Статья "Проектно- командная работа как новая форма организации образовательного процесса"

Лунгу Наталья Владимировна
Большие возможности открывает проектно - командная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Лунгу Наталья Владимировна

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ с. Барнуковка

Балтайского района Саратовской области

E-mail:miss-lungu.lungu@yandex.ru

«Проектно-командная работа как новая форма организации образовательного процесса»

Важнейшей педагогической задачей сегодня стало внедрение в образовательный процесс методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не результативность в изучении школьных предметов, а отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

         Большие возможности в этом плане открывает проектно - командная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. Умение работать в команде — одно из требований времени. Очевидно, что  педагоги должны формировать навыки командной работы у школьников. Работа в командах  необходимость: для решения сложных задач или «проблем»; когда для принятия решения необходим консенсус; когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения; когда необходима высокая самоотдача; когда требуется широкий диапазон компетентности; когда организация предполагает использовать результаты командной работы для разработки стратегии и видения; когда необходим разносторонний подход. Командной работа – это учащиеся, которые связаны единой целью, своими знаниями и умениями, решают определенные задачи, нацелены на получения результата совместной работы. Любая команда функционирует как единый организм, четко и слаженно, продуктивно и оперативно.

        При организации проектно-командной работы  учителю необходимо обратить внимание и совершенствовать следующие основные функции в отношении учащихся:

  • диагностика состояния процесса обучения учащихся;
  • осуществление постановка целей;
  • обеспечение мотивации учащихся и вовлечение их в деятельность;
  • управление деятельностью учащихся;
  • коррекция деятельности учащихся;
  • контроль за выполнением заданий; рефлексия деятельности.

        Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

       Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной  командной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности,  как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Самое важное при формировании команды и работы над проектом ― это связь целей. Распределение ролей в команде помогает понять членам их роль и задачи в группе. Руководитель: определяет структуру команды. Если нет руководителя, теряется направленность работы команды, начинается борьба за роли.

  Важной составляющей при  проектно - командной работе соблюдение   всех этапов деятельности.

          Дети, работая над проектом, проходят стадии:  постановки проблемы, планирования, анализа, синтеза и активной деятельности.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта [1].

При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать психолого-педагогический эффект – формирование и развития: личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

       Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, надо все время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а  также особенности собственной личности и личности своих учащихся [2]. Очень широко используется данная технология в средней школе в предметах как гуманитарного, так и  естественно – научного циклов. Использование новых педагогических технологий (обучение в сотрудничестве и метод проектов) практикуется  в школе. Накоплен значительный опыт, разработаны методические рекомендации по учебным предметам, экспериментально подтверждена эффективность такого подхода к обучению.

Список литературы

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат — М., 2009.