Формирование у младших школьников общеучебного универсального учебного действия «моделирование» при изучении математики. Презентация.
В презентации представлен материал по теме: "Формирование у младших школьников общеучебного универсального учебного действия «моделирование» при изучении математики".
Рассмотрены этапы работы по формированию данного умения, примеры заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_uud_modelirovanie.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О владение математическим языком (естественный, предметный, графический, символический), умением оперировать знаково-символическими средствами, овладение представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании. У младших школьников, в силу возрастных особенностей, лучше развито наглядно-образное мышление, поэтому наиболее доступными для них являются предметный и графический языки. Последний предпочтительнее, т.к. с его помощью можно ярко выделить изучаемые отношения (от которых при использовании предметного языка отвлекают многочисленные свойства предметов). Актуальность
Представление одного и того же абстрактного математического материала на графическом и символическом языках помогает ребенку лучше понять его, подключить к восприятию и усвоению этого материала оба полушария (известно, что правое оперирует образами, левое отвечает за аналитическую деятельность). Выявить существенные свойства изучаемого объекта, зафиксированные на одном языке, помогают модели этого объекта, созданные на другом языке . Модель (согласно В.А. Штофу [6]) – это мысленно представленная или материально реализуемая система, которая отражает объект исследования и способна его замещать для получения новой информации об объекте. Модель – упрощенное подобие реального объекта, явления или процесса, которое отражает их существенные свойства . Моделирование позволяет абстрагироваться от несущественных признаков и сосредоточиться на существенных, подключить к его усвоению не только логическое, но и более развитое образное мышление .
Моделирование – это метод познания действительности, при котором для получения знаний о каком-либо объекте изучается его заместитель (модель). Его использование в учебной деятельности можно рассмотреть с разных позиций: обеспечение интеллектуального развития обучающихся, приближение их к методам научного познания; формирование учащимися диалектико-материалистического мира; реализация межпредметных связей . Применение данного способа на уроках математики для младших школьников способствует решению ряда задач: развитию образного мышления; закрепление ранее полученных учащимися знаний; пополнение математического словаря младших школьников; осмысление полученного материала.
С помощью модели дети могут наглядно представить учебный материал, что способствует его более глубокому изучению. На уроках математики ученики могут применить различные приёмы моделирования. Задача учителя познакомить детей с ними . Так, при работе с задачами младшие школьники в зависимости от уровня развития самостоятельно могут выбирать определенный способ моделирования и работать с ним.
Этапы формирования УУД
Моделирование
Этапы обучения моделированию ( Алла Владимировна Карпенко – ассистент кафедры педагогики начального обучения факультета начальных классов Брянского государственного университета )
Подготовительный этап 1 ступень - формирование операции сопоставления объектов
Подготовительный этап 2 ступень - формирование операции противопоставления объектов
Подготовительный этап 3 ступень - формирование операции обобщения
Основной этап 1 ступень - формирование операции построения модели
Основной этап 2 ступень - формирование операции построения модели
Основной этап 3 ступень (заключительная) - формирование операций по интерпретации данных, полученных на модели Алла Владимировна Карпенко – ассистент кафедры педагогики начального обучения факультета начальных классов Брянского государственного университета.
Классификация моделей по области использования:
Классификация моделей с учётом фактора времени:
Классификация моделей по способу представления Материальные Отражают: - внешние свойства исходных объектов, - внутреннее устройство, - суть процессов и явлений, - происходящих с объектами-оригиналами Информационные Знаковые Математические Специальные модели Некомпьютерные Компьютерные По форме представления Образно-знаковые Геометрические (карта, чертёж, рисунок, фотография, план) Структурные (таблица, граф, схема, диаграмма) Словесные (на естественном языке) Алгоритмические (блок-схема) По способу реализации
Моделирование в начальной школе на уроках Математики. Примеры
Самым простым приёмом для младших школьников является рисунок. При подборе рисунка к задаче у ученика формируется навык составления и анализа моделей. В вазе стояли 3 тюльпана, потом положили еще 2. Закрась зеленым цветом тюльпаны, которые доложили.
Схемы можно применять на уроках математики при решении задач с буквами, с большими числовыми значениями, показывая тем самым характер процесса, описываемого в условиях задачи. Схемы – это обобщающий способ для решения задач. Применение схем и чертежей на уроках математики делает учебный материал более доступным для младших школьников.
Интересным и продуктивным является - кластер. Это карта понятий, позволяющая расширить знания и представления об изучаемом объекте. Данный приём способствует развитию памяти обучающихся, усвоению информации до уровня полного понимания, а так же систематизации знаний младших школьников. Применение кластера на уроках математики даёт возможность учителю наглядно представить информацию и описать вместе с обучающимися.
Наиболее распространённым способом моделирования является таблица. Это текстовая или числовая информация, представленная в определённом порядке. Учащиеся могут заполнять таблицы, как на уроке, так и дома при выполнении домашнего задания.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Пед об- воо России, 2000. Дрозд. В.Л., Столяр А.А. Методика начального обучения математике.- М., «Высшая школа» - 1988. – с. 54. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах – М., Издательский центр «Академия». – 2000. – 288с. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика: начальные классы. – М.: Просвещение, 1978. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. – М.: Изд-во Моск . Ун-та, 1981. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. – М.: Просвещение, 1985. Шило В.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр . сб. ст. по мат. LI междунар . студ. науч.- практ . конф . № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 15.12.2019) Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.; Л., 1966.