памятка "Как помочь пятикласснику"
Опубликовано 08.01.2019 - 14:25 - Зайкова Ольга Михайловна
Предварительный просмотр:
«Как помочь пятикласснику
в период адаптации в среднем звене»
Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
- умения осознавать требования учителя и соответствовать им
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками
- навыки уверенного поведения
- навыки совместной /коллективной/ деятельности
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем
- навыки самоподдержки
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
- стремление к общению со сверстниками
- чувство взрослости
- резкие качественные изменения
- время бурного и плодотворного развития познавательных процессов
Возникающие трудности:
- очень много разных учителей
- непривычное расписание
- много новых кабинетов
- новый классный руководитель
- возросший темп и объем работ в классе и д/з
- ослабление или отсутствие контроля
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей
- слабое развитие навыков самостоятельной работы
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения
- ребенок легко справляется с программой
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
- Нежелание выполнять домашние задания
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой
- Беспокойный сон
- Трудности утреннего пробуждения, вялость
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Как можно помочь?
- Очень важно помнить, что с первых минут в классе необходимо создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии – поиска
- На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шутками и умели использовать юмор в учебной работе.
- Характер подростков и общение с учителем, а также субъективное отношение к нему изменяется. Для младших подростков ведущим мотивом общения является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд
- Пятиклассники обращают, прежде всего внимание на то, как учитель рассказывает новый материал, насколько часто он шутил, в какой форме хвалит и ругает учеников
- Если у учащихся высокая тревожность первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Ощущение успеха - лучшее лекарство от повышенной тревожности.
«Счастье, когда тебя понимают!»