Технология групповой работы по развитию речи в начальной школе

Солдатенко Ксения Юрьевна

В условиях введения ФГОС нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_-_gruppovaya_rabota.ppt707 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповая работа на уроках по развитию речи в начальной школе Мысль не выражается в слове, но совершается в слове. Л.С. Выготский

Слайд 2

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе.

Слайд 3

Таким образом, групповая форма работы - это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.

Слайд 4

Преимущества групповой формы работы: 1.Происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса. 2.Групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. 3.Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков)

Слайд 5

Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы. «Печатная машинка» Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши. Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Слайд 6

Озеркаливание» Инструкция: Выполните четыре несложных задания, точнее, сымитируйте их выполнение. Задания следующие: - пришиваем пуговицу; - вырезаем круг; - печем пирог; - выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем партнеры встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры поменяются ролями.

Слайд 7

«Без маски» Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...» «Иногда люди не понимают меня, потому что я...» «Верю, что я...» «Мне бывает стыдно, когда...» «Особенно меня раздражает, что я...» «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...» и т. п.

Слайд 8

Методы групповой работы Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.

Слайд 9

Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Слайд 10

Результат 1.Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; 2.Меняется характер взаимоотношений между детьми; 3.Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

Слайд 11

Этапы технологического процесса групповой работы: I. Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи /проблемы/. 2. Инструктаж о последовательности работы. 3. Раздача дидактического материала по группам. II Групповая работа. 1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 2. Распределение заданий внутри группы. 3. Индивидуальное выполнение задания. 4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/. III. Заключительная часть. 1. Сообщение о результатах работы в группах. 2. Анализ познавательной задачи, рефлексия. 3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Слайд 12

Памятка "Правила работы в группах". 1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп. 2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело. 3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями. 4. Каждый ученик уважает мнение оппонента. 5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Слайд 13

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Слайд 14

Шляпы, которые думают Белая шляпа мышления. Надевая шляпу белого цвета, необходимо концентрироваться на всех данных, которые имеются: это факты и числа. А также нужно подумать о, возможно, недостающей информации, и способах восполнения таких пробелов. Красная шляпа – это шляпа эмоций. Пребывая в этом режиме, можно поддаться эмоциям. Человек должен быть честным с самим собой, или с другими собеседниками, если речь идет о групповом обсуждении. Все должны делиться своими переживаниями, страхами, радостью при анализе того, или иного решения. Тут не надо бояться негативных эмоций, так как они, наравне с позитивными, играют свою роль в принятии нужного решения Следующая шляпа отвечает за оптимистичность. Желтая шляпа подразумевает только позитивный настрой. Надевая ее, необходимо определить положительные аспекты каждого из решений или идей. Даже если обсуждаемый вариант, казалось бы, не сулит ничего хорошего, важно проработать именно скрытые выгодные ресурсы. Полной противоположностью желтой шляпе является черная. Здесь уже надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Какие подводные камни ожидают человека при таком, или ином варианте событий. Каковы будут потери, и можно ли их избежать? Будет несложно представить себя пессимистом, ведь в каждом решении всегда присутствует доля негативных явлений. Зеленая шляпа означает полет фантазии и креативность. Зеленая шляпа поощряет поиски новых, нестандартных решений. Смелые идеи, совершенствование уже имеющихся наработок, подсматривание методов у оппонентов, мозговой штурм – все это имеет место быть в режиме "зеленой шляпы". Синяя шляпа – это шляпа продумывания реализации выбранной идеи, воплощение ее в реальность. Не надо больше думать над преимуществами и недостатками, лишь воплощать в жизнь обдуманное решение.

Слайд 16

Задание по группам Сформулируйте цель и задачи развития речи детей младшего школьного возраста Отразить пути решения поставленной цели и задач – методологический подход Выявить педагогические условия развития речи детей Интегрированный подход в процессе развития речи Сформулировать выводы. Обосновать позицию группы