Работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях введения и реализация ФГОС.
Предварительный просмотр:
Потапова С.М., воспитатель
СПбГБУ Детский санаторий «Солнечное» Курортного района
Санкт-Петербурга
Работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях введения и реализация ФГОС.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. Раньше детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посещали специализированные дошкольные учреждения и группы, в настоящее время они активно включаются в коллектив здоровых детей. Если получив на свое попечение «особого» ребенка мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то есть, нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Т.е., педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Профессиональная компетентность современного педагога определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
I.Воспитательно-образовательному.
II.Учебно–методическому.
III.Социально–педагогическому.
I. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
1. Осуществление целостного педагогического процесса;
2. Создание развивающей среды;
3.Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
1. Осуществление целостного педагогического процесса.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
-знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
- четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;
- умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.
Педагоги нашего санатория получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях (в санатории- в городских методических объединениях – в республиканских мероприятиях), на семинарах и конференциях.
2. Создание развивающей среды.
Предметно – развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.
Например, для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.
1.Планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (на лестницах, в туалете - наличие поручней, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия - организация помощи детям при передвижении);
2.Планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.
3.Создание специального пространства:
-организация рабочего места для занятий с ребенком: подбор мебели в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом) и спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.)
– стулья с подлокотниками и перекладиной.
- специальные приспособления и подбор специального оборудования: наличие утяжелителей, тренажеров для карандашей, кисти и карандаши крупного диаметра и
т. д.
4. Зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.
Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно – развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.
Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Каждого вновь поступившего на работу в санаторий педагога знакомят с должностной инструкцией, которой должно руководствоваться на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм на протяжении многих лет.
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
- направленное воспитание у детей с ОВЗ умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
- устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
II. Учебно – методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности:
1.Планирование воспитательно-образовательной работы;
2.Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
-знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;
-умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
-владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно - развивающей работы, обучения и воспитания детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком с ОВЗ. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Показателями компетентности по этому направлению является наличие методических разработок у педагогов нашего санатория, публикации в сборниках, участие в площадках (в экспериментальной площадке «Использование здравотворческих технологий как средства подготовки к интеграции ребенка – дошкольника с детским церебральным параличом в социум», Федеральная стажировчная площадка «Социализация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»).
III.Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
1.Консультативная помощь родителям;
2.Создание условий для социализации детей;
3.Защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
-знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
-умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами санатория.
1.Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в наш санаторий. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Консультации, мастер – классы учителей – логопедов, учителей – дефектологов, воспитателей. Дни открытых дверей, совместные с родителями физкультурные и музыкальные развлечения и праздники. Родительские собрания, «круглые столы», посещения семей на дому - мы используем традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и не традиционные, дающие положительный результат. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семьях более спокойными.
2. Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. В практике нашего детского сада активно применяются совместные мероприятия коррекционных групп и групп общей направленности. Это проведение совместных прогулок и досугов. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.
3.По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители, их единицы, не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.
Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.
Литература:
1. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8).
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.