Методическая разработка на тему: «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе».

Лазаренко Виктория Оленговна

Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам.

В начальной школе значима игровая деятельность. Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

По мере взросления творчество детей, предоставленных самих себе, постепенно гаснет. Любимое их занятие – игра, которая является предпосылкой к творчеству, уходит из жизни. А ведь игра для ребёнка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок сам вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Но существует проблема, которую можно представить в виде вопросов:

  1. какой должна быть дидактическая игра, чтобы формировать познавательные учебные действия;
  2. как организовать дидактическую игру на уроках русского языка.

 В связи с актуальностью проблемы  была определена его тема исследования- разработки: «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_lazarenko_v.o_2_kurs_znolu-117_gr.docx87.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2»

Методическая разработка по теме: «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе.»

Разработал:

учитель начальных классов

Лазаренко В.О.

г.Кольчугино  2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ        6

1.1 Дидактическая игра: понятие, виды, функции        6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста        8

1.3 Особенности применения дидактических игр на уроках русского языка        10

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛАГОЛАМИ ДВИЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА        16

2.1. Описание констатирующего этапа эксперимента и анализ результатов        16

2.2  Разработка серии дидактических игр на обогащение речи младших школьников глаголами движения на уроках русского языка        19

2.3. Результаты контрольного эксперимента        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

ЛИТЕРАТУРА        31


ВВЕДЕНИЕ

Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Поэтому одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие речи. На фоне общего снижения речевой культуры видна необходимость во введении планомерной работы по формированию речевой компетенции.

В начальной школе значима игровая деятельность. Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

По мере взросления творчество детей, предоставленных самих себе, постепенно гаснет. Любимое их занятие – игра, которая является предпосылкой к творчеству, уходит из жизни. А ведь игра для ребёнка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок сам вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Но существует проблема, которую можно представить в виде вопросов:

  1. какой должна быть дидактическая игра, чтобы формировать познавательные учебные действия;
  2. как организовать дидактическую игру на уроках русского языка.

 В связи с актуальностью проблемы исследования была определена его тема: «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе».

Объект исследования – процесс обучения русскому языку.

Предмет исследования – дидактическая игра на уроке русского языка в начальной школе.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических игр на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий повысится, если включать в уроки русского языка дидактические игры.

Задачи исследования:

  1. определить понятие, виды, функции дидактической игры;
  2. рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
  3. определить особенности применения дидактических игр на уроках русского языка;
  4. исследовать уровень развития речи учащихся начальной школы;
  5. разработать комплекс дидактических игр по обогащению речи младших школьников глаголами движения.

В процессе написания работы мы использовали следующие методы исследования:

  1. на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения;
  2. на  эмпирическом уровне: педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс дидактических игр для уроков русского языка, может использоваться учителями начальных классов в процессе обучения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Дидактическая игра: понятие, виды, функции

У детей основная деятельность, носящая познавательный характер – это игра. Общеизвестно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными.

С точки зрения дидактических законов, педагогической практики, необходимым является учет возрастной специфики ребенка. Знания, которые дают детям младшего школьного возраста, отличаются от знаний, осваиваемых в старшей школе [24, с. 199]. Обучение этим знаниям может осуществляться в различных формах. Для детей младшего школьного возраста более естественна и эффективна форма игры – дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка [6, с. 4]. Определение дидактической игры другого автора звучит так – это «особый вариант педагогического общения, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач» [24, с. 101].

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно:

  1. дидактическую задачу,
  2. содержание,
  3. правила,
  4. игровые действия (задачи) [39].

Такой позиции придерживается большинство авторов учебной и методической литературы. Наиболее важным элементом дидактической игры считается дидактическая задача, которая тесно связана с программой уроков и обуславливает суть игры.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи [9].

Существует следующая классификация дидактических игр:

а) с предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В учебной и методической литературе встречаются и иные классификации, которые отражают деление дидактических игр по различным основаниям, признакам, методам и формам проведения. Рассмотрим некоторые из таких классификаций.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и учителя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

А.И. Сорокина выразила мнение, что каждая группа дидактических игр имеет еще более дробную иерархичность. Например, она выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы [36, с. 12]. Думается, классификация, по которой деление на виды осуществляется по формам игрового материала (на игры с предметами, настольно-печатные и словесные), наиболее верно отражает именно вид дидактической игры (остальные классификации выражают больше форму выражения игры или ее направление). Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с классом или группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить мышление.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности; с их помощью дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, педагог через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Начальная ступень младшего школьного возраста ребёнка начинается с поступления в школу, в возрасте 6 - 7 лет [7].

Младший школьный возраст - чрезвычайно важный период школьного детства. Социальная ситуация развития меняется за счёт того, что ребёнок выходит за рамки своей семьи, меняется круг общения. Происходят изменения в отношениях со взрослым - теперь взрослый ставит перед ним задачу, действует схема «ребёнок - взрослый - задача». От того, насколько ребёнок полноценно проживает этот период школьного детства, зависит уровень интеллекта, уровень личности, а также умение и желание учиться, появляется уверенность в своих силах [47].

Характер жизни ребенка меняется коренным образом, когда он поступает в школу. С самых первых дней у ребёнка возникает противоречие между его уровнем подготовки и развития и между требованиями, предъявляемыми школой. Требования постоянно растут, они предъявляются к вниманию, памяти, мышлению и речи ребёнка. Такое противоречие для маленького ученика - как двигатель развития. Потихоньку психический уровень развития дотягивается до требований.

Младший школьный возраст – очень своеобразный этап развития ребёнка. Развитие личности и психических функций осуществляется в рамках учебной деятельности, которая является ведущей (согласно периодизации Д.Б.Эльконина). Учебная деятельность пришла на замену игровой. Игровая деятельность была ведущей в дошкольном возрасте, то есть пока ребёнок ходил в детский сад. Учебная деятельность – это начало перестройки психических процессов и функций маленького ученика [2, с.48].

У младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учению. Они ещё не знают, зачем им учиться. Оказывается, что учение – это огромный труд, который требует больших усилий, внимания, активности и самоограничения. Если ребёнок не привык к такому ритму, он огорчается, и начинает отрицательно относиться к учёбе. Чтобы так не получалось, педагог должен объяснять ребёнку, что учёба – это работа. Но работа эта очень интересная. С помощью такой работы можно узнать много нового и интересного, а также важного и нужного. Очень важно, чтобы организация учебной деятельности подкрепляла слова педагога.

Мышление становится доминирующей функцией для ребёнка. Развиваются и перестраиваются мыслительные процессы. Развитие остальных психических процессов зависит от интеллекта младшего школьника. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Начинают появляться логические рассуждения. Когда ребёнок размышляет, он использует операции. Учебный процесс строится таким образом, что преимущество получает словесно-логическое мышление [1].

Восприятие в этом возрасте ещё не достаточно устойчиво, поэтому ребёнок может путать некоторые цифры и буквы. Например, 6 и 9. Младший школьник может рассматривать целенаправленно рисунки и предметы, особенно которые сильно яркие и «бросаются в глаза». Главными свойствами являются цвет, величина и форма. Для того, чтобы ребёнок мог сам провести анализ объектов, педагог должен проводить работу, которая будет обучать наблюдению [35]. Учитель предъявляет детям важные и равные для всех требования, обязательные для выполнения, по которым происходит оценивание качества учебной деятельности.

1.3 Особенности применения дидактических игр на уроках русского языка

Целью курса УМК Эльконина-Давыдова: формирование развитой, свободной личности. Предмет «Русский язык» в системе Д. Б. Эльконина - В. 30 В. Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого закладываются основы языкового мышления, первоначально осваиваются все виды речевой деятельности [9]. Достижение основных целей изучения курса русский язык осуществляется в процессе коллективной деятельности, которая стимулирует развитие как диалогической, так и монологической устной и письменной речи учащихся.

Учебники как В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, так и Е. В. Восторговой. Т. В. Некрасовой, В. В. Репкина ориентированы на развитие лингвистического мышления, повышение речевой культуры, выработку практических умений и навыков в использовании языка как в устной, так и в письменной речи. Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развития выразительности речи, мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка.

«Школа России» – это учебно-методический комплекс для 1–4 классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Научный руководитель – А.А. Плешаков, канд. пед. наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.

УМК «Школа России» реализует деятельностный подход, проблемный характер изложения содержания. Используются разнообразные формы организации учебной деятельности. УМК обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражено в подборе материала, в структуре учебников. УМК учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. Комплектность УМК обеспечивает единство его установки на формирование личностных и универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной деятельности учащихся; выход за пределы учебников в зону ближайших словарей, справочников, ссылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок. Детская самостоятельность формируется через: работу в группах, дифференцированные задания, проекты по каждому предмету. Действия контроля формируются через: отдельную страницу достижений учащихся, самопроверку, работу в парах.

Но, не смотря на это, учебные комплекты не полностью соответствуют задачам ФГОС НОО. Поэтому многие учителя вынуждены подбирать разные методы и способы формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

Рекомендации по проведению и организации работы по формированию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий посредством дидактической игры:

1. При подготовке урока русского языка важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы, развитию воображения и творческой активности на уроке.

2. Дидактические игры не могут просто так быть вклинены в урок. Нужно четко понимать, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

3. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные.

 4. Игры и занимательные упражнения создают положительную эмоциональную обстановку, обостряют мыслительные процессы, заставляют детей пристальнее вслушиваться и вглядываться в изучаемые языковые факты, угадывать, сравнивать и вычленять необходимое, искать выход из необычного положения. Таким образом, использование дидактических игр является важным методом стимулирования.

5. Подбор игры учителем. Мы рекомендуем на уроках русского языка использовать игры по типологии Д.Б. Эльконина, который условно выделяет несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги). На практике в обучении младших школьников наиболее часто используются указанные игры либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

6. В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в начальной школе, должны лежать следующие принципы:

− Актуальность дидактического материала.

− Коллективность.

− Соревновательность.

7. На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях в начальной школе дидактическим играм:

1) дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, какие меньше;

2) каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ученики должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру;

3) игра  не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;

4) эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;

5) игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах;

6) ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

8. Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

9. В конце игры педагог спрашивает детей и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

10. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Дидактическая игра должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний учащихся.

11. Проведение игры на уроке:

1) познакомить детей с содержанием игры, с материалом, который будет использоваться в игре;

2) объяснить ход и правила игры. При этом учитель должен обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

3) показать игровые действия (если это предусматривает игра), в процессе которых учитель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

4) теперь учителю нужно рассказать о своей роли в игре, как правило, учитель сообщает о том, что он только организатор, он только рассказывает суть игры и помогает разделиться на группы (при групповой игру), все остальные действия выполняют учащиеся;

5) подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве игрой, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛАГОЛАМИ ДВИЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Описание констатирующего этапа эксперимента и анализ результатов

Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном Бюджетном Образовательном Учреждении Средняя Школа № 2 г. Кольчугино.

Цель: исследование уровня развития речи учащихся начальной школы.

Задачи данного этапа:

1)подобрать методы исследования по изучению уровня развития речи;

2)провести исследование уровня развития речи учащихся начальной школы;

3)обработать полученные результаты и представить их в виде наглядных гистограмм.

Исследование проходило в декабре 2018 года. В исследовании приняли участие 26 человек: обучающиеся 2 «А».

На первом (констатирующем) этапе нашего исследования для получения информации об уровне развития речи мы разработали упражнения. После выполнения учащимися данных упражнений мы провели анализ полученных результатов и оформили их в виде таблицы.

1. Выберите для каждого предложения нужный знак (. ! ?)

Вы видели часы размером с горошину

Пусть всегда будет солнце.

Художник нарисовал картину

2. Составь  и напиши словосочетания.

Музыку,  утренняя, пушистый, заря, кот,слушать.

3.Составьте три предложения из данных группы слов.

1.дети,  играют,  дворе, во.

2.зайца,лепит,Виталик

3.Юля, на, катаются, и, Таня,  санках.

4.Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение. Спишите текст, разбив его на предложения.

После дождя.

Дождь перестал  песок стал мокрым мальчики из песка строят мост Юра и Петя принесли щепки, стали мостить мостовую маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался.

Данная работа проводилась в течение 40 минут. Перед началом выполнения работы обучающимся были даны все необходимые рекомендации. Учащиеся выполняли работу  самостоятельно на чистых тетрадных листах.

Результаты, полученные при выполнении заданий в экспериментальном классе, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ результатов констатирующего эксперимента 2 «А»

ФИО обучающихся

Задание 1

Задание2

Задание3

Задание4

1

АртеменкоАнна

+

+

+

+

2

БобинаИрина

+

+

+

-

3

БарановаАлиса

+

-

-

+

4

БатищеваМария

+

+

+

+

5

БондаренкоМарина

+

+

+

+

6

БрынзаеваАнна

+

+

+

-

7

ГоловинскаяКсения

+

-

-

-

8

ДерябинСтанислав

+

+

+

+

9

ДолговаАлександра

+

+

+

-

10

ДолговаКристина

-

-

+

+

11

ЕрёминМаксим

+

+

+

-

12

ИващенкоВладислав

+

-

+

-

13

КрасноваДарья

+

-

-

-

14

КуличкинаОксана

+

+

+

-

15

ЛичковаВероника

+

+

+

+

16

МалаховАртём

+

-

+

-

17

МасловДаниил

+

-

+

+

18

МасловаКристина

-

+

+

+

19

МежиевскаяСафина

+

+

+

-

20

МорозКира

+

+

+

+

21

НеретинИгорь

+

+

-

-

22

ПисаренкоСофья

+

+

+

+

23

ТолмачеваАнастасия

+

-

+

+

24

ФедороваВероника

+

+

+

+

25

ЯненкоСветлана

+

-

-

-

26

ЯнущикАнгелина

+

+

+

+

Итак, в результате анализа данных констатирующего эксперимента, проведенного в экспериментальной группе, мы можем сделать следующие выводы:

 С заданием № 1 справились 24 обучающихся (92%), не справились 2 обучающихся (8%).

С заданием № 2 справились 17 обучающихся (65%), не справились 9 обучающихся (35%).

С заданием № 3 справились 21 обучающийся (81%), не справились 5 обучающихся (19%).

С заданием № 4 справились 14 обучающихся (54%), не справились 12 обучающихся (46%).

Для наглядного представления результатов экспериментального класса мы составили гистограмму 1.

Гистограмма 1.

Результаты констатирующего эксперимента

В результате проведенного диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента мы определили, что уровень  развития речи  достаточно низок. Это связано со следующими причинами:

-степень отбора учащихся:

-смена преподавателей во время учебного процесса.

Следовательно, мы можем сделать вывод о необходимости использования дидактических игр для проведения работы по обогащению речи младших школьников глаголами движения в экспериментальном классе.

2.2  Разработка серии дидактических игр на обогащение речи младших школьников глаголами движения на уроках русского языка

На формирующем этапе эксперимента нами была подготовлена и апробирована программа, состоящая из серии дидактических игр, имеющих определенную направленность на обогащение речи младших школьников глаголами движения.

Реализация формирующего эксперимента проходила на уроках русского языка во 2 «А» классе  в период с декабря 2018 года  по февраль   2019 года в количестве 26 человек.

Цель эксперимента: подготовить и апробировать программу, состоящую из серии дидактических игр, имеющих определенную направленность на обогащение речи младших школьников глаголами движения.

Задачи данного этапа:

1)подобрать  систему дидактических игр;

2)определить эффективность, подобранных дидактических игр для обогащения речи младших школьников глаголами движения.

Предлагаем систему упражнений, который можно использовать при изучении раздела «Морфология» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Игра 1. Лото «Выберите нужный глагол».

Оборудование для игры. В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны глаголы.

На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого листа, записываются предложения с пропущенными глаголами, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

Дидактическая задача – запомнить графический образ глаголов.

Игровая задача – заполнить поле карточками со словами.

Игровые действия – вставить нужное слово в предложение, заполнить свою карточку словами-отгадками.

1. Я … из комнаты в коридор.

2. Преподаватель … в аудиторию и начал читать лекцию.

3. – Ивана нет дома. Он … на стадион, – сказала его сестра. 4. – Директор …, он сейчас вернётся, вы можете подождать его здесь, – сказала секретарь.

5. По дороге домой я … в гастроном

6. Он … к окну и посмотрел на улицу.

7. Он … до двери и остановился.

8. Я … все магазины, но не мог купить подарок для подруги. 9. У него так заболели зубы, что он с трудом … до поликлиники.

10.Поезд … от станции точно по расписанию.

11.Я … через парк и не встретил ни одного человека.

12.Я … на занятия первым.

13.Корабль … в море ранним утром.

вошёл

вышел

дошёл зашёл

перешёл подошёл ушёл

вышел

дошёл обошёл отошёл пришёл прошёл

Правила игры. Участники получают одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки-предложения. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе.

Результат игры - выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа, зрительное восприятие и запоминание слов.

Формируемые познавательные УУД: логические - анализ и синтез.

Эту дидактическую игру можно проводить не только на уроках, но и на занятиях во внеурочной деятельности. После того, как дети освоили простые варианты игры, учитель их усложняет. На больших листах делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым карандашом.

Игра 2 . Выберите нужный глагол.

Дидактическая задача – запомнить графический образ глаголов, написание приставок и разделительных знаков.

Игровая задача – соединить предложение с нужным глаголом.

Игровые действия – вставить нужное слово в предложение, заполнить свою карточку словами-отгадками.

1. Как Вы …? – спросил дядя.

2. Когда вы … в Екатеринбург?

3. Они … на озеро, остановили машину на берегу и пошли в лес.

4. Друзья … всю Европу.

 5. Мы … на вокзал за 15 минут до отхода поезда.

6. Все студенты уже … по своим городам.

7. Мы … из Москвы в семь часов утра.

8. Жильцы ещё не … в новый дом.

9. По пути мы … за Петром и … купаться на озеро Шарташ. 10. Машины … в тёмный лес.

11. Подруги заговорились в трамвае и … свою остановку.

12. Мы … всего двадцать километров, как у нас кончился бензин.

13. Концерта не будет, потому что артисты не … .

14. Мы … до вокзала за полчаса.

15. Вдруг передние колёса машины на что-то ... .

въехали выехали доехали заехали наехали объехали поехали приехали проехали разъехались

Результат игры – после соединения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказывать правильность своих действий.

Формируемые познавательные УУД: логические – умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам, общеучебные – осознанное построение устного высказывания.

Игра 3. «Найди лишнее»

Дидактическая задача – сформировать умение находить слова с подходящей приставкой.

Игровая задача – вычеркнуть лишнее слово в каждом ряду.

Игровые действия – у каждого ряда на доске висит своя карточка. К доске выбегают по очереди от каждого ряда и вычеркивают лишнее слово.

Правила игры – вычеркнуть лишнее слово из каждого ряда.

Результат игры – чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.

Формируемые познавательные УУД – общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).

1. Я хочу посмотреть этот фильм. Пожалуйста, … телевизор.

А. Выключи

Б. Включи

В. Отключи

2. Он вдруг замолчал и надолго … .

А. Задумался

Б. Раздумал

В. Передумал

3. Мы … встретиться в субботу вечером.

А. Обговорили

Б. Проговорили

В. Договорились

4. В упражнении я сделал много ошибок и поэтому … его ещё раз.

А. Дописал

Б. Переписал

В. Выписал

5. Сильныйдождь … улицыгорода.

А. Наливал

Б. Заливал

В. Сливал

Игра 4. «Синонимы»  

Дидактическая задача – сформировать умение подбирать синонимы к слову.

Игровая задача – назвать синонимы к определенному слову.

Игровые действия – называют синонимы к слову БЕЖАТЬ.

Правила игры – Писатель М.Горький считал, что у слова «хороший» 30 синонимов (с тем же значением). Попробуй за 3 минуты назвать как можно больше синонимов к слову ЕХАТЬ.

Результат игры– научатся подбирать синонимы к определенному слову.

Формируемые познавательные УУД – общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной речи).

Игра 5. «Слово на ладошке»

Дидактическая задача – сформировать умение называть слова по определенному признаку.

Игровая задача – вспомнить и записать как можно больше слов по теме.

Игровые действия – ищут слова в определенном месте (например, в огороде: копать, полоть, поливать; в школе:  писать, читать. Считать и т.д).

Правила игры – учитель говорит слова и дает задание. Обучающиеся должны вспомнить и записать как можно больше слов по теме. «Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем 32 слова в.....огороде, в школе.

Результат игры – научатся называть слова по определенному признаку.

Формируемые познавательные УУД – общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной речи).

2.3. Результаты контрольного эксперимента

На контрольном этапе нашего исследования нами был организован и проведен контрольный эксперимент, направленный на мониторинг произошедших изменений.

Контрольное исследование проходило в феврале 2019. В исследовании приняли участие 26 учащихся 2 «А» класса.

Цель контрольного этапа: определить уровень развития речи   у младших школьников на  основе применяемых дидактических игр.

Задачи данного этапа:

1)определить уровень  развития речи;

2)сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента;

3) обработать полученные результаты и представить их в виде наглядных гистограмм.

На данном этапе для получения информации об уровне развития речи мы разработали  упражнения. После выполнения учащимися данных упражнений мы провели анализ полученных результатов и оформили их в виде таблицы.

1. Выберите для каждого предложения нужный знак (. ! ?)

Каждый человек должен уметь плавать

А ты умеешь плавать

Ребята, учитесь плавать

2. Составь  и напиши словосочетания.

Яркое, улыбчивый, солнце, фильм, ребёнок, интересный.

3.Составьте три предложения из данных группы слов.

1) щенок, грызть, косточку, маленький.

2) мордочку, котёнок, умывать, рыжий.

3) по дорожке, прыгать, серенький, воробей.

4.Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение. Спишите текст, разбив его на предложения.

Весна

Наступила весна солнце шлёт на землю свет и тепло звонко звучит капель журчат весёлые ручейки уже зазеленела травка  на лугу пасут коров и коз.

5.Составить со словом «озеро» составить предложение.

6.Какие бывают предложения по цели высказывания?_______ Какие бывают предложения по интонации?_______

Данная работа проводилась в течение 40 минут.

Результаты, полученные при выполнении заданий в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ результатов контрольного эксперимента 2 «А»

ФИО обучающихся

Задание 1

Задание2

Задание3

Задание4

Задание5

Задание6

1

АртеменкоАнна

+

+

+

+

+

+

2

БобинаИрина

+

+

+

-

+

-

3

БарановаАлиса

+

+

+

+

+

+

4

БатищеваМария

+

+

+

+

+

+

5

БондаренкоМарина

+

+

+

+

+

+

6

БрынзаеваАнна

+

+

+

-

+

+

7

ГоловинскаяКсения

+

+

-

+

+

+

8

ДерябинСтанислав

+

+

+

+

+

-

9

ДолговаАлександра

+

+

+

-

+

+

10

ДолговаКристина

+

+

+

+

+

+

11

ЕрёминМаксим

+

+

+

+

+

-

12

ИващенкоВладислав

+

+

+

+

+

+

13

КрасноваДарья

+

+

-

+

+

+

14

КуличкинаОксана

+

+

+

+

+

+

15

ЛичковаВероника

+

+

+

+

+

+

16

МалаховАртём

+

+

+

+

+

+

17

МасловДаниил

+

+

+

+

+

+

18

МасловаКристина

-

+

+

+

+

+

19

МежиевскаяСафина

+

+

+

+

+

-

20

МорозКира

+

+

+

+

+

+

21

НеретинИгорь

+

+

-

-

+

+

22

ПисаренкоСофья

+

+

+

+

+

+

23

ТолмачеваАнастасия

+

+

+

+

+

+

24

ФедороваВероника

+

+

+

+

+

+

25

ЯненкоСветлана

+

+

-

+

-

-

26

ЯнущикАнгелина

+

+

+

+

+

+

Для наглядного представления результатов мы составили гистограмму 2.

Гистограмма2.

Результаты контрольного эксперимента

В результате анализа данных контрольного эксперимента, проведенного в экспериментальной группе, мы можем сделать следующие выводы:

 С заданием № 1 справились 25обучающихся (96%), не справился 1 обучающийся (4%).

С заданием № 2 справились все 26  обучающихся (100%).

С заданием № 3 справились 22 обучающихся (84%), не справились 4 обучающихся (16%).

С заданием № 4 справились 23обучающихся (88%), не справились 3 обучающихся (12%).

С заданием № 5 справились 25 обучающихся (96%), не справился 1 обучающийся (4%).

С заданием № 6 справились 21обучающийся (80%), не справились 5 обучающихся (20%).

В результате данных констатирующего и контрольного эксперимента мы можем сделать следующие выводы: после проведения формирующего эксперимента вырос процент учащихся, справившихся с предложенными заданиями. На констатирующем этапе с заданиями не справлялись от 2-12 учащихся, на контрольном этапе число учащихся, которые не справились с предложенными заданиями, не превышает 5 человек.

Таким образом, апробированная нами серия дидактических игр, направленная на обогащение речи младших школьников глаголами движения на уроках русского языка, доказала свою эффективность и может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения детей. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. В дидактической игре на уроках русского языка создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной речевой ситуации, с определенными явлениями и фактами языка, приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт.

Мы рассмотрели подходы к дидактической игре разных авторов. Все они сходятся в одном, что это активная учебная деятельность. Это устойчивая структура, элементы которой взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся. Правила помогают направлять игровой процесс. Дидактическую игру различают по чётко поставленной цели и результату. Нами были описаны функции и условия данного вида деятельности

Для решения данной задачи нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этап. В результате проведенного диагностического исследования мы определили, что уровень  развития речи учащихся  достаточно низок. На формирующем этапе мы апробировали программу, состоящей из серии дидактических игр, имеющих направленность на совершенствование знаний. На контрольном этапе мы провели повторную диагностику для мониторинга произошедших изменений.

В результате эксперимента мы можем сделать следующие выводы: после проведения формирующего эксперимента вырос процент учащихся, справившихся с предложенными заданиями. Апробированная нами программа, состоящая из серии дидактических игр, доказала свою эффективность и может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы и русского языка.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. – 41с.
  2. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России» / - М.: Планета, 2013.-  192с.
  3. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа» / Авт.-сост. Г.С.Кащаева, Т.В Попова; под ред. С.А. - М.: Планета, 2013.-218с.
  4. Волина В.В.Учимся играя[Текст].- М.: Новая школа, 2014. – 147с.
  5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку[Текст].- М.: Просвещение, 2007.- 235с.
  6. Зеленина Л.М.Русский язык: Учеб.для 2 кл. нач.шк.[Текст].-М.:Просвещение,2010. - 366с.
  7. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования[Текст]. - М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 498с.
  8. Купалова Л.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка[Текст].-М.,2006. - 173с.
  9. Крайнюк В.М. Речевое развитие младших школьников[Текст]. -М., 1995. 364с.
  10. Леканта П.А..Современный русский литературный язык[Текст]. - М.: Высшая школа, 2003.-423с.
  11. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения[Текст].- М., 2002. – 273с.
  12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. [Текст].-М.: Академия, 2004. –  467с.
  13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка[Текст].- М.: Просвещение, 2005.- 491с.
  14. Методика преподавания грамматики, правописание и развитие речи/сост. Т.П. Сальникова[Текст]. – Воронеж, 1996. – 261с.
  15. Методические основы языкового образования и литературного развития в младших школьников. / Под общ.ред.Т.Г. Рамзаевой[Текст].- СПб.: Специальная литература, 2008.- 269с.
  16. Поурочные разработки по русскому языку:2 класс. 2-е изд.перераб. и доп.[Текст].-М.:ВАКО, 2014. - 352с.
  17. Петленко Л.В. Части речи//Русский язык: Учеб.четырехлет. нач. шк.: В 2 ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова[Текст].– М.: Вентана-Граф, 2015.- 512с.
  18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов; под ред. И.А. Сафроновой[Текст]. - М.: Просвещение, 2013. – 367с.
  19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для начальных классов[Текст].- М.,2009. – 486с.
  20. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в начальной школе[Текст].- СПб: Методика, 2014.- 324с.
  21. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы[Текст].- М.,2010.-483с
  22. Сабаткоева Р.Б.Теория и практика обучения русскому языку[Текст].-М.:Академия, 2012.- 417с.
  23. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах[Текст].- М., 2001. – 340с.
  24. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс[Текст]. - М., 2006.-26 с.