ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_konfl.docx | 21.02 КБ |
plotnikova_ped_kommunikatsii.pptx | 72.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды педагогических конфликтов
Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них».
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
• ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
• ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
• ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Существуют различные типы и виды конфликтов:
1) по направленности:
- вертикальные (учитель-ученик)
- горизонтальные (ученик-ученик)
- смешанные (учитель - родители)
2) по уровню:
-макроуровень ( система образовани - общество)
-средний уровень ( администрация, учителя, родители)
-нижний уровень (учитель-ученик, родители-ученики)
3) по содержанию:
-конфликты деятельности (успеваемость)
-конфликты поведения (нарушение правил поведение)
-конфликты отношений (эмоционально личностные отношения)
Выделяют четыре вида конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели
- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления
- личностно-групповой — возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются:
1) ученик-ученик.
- стремление к лидерству в микрогруппе
- демонстрация личного превосходства (между М и Д)
- отсутствие сострадания, цинизма.
2) ученик-учитель.
- возникают в старших классах, доминирование концепции "Я-взрослый", стремление к автономии, самостоятельному решению проблем
- острая и резкая реакция на замечания
- конфликты могут возникать и из-за несправедливых оценок.
3) учитель-учитель.
- соперничество между преподавателям.
- демонстрация превосходства опытных учителей над новыми,молодыми педагогами.
- создание благоприятного впечатления не деятельностью, а ее имитацией (самореклама).
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них». Виды педагогических ситуаций и конфликтов: • ситуации (или конфликты) деятельности , возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; • ситуации (конфликты) поведения , поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы; • ситуации (конфликты) отношений , возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Существуют различные типы и виды конфликтов: 1)по направленности: - вертикальные (учитель-ученик) - горизонтальные (ученик-ученик) - смешанные (учитель - родители) 2)по уровню: - макроуровень ( система образования - общество) -средний уровень ( администрация, учителя, родители) -нижний уровень (учитель-ученик, родители-ученики) 3)по содержанию: -конфликты деятельности (успеваемость) -конфликты поведения (нарушение правил поведение) -конфликты отношений (эмоционально личностные отношения)
Выделяют четыре вида конфликтов: - внутриличностный , отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности - межличностный , характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели - межгрупповой , отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления - личностно-групповой — возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Основные в иды межличностных конфликтов: 1) ученик-ученик: - стремление к лидерству в микрогруппе ; - демонстрация личного превосходства (между М и Д); - отсутствие сострадания, цинизма. 2) ученик-учитель: - возникают в старших классах, доминирование концепции " Я-взрослый ", стремление к автономии, самостоятельному решению проблем; - острая и резкая реакция на замечания; - конфликты могут возникать и из-за несправедливых оценок. 3) учитель-учитель: - соперничество между преподавателям; - демонстрация превосходства опытных учителей над новыми, молодыми педагогами; - создание благоприятного впечатления не деятельностью, а ее имитацией (самореклама).