Формирование профессиональной направленности старших школьников

Барсегян Анна Грачовна

Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные и юношеские годы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной направленности старших школьников.

Молодые люди, после окончания 11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.

Поэтому, весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию пройти профессиональную ориентацию.

Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные и юношеские годы. В подростковом возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появляется стремление к участию в труде. Необходимость и возможность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходимых для сознательной трудовой деятельности, так как 14-15 лет — возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, привязанностей и ценностных представлений.

Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период

от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный характер в возрасте 14-15 лет. У

девочек первое ранговое место занимает деятельность типа «человек-природа», второе – «человек-

художественный образ», третье – «человек-человек»; у мальчиков – соответственно «человек-техника»,

«человек-природа», «человек-человек».

«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом» .  А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе

При проведении профессиональной ориентации в школе должны учитываться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности личности, а также потребности общества. Одним из важнейших принципов профессиональной ориентации является создание условий для свободного выбора профессии.

цели профориентации:

- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

 

В качестве задач можно выделить:

  • формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
  • развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
  • обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004. - С. 9.

Наиболее важные проблемы профессиональной ориентации:

  • Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
  • Установление особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении про­фессий;
  • Изучение психофизиологических и других качеств личности для определения соответствия их требованиям профессий, т. е. выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;
  • Оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.
  • Разрешение трех последних проблем составляет непосредственную задачу медико-физиологической профессиональной консультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспечивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся важнейшим разделом профориентационной работы.

Профпригодность - это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельность( Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2005. - С. 324).

 Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт ( Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1998. - С.101 - 102.).

Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.

Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются отклонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, за­нимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.

Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний и создает предпосылки для инвалидности.

Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.

Профессиональная пригодность — наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

В соответствии с законодательством все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после медицинского освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.

Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.

Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.

Для каждого заболевания может быть несколько противопоказанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Министерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официальным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.

По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.