суггестопедия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Георгий Кириллов Лозанов ( болг . Георги Кириллов Лозанов ; 22 июля 1926 , София — 6 мая 2012 , Сливен , Болгария ) — болгарский педагог и психолог , разработавший в 1960-е гг. метод суггестопедии , используемый для ускоренного обучения иностранным языкам, ученый cуггестологии .
Суггестопедический метод Г . Лозанова Суггестопедический метод обучения представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности.
Возникновение метода. Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя — Г. Лозанова . Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum , что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать ». Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Лозанов , по двум каналам — сознательному и неосознаваемому Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резервных психических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы XX века, особенно в странах бывшего социалистического содружества .
Массовые эксперименты по обучению иностранному языку были начаты в 1964 году в Болгарии в Институте специализации и усовершенствования врачей в Софии . С 1965 года для исследований в этой области была создана научная группа в НИИ педагогики имени Тодора Самодумова в Софии, которая переросла в 1966 году в самостоятельный НИИ суггестологии . В СССР проблемой суггестопедии занимался Московский госпединститут иностранных языков имени Мориса Тореза совместно с МГПИ имени В.И.Ленина. Исследования в этом направлении проводили ученые из ГДР в институте интенсивного обучения иностранным языкам в Берлине и в университете имени Карла Маркса в Лейпциге. В 1971 году в Варне состоялся Первый международный симпозиум по проблемам суггестологии . Это дало толчок для создания суггестологических центров в Канаде, США, Венгрии, Австрии. Последователями Г. Лозанова в СССР, а затем в России стали Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Н.В. Смирнова, И.Ю. Шехтер, Л.Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский и другие, а сам метод, получивший первоначально название лозановский , затем был переименован в экспресс-метод, а позже в интенсивный метод.
На начальном этапе для обучения иностранным языкам воспроизводилась методика Г. Лозанова , в дальнейшем на ее основе был разработан ряд отечественных методик. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты отечественными педагогом Г.А. Китайгородской и психологом А.А. Леонтьевым, которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России. Система Лозанова опирается на некоторые психологические закономерности. В частности, она позволяет обойти свойственный традиционному обучению психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться. В атмосфере непринужденного общения и творчества этот барьер исчезает. Когда человек раскрепощен, он учится легко и быстро, как бы играючи. Живой интерес и свободное общение, присущие суггестопедии Лозанова , могут стать хорошим подспорьем в любой учебе. Но далеко не все тренеры даже знают об этой системе. И совсем немногим удается создать в своей работе атмосферу захватывающего действия, непринужденной игры.
Описание и эффективность метода Эффективность суггестопедической системы обучения заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Реализация установки на раскрытие резервов личности учащегося осуществляется за счет следующих факторов: творческая роль преподавателя и, как следствие его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов.
В современных вариантах описываемого метода обучения, опирающихся на свойство нелинейности психической деятельности человека, также важная роль принадлежит формированию состояния радости и удовольствия от выполняемой учебной работы. Это создает впечатление ухода от внимания к собственно содержанию изучаемого материала. Однако, именно в отвлечении сознания и переносе умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности заключается один из "движущих" механизмов эффективности обучения. Экспериментальные данные, показывают рост эффективности усвоения учебного материала в 29 раз за счет срабатывания описанного механизма. Положительные результаты работы курсов ускоренного обучения были получены не только самим Г. Лозановым , но и его последователями в других странах - Венгрии, Австрии, Канаде, США и СССР. (Особенно сильными были грузинская и московская научные школы).
По мнению педагогов и психологов эффективность суггестопедического метода заключается в следующем: · усвоение очень большого количества информационных единиц; · умение активно использовать информационный запас в профессиональном общении; · умение гибко варьировать свое общение; · умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации; · создание чрезвычайно мошной мотивации обучения; · снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).
Нередко суггестопедическое обучение понимают узко, в его частном проявлении - как ускоренный, месячный курс обучения иностранным языкам. Это не соответствует реальности, т.к. сам Г. Лозанов не ставил своей задачей разработку методики преподавания иностранных языков. Применение идеи и метода Г. Лозанова как общепедагогической и психотерапевтической основы обучения позволяет интенсифицировать обучение любому предмету любого контингента обучаемых. Обучаемый сегодня должен рассматриваться как человек, которого мы учим самостоятельно мыслить и творчески применять полученные знания, свободно ориентироваться в потоке информации, вырабатывать активную жизненную позицию. Это и будет современная развитая личность. В дальнейшем на основе системы обучения Г. Лозанова , используя (частично) ее принципы и приемы, научно развивая их и обосновывая, советскими специалистами было разработано новое психолого-дидактическое обоснование интенсивного обучения.
Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. — М.: Филоматис , 2008. — 188 с.
Спасибо за внимаие !!!!!