Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ!

Коленко Татьяна Вячеславовна

Консультация для родителей детей поступающих в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -  ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ!

педагог-психолог Т. В. Коленко

2019 г.

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Детям трудно привыкать к новой обстановке, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Также сложность в адаптации к детскому саду состоит в том, что она предполагает не только готовность ребенка к поступлению в ДОУ, но и наличие у родителей готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности,  и независимости. Переживая за малыша, испытывая повышенную тревогу, чувство вины и угрызение совести, они тем самым начинают искать причины не водить ребенка в детский сад, что в свою очередь наоборот продлевает период привыкания.

 В это время главное не паниковать, а понять, что  с переходом на новый этап отношений с родителями, ребенок не теряет чего-либо (безопасность, защиту, эмоциональную связь и т.д.) а, наоборот, приобретает новый опыт построения отношений со взрослыми и сверстниками, делает важный шаг по пути взросления. Ребенок обязательно привыкнет только на это необходимо время и сейчас главная задача родителей это помочь своему малышу.

Различают легкую адаптацию, которая проходит у ребенка в течение 2-3 недель. Средняя адаптация это когда на привыкание к саду у ребенка уходит от месяца до полутора месяцев. И тяжелой адаптацией считается такая адаптация, когда после начала посещения сада прошло практически 1,5 месяца, а ребенок по-прежнему чувствует себя некомфортно, эмоционально ему тяжело и у него появляются различные симптомы. В целом если ребенка готовить к садику заранее, то адаптация пройдет достаточно легко.

Что меняется в жизни ребенка с началом детского сада.

  • Четкий режим дня. Подъем, завтрак, прогулка обед, полдник и т.д. все очень четко по часам.
  • Новая еда. Та еда, которая ребенку не привычна, не знакома
  • Отсутствие родных рядом по 8 часов и более. Конечно, для ребенка это совершенно не обычная ситуация, когда он находится долгое время с незнакомым человеком.
  • Постоянный контакт со сверстниками. Это тоже что-то непривычное для ребенка, потому что это продолжается не полчаса, не час как во время прогулки, а это продолжается много-много часов.
  • Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • Резкое уменьшение количества персонального внимания. Конечно, у воспитателя детей много и поэтому у него не будет такой же возможности, чтобы в большом количестве уделять персональное, адресное внимание какое может уделять дома мама или другие близкие.

И что для нас важно понимать, что все эти перемены в жизни ребенка наступают не по очереди, а они наступают одновременно, создавая для ребенка стрессовую ситуацию.

От чего зависит длительность адаптации?

  • Возраст ребенка
  • Умение находиться какое-то время без мамы.
  • Насколько у ребенка развита речь. Потому что ребенку важно уметь сказать другому взрослому, что он хочет чего ему не хватает, в чем ему нужна помощь. Т.е. способность ребенка с помощью речи передать, рассказать о своих потребностях. Чем лучше у ребенка развита речь, тем ему проще и он чувствует себя не таким беспомощным.
  • Насколько у ребенка есть навыки самостоятельности. Насколько он сам умеет одеваться, раздеваться, сам кушать, держать ложку в руке и так далее. Чем ребенок более самостоятельный, тем ему проще адаптироваться к новым условиям детского сада.
  • Умение самому занять себя игрой, не зависеть постоянно от взрослого, чтобы с ним занимались и с ним играли.
  • Умение ребенка вступать в контакт с незнакомыми взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был такой опыт.
  • Умение вступать в контакт с другими детьми, взаимодействовать с ними, общаться. Поэтому также важно чтобы перед детским садом у ребенка было достаточно опыта общения с другими детьми.
  • Четкий режим дня. Если у ребенка есть некоторый опыт следования режимным моментам ему будет легче адаптироваться к детскому саду.

Подготовительный этап. Что необходимо начать делать?

Этот этап рекомендовано начинать за 1-2-3 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа подготовить ребенка психологически, морально, эмоционально и физически к новым переменам в его жизни.

Итак, что нужно делать во время подготовительного этапа:

  1. Рассказывать ребенку все о детском саде, чтобы это было интересно, но и вместе с тем, чтобы это было реалистично. Нужно обязательно подробно рассказывать ребенку, что такое детский сад и отвечать на все его вопросы. Это необходимо, чтобы заранее он понимал, что его ждет. (Как родители приводят детей  и уходят на работу, как ребенок раздевается и вешает одежду в шкафчик, как проходит в группу, где его встречает воспитательница, что там делают дети, какой там распорядок дня, как дети вместе кушают, играют, гуляют, спят) Все это необходимо ребенку рассказать, чтобы он знал. И рассказать не один раз, а периодически возвращаться к этому и рассказывать. Хорошо читать вместе книгу.
  2. Чаще ходите в гости, чтобы у ребенка был опыт пребывания в новом или незнакомом месте и общение с новыми людьми.
  3. Часто приглашайте в гости друзей, и отдельно и с детьми.
  4. Играйте с ребенком в ролевые игры в садик. Роли могут играть как игрушки, так и вы сами.
  5. Сочиняйте сказки о детском саде. Как медвежонок пошел в детский сад, как ему было сначала немного непонятно и непривычно, но как он потом подружился с детьми и воспитателями как он рассказывает маме и папе о том, как интересно он провел время в детском садике. И в сказке и в игре ключевым моментом должно стать именно возвращение мамы за ребенком.
  6. Прививайте ребенку навыки самостоятельности. Если все это ребенок умеет и не тратит время и сила на то чтобы научиться этому в садике, а пользуется этими навыками то конечно ему намного легче.
  7. Переводите ребенка на режим, близкий к режиму сада. Утренний подъем должен быть позитивным.
  8. Помогите ребенку мирно играть с другими детьми. (Этот опыт приобретается не на словах, а только через реальные действия. Если вы видите, что у ребенка что-то не получается или он что-то делает не совсем верно,  при взаимодействии с другими детьми, не ругайте его не стыдите, не осуждайте. Объясните как надо, покажите, скажите прямо конкретно слова как надо говорить.)
  • Правильно приветствовать при встрече
  • Предлагать детям свои игрушки
  • Просить разрешения играть с ними
  • Правильно реагировать на отказ (это игрушка мальчика и он не хочет сейчас делиться, ты же тоже бывает,  не хочешь делиться игрушкой)
  • Обмениваться игрушками
  • Договариваться (давай по очереди)
  1. Создавайте ситуации, в которых ребенку нужно будет какое-то время побыть без вас, и придумайте ритуал прощания.
  2. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями.

Чего ожидать от ребенка в первые месяцы адаптации?

Многие особенности поведения в период адаптации к детскому саду пугают родителей на столько, что они даже задумываются, может ли ребенок вообще адаптироваться к детскому саду, закончится ли это когда-нибудь. Многие особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей находящихся в процессе адаптации. И в этот период почти все родители думают, что именно их ребенок не садовский, а остальные малыши ведут и чувствуют себя хорошо. Но это не так.

Период привыкания ребенка к новым условиям можно разделить на три этапа: острый, подострый и окончание адаптации.

Острый период или период дезадаптации мы называем тогда, когда имеется у ребенка более или менее выраженные изменения поведения и его эмоционального состояния. В это время наиболее заметны изменения ребенка во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у него меняется настроение, меняется речь, меняется его аппетит и меняется его активность во время игры.

Подострый период это период когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает правильные формы поведения. В это время постепенно уже уменьшаются заметные изменения в поведении ребенка и у него нормализуется аппетит, нормализуется его эмоциональное состояние, сон и затем он начинает играть так как раньше и речевая активность у него тоже возвращается.

И период окончания адаптации. Она считается законченной, когда ребенок с аппетитом ест, у него нет никакого нарушения сна, он спокойно идет в детский садик и играет с другими детьми.

Распространенные (временные) изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Важно знать, что это все временно, ребенок не будет вести себя так постоянно и ребенку в этот период нужна от вас максимальная поддержка, помощь и понимание.

  1. Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду гораздо более сильно выражены отрицательные эмоции у ребенка. Он может хныкать, плакать за компанию, он может плакать дома, быть капризным, недовольным, может проявлять агрессию по отношению к вам, другим взрослым и сверстникам. Могут проявляться какие-то страхи. Ребенок может гневаться, например, вырываться, не давая  себя одеть, отталкивать вас, может ударить взрослого, укусить, хотя на самом деле он очень рад, что вы пришли, рад, что его забираете. Просто вот таким образом проявляется его какая-то накопленная тревога и напряжение. В этот период родителям необходимо набраться терпения и с пониманием отнестись к такого рода выплескам. На смену этим отрицательным эмоциям обязательно придут положительные. И это будет говорить о том, что завершился период адаптации.
  2. Поведение дома. Ребенок может быть капризным, вредным, упрямым в этот период. Поймите, что ему сейчас не просто, и он еще не умеет справляться со своими эмоциями. Поэтому часто бывает, когда ребенок оказывается дома, его поведение резко меняется. Так как он в садике все-таки старался вести себя хорошо, держал себя в руках, то у него накопилось очень много напряжения. Когда ребенок оказывается в привычной для него среде, дома, рядом с родными он как раз дает волю своим чувствам и таким образом выплескивает все напряжение, которое накопилось за день. Помните, что плохое поведение после сада - прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Правильно прочтите проблемное поведение ребенка и дайте ему как можно больше своего внимания, присутствия, тактильного внимания, ласковых слов.
  3. Снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети иногда становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малоактивными.
  4. На какое-то время может, как будто бы растерять свои навыки самообслуживания. Таким образом он, возможно пытается просто получить ваше внимание. Поэтому не нужно ребенка ругать за это, а помочь и поддержать.
  5. Двигательная активность. Некоторые дети становятся заторможенными, а некоторые наоборот становятся неуправляемыми, активными. Это зависит от темперамента ребенка.
  6. Сон. Может отмечаться беспокойный ночной сон.
  7. Аппетит. Может наблюдаться сниженный аппетит в силу стрессовой ситуации и не привычной, новой для ребенка пищей.
  8. Здоровье. Снижение иммунитета на фоне стресса.
  9. Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела, изменения характера стула.

Распространенные ошибки, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский сад.

  • Внезапное исчезновение мамы.

Мама бывает очень рада, что ребенок увлекся игрой, ему так интересно, он занят и в этот момент она тихонечко, чтобы его не отвлечь уходит, не попрощавшись с ребенком. Представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не объяснив ему, куда она пошла, когда вернется и не известно придет ли она вообще. Для ребенка это все равно, что потеряться в огромном супермаркете.

  • Обсуждение при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
  • Разговоры и тревожные высказывания о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  • Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями. Старайтесь решать без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
  • Совмещение начала посещения детского сада и других перемен в жизни ребенка: отлучение от груди, перевод в отдельную спальню, переезд в другой город и т.д. в этом случае адаптация проходит гораздо сложнее и травматичнее для ребенка.