасте способны самостоятельно формулировать цели и задачи предстоящей деятельности наблюдения.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению. 1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста 2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста 3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают. 4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
Методы экологического образования детей дошкольного возраста 5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Многие годы в нашем обществе преобладал потребительский, антропоцентрический подход к постановке и решению проблем, в том числе и в образовании. Главная особенность такого подхода — человек — «мера всех вещей», «властелин и хозяин» природы, способный изменять ее для своих потребностей.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму В экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую, биоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Например, выбор объектов для наблюдений зачастую основывался на традиционных взглядах «человек — мера всех вещей». Потребительский подход в данном случае проявляется особо парадоксально: живые организмы уничтожаются или повреждаются для решения задач экологического воспитания.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Раньше авторы рекомендовали срезать для наблюдений ветки различных деревьев. Конспект занятий «Сравнение веток деревьев и кустарников», для воспитания «бережного отношения к деревьям и кустарникам». Для проведения занятия воспитателю понадобятся «ветки деревьев и кустарников, принесенные из леса»: тополя, липы, березы, бузины, смородины размером 20—25 см (по 1 ветке на каждого ребенка!) и большие ветки лиственных и хвойных деревьев длиной 50—60 см в вазах.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Потребительский подход отражается и в подборе к этому занятию пословиц якобы природоохранного содержания: «Возле леса жить — голодному не быть», «Что в лесу родится — во дворе годится».
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму НЕЛЬЗЯ предлагать при знакомстве дошкольников с «дикорастущими цветами» (подснежниками, колокольчиками, ландышем, ромашкой и т.д.) собрать букеты живых цветов, что «будет хорошим дополнением к празднику».
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Применяемый ранее с точки зрения познавательной деятельности подход, направленный на создание и использование коллекций бабочек, жуков, чучел зверей, птиц, чтобы дать ребенку более реальное представление о животных, чем знакомство по картинкам, признан неверным для экологического воспитания.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Такой подход должен быть исключен из практики детских садов и заменен (по возможности) на наблюдения в живой природе, просмотр слайдов, видеофильмов, фотографий.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Экологическое воспитание предполагает прежде всего формирование эмоционального, бережного отношения ребенка к объектам живой природы, способности видеть их красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы (природа — среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем — объект человеческого потребления).
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы (природа — среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем — объект человеческого потребления).
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Природа (лес) дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны ее беречь Природа — “дом” для живых существ, в том числе и человека, самоценность природы Дерево дает нам древесину Чем ценна ель? Сосна имеет большое народно-хозяйственное значение Дерево — “дом” для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое, познавательное значение, роль в жизни человека
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Грибы съедобные и несъедобные, ядовитые Роль грибов в круговороте веществ (на ближайших примерах — в саду, парке, в лесу) и в жизни других организмов — связи с деревьями, животными Помогать природе, улучшая ее, приумножать богатства Учитывать законы природы, действовать в их рамках, помогать прежде всего организмам, которые живут в измененной среде, рядом с нами
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Сурки не наносят большого вреда растениям Сурки питаются растениями Вредные и полезные организмы, опасные и съедобные, красивые и некрасивые Роль каждого организма в природе (на отдельных примерах), их место в пищевых цепочках, самоценность.
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Акцент на выращивании культурных растений Акцент на общении с объектами естественной природы Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам
Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми – меняем парадигму Старая (традиционная) парадигма Новая (биоцентрическая) парадигма Акцент на выращивании культурных растений Акцент на общении с объектами естественной природы Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам
Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Стереотип «человек — царь, хозяин природы»
Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Стереотип «вредные и полезные животные, растения». Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, «вредности» ядовитых грибов, а затем — о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно.
Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Многие родители употребляют выражения: «Эта змея ядовита, ее нужно убивать», «Тигр — зверь страшный, кровожадный».
Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников Педагогически правильно было бы объяснить, что оба животных находятся на грани вымирания, и какую роль играют в природе.
Содержание экологического образования дошкольников Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.