Главные вкладки
Воспитательная программа «Адаптация обучающихся студентов, проживающих в общежитии техникума.»
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии.»
Пояснительная записка.
В г. Орехово-Зуево, находится Железнодорожный техникум им. В.И. Бондаренко, который готовит работников различных рабочих профессий. Практически с первых лет образования техникума ребята, из разных областей и регионов, обучающиеся здесь, проживают в общежитии при техникуме. Отъезд из дома, новые увлечения и знакомства, новый уклад жизни, отдаленность от родителей и семьи – все это требует особого внимания к обучающимся со стороны педагогов, мастеров производственного обучения, особенно со стороны работников общежития: воспитателей, дежурных по общежитию, коменданта. В период адаптации обучающихся к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся. Среди наиболее острых можно обозначить следующие: заниженная или завышенная самооценка, конфликты со сверстниками, несформированность навыков самообслуживания, неумение находить компромиссное решение и неумение организовать свой досуг.
Первое время обучающиеся переживают определенный кризис. Этому способствует смена коллектива, встреча с новыми требованиями, потеря привычного статуса в группе сверстников. Все это приводит к разным отклонениям в области самооценки, самоуважения, к кризису идентичности, который проявляется в смещении представлений о самом себе. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют обучающимся сохранить высокую самооценку. Это достигается путем неконструктивного поведения, аффективных реакций чувства подавленности, депрессии. Адаптация обучающихся к условиям проживания в общежитии - это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости обучающихся к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности обучающихся, проживающих в общежитии.
Основные задачи программы:
- обеспечение предпосылок, для успешной адаптации и создание психологического комфорта у обучающихся, к условиям проживания в общежитии;
- создание условий для успешной учебы и активного досуга;
- воспитание навыков культуры проживания в коллективе;
- оказание помощи в создании органов самоуправления в коллективе обучающихся;
- снижение уровня случаев девиантного и делинквентного поведения;
- улучшение условий быта обучающихся;
- привитие трудовых навыков;
- сплочение коллектива и сохранность контингента.
Реализация программы предусматривает три этапа:
Первый этап (сентябрь-октябрь) - адаптация в коллективе.
Основные задачи этапа:
- создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся;
- улучшение условий проживания в общежитии;
- ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии (Устав, договор);
- отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения;
- организация самоуправления (совет общежития);
- привитие навыков учебной и бытовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;
- изучение контингента вновь прибывших обучающихся; выявление группы риска;
- выявление интересов, наклонностей, потребностей обучающихся; планирование работы на год.
Ожидаемый результат:
- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях;
- сокращение случаев девиантного поведения;
- усвоение обучающимися норм и правил проживания в общежитии;
- усвоение обучающимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;
- работа совета общежития;
- уважительное отношение обучающихся к органам самоуправления;
- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.
Второй этап (ноябрь–апрель) – развитие коллектива и микро-коллективов в комнатах.
Основные задачи этапа:
- Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (совета общежития) за счет развития служб совета и вовлечения большего числа обучающихся в его работу;
- укрепление учебной и бытовой дисциплины;
- работа с группой риска;
- исключение случаев девиантного и делинквентного поведения за счет повышения у обучающихся уровня самоконтроля и ответственности за свое поведение, вовлечение их в кружки и дела по интересам, работы с группой риска и другой профилактической деятельности;
- создание в общежитии условий для учебы и отдыха;
- улучшение условий быта обучающихся за счет дальнейшего развития трудовых навыков, навыков самообслуживания, использования творческого потенциала обучающихся, материально - технической базы общежития;
- дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта;
- работа коллектива сотрудников и совета общежития по сохранению материально-технической базы общежития;
- работа по выявлению случаев нарушения межличностных отношений (оказание морального и физического давления, конфликты).
Ожидаемый результат:
- сокращение количества обучающихся, входящих в группу риска;
- исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения, дезадаптации и нарушения межличностных отношений;
- сокращение случаев нарушения правил поведения в общежитии;
- ремонт этажей, кухонь и комнат силами обучающихся;
- развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа обучающихся в дела общежития;
- достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат обучающихся и других помещений общежития.
Третий этап (май-июнь) - подготовка к завершению учебного года.
Основные задачи этапа:
- контроль за сохранностью имущества общежития;
- подготовка комнат и других помещений к началу следующего учебного года;
- профилактика девиантного и делинквентного поведения за счет режимных требований и постоянного контроля со стороны коллектива сотрудников общежития;
- создание условий обучающимся для успешного завершения учебного года;
- организация выезда обучающихся из общежития в конце учебного года.
Ожидаемый результат:
- Готовность комнат и других помещений общежития к новому учебному году;
- исключение случаев девиантного и делинквентного поведения;
- снижение числа неуспевающих из числа ребят, проживающих в общежитии.
Основные направления работы.
1. Работа по изучению контингента.
Обоснование:
Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся и применение эффективных форм и методов воспитательной работы с целью оказания помощи обучающимся при их адаптации в общежитии.
№ | Мероприятия | Ожидаемый результат |
1 | Сбор информации анкетных данных о семейном положении | Обогащение социального опыта |
2 | Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями | Подбор наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы с целью оптимального решения воспитательных задач. |
3 | Работа психолога | Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии. |
4 | Участие в педагогических советах, педчтениях. | Выявление обучающихся, склонных к нарушениям норм и правил проживания в общежитии. |
2. Работа по формированию положительного психологического климата в коллективе обучающихся, проживающих в общежитии.
Обоснование:
Успешность обучения обучающегося и его адаптация в учебном заведении во многом зависит от того, насколько комфортно он чувствует себя в коллективе общежития и от психологического климата в комнате.
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Проведение совместно с психологом тестирования, анкетирования, опросников с целью изучения особенностей характера, темперамента. | Успешная адаптация обучающихся в коллективе. |
Изучение межличностных отношений. | Формирование благополучного психологического климата среди обучающихся, проживающих в одной комнате и коллективе в целом. |
Формирование состава проживающих в комнатах, с учетом соотношения характеров, интересов и склонностей подростков. | Приоритет таких ценностей как взаимопомощь, взаимовыручка, доверие. |
Индивидуальные беседы воспитателя с обучающимися по их проблемам. | Недопустимость возникновения конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу. |
Индивидуальные беседы и занятия с психологом. | Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии. |
3. Работа с группой «риска».
Обоснование: наличие, среди проживающих в общежитии, лиц с проблемами адаптации и склонных к девиантному и деликвентному поведению.
Мероприятия. | Ожидаемый результат. |
Индивидуальная работа воспитателя с группой «риска» | Снижение случаев девиатного и деликветного поведения. |
Работа с родителями. | Сохранность контингента. |
Привлечение к работе по данному направлению самоуправление общежития. | Развитие лидерских качеств, социальной активности проживающих и умение решать коллективно поставленные задачи. |
Привлечение обучающихся группы «риска» к участию в мероприятиях, клубах, кружках. | Повышение самооценки обучающихся через их интересы и склонности. Развитие коммуникативных и организаторских умений. Снижение тревожности. |
4. Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений.
Обоснование: Устранение причин и условий, совершению противоправных действий, предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений.
Мероприятия: | Ожидаемый результат: |
Укрепление бытовой дисциплины | Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся. |
Контроль за строгим соблюдением Правил внутреннего распорядка общежития. | Овладение новым социальным статусом. |
Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений. | Повышение уровня информированности. |
Тематические беседы «Скажи наркотикам нет». | Повышение уровня информированности. |
Вовлечение обучающихся в кружки, секции, творческие коллективы. | Развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся. |
5. Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля.
Обоснование: От каждого человека требуется соблюдение норм гигиены, поведения в обществе, выработанных в процессе эволюции человечества и обеспечивающих его выживание и прогресс. Ввиду этого обучающиеся должны уметь следить за своим здоровьем, чистотой тела, одежды, комнаты, психологическим состоянием, атмосферой общения с окружающими.
Мероприятия. | Ожидаемый результат: |
Групповые и индивидуальные беседы о здоровье, гигиене, питании, поведении. | Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся. |
Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования. | Снижение заболеваемости. |
Выпуск информационных бюллетеней, стенгазет, пропагандирующих ЗОЖ. | Повышение уровня информированности. |
Проведение уборки территории, субботников, ремонт помещений. | Порядок и чистота в общежитии. |
Организация и поддержка органов самоуправления в данном направлении. | Активная жизненная позиция обучающихся в решении возникших проблем. |
Организация лектория «Культура здоровья». | Снижение уровня тревожности, сквернословия, агрессивности. |
6. Этическое и эстетическое воспитание.
Обоснование: Каждый, уважающий себя член нашего общества, должен иметь образование, мотивацию и установки соответствующие общечеловеческим, гуманитарным ценностям.
Мероприятия. | Ожидаемый результат. |
Проведение мероприятий, посвященных памятным календарным датам, юбилеям выдающихся людей. | Повышение эстетического уровня в поведении обучающихся, проявляющееся в культуре речи, в межличностных отношениях, в отношении к противоположному полу. |
Посещение спектаклей, выставок, музеев. | Проявление интереса к культуре России и других народов. |
Проведение читательских конференций, диспутов на этические темы. | Повышение уровня информированности, появление способности меть собственное мнение. |
Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. | Развитие эстетического вкуса. |
7. Работа по развитию творческой и познавательной активности.
Обоснование: Одно из важнейших условий успеха в любой профессиональной деятельности- непрерывное повышение квалификации. Это требует развития и поддержки способности к усвоению нового, инициативы в работе т. е. развития творческой и познавательной деятельности.
Мероприятия. | Ожидаемый результат. |
Проведение тематических мероприятий, связанных с самодеятельным творчеством. | Развитие творческих способностей обучающихся. |
Проведение лекций и бесед по социально-психологическим, общечеловеческим проблемам. | Проявление у обучающихся потребности в получении информации разного плана из СМИ, книг и др. |
Проведение тематических конкурсов, викторин, КВН. | Развитие лидерских, творческих способностей. |
Активное вовлечение подростков в творческие коллективы, кружки, клубы по интересам. | Появление у обучающихся ориентации на социально-значимые результаты собственной деятельности. |
8. Улучшение условий проживания в общежитии.
Обоснование: Улучшение условий проживания в общежитии способствует успешному обучению и полноценному отдыху, смягчает адаптацию обучающихся в общежитии и училище.
Мероприятия. | Ожидаемый результат. |
Проведение ремонта общежития. | Уют и комфортность проживания в общежитии. |
Озеленение и благоустройство жилых и бытовых помещений, а так же территорий, прилегающих к общежитию. | Эстетичность и комфортность проживания в общежитии. |
Организация и проведение генеральных уборок, субботников по поддержанию чистоты и порядка. | Чистота и опрятность помещений и территории общежития. |
Организация соревнований на лучшее санитарное состояние комнат, этажей. Организация конкурсов и смотров лучших комнат. | Соответствие внешнего вида комнат эстетическим требованиям. |
Лекции «Эстетическое оформление комнат». | Повышение уровня информированности. |
Заключение Договора о взаимной ответственности сторон между обучающимися и администрацией при вселении в общежитие. | Снижение количества случаев невыполнения условий «Договора о взаимной ответственности сторон». |
Собеседование и анкетирование при заселении | Учет индивидуальных личностных особенностей, снижение конфликтности. |
Проведение собраний, направленных на решение вопросов по улучшению условий проживания в общежитии. | Соответствие внешнего вида комнат эстетическим требованиям |
Отражение этих проблем в молниях и стенной печати, контроль со стороны органов самоуправления и воспитателя общежития за выполнением санитарно - гигиенических требований и правил проживания в общежитии. | Устранение недостатков, повышение значимости проводимой работы. |
9. Работа с органами самоуправления общежития.
Обоснование: Формирование и развитие организаторских, лидерских способностей обучающихся;
развитие демократических форм управления, формирование у обучающихся чувства самостоятельности, коллективизма, ответственности за порученное дело.
Мероприятия. | Ожидаемый результат. |
Анкетирование, собеседование на выявление кандидатов в состав Совета общежития. | Введение активных обучающихся в состав Совета общежития. |
Выборы старост комнат. | Работа студенческого актива. |
Организация и проведение «школы лидера», направленной на обучение методам и приемам деятельности, сплочение коллектива Совета общежития. | Создание благоприятных условий для развития и личностного роста обучающихся – лидеров. |
Обучение ребят ведению документации. Индивидуальная работа по развитию работы служб. Совета общежития. | Возможность решать многие воспитательные проблемы с помощью самих же обучающихся. |
Совместно с органами студенческого самоуправления планирование воспитательной работы и реализации этого плана. | Создание собственных традиций самоуправления. |
10. Правовое воспитание
Обоснование: Расширение правовых знаний обучающихся, их осведомленности и умения ориентироваться в законодательной документации, правовых проблемах.
Мероприятия. | Ожидаемый результат. |
Проведение бесед по ознакомлению с правами и обязанностями гражданина РФ Тематические беседы «Преступление и подросток» | Умение применять в жизни правовые знания, быть законопослушным гражданином. |
Изучение нормативных и законодательных документов, уголовного, административного, гражданского кодекса. | Повышение уровня информированности. |
Подготовила воспитатель Соколова Т.А. 2023г.