Статья по теме "Ассоциативно-образное мышление"
Ассоциативно-образное мышление неразрывно связано с развитием критического мышления. Среди заданий, способствующих формированию навыков выделения свойств, умений классифицировать по признакам, назовем такие.
Упражнение «Поиск аналогов». Учитель называет определенное понятие или событие, а учащимся необходимо найти аналогичное, ранее изученное и обосновать свой вариант ответа (Крестьянские воины, восстания, реформы и др).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_na_assotsiatsii_v_metode_proektov_.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ассоциативно-образное мышление неразрывно связано с развитием критического мышления. Среди заданий, способствующих формированию навыков выделения свойств, умений классифицировать по признакам, назовем такие.
Упражнение «Поиск аналогов». Учитель называет определенное понятие или событие, а учащимся необходимо найти аналогичное, ранее изученное и обосновать свой вариант ответа (Крестьянские воины, восстания, реформы и др).
Логичным продолжением являются упражнения «Поиск противоположных понятий, явлений» (культура и контркультура, научное и религиозное мировоззрение по обществознанию)и «Исключение лишнего» (например, ислам, буддизм, синтоизм - по обществознанию).
Я использую следующие методы работы со слабовидящими учащимися для формирования ассоциативно-образного мышления:
1.рисование исторической личности с помощью цифр (прием на развитие ассоциации). Вместо цифр можно использовать даты из жизнедеятельности исторического деятеля. Причем последнего можно рисовать в виде животного или предмета материальной культуры, с которым связаны ассоциации у ученика данной личности. Например, Анну Иоановну ассоциируют с построенным по ее указу Ледяным домом для потехи дворян, Николая 1 - с образом жандарма.
2. составление синквейна при восприятии информации на слух для слабовидящих учащихся. Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы. Например, по истории по теме «1 мировая война» учащийся может предложить синквейн следующего вида:
Война. Беспощадная, кровавая. Убивают, разрушают, страдают. Война приносит горе в каждый дом. Жестокость.
Кроме того, на уроках слабовидящие учащиеся используют и аналогию. Анало́гия - равенство отношений; сходство предметов, процессов, , а также познание путём сравнения. Например, на уроках истории образ Петра 1 по аналогии воспринимается как «Медный всадник», Иван Грозный как всадник-опричник, с привязанной к лошади собачьей головой и метлой. Все это проявление развития ассоциативно-образного мышления учащихся.
. В результате формирования ассоциативно-образного мышления образуются понятия, выводятся суждения и умозаключения.
После прослушивания аудиоматериала, например по теме «Культура эпохи Петра 1» предлагаю учащимся выполнить ряд упражнений для развития образного мышления:
1. За пару минут воссоздайте праздничный ужин при дворе царя Петра 1. Представьте, как были одеты присутствующие особы. Почувствуйте вкус блюда, которое они попробовали. Сделайте мысленную фотографию, сказав всем “cheese” и увидев, как все заулыбались.
2. Посмотрите на газету «ведомости», экспонат Кунсткамеры. Закройте глаза и воспроизведите их в уме. Откройте еще раз глаза, и проверьте, насколько ваши образы соответствуют иллюстрациям учебника по данной теме.
3. Представьте рекрута периода Северной войны, пушки и пищали и подумайте о том, какую пользу (или вред) они способны были принести. Не произносите слов, а мысленно прокручивайте, как киноленту, все ассоциации, которые приходят на ум, и представляйте их как можно красочнее.
Как решить проблему с помощью образного мышления? Представьте свою ситуацию в мысленных картинках. Например, приписной крестьянин приписан где? (в городе), к чему? (верфи). Образ верфи ассоциируется с картиной строительства кораблей, где работал лично Петр 1. Представляется высокий, широкоплечий и жестокий правитель, переступающий через гуманное отношение к крестьянам во имя создания Великой российской державы.