Курсовая работа

Золотарева Лариса Валерьевна

В помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая робота53.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУДПО ЛО «ИРО»

Кафедра специальной педагогики и социальной работы

Выпускная квалификационная работа  КПК

«Организация инклюзивного образования в рамках реализации      федерального государственного

образовательного стандарта обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

по теме

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с  нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Работу выполнила:

Золотарева Лариса Валерьевна

Работу проверила:

Сынкова Г.Н

Липецк 2017

Содержание

I Целевой раздел:

Пояснительная записка

1.1Введение

1.2 Цели и задачи реализации коррекционно – развивающей работы

в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

1.3 Принципы и подходы к формированию корекционно – развивающей  программы

1.4 Характеристика возрастных особенностей развития  детей 5 – 6 лет (старшая группа)

1.5 Характеристика  особенностей развития  детей  5 – 6 лет с ОНР (старшая группа)

1.6 Планируемые результаты освоения программы детьми

IIСодержательный раздел:

2.1Режим дня. Регламентирование образовательного процесса

2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленные  в пяти

образовательных областях

2.3Социально–коммуникативное развитие

2.4Речевое  развитие

2.5Познавательное развитие

2.6 Художественно – эстетическое развитие

2.7Региональная модель перспективного планирования

2.8Коррекционная работа

2.9Работа с родителями

III. Организационный раздел

3.1  Материально – техническое обеспечение

 Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    Цель коррекционной работы: выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы

  1. Образовательная область «Речевое развитие»
  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

1.5 Характеристика возрастных особенностей развития детей 5-6 лет с ОНР

                                                 (старшая группа)

В 5-6 лет происходит заметное изменение памяти. У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности. В лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит, нужно создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать детей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

                                 Список детей группы:

         Фамилия, имя, ребёнка

     Дата рождения

  1.

Айрапетова Вероника

         19.10.2010 г.

  2.

Акельев Вячеслав

         29.05.2011 г.

  3.

Басарев Матвей

         06.09.2011 г.

  4.

Беляева Юлия

         28.07.2010 г.

  5.

Бородин Кирилл

         31.01.2010 г.

  6.

Васильева Софья

         25.05.2010 г.

  7.

Велейцева Эмилия

         26.05.2010 г.

  8.

Горягин Егор

         18.11.2010 г.

  9.

Зацепин Иван

         26.12.2010 г.

 10.

Костемирова Полина

         17.06.2010 г.

 11.

Кузнецов Илья

         01.02.2012 г.

 12.

Лунёва Алиса

         12.07.2011 г.

 13.

Маликов Михаил

         24.11.2010 г.

 14.

Манаенкова Алёна

         10.07.2010 г.

 15.

Мехова Анастасия

         27.09.2010 г.

 16.

Милюкшин Никита

         23.08.2010 г.

 17.

Мурашкина Ольга

         07.08.2010 г.

 18.

Назаров Владимир

         08.11.2010 г.

 19.

Санкина Вероника

         03.08.2010 г.

 20.

Сдвижков Николай

         31.10.2010 г.

 21.

Старков Дмитрий

         14.02.2011 г.

 22.

Степанова Софья

         17.08.2011 г.

 23.

Сухова Анастасия

         31.07.2010 г.

 24.

Чичкарёв Родион

         13.01.2011 г.        

   Характеристика контингента детей старшего дошкольного возраста:

   в    группе  на  1  сентября  2017 года  24  ребенка.  В  возрасте  от  5  до  6  лет  

   В группе 11  мальчиков, 13 девочек.

Содержательный раздел

Речевое развитие

(развитие речи, чтение художественной литературы)

«Содержание образовательной области  направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения совзрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогическойи монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу года дети старшей группы могут:

  • Участвовать в беседе.
  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
  • Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшиелитературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.


   Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

К концу года дети старшей  группы могут:Знать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки, читать по ролям стихотворение называть жанр произведения называть любимого писателя, любимые сказки и рассказы с интересом рассматривать иллюстрированные издания.   

                                                                         

                                                                                              Речевое развитие

(развитие речи, чтение художественной литературы)

(перспективное планирование)

Месяц

Сроки

Тема

НОД. Цель.

Целевые ориентиры

Сентябрь

1 неделя

1 – 4

«до свидание лето»

Рассказывание на тему стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето»

Цель: продолжить формирование умения составлять рассказ; развивать устную речь.

проявляет положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании детской песенки о Чебурашке и стихотворенияИ. Сурикова «Ярко солнце светит»

2 неделя

7 – 11

«Мой дом» «Мой город» «Моя страна»

РАССКАЗЫВАНИЕ НА ТЕМУ «РАСТЕНИЯ ПОЛЯ». Составление рассказа по картинам с изображением улиц и зданий города Троицка.

Цель: развивать интерес к чтению через знакомство со сказками. Учить описывать в рассказе улицы родного города.(РК)

выражает положительные эмоции (радость, интерес, удивление) при знакомстве со стихотворением С. Дрожжина «Поле»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и делать выводы; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игры, сопровождая игровые действия интонационной речью согласно взятой роли

3 неделя

14 – 18

«урожай» (овощи,фрукты)

Рассказывание на тему «Растения огорода.

Цель: учить использовать в речи обобщающее слово «фрукты»; «овощи»

Способен сотрудничать и выполнять, как лидерские так и исполнительские функции,проявляет  симпатию по отношению к другим людям, достаточно хорошо владеет устной  речью

4 неделя

21 – 25

«урожай»(Грибы ягоды)

Рассказывание на тему» что нам осень принесла

Развивать устную речь обогащать словарный запас.

Обладает элементарными представлениями  о природе. Достаточно хорошо может использовать реч  для выражения своих мыслей, чувств и желаний построения речевого высказывания в ситуации общения.

Организационный раздел.

                                                            3.1Материально - техническое обеспечение.

                                                         Набор оборудования для речевой деятельности

Тип материала

Наименование

Количество

на группу

Образно-символический материал

Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе:

домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода

по 1 набору каждой тематики

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине)

3 разные

Наборы парных картинок (та же тематика)

1

Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика

5 разные

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали)

      5 разные

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки)

3 разных

Альбомы «Времена года»:

«Зима»

«Весна»

«Лето»

«Осень»

1

1

1

1

Альбом «Домашние животные»

1

Альбом «Дикие животные»

1

Альбом «Транспорт»

1

Альбом «Птицы»

1

Художественная лит-ра

 Сказки:

«Мужик и медведь»

«Как варить компот»

«Кораблик»

«Мороз и заяц»

«Лиса Лапотница» - В.Ф. Даль

«Петушок и бобовое зернышко» - М. Сладков

«Медведь и солнце»

«Сороки»- В. Осеева

«Земляничка» - Н. Павлова

Рассказы:

«Сторож»  –В. Осеева

«Осень на пороге» -Н.Сладков

«Осенние листья» - В. Осеева

«Рассказ о маленьком автомобильчике»   -Л. Берг

«Как елку наряжали»-  Л.Воронкова

«Про снежный колобок» - Н. Калинина

«Оля пришла в садик»-  В Карасева

Стихотворения:

В. Посполеева «Лесная фиалка»

С. Михалков» «А что у вас?»

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

С. Есенин «Поет зима аукает»

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

А. Барто»Я знаю, что надо придумать»

 Хрестоматия по детской литературе под ред. Зубаревой Е.Е.

Книга для чтения  5 – 6 лет В.В. Гербова

      1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Список литературы

Перечень программ, технологий и пособий, используемых в образовательной деятельности

1.  Букатов, В. М. Хрестоматия игровых приемов обучения / В. М. Букатов, А. П. Ершова. - М., 2002.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности/ И. Мозаика- Синтез М.,2009

3. Ефанова  З.Е. Познание предметного мира/ И. «Учитель» -2013.

4.  Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина.   -М, 2005.

- 191 с.

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е Вераксы; Т.С Комаровой; М.А Васильевой; ( CD)

6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-Волгоград.: учитель, 2015.

7. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

8.  Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, ~Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2004.

9.  Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / О. А. Скоролупова. - М. : Скрип-торий, 2003, 2007.

10. Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. - М., 2000.