ВОЛЕЙБОЛ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ВОЛЕЙБОЛ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol_uchebnoe_posobie.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
_________________________ __________________
Фамилия И.О. группа
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Кафедра теории и методики спортивных игр
ВОЛЕЙБОЛ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ
Краснодар, 2012
_________________________ __________________
Фамилия И.О. группа
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Кафедра теории и методики спортивных игр
ВОЛЕЙБОЛ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ
ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ
Краснодар, 2012
Печатается по решению Ученого совета Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма.
Пособие подготовлено авторским коллективом кафедры теории и методики спортивных игр Кубанского ГУФКСТ: В.И. Родионовым, В.В. Костюковым, Г.Н. Ромашиным, О.Н. Костюковой, С.С. Даценко, С.В. Ребровым, Т.А. Злищевой, Р.Н. Николенко, Е.С. Спиряковой
Родионов В.И., Костюков В.В., Ромашин Г.Н. и др. Волейбол. – Учебное пособие для студентов физкультурных вузов и колледжей.- Краснодар: КГУФКСТ, 2012. – ??с.
Рецензент: доцент кафедры теории и методики спортивных игр Кубанской ГУФКСТ, кандидат педагогических наук Дмитренко Л.А.
Учебное пособие разработано в соответствии с программой базового этапа подготовки по волейболу для студентов вузов физической культуры и гуманитарных колледжей. В основу издания положены современные взгляды на игру, её правила, технику, тактику и методику обучения, а также организация и проведение официальных соревнований по волейболу. В пособии имеется задание для самостоятельной работы, требования, что должны знать и уметь студенты по всем темам учебной дисциплины.
Пособие предназначено для студентов вузов физической культуры и гуманитарных колледжей, а также преподавателей и студентов факультетов физического воспитания педагогических вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Характеристика игры волейбол
2. История возникновения и развития волейбола
в мире и России
3. Общая характеристика методики обучения в волейболе
4. Техника игры и методика начального обучения
5. Тактика игры и общая методика обучения
6. Правила игры
6.1. Площадка и оборудование
6.2. Основные правила игры
6.3. Судьи и их обязанности
6.4. Организация и проведение соревнований по волейболу
7. Самостоятельная работа
8. Литература
Приложение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ
Волейбол – это игровой вид спорта, пользующийся большой популярностью.
Волейбол по своей сути относиться к сфере спортивных игр.
По игровой идеи и характеру он принадлежит к разделу игр с отбиванием мяча.
Волейбол – это спорт, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств предусмотрены различные варианты игры с тем, чтобы ее многогранность была доступна каждому.
Цели игры – направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет три удара для возвращения мяча (в дополнение к касанию при блоке).
Волейбол как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе образования волейбол включен в программы физического воспитания дошкольного, общеобразовательного, среднего, профессионально-технического, средне-специального и высшего образования.
У классического волейбола есть младшие братья – «Пляжный волейбол», «Лесной волейбол», «Волейбол на снегу», «Мини-волейбол» - видоизмененные варианты игры, приспособленные для решения разнообразных задач физического и умственного развития, воспитания черт характера занимающихся.
Физическая нагрузка игровой деятельности в волейболе достаточно велика.
Во время игры энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный аэробно-анаэробный характер, при этом 80-90% максимального энергетического потенциала ЧСС поднимается до 197 ударов в минуту, потери в весе достигают 2-3 кг за встречу.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (отдельные стороны двигательных возможностей спортсменов). В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные.
Общие — сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость — в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.
Общая сила — способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата; от физиологического поперечника мышц; биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления; от биомеханических характеристик движения (длины плеч рычагов, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.).
Величины проявления силы могут возрастать либо за счет большой массы при небольших ускорениях (собственно силовые способности, например жим или приседания со штангой околопредельного веса), либо за счет увеличения скорости при постоянных массах (скоростно-силовые движения).
Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности.
Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.
Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных и1р, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений.
Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.
Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах:
а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.);
б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов);
в) быстрота перемещений — максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий.
Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности).
Различают простые и сложные реакции.
Простые реакции — ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал.
Сложные реакции. Почти все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций.
К сложным реакциям относятся: реакция на движущийся объект и реакция с выбором.
Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его.
Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют:
а) увеличение скорости полета мяча;
б) внезапное появление мяча;
в) сокращение дистанции.
Реакция с выбором — выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки (предельная быстрота отдельных движений).
Быстрота перемещений — способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.
Общая выносливость — способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению. Можно выделить 4 основных типа утомления:
1. Умственное (при игре в шахматы и др.).
2. Сенсорное (утомление анализаторов, например, зрительного).
3. Эмоциональное (после ответственных соревнований).
4. Физическое (вызванное мышечной деятельностью). Для волейбола наибольший интерес представляют третий и четвертый тип утомления.
Физическое утомление делится на:
а) локальное (в работе заняты менее 1/3 мышц тела);
б) региональное (в работе заняты от 1/3 до 2/3 мышц тела);
в) глобальное (в работе заняты свыше 2/3 мышц тела).
Основными факторами, определяющими проявление выносливости являются:
- деятельность ЦНС, которая определяет режим работы мышц слаженность функций всех органов и систем;
- функциональные возможности организма, которые обеспечивают энергетический обмен;
- волевые качества спортсменов, без которых невозможно поддерживать высокую интенсивность и длительность физической работы-
- уровень физической подготовленности;
- техника движений - рациональная техника движений сберегает энергию, позволяет продолжительно выполнять тренировочные задачи.
Общая выносливость развивается продолжительным и, как правило, не интенсивным воздействием физических упражнений на организм волейболиста.
Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокий скоростью на протяжении всей игры. Мышечная работа для такого вида деятельности проходит в «безкислородных» условиях. Развитие и проявление скоростной выносливости опирается прежде всего на высокий уровень анаэробный производительности, подготовленность опорно-двигательного аппарата, на силу психических процессов, на экономичность спортивной техники.
Средствами тренировки являются беговые упражнения, имитационные, основные упражнения, выполняемые многократно.
Прыжковая выносливость - способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры. Мышечная работа носит региональный характер и проходит в анаэробных условиях. Способность продолжать мышечную работу в «бескислородных» условиях обеспечивается и волевой подготовкой волейболистов.
Средствами тренировки являются: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения и др.
Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества Высокий уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма волейболистов, а также специальных физических качеств - одни из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры.
Средства тренировки - игры с большим количеством партий (6-9) как полными, так и неполными составами (5х5 4х5 3х4 и т.д.) использование в процессе игры (в паузах отдыха) специальных заданий.
Ловкость - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).
Составляющими ловкости волейболиста являются:
— координация движений — способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);
— быстрота и точность действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно — значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
— способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
— устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.
Высокая подвижность нервных процессов при проявлении ловкости дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.
Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
Развитие ловкости волейболиста — это совершенствование координации движений, а главное — способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.
Гибкость — способность спортсмена выполнять движения в суставах с большой амплитудой.
Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит главным образом от форм суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, от силы мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.
Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приемов игры. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом и лучевом, плечевом суставах, суставах позвоночного столба, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет способствовать качественному выполнению технических приемов.
2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛЕЙБОЛА
В МИРЕ И РОССИИ
Где зародился волейбол — в Европе, в частности в России («кулачный мяч»), или на азиатском континенте — можно продолжать спорить. Однако до сего времени по большинству источников родиной волейбола считают Соединенные Штаты Америки.
Автором игры был преподаватель физической культуры колледжа в г. Гелиок штата Массачусетс, директор местного клуба Вильям Морган. Он хотел создать простую игру, которую можно было бы проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование. По одной версии американские пожарники как-то натянули веревку между двумя столбами и начали перебрасывать через нее резиновую камеру. По другой легенде Морган придумал эту игру для бизнесменов среднего возраста, которым весьма популярный баскетбол был не по силам. Теннисная сетка была подвешена на высоте 197 см. Любое число игроков, помещающихся на площадке, могло играть. Морган назвал игру «минтонет». В 1895 г. Морган разработал правила новой игры
В начале 1900 г. волейбол стал известен во многих городах Центральной и Южной Америки, в Канаде. В 1913 г. он был включен в программу Дальневосточных игр в Маниле, а в канун первой мировой войны появился в Европе, экспортированный туда американскими экспедиционными военными подразделениями.
Превращение волейбола в официально признанную спортивную игру с определенным регламентом и организацией соревнований произошло в период с 1917 по 1925 г. Наибольшую популярность в этом периоде волейбол приобрел в США. Мексике, Бразилии, Японии, Китае, на Кубе, в Корее, а в Европе — в Чехословакии, Румынии, Польше, Франции, СССР.
В 1929-1939 гг. идет дальнейшее развитие техники и тактики.
После второй мировой войны по инициативе Франции, Чехословакии и Польши была создана новая техническая комиссия, по решению которой и апреле 1947 г. в
Париже состоялся первый конгресс по волейболу. В нем участвовали представители 14 стран. Конгресс принял решение о создании Международной Федерации волейбола (ФИВБ). Ее возглавил Поль Либо (Франция).
Создание Международной Федерации означало признание волейбола как вида спорта, росло его международное значение.
В 1948 г. в Риме ФИВБ провела первое в истории волейбола первенство Европы среди мужских команд.
В 1.957 г. на 53-й сессии МОК волейбол был объявлен олимпийским видом спорта. На 58-й сессии МОК было принято решение провести ХV11 Олимпийские игры в Токио и в программу впервые был включен волейбол.
В 1990 годы начинают проводить соревнования «Мировой лиги» для мужских команд.
В 1993 г. начинается проведение соревнования «Гранд-При» для женских команд. Международный Олимпийский комитет признал пляжный волейбол Олимпийским видом спорта.
Годы триумфа сборных команд:
Чемпионы Европы (женщины): 1949; 1950; 1951; 1955; 1958; 1963; 1967; 1971; 1975; 1977; 1975; 1977; 1979; 1985; 1989; 1991; 1993 гг.
Чемпионы Европы (мужчины): 1950; 1951; 1967; 1971; 1975; 1977; 1979; 1981; 1983; 1985; 1987; 1991 гг.
Чемпионки мира: 1952; 1956; 1960; 1970; 1990 гг.
Чемпионы мира: 1949; 1952; 1960; 1962; 1978; 1982 гг.
Чемпионки олимпийских игр: 1968; 1972; 1980; 1988 гг.
Чемпионы Олимпийских игр: 1964; 1968; 1980, 2012 гг.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
В ВОЛЕЙБОЛЕ
В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные задачи.
1.Ознакомление с приемом.
Задачи: создать четкое представление об изучаемом приеме.
Методы обучения: словесный и наглядный.
Средства обучения: сообщения сведений о приеме, его месте и значения в игре, показ правильной техники выполнения приема, демонстрация наглядного матерьяла.
2.Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.
Задачи: освоить основную структуру игрового приема.
Методы обучения: практически (метод целостного и расчлененного упражнения )
Средства обучения: подводящие упражнения, выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения, выполняемые приема на контролируемой скорости (в медленном темпе, с близкого расстояния).
3.Закрепление приема в усложненных условиях.
Задачи: освоить детали техники выполнения приема и взаимосвязано совершенствовать в условиях приближенных к игровым.
Методы обучения: практический, игровой и соревновательный.
Средства обучения: выполнения приема на скорости, упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного противодействия), воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями, с пассивным и активным противодействием партнера; соревнования на быстроту и точность выполнения.
4.Совершенствование приема в игре.
Задачи: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.
Методы обучения: игровой, соревновательный.
Средства обучения: упражнения соревновательного характера, подвижные и учебные игры.
Эффективность процесса обучения игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь материал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.
При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.
1-я фаза – в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания).
Методическая задача и приемы обучения – овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных действий и лишних мышечных напряжений).
Используется словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.
2-я фаза – формирование умений совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания).
Методическая задача и приемы обучения – детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижают эффективности в обучении.
Закрепление техники будет тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки. Сначала исправляются основные ошибки.
Должен присутствовать индивидуальный подход.
4. Техника игры и методика начального обучения
5. Тактика игры и общая методика обучения
6. Правила игры
6.1. Площадка и оборудование
6.2. Основные правила игры
6.3. Судьи и их обязанности
6.4. Организация и проведение соревнований по волейболу
7. Самостоятельная работа
8. Литература
Приложение