Практика индивидуального подхода при обучении подростков с ДЦП базовым элементам настольного тенниса

Юзликаева Альбина Рифовна

В статье представлены педагогические условия индивидуализации обучения базовым элементам настольного тенниса подростков с ДЦП 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_individualnogo_podhoda.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практика индивидуального подхода при обучении подростков с ДЦП базовым элементам настольного тенниса

Тренера-преподавателя

Юзликаевой Альбины Рифовны

Муниципальное Автономное

Учреждение  дополнительного

образования Детско-юношеской

спортивной школы Ермекеевского

                                 района  РБ

                                                           albinareg@mail.ru

С.Ермекеево

2018г.

Аннотация

В статье представлены педагогические условия индивидуализации обучения базовым элементам настольного тенниса подростков с ДЦП

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость перехода от обучения среднестатистического ученика к развитию индивидуальности в современных педагогических моделях основана на крупных изменениях в теории и педагогической практике. Не вызывает сомнения, что в настоящих условиях нельзя идти от внешней модели от должного, необходимо отталкиваться от глубинной сущности человека, от его базовых потребностей.

В последние десятилетия 20 века специалисты считали, что знать врожденные биологические особенности надо, но лишь для того, чтобы оптимизировать развитие ребенка, оптимизировать развитие в интересах общества, государства, а не самого ребёнка. «Учитывать индивидуальные особенности это не значит идти на поводу у них. Тщательно принимая их во внимание в процессе воспитания, надо не просто сообразовываться с некими «изначальными задатками природы», а направленно оптимизировать всестороннее развитие индивида» . Всестороннее развитие предполагает развитие как сильных, так и слабых сторон моторики. Учитель всегда верит в возможности своего ученика, поэтому трудно признаться, что не все дети могут достичь желаемого идеального стандарта во всей совокупности двигательной и физической подготовленности. Возможность или необходимость реализации этого положения в массовой школе вызовет дискуссию. В то же время в адаптивном физическом воспитании порой аномалии развития настолько очевидны, что не вызывает сомнения в не возможности достижения единообразного идеала всеми детьми. Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания, памяти и мышления школьников с интеллектуальными отклонениями ,с ДЦП. Их познавательные процессы отличаются замедленностью. Отмечается дискоординация движений, что затрудняет обучение элементам спортивных игр. Для детей с ДЦП характерны нарушение движений в бросках: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильная техника выполнения броска (производится на прямых ногах или прямыми руками); несвоевременный выпуск мяча, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища .

Для решения задач адаптивного физического воспитания могут использоваться средства настольного тенниса . Установлено, что игра в настольный теннис развивает интеллектуальные способности и личностные качества игрока , что важно для подростков с ДЦП.

Я предположила, что процесс  обучения базовым элементам настольного тенниса будет более результативным, если обучение будет проходить более низкими темпами:

  • для учащихся с ДЦП проводить занятия 2 раза в неделю по 30 минут. В течение занятия избегать монотонности, включать разнообразные задания, фрагментарно использовать элементарные формы соревновательного метода. При этом выполнять обучение в медленном темпе, подробно объяснять детали техники и особенности выполнения движений, не отвлекать во время выполнения задания, создавать спокойную обстановку, не требовать быстрого включения в работу.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обучение базовым элементам настольного тенниса школьников с ДЦП проходило в РДК с.Ермекеево. Уровень владения элементами настольного теста оценивался по результатам наблюдений на основе разработанных мною критериев (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки владения элементами настольного тенниса учащегося с ДЦП

Технические элементы

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

представление об игре

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

правильная стойка, умение держать ракетку

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

умение держать мяч на ракетке, несколько раз чеканить, знание правил

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

умение чеканить мяч, чередуя стороны ракетки

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

умение чеканить мяч, чередуя стороны ракетки с передвижением у стола

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

умение подачи мяча и ответного удара

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

умение передвигаться во время игры у стола

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

хороший уровень умения подачи мяча и ответного удара, умение быстро передвигаться во время игры

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

владение различными способами подач и ударов

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

умение играть два на два

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

Таблица 2

Результаты тестирования учащегося с ДЦП

Учащийся

Уровень владения элементами техники

Особенности двигательной реакции

Ташалиев Салават

4

средняя

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Подросток изучал по мере  освоения следующие упражнения:

  • выполнение стойки и правильного удержания ракетки;
  • броски и ловля мяча руками об стенку;
  • удержание мяча на ракетке во время передвижения вокруг стола;
  • удержание мяча на ракетке сидя на полу;
  • чеканка мяча на ракетке с ударом об пол;
  • то же на другой стороне ракетки;
  • то же чередую правую и левую стороны ракетки;
  • чеканка мяча без удара об пол;
  • то же с передвижением вокруг стола;
  • чеканка мяча поочередно правой и левой стороной;
  • то же с передвижением вокруг стола;
  • чеканка мяча сидя на полу;
  • то же поочередно правой и левой стороной;
  • броски и ловля мяча руками с отскоком об теннисный стол;
  • выполнение элемента «откидка слева» с набрасываемого руками мяча;
  • игра в паре элементом «откидка слева»;
  • выполнение элемента «откидка справа»;
  • игра в паре элементом «откидка справа»;
  • отработка подачи.

На этапе формирующего эксперимента  были реализованы следующие условия.

1. Для учащегося (Салавата)проводились занятия 2 раза в неделю по 30 минут. При этом:

а) Избегали монотонности занятий, включали разнообразные задания.

С этой целью  предлагалось выполнять задания разными по жесткости ракетками для регуляции скорости отскока мяча; допускалось изучение следующего элемента, даже если еще не достаточно освоено предыдущее; не проводили долгих объяснений, а по ходу комментировали правильность выполнения отдельных элементов.

б) использовались простые формы соревновательного метода: предлагали выполнение упражнений «на большее количество раз», «кто дольше», «кто быстрей» и т.д.

в) Контролировали выполнение технических заданий, технические ошибки разбирались на примере выполнения другим учеником изучаемых базовых элементов.

По результатам формирующего эксперимента установлено, что процесс обучения базовым элементам настольного тенниса детей с ДЦП будет более результативным, если обучение будет проходить более медленными темпами.

ВЫВОДЫ

Важно использование последних достижений в области возрастной физиологии, что позволяет учитывать врожденные конституциональные особенности детей при проектировании конкретных методик, обеспечивающих индивидуализацию педагогических воздействий, и тем самым сделать занятия более легкими для ребенка и более результативными. В частности, при работе с детьми с ДЦП, предлагая в большем объеме разнообразные движения, мы обогащаем двигательный репертуар ребенка, но несколько снижается качество движений. Но мы заранее, что особенно важно, в процессе проектирования разрабатываем индивидуальную желаемую модель, которая по ряду параметров заведомо будет отличаться от обобщенной идеальной модели. Опираясь на результаты проведенного исследования, такой подход представляется перспективным, не только для повышения результативности двигательной, но и для физической подготовленности подростков с особыми образовательными потребностями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александр, П. М. Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73).