Методическая разработка теоретического занятия «Эмоциональные процессы. Воля»
Урок по дисциплине Психология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr1_kaverina_emotsionalnye_protsessy_volya.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №4»
Дмитровский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по дисциплине «Психология»
Раздел «Общая психология»
Тема «Эмоциональные процессы. Воля»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Дмитров – 2018
Автор – составитель: преподаватель высшей квалификационной категории дисциплины «Психология» Каверина Н.Е.
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
Учебно-методический план занятия | 6 |
Описание хода занятия | 8 |
Приложение 1 | 12 |
Приложение 2 | 14 |
Приложение 3 | 16 |
Пояснительная записка
Методическая разработка создана для преподавателя с целью формирования у обучающихся знаний по теме «Эмоциональные процессы. Воля», в процессе проведения теоретического занятия обучающиеся получают основы знаний об основных понятиях по теме, современных концепциях эмоционально-волевой сферы, нарушениях волевой и эмоциональной сферы, функциях, которые выполняют эти два психических процесса.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
уметь:
- давать определение понятиям «эмоциональные процессы», «эмоции», «чувства», «настроение», «стресс», «аффект», «фрустрация», «воля»;
- сравнивать понятия «эмоции» и «чувства»;
- различать волевые качества активизирующие и тормозящие нежелательное действие.
знать:
- определение понятиям «эмоциональные процессы», «эмоции», «чувства», «настроение», «стресс», «аффект», «фрустрация», «воля»;
- различия нормального и аномального проявления эмоциональных и волевых процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации;
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
В результате освоения дисциплины обучающийся по специальности должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Занятие построено в соответствии с требованиями ФГОС СПО и парадигмы личностно-ориентированного, компетентностного подхода, использования современных технологий в обучении.
Структурно методическая разработка состоит из пояснительной записки, учебно-методического плана, описания хода занятия, приложений.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия «Эмоциональные процессы. Воля»
Место проведения: кабинет психологии, информатики
Тип занятия: теоретическое, урок «открытия нового знания»
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
Содержательная цель: расширить понятийную базу обучающихся по теме урока
Деятельностная цель: применить полученные знания для решения ситуационных задач по теме.
А) Образовательные:
1) Показать значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение»;
2) Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости;
3) Подкрепить советы соответствующими лабораторными работами.
Б) Воспитательные:
1) Продолжить формирование научное мировоззрения;
2) Воспитывать навыки групповой работы, конструктивного общения в группе в процессе выполнения общей работы, умение принимать на себя ответственность за результаты работы группы;
3) Формирование волевых качеств характера.
В) Развивающие:
1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению психологии;
2) Развивать умения обобщать, анализировать, структурировать новую информацию, представлять ее в удобном для запоминания виде;
3) Развивать навыки проектной и исследовательской детальности;
4) Развивать коммуникативные компетенции, навыки работы в команде.
Требования ФГОС к уровню подготовки обучающегося: знать основные определения по теме, виды нарушений эмоциональной и волевой сфер.
Формируемые компетенции: ОК 1-4; ОК 6-8; ОК 11, ПК 1.1-1.2, 2.1 - 2.2, 3.2 - 3.3
Междисциплинарная интеграция:
Психология
Биомедицинская этика
Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Внутридисциплинарная интеграция:
Психология личности, Медицинская психология
Методическое обеспечение занятия: презентация, задания с алгоритмами мини-проектов, ватманы, бумага формата А4, журналы, цветные карандаши, фломастеры, клей, скотч, ножницы, 5-6 ноутбуков или ПК с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, учебники.
Применяемые технологии: проектная, исследовательская, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая
Домашнее задание: Учебник с.78-86, ответить на вопросы 1-4, с. 86.
Задания для внеаудиторной работы обучающихся:
Чтение дополнительной литературы, написать эссе. Темы эссе: «Значение эмоций в профессиональной деятельности»; «Волевые качества в деятельности медицинской сестры»
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб. пособие / Ростов н/Д: Феникс,2017- 414 с.
Дополнительная: электронные учебники: Островская И.В. Психология: учебник.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2016.-400с, Е.П. Ильин. Эмоции и чувства
https://www.litres.ru/evgeniy-ilin/emocii-i-chuvstva/chitat-onlayn/page-4/
Методические рекомендации для преподавателя: для сокращения времени выполнения проектных заданий следует порекомендовать обучающимся выбрать ту форму презентации проекта, которая отвечает их индивидуально-личностным особенностям. Для ребят с развитым вербальным мышлением – устную презентацию, способностями в области информационных технологий – презентацию на компьютере, художественными способностями – коллаж, развитым логическим мышлением, операциями мышления классификации и структурирования – схему или интеллект-карту. Для подготовки к занятию можно проконсультироваться с педагогом-психологом для наиболее эффективного разделения обучающихся на группы.
Описание хода занятия
Основные этапы занятия | Коды формируемых компетенций | Орие нтиро вочное время | Содержание этапа | Методическое обоснование |
1. Организационный момент. | 2 мин. | Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию | Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность | |
2.Проверка выполнения домашнего задания | ОК 1, ОК 2 | 10 | Студенты обмениваются выполненными дома кроссвордами по теме «Познавательные процессы. Особенности психических процессов у здорового человека и пациента» по схеме, предложенной преподавателем. Студенты, по разработанным дома критериям, оценивают качество выполнения домашнего задания | Цель: совершенствование способов взаимоконтроля у обучающихся, формирование умений, позволяющих осуществлять контроль |
3. Мотивация учебной деятельности. | ОК 1; ОК 7. | 3 мин. | Преподаватель задает студентам вопрос о значении навыка управлять своими эмоциями, уметь взаимодействовать с пациентами, находящимися в разных эмоциональных состояниях для профессиональной деятельности медицинской сестры\брата. Создает доброжелательную атмосферу, поддерживает студентов, высказывающих свое мнение, организует обсуждение разных мнений, просит обучающихся сформулировать обобщенный ответ группы на поставленный вопрос. | Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста |
4. Актуализация | ОК 1, 2, 3 ПК 2.2, 3.2, 3.3 | 10 | Преподаватель приводит тезис Ч. Дарвина об эмоциях как атавизме в жизни человека и просит студентов ответить на вопрос, а нужны ли нам эмоции? Что вы знаете об эмоциях? С какой классификацией эмоций они знакомы? Перечислите, какие эмоции вы знаете? Просит привести примеры ситуаций, в которых они испытывали положительные или негативные эмоции? Нужны ли нам негативные эмоции? В каких ситуациях у пациентов могут проявляться негативные эмоции (например, ЧС)? Может ли воспитанный человек позволить себе переживать негативные эмоции? Позволяем ли мы себе выплескивать негативные эмоции на окружающих? Как относимся к тому, что такие эмоции на нас выплескивают окружающие? | Цель: помочь вспомнить, что обучающиеся уже умеют и знают по данной теме, обращается к практическому опыту обучающихся; активизация мыслительных процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания |
5. Выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания) Целевая установка. | ОК 2, 6, 8 | 7 | Преподаватель знакомит обучающихся с понятием эмоциональные состояния и процессы, их функцией, видами (сопровождается презентацией). Просит обучающихся аргументированно объяснить, какое эмоциональное состояние испытывает пациент, как выстроить процесс общения с пациентом (Приложение 1) Просит проанализировать этапы решения задачи, указать на затруднения, которые не позволили или затруднили решение задачи Студенты при помощи преподавателя формулируют учебные цели | Цель: помочь выявить затруднение в решении профессионально важной задачи, понять суть затруднения и каких именно знаний, навыков для его разрешения обучающимся не хватает Постановка цели занятия |
6. Основная часть – «открытие нового знания» и первичная проверка его освоения | ОК 2,3,4,6, 7, 11 ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 | 35 мин | 1.Группа разбивается на 5 мини-групп в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся 2. Работа в малых группах (по 4-5 человек): реализация проекта по заданному алгоритму (Приложение 2) 3. Презентация проекта каждой группой и первичная проверка усвоения нового знания по контрольному заданию, разработанному мини-группой | Цель: расширение понятийного аппарата обучающихся; дальнейшее освоение проектного метода решения задач; проверка степени освоения нового для них знания |
7. Физкультминутка | ОК 11 | 4 мин | Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений (Приложение 3) | Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей |
8. Самостоятельная работа | ОК 2; ОК 6; ОК 11; ПК 1.1.,1.2 | 10 мин | Группы решают ситуационную задачу, вызвавшую затруднения в начале занятия, представляют результаты своей работы | Цель: сформировать |
9. Подведение итогов, рефлексия | ОК 8, 11 | 7 мин | Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Цель: создать условия для осознания степени достижения учебной цели, поставленной обучающимся на 2 этапе занятия |
10. Задание на дом | ОК 8 | 2 мин | Учебник с.78-86, ответить на вопросы 1-4, с. 86. Написать эссе | Цель: создать условия для закрепления полученных знаний, компетенций |
Приложение №1
Эмоциональные состояния и процессы - это психические процессы, представляющие собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. «Эмоции» и «чувства» обозначают различные психические явления, которые тесно связаны между собой. В эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, то, как эти потребности удовлетворяются.
Виды психических состояний и процессов:
- Аффекты
- Собственно эмоции
- Чувства
- Настроения
- Страсть
- Стресс
- Фрустрация
Функции эмоций
- Оценочная.
- Побуждающая.
- Разрешающая ситуации («аварийное поведение»: бегство, агрессия, оцепенение).
- Целеполагающая. Традиционное представление о том, что эмоции мешают деятельности, дезорганизуют ее, не вполне верно. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный предмет. Дезорганизация возникает за счет переключения на «аварийное поведение».
- Регулирующая функция заключается в способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.
- Эвристическая функция эмоций наиболее хорошо изучена на материале творческого мышления. Специфические эмоциональные состояния «предчувствия решения» и «красоты решения» играют очень важную роль в этом процессе.
- Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.
- Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как отдельная, может рассматриваться также и как аспект функции организации.
Ситуативная задача: пациент Н. лежит в хирургическом отделении 3 недели. Обычно это достаточно позитивно настроенный человек, любит пошутить, поддерживает окружающих. Но последнюю неделю, после операции, любая информация о состоянии здоровья, сообщаемая пациенту Н., не вызывает никакой реакции, кроме уныния. Даже после сообщения о том, что после операции начались улучшения и его через 2 дня выпишут домой, к семье, он сказал: «Вряд ли там меня кто-то ждет, я доставляю людям, особенно близким, только неприятности».
Сформулируйте гипотезу, о каком эмоциональном состоянии пациента здесь идет речь? Как вы думаете, можно ли говорить о каком-либо эмоциональном нарушении у данного пациента? Как выстроить взаимодействие с пациентом? Что следует предпринять медицинской сестре\брату?
Эталон ответа: эмоциональное состояние: настроение; нарушение – дисфория (как минимум); МС возможно следует обратить внимание родных и врача на состояние пациента, проконсультироваться с психологом о его состоянии (если такой специалист в отделении есть), в разговоре с Н. предпринять попытки выяснить, что именно вызывает понижение настроения, как это связано с последствиями операции, отношениями в семье, возможно, пациент не достаточно информирован о прогнозах его трудоспособности после проведенного хирургического вмешательства. Еще раз обсудить с ним качество его жизни после операции,рассказать как его улучшить, научить, как самостоятельно справлять без помощи или с минимальной помощью близких, посоветовать форумы, фонды, группы людей, имеющих такой же диагноз и последствия операционного вмешательства, вселять надежду на улучшение качества жизни, оказывать психологическую поддержку.
Приложение 2
Задания для работы групп: представьте материал в одной из выбранных группой форм: таблица, схема, рассказ по заданному алгоритму, интеллект-карту, коллаж. Подготовьте контрольное задание для проверки усвоения знаний студентов по теме вашего проекта (тест, проверочная работа, задача, диктант, проблемная ситуация и т.д.), разработайте критерии оценивания контрольного задания.
Группа 1. Что такое эмоции?
Алгоритм подготовки проекта/исследования:
- Проанализируйте возможность использования разных методов исследования для подготовки мини-проекта
- Воспользуйтесь учебником, электронными книгами для подготовки информации
- Определите, в каком виде вы хотели бы представить свой проект: таблица, схема, рассказ по заданному алгоритму, интеллект-карта, коллаж.
- Перед началом работы подумайте о распределении ролей в группе: руководитель, эксперт, контролер, дизайнер проекта и т.д.
- Распределите время на выполнение каждого этапа проекта: подготовительный, поиск источников информации, ознакомление с материалом, оформление результатов работы, распределение ответственности за презентацию материала, подготовка задания для проверки усвоения знаний по теме проекта среди студентов группы, проверка результатов выполненного задания, критерии оценивания, кто в мини-группе будет отвечать за проверку контрольного задания студентами.
- В процессе выполнения проекта имеет смысл дать определение «эмоции», назвать основные теории эмоций, дать классификацию эмоций, привести примеры к классификации из практики медицинской сестры, рассказать как определить эмоциональное состояние человека.
Группа 2. Стресс - это опасно?
Алгоритм подготовки проекта/исследования:
- Проанализируйте возможность использования разных методов исследования для подготовки мини-проекта
- Воспользуйтесь учебником, электронными книгами для подготовки информации
- Определите, в каком виде вы хотели бы представить свой проект: таблица, схема, рассказ по заданному алгоритму, интеллект-карта, коллаж.
- Перед началом работы подумайте о распределении ролей в группе: руководитель, эксперт, контролер, дизайнер проекта и т.д.
- Распределите время на выполнение каждого этапа проекта: подготовительный, поиск источников информации, ознакомление с материалом, оформление результатов работы, распределение ответственности за презентацию материала, подготовка задания для проверки усвоения знаний по теме проекта среди студентов группы, проверка результатов выполненного задания, критерии оценивания, кто в мини-группе будет отвечать за проверку контрольного задания студентами.
- В процессе выполнения проекта имеет смысл дать определение «стресс», назвать автора термина, дать признаки стресса, стадии стресса, причины стресса, привести примеры из практики медицинской сестры
Группа 3. Нарушения эмоций
Алгоритм подготовки проекта/исследования:
- Проанализируйте возможность использования разных методов исследования для подготовки мини-проекта
- Воспользуйтесь учебником, электронными книгами для подготовки информации
- Определите, в каком виде вы хотели бы представить свой проект: таблица, схема, рассказ по заданному алгоритму, интеллект-карта, коллаж.
- Перед началом работы подумайте о распределении ролей в группе: руководитель, эксперт, контролер, дизайнер проекта и т.д.
- Распределите время на выполнение каждого этапа проекта: подготовительный, поиск источников информации, ознакомление с материалом, оформление результатов работы, распределение ответственности за презентацию материала, подготовка задания для проверки усвоения знаний по теме проекта среди студентов группы, проверка результатов выполненного задания, критерии оценивания, кто в мини-группе будет отвечать за проверку контрольного задания студентами.
- В процессе выполнения проекта имеет смысл дать определение «эмоции», перечислить причины, приводящие к нарушению в эмоциональной сфере, назвать основные нарушения и их признаки, дать общие рекомендации о построении взаимодействия с пациентом, имеющим нарушение эмоциональной сферы
Группа 4. Воля
Алгоритм подготовки проекта/исследования:
- Проанализируйте возможность использования разных методов исследования для подготовки мини-проекта
- Воспользуйтесь учебником, электронными книгами для подготовки информации
- Определите, в каком виде вы хотели бы представить свой проект: таблица, схема, рассказ по заданному алгоритму, интеллект-карта, коллаж.
- Перед началом работы подумайте о распределении ролей в группе: руководитель, эксперт, контролер, дизайнер проекта и т.д.
- Распределите время на выполнение каждого этапа проекта: подготовительный, поиск источников информации, ознакомление с материалом, оформление результатов работы, распределение ответственности за презентацию материала, подготовка задания для проверки усвоения знаний по теме проекта среди студентов группы, проверка результатов выполненного задания, критерии оценивания, кто в мини-группе будет отвечать за проверку контрольного задания студентами.
- В процессе выполнения проекта имеет смысл дать определение «воля», перечислить виды препятствий, привести примеры препятствий из практики медицинской сестры, назвать основные теории воли, перечислить функции воли, дать классификацию волевых черт личности.
Группа 5. Нарушения волевой сферы
Алгоритм подготовки проекта/исследования:
- Проанализируйте возможность использования разных методов исследования для подготовки мини-проекта
- Воспользуйтесь учебником, электронными книгами для подготовки информации
- Определите, в каком виде вы хотели бы представить свой проект: таблица, схема, рассказ по заданному алгоритму, интеллект-карта, коллаж.
- Перед началом работы подумайте о распределении ролей в группе: руководитель, эксперт, контролер, дизайнер проекта и т.д.
- Распределите время на выполнение каждого этапа проекта: подготовительный, поиск источников информации, ознакомление с материалом, оформление результатов работы, распределение ответственности за презентацию материала, подготовка задания для проверки усвоения знаний по теме проекта среди студентов группы, проверка результатов выполненного задания, критерии оценивания, кто в мини-группе будет отвечать за проверку контрольного задания студентами.
- В процессе выполнения проекта имеет смысл дать определение «воля», перечислить причины, приводящие к нарушению в волевой сфере, назвать основные нарушения и их признаки, дать общие рекомендации о построении взаимодействия с пациентом, имеющим нарушение волевой сферы
Приложение 3
Физкультминутка
Проводит преподаватель
Я прошу встать тех, кто испытывал когда-нибудь радость
Ребята, если речь идет о положительной эмоции, поднимите, а затем опустите правую руку, если об отрицательной – левую:
Азарт Безмятежность Безразличие Беспомощность Бессилие Благодарность Бодрость Вдохновение Вина Возмущение Волнение Воодушевление Восторг Восхищение Высокомерие Гнев Гордость Гордыня Горе Грусть Довольство Досада Драйв, Жалость, Забота, Зависть Заинтересованность Заискивание Замешательство Заносчивость Застенчивость Злорадство Злость Изумление Интерес Ирония Испуг
А теперь поиграем. Игра на подобии «Съедобное-несъедобное». Положительные эмоции – «ловим», отрицательные – «отбиваем». Будем использовать для игры мягкую игрушку.
Ликование Лукавство Любование Любопытство Мольба Мрачность Надежда Надменность Напряжение, Настороженность Невозмутимость Негодование Нежность, Неловкость Нетерпение Обескураженность Обида, Обреченность Озабоченность Озорство Омерзение Оскорбленность Осторожность Отвращение Оторопь Отрешенность Отстраненность Отчаяние Оцепенение Печаль Плаксивость Подавленность Подозрительность Покорность Потерянность Превосходство Предвкушение Презрение Пренебрежение Радость Раздражение Рассеянность Растерянность, Рьяность Сарказм Скорбь Скука Смех Смущение Смятение Собранность Сожаление Спокойствие Стеснительность Страдание Страх Стремление Стыд Тревога Трепет Ярость.
Увлеченность Удивление Удовлетворенность Удовольствие Удрученность Умиление Умиротворение Уныние Упорство Усталость Царственность Эйфория Экзальтация Экстаз Энергичность Энтузиазм